Рабочая программа по классу баян

Программа, представленная Раймановым Артуром Исмагиловичем, создана на основе программы для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Музыкальный инструмент – баян» рассчитана на пять лет обучения и затрагивает, несомненно, актуальную и социальнозначимую для современной социально-культурной практике проблему организации детско-юношеского досуга, развитие познавательной мотивации и способностей. Цель, которую ставит автор программы, заключается в формировании  эстетического вкуса на лучших образцах классической русской,  зарубежной музыки, а также произведений советских композиторов. Программа состоит из трех модулей: теория, практика, творчество. В теоретическом модуле даются  теоретические знания необходимые ученику для овладения игрой на инструменте. Практические знания помогают закрепить полученный теоретический материал.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА С. ТАСТУБА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Принято на заседании МО «Утверждаю»

народного отделения по классу баян директор МБОУ ДОД «ДМШ с.Тастуба»

«_____» августа 20____ г. _________________ /Ахметгалеева Е.В./







Рабочая программа для учащихся класса баян музыкального отделения с пятилетним сроком обучения





Программу составил

преподаватель

Райманов Артур Исмагилович











СОДЕРЖАНИЕ


  • Пояснительная записка…………………………………………………………….. 3

  • Краткие методические указания…………………………………………………… 5

  • Содержание курса………………………………………………………………….. 6

  • Годовые требования………………………………………………………………... 14

  • Формы промежуточной аттестации……………………………………………….. 15

  • Программы контрольных прослушиваний………………………………………... 17

  • Репертуарные списки……………………………………………………………… 19

  • Используемые репертуарные сборники………………………………………….. 28

  • Используемая литература………………………………………………………….. 29












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа «Музыкальный инструмент баян» (пятилетний срок обучения) составлена преподавателем муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Тастубинская детская музыкальная школа» Раймановым Артуром Исмагиловичем в соответствии с Программой «Музыкальный инструмент баян» (пятилетний срок обучения) составленной Методическим советом МБОУ ДОД « ТДМШ» на основе примерной программы «Музыкальный инструмент баян» для ДМШ и ДШИ Федерального агенства по культуре и кинематографии научно - методического центра по художественному образованию (г.Москва, 2005 г.) и Типовой программы « Баян» для ДМШ и ВШОМО 1974 г.

Программа по предмету « Музыкальный инструмент баян» проводится в объёме 5- летнего срока обучения. Программа предусматривает также возможность обучения в 6 классе, которое проводится в рамках образовательной программы ранней профессиональной ориентации учащихся в целях подготовки наиболее одарённых учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные заведения.

Российскую теорию музыкально - эстетического воспитания отличает убеждённость в возможности формирования музыкальных способностей у всех детей. Фундамент развития будущего музыканта закладывается именно в музыкальной школе, где каждому ребенку предоставлена возможность проявить свои дарования, получить знания в области музыкальной культуры, научиться играть на музыкальном инструменте.

Важнейшей задачей музыкальной школы вообще и класса баяна в частности является всемерное воспитание музыкального слуха во всех его проявлениях. Обучение в классе баяна должно начинаться с формирования мелодических музыкально - слуховых и соответствующих им двигательных представлений. Пути к достижению цели разнообразны и очень индивидуальны. Так, ученик начинает проявлять интерес к занятиям, у него появляются любимые пьесы и народные песни, а овладение первоначальными навыками музицирования закрепляет желание учиться на баяне. Открывая учащимся доступ к пониманию музыки, преподаватель тем самым стимулирует развитие всех их способностей, воспитывает интерес к русской музыкальной культуре, в частности, к народной песне.

Важнейшую роль в образовательном процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с поэзией, литературой, живописью, театром. Музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно-нравственного облика и мировоззрения в целом.

Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным звеном в системе дополнительного образования, практически решают задачи эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры. Наиболее способные из выпускников ДМШ и ДШИ в дальнейшем обучаются в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах).

Программа «Музыкальный инструмент баян» опирается на новые учебные планы, предусматривающие семилетний и восьмилетний срок обучения. Данная программа предлагает начинать обучение детей с 6 - 7летнего возраста. Объём часов: 2 академического часа в неделю. Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом все возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученику в общеобразовательной школе. Программа предполагает методики преподавания, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Всестороннее развитие духовного мира и общей культуры учащихся через восприятие лучших образцов классической и народной музыки является основной целью деятельности преподавателя отделения народных инструментов. Одна из главных воспитательных задач - пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь сделать первые шаги в музыке. Исходя из этого, работа в классе баяна музыкальной школы должна основываться на принципе: всех детей без исключения нужно обучать так, чтобы им было интересно, чтобы в процессе занятий создавались оптимальные условия для выявления и развития музыкальных способностей, проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимается музыкой в плане общего музыкального образования и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в профессиональное музыкальное учебное заведение, программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность учащимся с самыми разными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, научиться понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, развить память, музыкальное мышление, стать грамотным музыкантом-любителем.

Данная рабочая программа «Музыкальный инструмент баян» (семилетний срок обучения) отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ, позволяющие учесть индивидуальные способности, возможности и уровень развития каждого учащегося. Программа дает возможность более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребёнка, предусматривает методы преподавания, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, которые способствуют развитию творческого потенциала, воображения и активности, способности мыслить аналитически, активизировать эмоции, память, интеллект.

В рабочей программе нашли отражение результаты изучения ряда учебных и нотных пособий по баяну, аккордеону и сольфеджио. В программе подробно изложены разделы «Содержание курса обучения» и «Репертуарные списки», а также представлены 5 приложений:

  • Приложение №1 «Пособия донотного доигрового периода»;

  • Приложение №2 «Пособия донотного игрового периода»);

  • Приложение № 3 «Физкультминутки на занятиях в классе баяна»;

  • Приложение № 4 «Пособия нотного игрового периода»;

  • Приложение № 5 «Упражнения для развития техники игры».

Материал приложений №1-№4 помогает заинтересовать учащихся музыкальными занятиями, сделать их очень интересными и любимыми. Игровой принцип подачи материала и красочное оформление рассчитаны на детское восприятие: игра включает ребенка в активный процесс познания музыки.

Приложение №5 представляет собой подборку упражнений для развития техники в средних и старших классах.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Учитывая особенности каждого учащегося, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности ученика. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия и утверждаются заведующим учебной частью или руководителем отдела. В конце каждого полугодия преподаватель отмечает в индивидуальных планах качество выполнения и изменения, внесённые в утверждённые ранее списки, а в конце года даёт развёрнутую характеристику музыкального и технического развития, успеваемости и работоспособности учащегося.


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Особое внимание нужно уделить одному из самых важных периодов обучения музыке - его начальному этапу. Следует увеличить «донотный» период в обучении (имеется в виду введение записи нот и чтение их уже после того, как ребенок играет и поет ряд песенок, показанных ему педагогом). Согласно известной теории психолога Гальперина, сознательное изучение ребенком нотной грамоты начинается только после данного этапа. Такой подход вырабатывает в ученике умение опираться в процессе игры на слух, а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учебе.

Навыки звукоизвлечения ученики осваивают и совершенствуют под руководством преподавателя на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и разнообразными характерными приемами. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движений и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития ученика.

Умение ученика самостоятельно и грамотно работать над музыкальным произведением значительно активизирует учебный процесс. Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:

  • Устный отчет о подготовке домашнего задания: чего было труднее добиться, какими способами устранялись встретившиеся трудности, каков был режим занятий и т.д.

  • Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: следует указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру, проанализировать исполнение товарища, обратив особое внимание на те произведения, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.

  • Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением преподавателя.

  • Словесная характеристика замысла или настроения произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композитором.

  • Определение особенностей произведения: его характера (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лада, размера, формы (границы фраз). Определить динамические оттенки, повторяющиеся элементы фактуры.

Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного материала, так как связь слова и мелодии способствует более яркому образному восприятию художественного содержания, заостряет внимание ученика на музыкальном языке как средстве выражения эмоционального состояния и музыкального содержания, интенсивно развивает его художественное мышление и вкус.

Необходимо учитывать, что занятия на баяне требуют от ученика некоторой физической силы и выносливости. Преподаватель должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв или изменить характер деятельности ученика. Во время перерыва необходимо снять инструмент и немного походить по классу.

Преподаватель должен придерживаться ровного, спокойного тона в отношениях с учениками. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают детей и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач.

Преподавателю необходимо найти оптимальный вариант индивидуального полугодового плана работы ученика на основе строгого соблюдения дидактического принципа, детального изучения программных требований соответствующего класса, с учетом индивидуальных особенностей ученика. Примерные программы академических концертов рассчитаны на различную степень развития учащихся. В то же время преподавателю предоставляется право расширять репертуар в соответствии с индивидуальными особенностями развития учеников.

В воспитании музыкально-эстетического вкуса учащихся качество художественного репертуара играет решающую роль. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов-классиков, современных отечественных и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира. В последние годы появляется все больше оригинальных сочинений для баяна. Это отрадное явление, но необходимо помнить, что овладение всеми тонкостями музыкального языка невозможно без изучения классического наследия. В репертуар учеников необходимо также включать массовые детские песни, патриотические песни, песни и танцы. Такой репертуар позволит ученикам сразу же включиться в музыкально-просветительскую работу общеобразовательной школы, детских оздоровительных лагерей и других детских коллективов. Все это будет способствовать повышению общественной значимости обучения в музыкальной школе и вместе с тем позволит активизировать учебный процесс в классе.

Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план ученика следует включать произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности над ними.

Обязательными разделами индивидуального плана должны быть:

- работа над полифонией и крупной формой;

- работа над этюдами и упражнениями;

- работа над гаммами, арпеджио, аккордами;

- работа над ансамблем.

Успеваемость учащихся учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в 5-м классе и в классе профессиональной ориентации (6-м). Выпускные программы составляются преподавателем в конце первого полугодия выпускного класса и утверждаются на заседании отдела.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в учебные заведения искусств и культуры среднего профессионального образования.

В течение учебного года проводится без оценки два прослушивания выпускных программ - одно в конце первого полугодия, другое - в начале четвёртой четверти. Цель этих прослушиваний - проверить на определённом этапе подготовку к выпускному экзамену.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на контрольных уроках и академических концертах. В течение учебного года педагог должен подготовить с учеником 6 произведений, различных по жанру и форме для показа на контрольных уроках и академических концертах. Школьные академические концерты рекомендуется проводить 1 раз в полугодие.

В связи с тем, что в школе не сложились необходимые условия для обучения детей на выборном баяне и последующем переходе на готово-выборный баян, предлагается обучать детей на традиционном баяне с готовыми аккордами.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Данная рабочая программа обучения на музыкальном инструменте баян предусматривает два взаимосвязанных направления:

  • первое - формирование, развитие и совершенствование техники игры на баяне, как необходимого средства для достижения художественного результата;

  • второе - становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.

Одна из главных воспитательных задач, стоящих перед преподавателем специального класса, - пробудить заложенное в каждом учащемся творческое начало, научить ребёнка трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в музыке. От преподавателя музыкальной школы в этом направлении требуется высокое профессиональное мастерство, творческая инициатива. Одним из условий правильных взаимоотношений между преподавателем и учеником является создание дисциплинирующей обстановки в классе. В вопросах дисциплины важна каждая деталь: вовремя начатый урок, внутренняя и внешняя собранность преподавателя, его манера поведения, интонация при разговоре с учеником: преподаватель должен придерживаться ровного, спокойного тона. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают учеников и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач.

В целях решения выдвинутых учебно-воспитательных задач и в соответствии с этим подобран учебно-тренировочный и художественный репертуар. Он сформирован по этапам так, чтобы была возможность не только закреплять и развивать полученные ранее знания, умения, навыки, но и последовательно приобретать новые. Это дает определенную свободу в регламентации времени, необходимого для прохождения соответствующего учебного материала, а также более широкие возможности использования его в соответствии с развитием и музыкальной подготовкой конкретного ученика на каждом году обучения.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Начальный этап является наиболее трудным в обучении игре на инструменте.

Основные периоды начального этапа обучения.

  • Донотный доигровой

  • Донотный игровой

  • Нотный игровой

В донотный доигровой период используются наглядные пособия для слушания музыки, развития ритма, пение детских песен.

В донотный игровой период формируется правильная посадка, закрепляется постановка правой и левой рук, используются упражнения для формирования навыков звукоизвлечения (ведение меха, понятие «дыхания»), ритмические упражнения на инструменте и игра по слуху.

В нотный игровой период учащиеся знакомятся с нотной грамотой, осваивают расположение нот в правой и левой клавиатурах, играют простейшие упражнения и мелодии, получают теоретические знания, необходимые для начального этапа обучения.

Для того чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, преподаватель должен использовать на своих занятиях различные методы и приёмы:

  • Наглядный

  • Словесный

  • Практический

Наглядный метод: исполнение музыки преподавателем, иллюстрации к музыкальным пьесам, красочные наглядные пособия, карточки, схемы.

Словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание с учётом возрастных особенностей.

Практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения для развития координации движений, формирования правильной посадки и навыков звукоизвлечения.

Первоначальный этап обучения является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта. С чего начать и каким образом заложить прочный фундамент для формирования и развития будущего музыканта?

Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности: различная степень одарённости, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма. Преподаватель должен знать сильные и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку. Составляя индивидуальные задания для каждого учащегося, преподаватель должен осуществлять дифференцированный подход, находить наиболее подходящие способы и методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности ученика.

Особенностью детской психики является постижение ребёнком окружающего мира, и в частности, мира музыки через игру, через активное действие. Если с первых шагов обучения опираться на действия ученика, его знания будут прочными, так как такие знания развивают не только память, но и мышление. Произойдёт накопление первоначального опыта, который ребёнок постепенно осознает, закрепит и будет самостоятельно использовать в своих домашних занятиях. Для усвоения знаний в донотный доигровой период можно использовать различные виды действий: спой мелодию песенки на слог «ля», послушай песенку и определи её настроение: весёлое или грустное, прохлопай ритм песенки, выложи графически движение мелодии вверх-вниз, придумай слова по ритму и др. Маленькие задачки призваны стимулировать мысль, внимание ребёнка. Важнейшим фактором успешной учёбы в музыкальной школе, является эмоциональная атмосфера урока. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, выполнивших правильно задание преподавателя, создаёт радостную, творческую обстановку на уроке.

Использование в донотный доигровой период различных игр, цветных карточек, смешных картинок, шумовых инструментов в качестве методического материала, способствует тому, чтобы учёба в музыкальной школе не стала скучной (Приложение №1 «Пособия донотного доигрового периода» №1-№10).

В данной рабочей программе элементы игры используются во всех периодах начального этапа обучения. Например, при изучении нотной грамоты, освоении метроритма, в заданиях на музыкальную импровизацию.

С первых занятий в классе баяна необходимо вести работу с учащимися по нескольким направлениям: развитие восприятия музыки различного характера; выполнение упражнений по развитию слуха, ритма, памяти; приспособление ученика к инструменту, формирование правильной посадки и игровых навыков; пение простейших песенок, подбор по слуху, транспонирование; освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтения нотного текста. В первый год обучения игре на баяне учащийся должен пройти 20-25 пьес сольно и в ансамбле с преподавателем.

Игра на баяне требует большой затраты мускульной энергии. Для начинающих баянистов одной из главных проблем является умение приспособиться к инструменту.

В донотный игровой период можно применить различные наглядные пособия (Приложение №2 «Пособия донотного игрового периода»№1 - №9).

Важнейшим в этом периоде является посадка и постановка рук, которые формируются в процессе привыкания к инструменту. Первоначально в работе используется «Наглядное пособие для формирования правильной посадки», которое с первых уроков поможет учащемуся запомнить правильное положение инструмента. Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, с некоторым наклоном вперёд. Ноги должны стоять плотно на полу. Стул должен быть соответствующей высоты, чтобы опора ног придавала корпусу устойчивость. Колени не следует держать слишком широко. Нужно следить, чтобы левая нога не участвовала в ведении меха. Правое колено должно быть выше левого. Для этого необходимо левую ногу слегка выдвинуть вперёд, а правую - подогнуть. Надо сидеть свободно и удобно. Не следует допускать напряжённости в спине, наклона назад или сутулости. Голову нужно держать прямо. Важно научиться находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, анализировать их. Критерий правильной посадки - её удобство и естественность (№1).

Технические, образно-звуковые задачи очень сложно решать при несоответствии инструмента физическим данным и возрасту ребёнка, особенно, если ему 7-8 лет. Если не удалось приобрести инструмент маленького размера для занятий дома, то преподаватель должен проявить изобретательность в выборе методов и форм работы с такими учащимися на уроке в зависимости от их способностей.

Баян на протяжении учёбы может меняться несколько раз, в зависимости от роста учащегося (№2).

Для правильной постановки правой и левой руки в своей работе можно использовать методический материал такой, как, например, «Наглядное пособие для формирования правильной постановки правой и левой рук». Надо обратить внимание учащегося на то, что в нотах каждый палец правой и левой руки обозначается цифрой: большой палец-1, указательный-2, средний-3, безымянный-4, мизинец-5 (№3). Начинать работу по постановке целесообразно с правой руки. Во время занятий надо обратить внимание на положение локтя правой руки: его нужно держать так, чтобы предплечье было в свободном состоянии и не прижималось к корпусу. Все пальцы правой руки должны располагаться на клавиатуре в полусогнутом положении. Пальцы не должны прилегать друг к другу. Кисть руки слегка выпуклая (№4). Левая рука выполняет две функции: нажимает клавиши с целью извлечения звука и ведёт мех. При разжиме меха запястье левой руки, упираясь в ремень, ведёт левую часть корпуса за собой (№5). При сжиме меха локоть отводится влево и слегка напрягается, имея опору в плече. Основание ладони упирается в сетку левой части корпуса инструмента, двигая его вправо (№5-а).

Баян - инструмент духовой группы, но приёмы звукоизвлечения и игры на нём имеют своеобразный характер. Навыки звукоизвлечения осваиваются и совершенствуются с первых занятий на инструменте. Для баяниста очень важно понятие «дыхания». Баян - один из немногих инструментов, у которого есть своеобразные «лёгкие» - мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством движения меха. Начинать следует с выработки ровного и плавного движения меха на разжим и сжим, прилагая необходимые усилия для получения основных динамических оттенков: пиано, меццо форте, форте и т. д.; затем нужно работать над движением меха, способствующим постепенному нарастанию и постепенному спаду звучания: крещендо и диминуэндо «Наглядное пособие - звукодинамические упражнения» (№6). Во время занятия важно заострить внимание учащегося на ритмичном дыхании и силе движения меха: если мех вести слабо - звук получается тихий и наоборот. Важно, чтобы учащийся понимал, что смена направления движения меха допускается только после полного закрытия клапанов и должна соответствовать естественному дыханию и совпадать с цезурами, отделяющими музыкальные построения - предложения, фразы. Смена движения меха должна быть плавной, недопустимы толчки и рывки.

Продолжая воспитание у учащихся чувства метроритма, в работе можно использовать «Наглядное пособие - игра по слуху Эхо» (№7)

В донотный игровой период слуховой метод обучения играет ведущую роль в исполнительском процессе. Начинающему музыканту надо научиться опираться в процессе игры на слух, что в дальнейшем разовьёт у него зрительно - слуховое, а не зрительно - аппликатурное восприятие нотного текста. Особенно нужно уделить внимание «донотному» игровому периоду, если ребёнок ещё не умеет читать и писать, а ритмическую и звуковысотную запись приходится осуществлять схематично

Донотное обучение значительно облегчает формирование элементарных игровых навыков. Это происходит за счёт сокращения объектов внимания: ученик не прикован к нотному тексту, ему не нужно искать соответствующие нотным знакам клавиши. Усвоение музыкального материала с показа является важной составной частью донотного обучения. Этот метод, налаживая первичную слухо - двигательную взаимосвязь и формируя элементарные игровые навыки, характеризуется доступностью и целенаправленностью по следующим причинам: по положению рук и пальцев сидящего напротив с инструментом преподавателя учащийся определяет примерный, необходимый для нахождения заданных интонаций участок клавиатуры; отсутствие зрительного контакта с клавиатурами своего инструмента заставляет искать нужные интонации, т.е. проявлять определённую слуховую активность; положение рук и пальцев сидящего напротив с инструментом преподавателя является для ученика хорошей иллюстрацией целесообразных игровых движений; исполнение заданных интонаций на должном уровне (ровно, певуче, на определённое количество долей) способствует развитию слухового самоконтроля, простейших навыков звукоизвлечения и чувства длительностей. В этот период можно связать воедино два предмета - сольфеджио и специальность для того, чтобы первоначальное освоение инструмента происходило через наиболее распространённые интонационные модели. Следуя этому методу, ребёнок сначала поёт и играет простейшие народные попевки, потешки, считалки, показанные ему преподавателем, а уже потом вводится запись нот и их чтение

Необходимо учитывать, что с начала донотного игрового периода, занятия на баяне требуют от ученика некоторой физической силы и выносливости. Преподаватель должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв или изменить характер деятельности ученика. В начальный период обучения игре на инструменте очень важно использовать на занятиях по специальности физкультминутки: в игровой форме проводится специальная гимнастика для пальцев, рук и корпуса. Для каждого ученика подбирается комплекс упражнений с учётом его индивидуальных особенностей: физического развития, координации движений, строения рук (Приложение №3

«Физкультминутки на занятиях в классе баяна»).

Из выше сказанного следует, что донотный этап в обучении помогает постепенно перейти от основного занятия детства - игры к учёбе: освоению записи и чтения нот.

В нотный игровой период также целесообразно использовать различные наглядные материалы (Приложение №4 «Пособия нотного игрового периода» №1 - №16) Например, для изучения нотной грамоты можно использовать «Наглядное пособие для изучения нотной грамоты». Сюда входят:

  • «Музыкальный домик» (№1) - при помощи цветных картинок учащийся запоминает название нот;

  • «Разноцветное лото» (№2) - зелёные и голубые кружочки-ноты помогают запомнить расположение нот на нотоносце: на линейках и между линейками; Закрепляя предыдущий материал можно использовать схему:

  • «Запись высоты звуков в скрипичном и басовом ключах» (№3).

«Наглядное пособие для изучения длительностей нот» позволяет использовать не только схемы (№4), но и цветные карточки (№5) и (№5-а).

«Наглядное пособие для ритмической подготовки к изучению размеров» помогает учащимся в освоении размеров 4/4 (№6); 2/4 (№6-а); 3/4 (№6-б).

Используя в работе «Наглядное пособие для изучения правой и левой клавиатур» можно научить учащихся самостоятельно определять расположение нот на клавиатуре (№7, №7-а). « Наглядное пособие для изучения упражнений на правой и левой клавиатурах» поможет учащимся закрепить навыки ориентирования на клавиатурах. Учитывая строение правой клавиатуры баяна, при помощи упражнений сначала нужно освоить хроматический звукоряд (№8), затем поступенное движение (№8-а). Для дальнейшего совершенствования навыков игры и освоения правой клавиатуры, можно «выбирать» нужные ступени: перейти к простейшим мелодиям и песенкам (№8-б).

При изучении левой клавиатуры, используются начальные упражнениях (№9). Можно сочинять «басовые» мелодии. Строение левой клавиатуры баяна позволяет довольно рано познакомить ученика с простейшими кадансами, что даёт неограниченные возможности начинающему музыканту при подборе аккомпанемента по слуху.

В наглядном пособии «Основные теоретические понятия начального этапа обучения» методический материал изложен в лаконичной форме по принципу последовательности - от простого к сложному (№ 10-№16).

Для того чтобы не происходило разрыва между практическим обучением игре на инструменте и изучением музыкально - теоретических дисциплин, стало возможным использование единых методических принципов в исполнительском и теоретическом классах. Уроки сольфеджио начинаются с усвоения звукоряда мажорного лада, а через некоторое время - минорного. Для упрочения теории с практикой эту последовательность усвоения ладов следует сохранять и при обучении в классе баяна. Начинать усвоение мажорного звукоряда следует с нижнего пентахорда, так как в него входят все устойчивые звуки (1-3-5 ступеней). В этом случае развивается ощущение устойчивых звуков лада, прежде всего - тоники и поступенного мелодического движения. Легко, без всяких промежуточных упражнений, усваиваются звуки тонического трезвучия и мелодическое движение в пределах пентахорда - от тоники вверх и от квинты вниз. Самые первые шаги удобнее всего делать в пределах 1-3 ступеней лада, когда учащийся имеет возможность сосредоточить внимание на минимальном отрезке звукоряда. В дальнейшем диапазон одноголосных мелодий можно увеличить до октавы. Первоначально мелодии должны излагаться в поступенном движении, затем со скачками. В партии левой руки используются басы основного ряда с «готовыми» аккордами. Из трёх видов минора первым лучше усваивать натуральный минор, который широко используется в народных песнях.

Основу репертуара начинающего музыканта должны составлять детские попевки, народные песни, а так же близкая детям современная музыка с ярким образным содержанием. Большинство педагогов - сольфеджистов проводят занятия с учащимися по сборникам сольфеджио конкретных авторов. Лучшим музыкальным материалом для формирования слухо - двигательных представлений в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспонированию в классе баяна являются попевки и песни, изложенные в сборниках сольфеджио, поскольку они тщательно систематизированы и подобраны по степени нарастания ладотональных и фактурных трудностей. В них нет аккомпанемента, аппликатуры и указаний на смену движения меха, что создаёт условия для развития инициативы и самостоятельности учащегося. Использование мелодий из этих сборников для обучения транспонированию будет способствовать успешности усвоения обоих курсов - специального инструмента и сольфеджио.

При подборе репертуара на первоначальном этапе обучения, преподаватель должен руководствоваться принципом доступности и последовательности. В связи с этим, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Чтобы занятия на баяне были живыми и интересными, в индивидуальный план ученика полезно включать знакомые детские песенки, известные народные песни и танцы, песни из мультфильмов и кинофильмов, а так же не сложные инструментальные произведения

Репертуар, включенный в индивидуальный план, должен быть ярким и эмоциональным, разнообразным по жанру и характеру. Желательно использовать народные песни с поэтическим текстом, который призван стимулировать образность мышления.

Основные методы работы над штрихами «легато», «нон легато» и «стаккато», динамикой и фразировкой, аппликатурой, развитием техники исполнения подробно освещены в «Школе игры на баяне» А. Онегина, «Школе игры на баяне» и «Основах игры на баяне» П. Говорушко, «Прогрессивной школе игры на баяне» Ю. Акимова и П. Гвоздева.

На первом этапе обучения главная задача преподавателя - научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением, рационально использовать время, отведённое для выполнения домашнего задания. Развитие ученика зависит от качества домашних занятий, их регулярности. Важное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания. Для этого необходимо учитывать объем материала, сроки выполнения, сложность задачи и работоспособность ученика.

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Второй этап обучения является основным и охватывает учащихся 3-7 классов. На этом этапе учащиеся закрепляют ранее полученные практические умения, совершенствуют навыки звукоизвлечения, продолжают работать над динамикой, штрихами, фразировкой и разнообразными характерными приемами, развивать слух, чувство ритма. В этот период обогащается музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре и в нотной записи, углубляются теоретические знания.

На основе варьирования мелодий художественные и технические задачи последовательно расширяются: обогащается фактура произведений, усложняется их ритмика, гармонизация и другие элементы музыкальной речи.

Важно отметить, что создание профессиональных основ невозможно без разностороннего развития технических навыков. Наибольших результатов в этом направлении могут дать гаммы, арпеджио и специальные упражнения.

Систематические тренировки способствуют укреплению пальцев, развитию их беглости, правильной постановке рук. На разных этапах обучения тренировка исполнительского аппарата подчинена разным задачам. Если на первом этапе обучения игра гамм и упражнений являются материалом, на основе которого учащийся получает необходимые ему знания, развивает координацию движений, ориентирование на клавиатуре, то на втором этапе обучения очень важно включить в работу особый раздел, состоящий из дополнительного материала: упражнений и этюдов. Упражнения помогут учащимся овладеть каким-то определённым приёмом игры, развить беглость пальцев, интервальную и аккордовую технику. Выбирая упражнения, преподаватель должен сделать упор на тот вид техники, который в данный момент является для ученика наиболее важным и трудным. ( Приложение №5 «Упражнения для развития техники игры»).

Упражнения можно условно разделить на группы.

  • Упражнения №1-№8 будут способствовать развитию беглости пальцев при исполнении арпеджированных последовательностей звуков. Можно разнообразить данные упражнения в штриховом отношении, метроритмическом и т.п.

  • Упражнения №9-№16 предназначены для развития аккордовой техники игры. Они охватывают три баянные позиции и записаны в разных тональностях.

  • Упражнения №17-№19 полезны для выработки самостоятельных движений пальцев при игре двойными нотами. Эти упражнения рекомендуется играть сначала в медленном темпе в разных метроритмических вариантах. При игре в подвижных темпах нельзя допускать излишнего напряжения мышц.

  • Остальные упражнения (№№ 20-27) предназначены для развития беглости пальцев левой руки. В одних больше внимания уделяется скачкам и развитию слабых пальцев (№22), в других - особому ритмическому рисунку аккомпанемента (№25), в третьих - своеобразному чередованию басов с аккордами (№20, №27).

Нельзя забывать и о гаммах: можно играя меньшее количество гамм, решать многие музыкальные задачи: использовать различные штриховые варианты, регистры, фактуру (терции, октавы), изучать кадансовые построения.

Хорошим средством для решения художественно - технических задач являются этюды. Этюды, предназначенные для учащихся второго этапа обучения, по своему содержанию и характеру близки упражнениям. Включение того или иного этюда в программу по развитию учащегося, может быть обусловлено двумя задачами.

Первая: освоение и развитие определённого вида техники. В этом случае преследуется цель разностороннего технического развития. В программу учащегося последовательно включаются этюды на различные виды техники, причём каждый этюд выше возможностей учащегося, тем самым обеспечивая его технический рост.

Вторая: подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном произведении. В этом случае берутся этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движений, которые встретятся в произведении, а также близкие по характеру самой музыки. Технические сложности в таких этюдах преодолеваются значительно легче, чем в художественных произведениях. Эти этюды не должны превышать уровень технического развития учащегося

В работе над этюдами нужно учесть следующее:

  • Нельзя играть этюды механически, сводя исполнение к « голой технике». Важно слушать себя во время игры.

  • Не следует упрощать и облегчать аппликатуру.

  • При первом ознакомлении этюд исполняется каждой рукой отдельно, так как в этом случае можно услышать и осознать все элементы музыкальной ткани.

  • Выученный этюд подвижного характера полезно время от времени играть в медленном темпе различными штрихами.

  • Сильные доли такта следует рассматривать как своеобразные точки опоры, и их надо слегка акцентировать. Это будет способствовать чёткому ритму, точной ориентации в позициях, а также активизации мышления учащегося.

  • Необходимо уделять внимание полноте и сочности звучания басовой партии.

  • Соблюдать динамические оттенки, выполнять точную смену движения меха.

  • Отдельные технические элементы, представляющие трудность, следует вычленять в специальные упражнения как подготовительный материал в данной фактуре этюда.

На втором этапе обучения в работе над художественным образом полезно использовать разнохарактерные народные песни. Знание текста песен будет способствовать более осмысленному исполнению: в нужном темпе, характере, с правильной артикуляцией. На этом этапе обучения, учащиеся должны научиться анализировать исполняемое произведение: осмысление размера, лада, тональности; определение составных частей мелодии (предложений, фраз, цезур); фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности; выявления характерных особенностей мелодии - движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада; определение фразировки, примерной динамики звучания.

Репертуар каждого учащегося надо подбирать дифференцированно, с учётом его индивидуальных и психофизиологических особенностей. Нельзя забывать, что в репертуарный список старших классов обязательно должны включаться полифонические произведения и произведения крупной формы, пьесы для ансамблевой игры, аккомпанемента и чтения нот с листа.

Более сложные по характеру и исполнению произведения надо вводить постепенно, уделять особое внимание самостоятельной работе учащихся по подбору знакомых мелодий на слух и разбору музыкальных произведений

На этом этапе обучения, учащиеся детально знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности, с музыкальными жанрами и формами, различной фактурой исполняемых произведений, подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства.

В конце курса обучения предусматривается значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях, повышение музыкально-исполнительского мастерства. Расширение интересов в области искусства вообще и музыкального в частности. В это время практически решаются различные вопросы музыкального исполнительства, направленные на разностороннее развитие учащихся, формируется их эмоционально-сознательное отношение к музыке.

Вся учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы учащиеся в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыкального искусства.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ КЛАСС


Годовые требования.

15-20 пьес различных по характеру (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды).

Со второго полугодия чтение нот с листа простейших музыкальных примеров.

Технические требования.

Гаммы: «До», «Соль», «Фа» мажор в медленном темпе (второе полугодие) определённым количеством нот на одно движение меха.

ВТОРОЙ КЛАСС


Годовые требования.

1 - 2 произведения с элементами полифонии, 4-5 разнохарактерных пьес, 2-3 обработок народных песен, 2 - 3 этюдов на различные виды техники, 2 -3 ансамбля.

Чтение нот с листа наиболее лёгких упражнений и пьес отдельно каждой рукой.

Технические требования.

Гаммы: «До», «Соль», «Фа» мажор отдельно каждой рукой.

Короткие арпеджио «До», «Соль», «Фа» мажор правой рукой.

ТРЕТИЙ КЛАСС

Годовые требования.

2 -3 полифонических произведения; 1 -2 произведения крупной формы, 3 -4 разнохарактерных пьес, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюдов на разные виды техники, 1-2 ансамбля.

Чтение нот с листа наиболее лёгких упражнений и пьес двумя руками.

Технические требования.

Гаммы: «До», «Соль», «Фа» мажор двумя руками вместе; «ля», «ми» и «ре» минор правой рукой.

Короткие арпеджио в тональностях «ля», «ми» и «ре» минор правой рукой.

Аккордовые последовательности в гаммах «До», «Соль» и «Фа» мажор правой рукой.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Годовые требования.

1-2 полифонических произведений, 1-2 произведения крупной формы, 3-4 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 2-3 этюдов на разные виды техники, 1-2 произведения для самостоятельной работы.

Чтение нот с листа двумя руками.

Технические требования.

Мажорные гаммы в тональностях до трёх знаков в ключе двумя руками вместе; минорные мелодические и гармонические гаммы « ля», «ми», «ре» правой рукой.

Короткие и длинные арпеджио в мажорных и минорных тональностях до трёх знаков в ключе правой рукой.

Тонические аккорды и их обращения в тональностях «ля», «ми», «ре» минор правой рукой.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Годовые требования.

2-3 полифонических произведений, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерных пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 2-3 этюдов на разные виды техники, 2-3 произведения для самостоятельной работы.

Чтение нот с листа.

Технические требования.

Мажорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками; минорные мелодические и гармонические гаммы в тональностях до трёх знаков в ключе

Мажорные и минорные короткие и длинные арпеджио правой рукой в тональностях до пяти знаков.

Мажорные и минорные тонические аккорды и их обращения правой рукой в тональностях до пяти знаков в ключе

ШЕСТОЙ КЛАСС

Годовые требования.

2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 3-4 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюдов на различные виды техники, 2-3 произведения для самостоятельной работы.

Чтение нот с листа.

Технические требования.

За год учащийся должен выучить все мажорные гаммы, минорные мелодические гаммы, минорные гармонические гаммы разными штрихами и ритмическими рисунками в хорошем темпе.

Все гаммы мажорные терциями и октавами с использованием большого пальца.

Короткие и длинные арпеджио во всех тональностях

.






ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Разнообразные формы контроля соответствуют многостороннему, комплексному обучению учащихся.

В течение учебного года все учащиеся со 2 по 5 классы должны иметь не менее четырех публичных выступлений, за которые получают оценку:

  • Контрольный урок / I четверть/

  • Академический концерт /I полугодие/

  • Контрольный урок /III четверть/

  • Академический концерт /II полугодие/

Кроме этого, учащиеся со 2 по 4 класс сдают технический зачёт и зачёт по полифонии в 3-й четверти.

Учащиеся выпускного 5 класса в течение учебного года сдают 1 контрольный урок, выпускной экзамен, программу которого составляют 4 произведения.

При выставлении оценки учитываются качество исполнения, соответствие произведения примерному уровню трудности, предложенному в вариантах программ для каждого года обучения.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Класс

Сроки аттестации

Формы аттестации

Программные требования

1 класс


3 четверть

Контрольный урок

«Праздник первого концерта»


1 произведение

(пьеса)

4 четверть

Академконцерт

2 разнохарактерных произведения

(2 пьесы

или пьеса и этюд)

2 класс

1 четверть


Контрольный зачёт

1 произведение

(пьеса)

2 четверть


Академконцерт

2 разнохарактерных

произведения

(2 пьесы

или пьеса и этюд)

3 четверть


Тех.зачёт

Зачёт по полифонии

1 этюд, гаммы

1 полифоническое произведение


4 четверть


Академконцерт

1 крупная форма и пьеса

3 класс

1 четверть


Контрольный зачёт

1 произведение

(пьеса)

2 четверть


Академконцерт

2 разнохарактерных произведения

(пьеса и этюд или две пьесы)

3 четверть

(февраль)

Техзачет


Этюд, гаммы по программе

Зачёт по полифонии

1 полифоническое произведение


4 четверть



Академконцерт


1 крупная форма и пьеса

4 класс

1 четверть


Контрольный зачёт

1 произведение

(пьеса)

2 четверть



Академконцерт

2 разнохарактерных произведения


3 четверть



Техзачет

Зачёт по полифонии

1 произведение (этюд)

Гаммы по программе

Полифоническое произведение

4 четверть

Академконцерт


2 разнохарактерных произведения

(крупная форма ипьеса)

5 класс

2 четверть

1-е прослушивание экзаменационной программы

2 произведения наизусть

3 четверть



Контрольный урок



1 произведение (пьеса)


4 четверть


2-е прослушивание экзаменационной

программы

4 произведения наизусть

4 четверть

Экзамен

4 произведения наизусть

6 класс

1 четверть

Контрольный урок

1 произведение

(пьеса)

2 четверть



Академконцерт

2 разнохарактерных произведения

(пьеса и этюд или полифония и этюд )

3 четверть



Контрольный урок


Техзачёт

1 произведение

(пьеса)

Гаммы по программе

4 четверть

Академконцерт

2 разнохарактерных произведения (пьеса и этюд или крупная форма и этюд )



ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОСЛУШИВАНИЙ.

1 класс

1. Калинников. Тень - тень

Русская народная песня «Вставала ранёшенько»

Черни К. Этюд До мажор

2. Аренский А. Журавель

Русская народная песня «Как под яблонькой»

Шитте Л. Этюд Фа мажор

2 класс

1. Шилова О. Весёлое путешествие

Русская народная песня «Со вьюном я хожу».

Шитте Л. Этюд Соль мажор

2. Акимов Ю. Обработка русской народной песни «Заплетися, плетень»

Бонаков В. Маленькая полька

Черни К. Этюд Ре мажор


3 класс

1. Гурилёв А. Песня

Шуберт Ф. Немецкий танец

Вольфарт Г. Этюд № 5 до мажор

2. Моцарт В. Вальс

Шевченко С. Канон

Салин А. Этюд фа мажор

4 класс

1. Шишаков Ю. Полифоническая пьеса

Лак Т. Сонатина до мажор

Самойлов Д. Этюд соль мажор

2. Гендель Г. Сарабанда

Горлов Н. Сонатина

Беренс Г. Этюд фа мажор

6 класс

  • Медынь Я. Сонатина до мажор, ч.3

Сурков А. Обработка русской народной песни «Как у наших у ворот»

Коняев С. Этюд ре-бемоль мажор


  • Кулау Ф. Вариации соль мажор

Шостакович Д. Лирический вальс

Бонаков В. Этюд № 40

ПРОГРАММЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПРОСЛУШИВАНИЙ

5 класс

  • Шишаков Ю. Прелюдия и фуга №1 до мажор

Чимароза Д. Соната соль минор

Чапкий С. (обр.) Украинская народная песня « Ехал казак за Дунай»

Мясков К. Этюд До минор


  • МайкапарС. Прелюдия и фугетта

Глазунов А. Сонатина ля минор

Сурков А (обр) Русская народная песня « Как у наших у ворот»

Самойлов Д. Этюд- скерцо.


  • Шишаков Ю. Прелюдия и фуга №1 До мажор

Болдырев И. Сонатина

Онегин А (обр) Русская народная песня « Лесорубы раным - рано встать должны»

Черни К. Этюд До мажор


  • Майкапар С. Прелюдия и фугетта

Бах Ф.Э. Соната ре минор, ч.3

Лондонов П. Обработка русской народной песни « Приходите, гости, к нам»

Самойлов Д. Этюд - скерцо


6 класс

Примерные экзаменационные программы для поступающих в СУЗы

  • Шишаков Ю. Прелюдия и фуга №20 ля минор

Шпиндлер Ф. Каприччио

Лысенко Н. Грустный напев

Шалаев А. Обработка русской народной песни « Вдоль по Питерской»

Сларт А. Этюд До мажор


  • Бах И.С. Маленькая органная прелюдия и фуга ми минор

Яшкевич И. Соната до мажор ( «В классическом стиле»), ч.1

Чайковский П. « Песня жаворонка»

Накапкин В. Обработка русской народной песни « У зори-то, у зореньки»

Горлов Н. Этюд Фа мажор

РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ.

Первый класс

Этюды

Беренс Г. Этюд До мажор

Беркович И. Этюд Соль мажор

Гурлит К. Этюд До мажор

Иванов В. Этюд До мажор

Салин А. Этюд ля минор

Черни К. Этюд До мажор

Шитте Л. Этюд Фа мажор

Детские песни

Весёлые гуси, « Все уж птички прилетели», Зайка, Лошадка, Пастушок, Птичка, Солнышко, Сорока, Листопад, « Птичка над моим окошком», « Ходит зайка по саду».

Обработки народных песен и танцев.

« Перепёлочка». Белорусская народная песня

Русские народные песни:

« Ах, во саду, саду « Василёк», « Заинька», « Как под горкой»,

« Летал голубь», « На горе стоит верба», « Не летай, соловей»,

« У кота», « Теремок».

Украинские народные песни:

« Веснянка», « Лети, воробышек»,

« По дороге жук, жук».



Произведения русских композиторов

Гурилёв А. Песенка

Калинников В. Журавель Тень- тень

Ребиков В. Птичка

Произведения зарубежных композиторов

Вебер К. Колыбельная

Векерлен Ж. Детская песенка

Глюк К. Мелодия

Моцарт В. Азбука

Тюрк Д. Баюшки - баю

Произведения отечественных композиторов XX века

Васильев - Буглай Д. Осенняя песенка

Гедике А. Заинька

Красев М. Баю - баю Ёлочка Конь

Майкапар С. Первые шаги

Раухвергер М. Воробей

ФилиппенкоА. Подарок маме

Второй класс

Этюды

Беренс Г. Этюд До мажор

Вольфарт Г. Этюд Фа мажор

Гаврилов Л. Этюд До мадор

Гурлит К. Этюд До мажор

Жилинский А. Этюд До мажор

Лешгорн А. Этюд До мажор

Слонов Ю. Этюд ля минор

Черни К. Этюды: До мажор, Фа мажор, Соль мажор

Шитте Л. Этюд До мажор

Обработки народных песен и танцев

Белорусский народный танец « Микита»

Латышская народная песня « Кукушечка»

Польская народная песня « Весёлый сапожник»

Польский народный танец « Маленький краковяк»

Русские народные песни: « Ах ты, канава»,

« Белолица, круглолица», « Осень»,

« На улице дождь, дождь», « Все мы песни перепели»,

« Я пойду ли молоденька» « Ты, кукушечка лесная»

Произведения русских композиторов

Глинка М. Жаворонок

Гурилёв А. Песенка

Римский - Корсаков Н.Ладушки

Гречанинов А. Песенка

Произведения зарубежных композиторов

Бетховен Л. Экосез

Брамс И. Колыбельная

Люлли Ж. Песенка

Моцарт В. Волынка

Мейер В. Полька

Тюрк Д. Маленький вальс

Филипп И. Колыбельная

Произведения отечественных композиторов XX века

Александров А. « К нам гости пришли»

Бекман Л. Ёлочка

Гедике А. Плясовая

Дунаевский И. Колыбельная

Жилинский А. Танец Детская полька

Книппер Л. Полюшко - поле

Красев М. Игра с мячом

Левидова Д. Песня

Слонов Ю. Песня Разговор

Чайкин Н. Серенада

Шостакович Д. Марш

Полифонические произведения

Аглинцова А. Русская песня

Арман Ж. Пьеса

Воков В. Напев

Гардорф К. Пьеса

Кранц А. Кукушка в лесу

Панкин М. Пьеса

Слонов Ю. Просто так

Ансамбли

Кабалевский Д. Весёлый наигрыш Песенка

Лысенко Н. « На горе, горе»

Ребиков В. « Воробышек, воробей»

Шуберт Ф. Экосез

Третий класс

Этюды

Беренс Г. Этюды: До мажор, Ре мажор, Соль мажор

Беркович И. Этюд До мажор

Биль А. Этюд До мажор

Бухвостов В. Этюд ми минор

Гнесина Е. Этюд Ре мажор

Гурлит К. Этюды: Соль мажор. Ля минор

Дювернуа Ж. Этюд Соль мажор

Лешгорн А. Этюд До мажор

Лондонов П. Этюд - канон

Мотов В. Этюд ля минор

Павин С. Этюд До мажор

Черни К. Этюды: До мажор, Соль мажор,

Си бемоль мажор

Шитте Л. Этюды: До мажор, Ре мажор,

Фа мажор, ля минор

Обработки народных песен и танцев

Варламов А. Песня

Гречанинов А. Колыбельная

Гурилёв А. « Улетела пташечка»

Калинников В. Осень

Ребиков В. Птичка

Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. Песня странника

Бетховен Л. Контрданс, Немецкий танец

Векерлен Ж. Детская песенка

Корелли А. Сарабанда

Люлли Ж. Менуэт

Моцарт В. Аллегретто, Вальс

Шуберт В. Вальс

Произведения отечественных композиторов XX века

Бухвостов В. Марш

Волков В. Напев

Гедике А. Танец

Жилинский А. Танец

Кажлаев М. Шарманщик

Лндонов П. Игра

Филиппенко А. На мосточке, « То снежинки, как пушинки»

Полифонические произведения

Бах И. Ария

Гайдн Й. Менуэт

Глинка М. Полифоническая пьеса

Горлов Н. Пьеса - канон

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт

Пёрселл Г. Ария

Фрескобальди И. Канцон

Произведения крупной формы

Вильтон К. Сонатина

Гедике А. Сонатина

Тюрк Д. Сонатина

Штейбельт Д. Сонатина


Ансамбли

Брамс И. Колыбельная

Витлин В. Детская песенка

Гайдн Й. Немецкий танец

Глинка М. Полька

Калинников В. Киска

Касьянов А. Русская песня

Русская народная песня « Перевоз Дуня держала»

Украинская народная песня « Ехал казак за Дунай»

Шуберт Ф Благородный вальс

Четвёртый класс

Этюды

Арман Ж. Этюд ля минор

Бейер Ф. Этюд До мажор

Бушуев Ф. Этюды: До мажор, ля минор

Гурлит К. Этюд ре минор

Конкон Ж. Этюд Си бемоль мажор

Лак Т. Этюд До мажор

Лешгорн А. Этюд Соль мажор

Мотов В. Этюды: ми минор, Ля мажор

Полынский Н. Этюд До мажор

Обработки народных песен и танцев

Алёхин В. « Чёрный барашек»

Бушуев Ф. « Насмешливая кукушка»

« Не топила, не варила»

Егерский марш

Дюбюк А. « Ах, улица, улица широкая»

ЗацарныйЮ. « Эх, калинушка»

Павин С. « Вы раздайтесь, расступитесь, добрые люди»

Салин А. « Пойду ль я, выйду ль я»

Тышкевич Г. « Бульба»

Шашкин П. « Возле речки, возле моста»

Шустов А. « Блины»

Произведения русских композиторов

Алябьев А. Соловей

Варламов А. Вальс

Глинка М. « Не щебечи, соловейко»

Гречанинов А. Мазурка, Протяжная песня

Гурилёв А. Колокольчик

Даргомыжский А. вальс

Жилин А. Вальс

Калинников В. Колыбельная

Козловский И. Вальс

Титов Н. Вальс

Чайковский П. Немецкая песенка

Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. Пьеса, Танец

Бах И. Полонез

Бетховен Л. Контрданс, Менуэт,

Лендлер, Скерцо, Сурок

Вебер К. Хор охотников

Гендель Г. Гавот

Гесслер И. Менуэт

Глюк Х. Гавот

Диабелли А. Сонатина

Кёллер Л. Тирольская песня

Кребс И. Менуэт

Шпиндлер Ф. Вальс

Произведения отечественных композиторов XX века

Аверкин А. Солнечный зайчик

Агафонников С. « Догони - ка»

Бунин Р. прелюдия

Гаврилин В. Шутка

Гедике А. Мазурка, Маленькая пьеса,

Маленькое рондо, Медленный вальс

Глиэр. Р. Вальс

Дербенко Е. Осень наступила

Зацарный Ю. Поле русское родное, Страдания

Кабалевский Д. Медленный вальс

Караев К. Колыбельнвя

Майкапар С. Колыбельная сказочка

Педальная прелюдия, Детский танец

Свиридов Г. Попрыгунья

Теплов П. Хоровод

Хачатурян А. Вечерняя сказка

Цфасман А. Весёлый вечер

Чайкин Н. Русский танец

Широков А. На катке

Полифонические произведения

Барток б менуэт

Бах И. Ария. Менуэт. Полонез

Бём Г. Менуэт

Гедике А. Гавот, Сарабанда, Фугато

Гендель Г. Менуэт

Дюпарт Ш. Менуэт

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Бурре

Майкапар С. Раздумье

Моцарт В. Ария, Пьеса

Перселл Г. Менуэт

Тюрк Д. Аллегро


Произведения крупной формы

Андрэ И. Сонатина

Ваньгал Я. Сонатина

Келлер Л.Сонатина

Рейнике К. Сонатина

Хаслингер Т. Сонатина

Шмит Ж. Сонатина

Ансамбли

Белов В. Владимирский хоровод

Вебер К. Адажио

Гаврилов Л. Полька, Хоровод

Гендель Г. Менуэт

Марьин А. « Что от терема, да до терема»

Павин С. « Вдоль по улице метелица метёт»

Жигалов Русский танец

Чаплыгин Н. « Кубилас»

Пятый класс

Этюды

Бурмистров А. Этюд соль минор

Гнесина Е. Этюд Ре мажор

Дювернуа Ж. Этюд До мажор

Иванов В. Этюд ми минор

Кокон Ж. Этюд ля минор

Лак Т. Этюд ре минор

Тышкевич Г. Этюд Соль мажор

Шашкин П. Этюд До мажор

Обработки народных песен и танцев

Алёхин В. Катерина

Варламов А. « Для чего летишь, соловушка»

Дымов о. « Сенокосная»

Павин С. « Канава» русская народная песня

Тышкевич Г. « Савка и Гришка» белорусская народная песня

Смоленская полька

Шашкин П. Казачок, Волоколамский перепляс

Произведения русских композиторов

Булахов П. Романс

Варламов А. Вальс, « Что ты рано, травушка пожелтела?»

Верстовский А. Вальс Мазурка

Глинка М. Полька

Гречанинов А. Маленькая сказка

Дюбюк А. Романс

Козловский А. Вальс

Ребиков В. Восточный танец

Чайковский П. Гавот

Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. Вальс

Бетховен Л. Вальс, Три немецких танца

Боккерини Л. Менуэт

Вебер К. Вальс

Гершвин Д. Колыбельная

Григ Э. Деревенская песня, Народная мелодия

Корелли А. Гавот

Рамо Ж. Ригодон

Сигмейстер Э. Пьеса

Скарлатти Д. Жига

Стоянов С. Юмореска

Телеман Г. Бурре

Шуберт Ф. Галоп

Произведения отечественных композиторов XX века

Бухвостов В. Маленькая сюита

Василенко И. Испанский танец

Глиэр Р. Вальс, Рондо, Яблочко

Звонарёв О. За околицей, У ручья

Кабалевский Д. Рондо-марш, Скерцо, Токкатина

Камалдинов Г. Вальс

Лондонов П. Четыре танца

Раков Н. Скерцино

Рожков В. Марш

Рыбников А. Последняя поэма

Свиридов Г. Вальс, Военный марш

Темнов В. Весёлая кадриль

Тихонов Б. Скакалка

Хренников Т. Вальс, Романс

Холминов А. Полька

Шендерёв Г. Мелодия

Полифонические произведения

Болдырев И. Русская

ВоленбергА. Прелюдия

Гедике А. Канон

Насидзе С. Инвенция

Раков Н. Взгрустнулось

Сорокин К. Маленькая фуга

Щуровский Ю. Инвенция

Произведения крупной формы

Бенда Г. Рондо

Бетховен Л. Сонатина

Бухвостов В. Маленькая сюита

Вебер К. Сонатина

Гендель Г. Вариации

Сорокин К. Сонатина

Хаслингер Т. Сонатина

Ансамбли

Даргомыжский А. На зелёной лужайке

Захарова Л. Танец казанских татар

Калинников В. Грустная песенка

Красев М. Пляска

Лядов А. Колыбельная

Ребиков В. Вальс

Фаттах А. Прогулка

Шестериков И. Весёлый пастушок

Шуберт Ф. Анданте

Шуман Р. Вальс, Народная песенка


Шестой класс

Этюды

Бертини Г. Этюд соль минор

Лешгорн А. Этюд Фа мажор

Лондонов П. Этюд ля минор

Сорокин К. Этюд-картинка

Черёмухин М. Этюд-картинка

Черни К. Этюды: До мажор, Соль мажор, соль минор

Шишаков Ю. Этюд ля минор

Обработки народных песен и танцев

Бухвостов В. В саду

Дунаевский И. « Дивлюсь я на небо»

Жигалов В. Чардаш

Иванов В. Дуня - тонкопряха

Кузнецов Е. Как под яблонькой

Левкодимов Г. Как из улицы в конец

Матвеев И. Чом, чом не прийшов

Мотов В. На лодочке

Павин С. Сенокосная

Шашкин П. Страдания

Широков А. У меня ль во садочке

Произведения русских композиторов

Балакирев М. На Волге

Глинка М. Вальс

Даргомыжский А. Табакерочный вальс

Лядов А. Протяжная

Пахульский Г. Прелюдия

Ребиков В. Мазурка

Рубинштейн А. Персидская песня

Произведения зарубежных композиторов

Барток Б. Вечер в деревне

Бах И.С. Ария

Бетховен Л. Шесть экосезов

Вивальди А. Лярго

Гендель Г. Жига

Григ Э. Вальс

Дворжак А. Славянский танец

Моцарт В. Менуэт

Скарлатти Д. Пастораль

Шуберт Ф. Музыкальный момент

Шуман Р. Отзвуки театра

Произведения отечественных композиторов XX века

Гаврилин В. Вальс

Глиэр Р. Рондо

Кажлаев М. Караван

Мотов В. Прелюдия

Разорёнов С. Мазурка

Цфасман А. Весёлый вечер

Шостакович Д. Праздничный вальс, Рондо

Полифонические произведения

Бах И. С. Ария

Будницкий Б. Прелюдия

Кабалевский Д. Импровизация

Лондонов П. Рассказ

Лядов А. Прелюдия

Мюллер Т. Полифоническая пьеса

Мясковский Н. Двухголосная фуга

Произведения крупной формы

Бах И. С. Скерцо

Гайдн Й. Сонатина

Гендель Г. Сонатина

Кабалевский Д. Рондо - марш

Кирнбергер И. Полонез с вариациями

Клементи М. Рондо

Медынь Я. Сонатина

Ансамбли

Бах И. С. Ария

Гендель Г. Сарабанда

Глинка М. Романс Антониды из оперы « Иван Сусанин»

Глюк К. Гавот

Кузнецов Е. Весёлые часы

Шостакович Д. Вальс цветов

Шишаков Ю. Шествие

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ


  • Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

  • Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч.1. М., 1975

  • Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А. Талакин. М., 1978

  • Альбом начинающего баяниста. Вып. 19. Сост. С. Павин. М., 1979

  • Альбом начинающего баяниста. Вып. 23. Сост. М. Панин. М., 1981

  • Альбом начинающего баяниста. Вып. 25. М., 1981

  • Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф. Бушуев, А. Талакин. М., 1970

  • Агафонов О. За праздничным столом. Вып. 1, 2. М - Музыка 2004

  • Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В. Алехин.

М., 1978

  • Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф. Бушуев.

М., 1975

  • Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В. Алехин.

М., 1969

  • Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В. Алехин.

М., 1978

  • Баян Подготовительная группа. Сост. А. Денисов, В. Угринович - Киев, 1980

14. Баян 1 класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий - Киев.19881

15. Баян 2класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий - Киев.19881

16. Баян 3класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий - Киев.19881

17. Баян 4класс ДМШ. Сост. А. Денисов - Киев.1980

18. Баян 5класс ДМШ. Сост. А. Денисов - Киев.1982

19. Баканов В., Баканова С. Нотная папка баяниста и аккордеониста - М. 2008

20. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980

21. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981

22. Гречухина Р. Ансамбли для баянов и аккордеонов. С-Пб - Композитор 2003

23. Доренский А. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2. Ростов - на - Дону, 1998

24. Лихачёв С. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С-Пб - Композитор 2004

25. Лихачёв М. Лунная серенада. Джазовые пьесы. С-Пб - Композитор 2005

26. Лёвина Е., Лёвин А. Музыкальный зоопарк. Ростов-на-Дону.2011

24.Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1978

25.Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А. Крылусов. М., 1975

26. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В. Грачев,

А. Крылусов. М., 1975

27.Педагогический репертуар баяниста. 3-5классы ДМШ. Вып. 7. Сост. В. Алехин,

А. Чиняков. М., 1976

  • Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 8. Сост. В. Грачев,

А. Крылусов. М., 1978

  • Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М., 2004

  • Сонатины и вариации. Вып. 4. Сост. Ф. Бушуев. М., 1972

  • Сонатины и вариации. Вып. 6. Сост. Ф. Бушуев. М., 1974

  • Сонатины и вариации. Вып .8. М., 1976

  • Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 1 С-Пб - Композитор 2001

  • Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 2 С-Пб - Композитор 2002

  • Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 3 С-Пб - Композитор 2003

  • Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып.4 С-Пб - Композитор 2004

  • Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 5. С-Пб - Композитор 2005

  • Хрестоматия для баяна. Вып.1( Мл. кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М. 2000

  • Хрестоматия для баяна. Вып.2 (1- 2 кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М. 2001

  • Хрестоматия для баяна. Вып.3 (2-3 кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М. 2002

  • Хрестоматия для баяна. Вып.4 (3-4кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М. 2003

  • Хрестоматия для баяна. Вып.5 (4-5 кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв С-Пб. 2004

  • Хрестоматия для баяна (1-3 годы обуч.) Сост. Скуматов Л. С-Пб Композитор 2005

  • Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1 Сост. Ю. Акимов, В. Грачев.

М., 1971

  • Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Сост. А. Крылусов. М., 1979

  • Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Грачев. М., 1979

  • Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В. Алехин, С. Павин, Г. Шашкин. М., 1976

  • Чайкин Н. Детский альбом для баяна. М., 1969

  • Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л. Гаврилов, В. Грачев. М., 1971

  • Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. Лихачёв С. С-Пб Композитор 2008

  • Этюды для баяна. Сост. Скуматов Л. С-Пб Композитор 2006

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  • Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано Изд.3- М., 1978

  • Акимов Ю. Некоторые проблемы исполнительства на баяне. М., 1980

  • Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

  • Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4.М., 1978

  • Баренбойм Л.А.Путь к музицированию - Л., 1978

  • Браудо И.А. Артикуляция.- Л:, 1973

  • Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., 1978

  • Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. М.,2004

  • Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения. Баян и баянисты. Вып.1. М.,1970

  • Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты. Вып. 1.М., 1970

  • Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975

  • Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981

  • Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве.- Л: Музыка, 1985

  • Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., 1982

  • Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. Баян и баянисты. Вып. 6.М.,1984

  • Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. 1974

  • Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985

  • Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2 М.,1974

  • Липе Ф. Искусство игры на баяне. М.,1985

  • Липе Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3 М., 1977

  • Максимов В. Основы исполнительства и педагогики. С-Пб, 2004

  • Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980

  • Мотов В. Простейшие приёмы варьирования. М.,1989

  • Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. М., 2002

  • Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989

  • Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и баянисты. Вып. 4 М., 1978

  • Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев. 1982

  • Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2001

  • Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М: Классика,2004

  • Система детского музыкального воспитания К.Орфа. Под редакцией Л. Баренбойма. - Л: Музыка. 1970.

  • Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово - выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4 1978

  • Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово - выборном баяне М., 1973

  • Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7 1987




© 2010-2022