- Преподавателю
- Классному руководителю
- Система профориентационнной работы в старших классах
Система профориентационнной работы в старших классах
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сальникова М.В. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сальникова М.В.
МОУ «СОШ пос. Уральский»
Свердловской области.
Система профориентационной работы
классного руководителя в старших классах средней школы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим в школе необходимо уделять большое внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна.
Во-первых, важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать.
Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал, проституцию, наркоманию…
Таким образом, профоринетационная работа со школьниками - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и досуговую деятельность с обучающимися.
В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Цели профориентационной работы классного руководителя в старших классах средней школы:
-
подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
-
оказать профориентационную поддержку обучающимся в сфере будущей профессиональной деятельности;
-
выработать у школьников сознательное отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
-
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;
-
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;
-
коррекция профессиональных планов;
-
оценка готовности к избранной деятельности.
Можно выделить следующие направления работы классного руководителя, содействующего профессиональному самоопределению старшеклассников:
1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»…);
2) профдиагностика (в идеале - помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей);
3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);
4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм - это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Трудоваядеятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей старшеклассников.
Формы и методы профориентационной работы классного руководителя с учащимися старших классов средней школы:
-
планирование педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающее разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
-
тестирование и анкетирование учащихся, с целью выявления профнаправленности;
-
психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
-
помощь обучающемуся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становления, осуществлении анализа собственных достижений, составлении собственного портфолио;
-
профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, диспуты, конференции, профориентационные игры,тренинги;
-
тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-
встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений, с представителями предприятий, учебных заведений;
-
привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
-
знакомство учащихся с литературой по профориентации;
-
организация посещений учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
-
проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению и ндивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Целенаправленная система профориенационной работы классного руководителя на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса способствует актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.