Система профориентационнной работы в старших классах

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сальникова М.В.

МОУ «СОШ пос. Уральский»

Свердловской области.

Система профориентационной работы

классного руководителя в старших классах средней школы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим в школе необходимо уделять большое внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна.

Во-первых, важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать.

Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал, проституцию, наркоманию…

Таким образом, профоринетационная работа со школьниками - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и досуговую деятельность с обучающимися.

В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися.

Цели профориентационной работы классного руководителя в старших классах средней школы:

  • подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

  • оказать профориентационную поддержку обучающимся в сфере будущей профессиональной деятельности;

  • выработать у школьников сознательное отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;

  • формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;

  • коррекция профессиональных планов;

  • оценка готовности к избранной деятельности.

Можно выделить следующие направления работы классного руководителя, содействующего профессиональному самоопределению старшеклассников:

1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»…);

2) профдиагностика (в идеале - помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей);

3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);

4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;

5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм - это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);

6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Трудоваядеятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей старшеклассников.

Формы и методы профориентационной работы классного руководителя с учащимися старших классов средней школы:

  • планирование педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающее разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • тестирование и анкетирование учащихся, с целью выявления профнаправленности;

  • психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помощь обучающемуся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становления, осуществлении анализа собственных достижений, составлении собственного портфолио;

  • профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, диспуты, конференции, профориентационные игры,тренинги;

  • тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений, с представителями предприятий, учебных заведений;

  • привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

  • знакомство учащихся с литературой по профориентации;

  • организация посещений учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению и ндивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Целенаправленная система профориенационной работы классного руководителя на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса способствует актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.


© 2010-2022