- Преподавателю
- Классному руководителю
- Творческий проект Муса Джалиль
Творческий проект Муса Джалиль
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каюмова Э.С. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Творческий проект
«Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей»
(Читательская конференция)
Руководитель проекта: Каюмова Э.С.
Состав участников: учащиеся, педагоги и родители МБОУ «Джалильская гимназия»
Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа: литературное чтение, внеклассное чтение, изобразительное чтение, технология.
Тип проекта: творческий, ролевой, исследовательский.
Время работы над проектом: 1 месяц.
Форма работы: урочно - внеурочная.
Цели проекта:
-
Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
-
Развивать устойчивый интерес к книге-источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, расширять кругозор.
-
Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.
Сценарий читательской конференции:
Презентация проекта проводится в актовом зале. Дети сидят за столами расположенными полукругом. Перед глазами учеников на стене портрет автора, слева выставка книг, справа рисунки к стихотворениям Мусы Джалиля.
Оформление зала:
Портрет Мусы Джалиля. Эпиграф: « Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю» Муса Джалиль, выставка книг и рисунков.
Цель:
1.Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мусы Джалиля.
2.Привитие интереса к творчеству и книгам Мусы Джалиля.
3.Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Вопросы установки:
1.Что я знаю о Мусе Джалиле?
2. Что нового узнаю сегодня?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
Беседа с учащимися:
- Что Вы знаете о Мусе Джалиле?
-Почему имя Муса Джалиля стало известно людям?
-Чем он знаменит?
Учитель: Наше мероприятие мы посвятим творчеству Мусы Джалиля.
Каждый год, 15февраля ,мы отмечаем важное событие-день рождение великого татарского поэта Мусы Джалиля.
Послушайте сообщение о жизни и творчестве Мусы Джалиля.
Сообщение 1 ученика:
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 2(15) февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.
С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» - мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
Ученик:
Чтение стихотворения «Мать».
Учитель:
Мы видим из этого стихотворения, какой тяжелой жизнью жила его мать, которая рано умерла и оставила мальчика сиротой.
Сообщение 2 ученика:
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его братишки. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал, где придется ».
Ученик:
Чтение стихотворение «Сирота».
Учитель:
Эти стихи автобиографичные, это поэт рассказывает о своей тяжелой доли в этот период.
На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов:
Ранний (1918г.-1923г.)
Путь к зрелости (1924г. - 1932г.)
Довоенный (1933г.-1940г.)
Поэзия периода Великой Отечественной Войны (1941г.-1943г.)
Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень многие стихи, где выражает свою любовь им.
Ученик:
Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан».
Сообщение 3 ученика:
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму ,но продолжал писать.
Инсценирование стихотворения « Красная ромашка».
Сообщение 4 ученика:
Некоторое время от Мусы Джалиля приходили письма, а с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что он пропал без вести. В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попал в плен.
Ученик:
Чтение стихотворения «Воля».
Сообщение 5 ученика:
Но в плену Джалиль создал подпольную группу, которая печатала антифашистские листовки. В августе 1943 года гитлеровцы напали на след подпольной группы. Муса Джалиль и его товарищи были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали ему руку, отбили почки. Тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновым шлангом. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдавался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом теперь уже оружием песни.
Ученик:
Чтение стихотворения «Последняя песня».
Сообщение 6 ученика:
В Моабитской тюрьме Джалиль продолжал писать свои стихи. Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Муса Джалиль погиб в тюрьме замученный фашистами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель:
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван наш посёлок и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.
Ответы на вопросы:
-Что нового Вы узнали сегодня о Мусе Джалиле?
-Можно ли назвать поэта патриотом своей страны? Почему?
-Какие чувства пробуждают стихи поэта?
Учитель:
-Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.
Метод проектов - это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности. Использование метода проектов способствует развитию творческого потенциала как учителя так учеников, что особенно актуально в условиях инновационного учебного заведения.
Результаты :
1. С помощью материала данной работы в библиотеке гимназии обновлен
стенд «Ул үз халкын бөек итте!»; в фойе - «Джалильцы» (см.приложение).
2. Проведен конкурс иллюстраций к стихотворениям поэта (см.приложение).
3. В школе проведен конкурс на лучшего чтеца М.Джалиля. (см.приложение).
4. Исследовательский материал используется классными руководителями в проведении мероприятий, посвященных жизни и творчеству М.Джалиля. Данный материал вызывает у учащихся интерес к исследовательской работе, стремление
анализировать, делать самостоятельные выводы.
5.Посетили музей М.Джалиля пгт.Джалиль
6.Встреча с ветеранами, которые побывали в Моабитской тюрьме. (см.приложение).
7. На основе материала данной работы проведен урок татарской литературы для русскоязычных учащихся « Муса Джалиль-герой поэт и патриот» (см.приложение).
8. Возложение венка в память о великом поэте(см.приложение).
Литература.
1. Агатов М.В. Об авторах ваших книг. - М.: Молодая гвардия,
1975
2. Альтов В. Юность Мусы Джалиля. -Южно-Уральское издательство,
1969
3. Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди.
Документы. Политиздат; 1990
4. Герои Советского Союза - наши земляки. -Казань, 1984
5. Джалиль М. Мой жизненный путь. - Казань, 1962
6. Мустафин Р. По следам поэта-героя. - М., 1969
7. Ростовский В.П. Золотые Звезды Оренбуржья. -Челябинск. Южно -
Уральское книжное издательство, 1989
8. Ханин Л. Герои Советского Союза - сыны Татарии. -Казань, 1969
Интернет - ресурсы:
tatarica,yuldach.com
tatarica,narod.ru
stihotvorenia.ucoz.ru/Mussadjelal/moabitskiezapi.htm
7