Творческий проект Муса Джалиль

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Творческий проект

«Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей»

(Читательская конференция)


Руководитель проекта: Каюмова Э.С.

Состав участников: учащиеся, педагоги и родители МБОУ «Джалильская гимназия»

Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа: литературное чтение, внеклассное чтение, изобразительное чтение, технология.

Тип проекта: творческий, ролевой, исследовательский.

Время работы над проектом: 1 месяц.

Форма работы: урочно - внеурочная.

Цели проекта:

  1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.

  2. Развивать устойчивый интерес к книге-источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, расширять кругозор.

  3. Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.

Сценарий читательской конференции:


Презентация проекта проводится в актовом зале. Дети сидят за столами расположенными полукругом. Перед глазами учеников на стене портрет автора, слева выставка книг, справа рисунки к стихотворениям Мусы Джалиля.

Оформление зала:

Портрет Мусы Джалиля. Эпиграф: « Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю» Муса Джалиль, выставка книг и рисунков.

Цель:

1.Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Мусы Джалиля.

2.Привитие интереса к творчеству и книгам Мусы Джалиля.

3.Воспитание патриотизма и любви к Родине.

Вопросы установки:

1.Что я знаю о Мусе Джалиле?

2. Что нового узнаю сегодня?

3. Чему удивился?

4. Что стал ценить?

Беседа с учащимися:

- Что Вы знаете о Мусе Джалиле?

-Почему имя Муса Джалиля стало известно людям?

-Чем он знаменит?

Учитель: Наше мероприятие мы посвятим творчеству Мусы Джалиля.

Каждый год, 15февраля ,мы отмечаем важное событие-день рождение великого татарского поэта Мусы Джалиля.

Послушайте сообщение о жизни и творчестве Мусы Джалиля.

Сообщение 1 ученика:

Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 2(15) февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.

Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.

С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» - мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.

Ученик:

Чтение стихотворения «Мать».

Учитель:

Мы видим из этого стихотворения, какой тяжелой жизнью жила его мать, которая рано умерла и оставила мальчика сиротой.

Сообщение 2 ученика:

В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его братишки. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал, где придется ».

Ученик:

Чтение стихотворение «Сирота».

Учитель:

Эти стихи автобиографичные, это поэт рассказывает о своей тяжелой доли в этот период.

На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов:

Ранний (1918г.-1923г.)

Путь к зрелости (1924г. - 1932г.)

Довоенный (1933г.-1940г.)

Поэзия периода Великой Отечественной Войны (1941г.-1943г.)

Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень многие стихи, где выражает свою любовь им.

Ученик:

Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан».

Сообщение 3 ученика:

23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму ,но продолжал писать.

Инсценирование стихотворения « Красная ромашка».

Сообщение 4 ученика:

Некоторое время от Мусы Джалиля приходили письма, а с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что он пропал без вести. В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попал в плен.

Ученик:

Чтение стихотворения «Воля».

Сообщение 5 ученика:

Но в плену Джалиль создал подпольную группу, которая печатала антифашистские листовки. В августе 1943 года гитлеровцы напали на след подпольной группы. Муса Джалиль и его товарищи были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали ему руку, отбили почки. Тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновым шлангом. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдавался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом теперь уже оружием песни.

Ученик:

Чтение стихотворения «Последняя песня».

Сообщение 6 ученика:

В Моабитской тюрьме Джалиль продолжал писать свои стихи. Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Муса Джалиль погиб в тюрьме замученный фашистами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель:

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван наш посёлок и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.

Ответы на вопросы:

-Что нового Вы узнали сегодня о Мусе Джалиле?

-Можно ли назвать поэта патриотом своей страны? Почему?

-Какие чувства пробуждают стихи поэта?

Учитель:

-Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.

Метод проектов - это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности. Использование метода проектов способствует развитию творческого потенциала как учителя так учеников, что особенно актуально в условиях инновационного учебного заведения.





Результаты :

1. С помощью материала данной работы в библиотеке гимназии обновлен

стенд «Ул үз халкын бөек итте!»; в фойе - «Джалильцы» (см.приложение).

2. Проведен конкурс иллюстраций к стихотворениям поэта (см.приложение).

3. В школе проведен конкурс на лучшего чтеца М.Джалиля. (см.приложение).

4. Исследовательский материал используется классными руководителями в проведении мероприятий, посвященных жизни и творчеству М.Джалиля. Данный материал вызывает у учащихся интерес к исследовательской работе, стремление

анализировать, делать самостоятельные выводы.

5.Посетили музей М.Джалиля пгт.Джалиль

6.Встреча с ветеранами, которые побывали в Моабитской тюрьме. (см.приложение).

7. На основе материала данной работы проведен урок татарской литературы для русскоязычных учащихся « Муса Джалиль-герой поэт и патриот» (см.приложение).

8. Возложение венка в память о великом поэте(см.приложение).










Литература.

1. Агатов М.В. Об авторах ваших книг. - М.: Молодая гвардия,

1975

2. Альтов В. Юность Мусы Джалиля. -Южно-Уральское издательство,

1969

3. Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди.

Документы. Политиздат; 1990

4. Герои Советского Союза - наши земляки. -Казань, 1984

5. Джалиль М. Мой жизненный путь. - Казань, 1962

6. Мустафин Р. По следам поэта-героя. - М., 1969

7. Ростовский В.П. Золотые Звезды Оренбуржья. -Челябинск. Южно -

Уральское книжное издательство, 1989

8. Ханин Л. Герои Советского Союза - сыны Татарии. -Казань, 1969

Интернет - ресурсы:

tatarica,yuldach.com

tatarica,narod.ru

stihotvorenia.ucoz.ru/Mussadjelal/moabitskiezapi.htm








7


© 2010-2022