Урок по психологии Развиваем память

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

1. Приветствие. Создание мотивации. 1

2. Тест на определение доминирующего типа памяти. 2

3. Знакомство с методиками запоминания. 2

4. Выводы, заключение 3

5. Рефлексия 3

Материалы: 3



Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно..

Козьма Прутков

Цель занятия:

  • научить детей различным техникам запоминания информации.

Задача:

  • обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Оборудование для детей: тетрадь, ручка, карандаш.

Дидактический материал: карточки со списком слов, 6 разноцветных карточек, ____________________________________________

.

Содержание урока

1. Приветствие. Создание мотивации.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое память. Сегодня мы с вами узнаем, какие виды памяти существуют, о том какой вид памяти развит у каждого из вас лучше всего, а также о том, какие существуют хитрости и приемы для того, чтобы запомнить самое нужное и важное. Итак, начнем.

Кто из вас скажет, что такое «память» и что было бы, если бы ее не существовало?

(Дети по очереди предлагают свои варианты ответов).

Хорошо. Итак, память - это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.

А что было бы с нами, если бы у нас не было памяти? Мы бы не помнили, где живем, не помнили бы как выглядит мама, мы бы не смогли ничему научиться, потому что тут же забывали бы то, что узнали. Предположим, у какого-нибудь человека пропала память прямо на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения, навыки и умения, выработанные с детства, прошлое бы для него больше не существовало.

Существует даже такая болезнь - амнезия, когда человек может потерять память из-за какого-нибудь несчастного случая. Такой человек не помнит, как его зовут, кто его родные, где он живет, и кем он раньше был. Таким людям приходят на помощь окружающие, которые рассказывают им прошлое. Про это даже часто снимают фильмы. Кто-нибудь из вас видел какой-нибудь фильм, в котором человек теряет память? (Дети делятся впечатлениями). Теперь вы видите насколько важно это свойство человеческого мозга для всех нас?


2. Тест на определение доминирующего типа памяти.

Считается, что все люди делятся на тех, кто лучше запоминает то, что видит, на тех, кто лучше запоминает то, что слышит и на тех, кто лучше всего запоминает что-то при записывании. То есть память бывает визуальной, слуховой и моторной. Давайте узнаем, у кого из вас какой вид памяти лучше всего работает.

Задание 1.
(Раздать каждому ученику карточку со списком слов )
Нужно прочитать эти слова несколько раз в течение нескольких секунд, затем перевернуть карточку и на обратной стороне записать слова, которые запомнились.
(яблоко, морковка, ежик, слон, лиса, заяц, солнце, стакан, луна, кувшин, виноград, собака, машина, робот, молния) Норма 8-10 слов. Проверить результаты. Похвалить детей, попросить их сдать карточки (для дальнейшей обработки и выявления способа наиболее эффективной подачи материала).


Задание 2.
Проверка слуховой памяти. Учитель 2-3 раза читает слова, затем дети по памяти их записывают.
(книга, тетрадь, карандаш, окно, улица, небо, звезда, дерево, торт, змея, ковер, доска, пальма, остров, цирк) Норма 8-10 слов, Проверить результаты, затем попросить сдать результаты (также для дальнейшей обработки).

Задание 3.
Записать слова, написанные на доске, затем перевернуть лист бумаги и написать те же слова уже по памяти..
(Магазин, роза, море, облако, картина, корабль, малина, парус, фокусник, чайка, акула, волна, вагон, школа, тетрадь)
(Норма 5-7 слов)

А теперь давайте выясним у кого какой вид памяти лучше работает. Посмотрите на свои тесты и определите, в каком из заданий вы написали больше всего слов. Если в первом - значит, у вас хорошо развита зрительная память, если во втором - слуховая, если в третьем - моторная.



3. Знакомство с методиками запоминания.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая поможет нам развить зрительную память.

Я покажу вам карточки разных цветов, а после вы по памяти нарисуете разноцветными карандашами в такой же последовательности квадраты таких же цветов. У кого точнее всего получится повторить такую разноцветную лесенку - тот выиграл.

А теперь мы поиграем в игру, которая развивает слуховую память.

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Учитель называет одно слово, первый ребенок называет то слово, которое сказал учитель, и добавляет свое слово. следующий повторяет свое слово, слово, которое сказал первый ребенок, и добавляет третье. Потом эстафета переходит к следующему ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого.

4. Выводы, заключение

И напоследок мне хотелось бы дать вам несколько советов по наилучшему запоминанию важной для вас информации.

Правильно тренируйте память. (несколько советов)
Ставь цель: запомнить надолго;
Заучивай с желанием: знать и помнить;
Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминай предмет, его детали;
Короткие стихи учи целиком;
Заучивай и повторяй небольшими частями лучше по одному часу 7 дней, чем 7 часов в один день;
Начинай повторять до того, как материал начал забывать;
Повторяя, не заглядывай в книгу, а старайся больше припомнить;
Ничего не учи накануне. Лучше понемногу, но каждый день.
Каждый день вспоминай: что делал, что ел, с кем разговаривал, о чём, кого видел, в какой одежде и т.д.

Как сохранить и улучшить память.
В подавляющем большинстве случаев сохранить память и даже улучшить ее несложно. Существует множество методик, среди которых можно выбрать ту, которая подойдет вам больше всего: рисование карт памяти, решение кроссвордов или заучивание стихов. Стимулируют развитие памяти физическая активность и путешествия (не обязательно далекие).
В любом случае здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и физическая активность является самым естественным способом сохранения памяти на долгие годы.
Снижение памяти можно предотвратить. Однако лучше всего не допускать возникновения проблем с памятью. К счастью сохранить память вполне по силам каждому человеку.

5. Рефлексия

Дети рассаживаются в круг, и каждый делится впечатлениями.

  • Что было интересного на занятии?

  • Что нового ты узнал?

  • Какой способ больше понравился? Почему?

Материалы:

  1. Сайт «Учебно-методический кабинет» ped-kopilka.ru/

  2. Ступаченко М.В. «Классный час: тренировка памяти» proshkolu.ru/

  3. Лебедева И.В. Занятие по психологии с учениками 3-го класса по теме: "Приемы успешного запоминания" festival.1september.ru/

© 2010-2022