- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
Статья ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сучкова А.В. |
Дата | 01.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ.
Сучкова А. В.
г. Тамбов МАОУ СОШ№11
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна. Это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, а также составом учащихся, их материальной базой воспитания.
Можно выделить основные цели воспитательной деятельности школы:
-
Повысить интерес к учёбе, продолжить работу по привитию культурного поведения, способствовать здоровому развитию личности каждого ребёнка;
-
Формировать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту и учёбе;
-
Разнообразить методы и приёмы воспитательной работы для того, чтобы развивалось самосознание подростка, формировался его интеллект, расширялся кругозор и обогащался жизненный опыт.
-
Научить осознавать необходимость систематических занятий физической культурой, спортом.
Возвратить родителям функцию главных воспитателей - это одна из главных задач, которую должен решать педагогический коллектив в современной школе. Взаимодействие семьи и школы должно осуществляется через:
- разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и учителей (подготовка школьных праздников; спортивных соревнований по типу «Мама, папа, я - спортивная семья»);
- походы в театр, кино, посещение различных экскурсии;
- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей.
Привлечение к организации классных и школьных дел способствует повышению интереса родителей к проблемам воспитания.
Другими, немаловажными задачами воспитательной деятельности школы являются:
-
Развитие у учащихся патриотических, гражданских, нравственных и эстетических чувств, а также чувства долга, ответственности.
-
Приобщение учащихся к творчеству, обеспечение условий для
реализации и самореализации творческих способностей и потребностей каждого школьника
-
Способствование формированию здорового образа жизни, системы
общечеловеческих и социальных ценностей.
-
Воспитание культуры поведения, формирование коммуникативных
навыков.
-
Формирование эмоционально-положительного отношения к учебному труду, знаниям, науке через всестороннюю организацию
интеллектуально- познавательной деятельности на уроках, вне
урока, на познавательных мероприятиях.
6. Укрепление исторической памяти, воспитание уважительного
отношения к историческим деятелям.
7. Формирование самосознания гражданина России.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Выделяют следующие компоненты:
-
теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;
-
содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;
-
субъекты деятельности как ее участники и организаторы;
-
развитые формы общения и гуманистические отношения;
-
управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие.
Изучение практики создания школьных воспитательных систем все более убеждает нас, что применение классического системного подхода не дает возможности с достаточной полнотой охарактеризовать компоненты воспитательной системы, связи между ними, процессы их развития: изучаемые педагогические явления более сложны и многоаспектны, чем недавние представления о них. Так, обнаруживается существование зон неупорядоченности в процессе развития системы. Это служит аргументом в пользу того, что дальнейшее развитие теории воспитательных систем требует изучения процессов самоорганизации систем и управления ими в русле развития идей теории самоорганизации, для которой характерна универсальность, непротиворечивость и содержательность при изучении самых разных уровней самоорганизации.