- Преподавателю
- Классному руководителю
- Открытый классный час, посвящённый памяти о Великой Отечественной войне Эта далёкая, но незабытая. .. (10-11 классы)
Открытый классный час, посвящённый памяти о Великой Отечественной войне Эта далёкая, но незабытая. .. (10-11 классы)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | ВАСИЛЕНКО Л.П. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОАУ СОШ с. Светиловки
Белогорского района Амурской области
Открытый классный час, посвященный памяти о Великой Отечественной войне
Тема: Эта далёкая, но не забытая…
Подготовила учитель русского языка
и литературы Василенко Л.П.
Светиловка, 2013 год
Эта далекая, но не забытая…
Цели: воспитывать историческую и культурную память, патриотические
чувства, чувство благодарности и долга.
Оборудование: презентации «В этот день началась война» и «Пусть
поколения знают»; мультимедиа; записи военных песен; эпиграф урока; выставка литературы о войне.
Ход проведения:
-
Вступление.
-
Тема, цели классного часа.
-
Эпиграф.
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова…
А.Т. Твардовский.
3. Вступительное слово.
Учитель: До боли клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся.
1ученик: Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества - недалекого дня -
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
2 ученик: Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
-
Основная часть.
Презентация «В этот день началась война».
Учитель: 22 июня 1941 года… В этот день, а вернее, ранним утром, фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, несмотря на то, что между странами был подписан пакт о ненападении.
Ученица: Роса еще дремала на лафете,
Когда под громом дрогнул Измаил:
Трубач полка
У штаба
На рассвете
В холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
Кинжальный, резкий, плотный,
Летел к Одессе,
За Троянов Вал,
Как будто он не гарнизон пехотный,
А всю Россию к бою поднимал!
(Звучит песня «Вставай, страна огромная!»).
Учитель: Многие гражданские предприятия были переоборудованы в
военные, и женщины, и подростки заменили у станков ушедших
на войну мужчин.
Ученик: Дети войны… Исхудавшие, серьезные лица, в глазах - вся скорбь
земли. Эти дети слишком рано узнали жизнь. Еще не став
взрослыми, они научились бороться и умирать.
Ученица: Анна Ахматова не могла забыть детей Ленинграда, детей войны:
Постучись кулачком - я открою…
Твоего я не слышала стона…
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Ученик: Ленинградцы часто повторяли, что голод - лучший повар. Ели
сено, предназначавшееся для лошадей, предварительно распарив его. Ели столярный и канцелярский клей (последний называли «блокадным шоколадом»). Существовало 22 способа приготовления пищи из кожаных ремней, сумок, ботинок. Ели масляные краски и известь…
(Кадры войны. Знамя Победы. Стихотворение С. Наровчатова «Полощут небывалые ветра…»).
(Победа. Цена победы. Потери войны. Звуковое сопровождение к презентации «Погибшие в лагерях».)
Учитель: Саласпилс, Бухенвальд, Хатынь… Концлагеря.… Сколько в них было загублено человеческих жизней! В Хатыни возвышается бетонная стена с нишами. Каждая ниша символизирует один из лагерей… Надписи и цифры… Цифры указывают на число погибших:
- Тростянец. 206 500
- Полоцк. 150 000
- Гомель. 100 000 и т.д., и т.д.
(Звучит «Бухенвальдский набат». День Победы. Парад Победы. Салют Победы. Звуковое сопровождение к презентации. Звучит песня «День Победы.)
Презентация «Пусть поколения знают».
Учитель: Мемориальный комплекс «Защитник цитадели» в Брестской
крепости.
- Первыми удар фашистов приняли пограничные заставы. Среди них была известная сейчас всему миру Брестская крепость.
Более месяца сражался Брестский гарнизон против немецких войск, изо дня в день забрасывавших бомбами крепость. Гарнизон отверг все предложения фашистов о сдаче крепости и капитуляции. Погибли почти все защитники цитадели.
(Звучит стихотворение Ашота Граши «Легенда о Брестской крепости».)
Учитель: Нынешний Волгоград. В годы войны Сталинград. Памятник-
ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.
(Звучит текст «Незабудки Мамаева кургана».)
Учитель: 1941 год. Блокада Ленинграда. 900-тяжелейших дней и ночей. На
83-й день блокады была открыта «дорога жизни» - военная автотрасса № 101. Дорога через Ладожское озеро, длина которого 200 километров, а ширина - 120.
Зенитное прикрытие «дороги жизни».
Ленинград был освобожден 27 января 1944 года.
Учитель: Детский лагерь Саласпилс, где проводились страшные,
античеловеческие опыты над детьми.
(Плач матерей по погибшим. Только он не вернулся из боя. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» С. Орлов. Вечная слава погибшим. Стихотворение Евг. Аграновича «От героев былых времен…». Этот День Победы.)
Ученица 1: Люди пока сердца
Ваши стучат.
Помните.
Какой ценой
Завоевано счастье.
Пожалуйста.
Помните.
Стихотворение Е. Исаева «И ходит по Земле Босая Память - маленькая женщина».
(Пусть всегда будет солнце!)
Ученица 2: Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязана - знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Ученица 3: Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.
И птицы - память по утрам поют,
И ветер - память по ночам гудит,
Деревья - память целый день лепечут…
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память - дождь,
И память - снег летит и пасть не может.
-
Заключение.
Учитель: Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берез и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны…
Спросите вы у матерей.
Спросите у жены моей.
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские войны.
Евгений Евтушенко.
Знакомство с выставкой художественной и документальной литературы о Великой Отечественной войне.