Конспект классного часа Дети войны к 70-летию Победы

Конспект классного часа или внеурочного мероприятия . Направленность: духовно-патриотическое. Воспитание уважения к истории своей страны, своего народа. Важный момент: живое общение с живыми очевидцами тех лет, с людьми, которые были в годы войны сверстниками наших детей, имеющие сейчас статус "Дети великой Отечественной войны".
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"

Цель:
-расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.
-воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
-способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи:
-развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
-воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
-воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Материалы:
-видеопроектор;
-мультимедийная презентация «Дети войны»;
-фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…», «Колокола Хатыни», «День победы»;
-выставка книг на военную тематику
На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.
Ход занятия:
Звучит песня «Песня ветеранов…» (1 куплет)

Слайд 1
Учитель: Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.


Слайд 2

Ученик:

Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.

Ученик:

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро»

(голос Левитана)

Ученик:

Шло детство, поспевала клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально и прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат подымался, как крик.
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюдце забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.


Учитель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.


Ученик: Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…

Учитель:
Их называли - ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?


Дети войны - это все дети, родившиеся в период с 1929 по 1945 годы. Сейчас они - ветераны, имеют статус "Дети Великой Отечественной войны". На нашем мероприятии присутствуют почетные гости - ФИО.

Поприветствуем их. Они были детьми в годы ВОВ. Это наша живая память, наша гордость. Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школы. Спасибо, что не отказали посетить наш классный час. Я думаю, Вам есть, о чем рассказать нашим детям. Но чуть позже. Сейчас Вашему вниманию мы представляем литературно-музыкальную композицию, посвященную детям войны.

Слайд 3

Учитель:
Дети, вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли
9168 детей,
Каждый час -
382 ребенка,
Каждую минуту -
6 детей,
Каждые 10 секунд -
1 ребенок.
Ученик:
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ученик:
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны..Как же выжили вы?
Дети войны..Устоять как смогли?



Слайд 4

Учитель:
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем - в фашистские застенки.

Слайд 5 Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.

Ученик:
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага -
Сыны полков своей страны.


Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым

Ученик: В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!


Ведущий 1: (зажигает свечу)

Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
(На экране портреты пионеров героев) Слайд 6


Ведущий 1: Леня Голиков!


Ученик: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".


Ведущий 1: Зина Портнова!


Ученик: Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов.


Ведущий 1: Марат Казей!

Ученик: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.


Ведущий1: Валя Котик.

Ученик: Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны". В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Ученик: Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, мягком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.


Ученик: Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!
Выступление участника или ветерана войны.


Ученик: Юные безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль в глазах сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.


Фонограмма «Бухенвальдский набат» (вед. говорят на фоне музыки)
Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.


Ведущий 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.


Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.


Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как - то к детскому санаторию подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.


Ведущий 1: В 1943г исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сараи старики, женщины и дети…
На экране «Монумент в Хатыни» Слайд 7

Фонограмма «Звон колокола» (на фоне звука колокола)
Ученица:

И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг,
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик
Над белой тишиной Хатыни.
Колокола, как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
«Я - Анна, Анна, Анна!»
Издалека…
«О, где ты, мама, Мама?»
Издалека…

На фоне музыки
Ученица (читает наизусть слова с монумента): «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Фонограмма «Бухенвальдский набат»
Ведущий 1: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались с детством навечно.

Слайд 8

Ведущий 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

Ведущий 1: Слова "Никто не забыт, ничто не забыто" - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.

Склонитесь, и молод, и стар.
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.


Учитель: объявляется Минута молчания


На фоне фонограммы «Журавли»

Ученик: Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)

Ведущий 2:Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.

Учитель: Ах, война, что ты сделала, подлая… (Танец под фонограмму песни)

Стихи:
1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.

2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.

3: По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, затихших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.

Ведущий 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…


На экране слова «Памяти павших будем достойны» Слайд 10

Ученица : Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колено пред памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, ничто не забыто.
Ученица: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
(девочки возлагают цветы к макету обелиска- ставят в вазу)

Слова Левитана об окончании войны

Ученик: Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.

Ученица: Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забыли мы,
Что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить

Слайд 11 (Я помню! Я горжусь!)

Ученик:

9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война унесла более 20 миллионов жизней, превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.

День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

Учитель: Уважаемые ветераны! Мы предоставляем Вам слово. Вы являетесь живыми свидетелями тех памятных лет. Низкий Вам поклон! Расскажите нашим детям о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войны. (15-20 мин.)

Исполнение песни «День Победы» (дети и гости поют стоя)

Учитель: Уважаемые ветераны! Разрешите от имени нашего коллектива поздравить Вас с великим праздником - Днем Победы!!! Пожелать Вам долголетия, чистого мирного неба над головой, спокойствия и благополучия в Ваших семьях. Спасибо за то, что Вы с нами! (вручение цветов и писем ветеранам от детей)

На этой ноте наше мероприятие заканчивается. Еще раз всех с наступающим праздником! Пусть все то, о чем мы сегодня говорили, не повториться никогда!



© 2010-2022