Доклад на тему Формирование навыков безопасного поведения

Подготовка детей к жизненно важной роли участника дорожного движения начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего периода обучения. Целью моей работы является формирование у детей осознанных навыков безопасного поведения на дорогах.  основные задачи: 1. Знакомство детей с правилами дорожного движения. 2. Уточнение и расширение представлений воспитанников об участниках дорожного движения. 3. Формирование умений применять полученные знания в жизни.   4. Воспитание потребности быт...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Доклад

«Работа воспитателей по БДД, по формированию у детей навыков безопасного поведения.»









Выполнила: Кузьмина О.Д.

2014 год

Дороги, транспорт-реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего посёлка быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет увеличиваться.

Сегодня детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.

Следовательно, обучение школьников правилам дорожного движения в нашей жизни сейчас наиболее актуально. И каждое школьное учреждение пытается дать максимум знаний детям о том, как нужно себя вести на проезжей части.

Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания ребёнка с самого раннего возраста.

Понимая проблему безопасности дорожного движения, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения на протяжении многих лет осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у школьников основ безопасного поведения на дорогах и улицах нашего рабочего посёлка.

Подготовка детей к жизненно важной роли участника дорожного движения начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего периода обучения.

Целью нашей работы является формирование у детей осознанных навыков безопасного поведения на дорогах.

В соответствии с целью были определены основные задачи:

1. Знакомство детей с правилами дорожного движения.

2. Уточнение и расширение представлений воспитанников об участниках дорожного движения.

3. Формирование умений применять полученные знания в жизни.

4. Воспитание потребности быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Окружающая ребенка среда - это не только семья, школа, но и двор, детская площадка и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная со школьного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется "дорожно-транспортное происшествие". Школьники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Уровень знаний, отношение, положительные и отрицательные привычки воздействуют на формирование модели поведения. Под отношением понимается точка зрения ребёнка на то, что считается правильным и неправильным действием в условиях движения. Например - его оценка того, насколько приемлемым является переход проезжей части на красный сигнал светофора. Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не ограничивается только словесными объяснениями - "это можно, а так нельзя". Главная её цель - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посёлка.

Однако, безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как научить их правилам поведения на дороге? Успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах зависит и от того, как преподносится для их понимания данное направление.

Первым учителем, который поможет обществу решить данную проблему, должен стать воспитатель школьного учреждения. В организации занятий в нашей школе-интернате используются разнообразные формы работы с детьми:

  • знакомство ребят со светофором, дорожными знаками;

  • наблюдение за движением транспорта;

  • обучение практическим знаниям поведения на улице;

  • рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;

  • чтение художественной литературы;

  • заучивание стихов, поговорок;

  • сюжетно - ролевые подвижные игры, игры в уголке дорожного движения и др.

Для выработки определенного навыка и умения ребенку школьного возраста требуется многократное повторение материала.

Работа по формированию у детей знаний безопасности дорожного движения осуществлялась на основе следующих принципов:

  • доступности;

  • систематичности;

  • наглядности.

Обучение мы начинаем с проведения диагностики (1 этап работы) - уточнить представления детей, их личный опыт. Таким образом, воспитатель имеет возможность дифференцированно подойти к процессу обучения, опираясь на первоначальные знания детей.

На втором этапе ставится задача - расширение первоначальных детских знаний и представлений.

Третий этап - закрепление полученных знаний путем повторения материала.

Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма, а, следовательно, преобразуется предметно - развивающая среда. Во всех классах нашей школы-интернат оборудованы уголки безопасности, руками педагогов изготовлено большое количество дидактических игр и атрибутов к сюжетно- ролевым играм, поободран наглядный и демонстрационный материал, познавательная литература. Все это позволяет детям закреплять полученные знания.

Закрепление теоретических знаний на практике - неотъемлемый этап обучения школьников. С этой целью проводятся занятия-прогулки «Слушаем звуки улицы.», «Наша улица.», «Перекрёсток.», «Пешеходный переход.» и др. Так же проводятся занятия- экскурсии «Опасности нашего двора.», «Опасности зимней дороги.», «Главная улица нашего посёлка.» и др. В школе организован кружок «Дорожный пешеход», который с удовольствием посещают наши воспитанники. Занятия проходят в специально оборудованном классе, с использованием наглядных пособий и информационных технологий.

Регулярно проводятся встречи-беседы с инспектором ГИБДД.

Вся работа с детьми по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах города строится в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в школьные годы.

В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности ребенка - потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Поэтому воспитатели нашей школы-интернат прикладывают все усилия, чтобы сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Прежде всего, необходимо объяснить родителям важность этой проблемы. Наиболее эффективны для этого активные формы взаимодействия:

  • родительские собрания, организованные в форме "круглого стола";

  • деловой игры;

  • вечера вопросов и ответов.

Важна также наглядная агитация, содержащая практические рекомендации по семейному воспитанию, без излишней теоретизации и освещения полной истории проблемы. Главные требования к наглядной агитации - краткость и конкретность.

Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения у школьников на проезжей части ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в повседневной жизни за пределами школы-интерната.

Наша общая задача - воспитание законопослушного гражданина.





Инжавино

2014 год

© 2010-2022