Воспитательная система Горячие сердца

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система «Горячие сердца» составитель Онучкина Е.Б

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Школа №105»

г. Нижнего Новгорода

«Учитель школы - есть верный сын Отечества,

а значит, он обязан воспитывать в детях

национальное сознание,… пробуждать любовь

к Отечеству»

Воспитательная система классаЕ. Шестун

«Горячие сердца»

Автор:

Онучкина Елена Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Нижний Новгород 2015г

«ТВоспитательная система Горячие сердцаолько добротой сердец

Этот мир согреть

Мы сможем с вами,

Только добротой сердец,

Добрыми делами и словами.

И среди планет и звезд

Этот шар земной

Вращаться будет

До тех пор, пока сумеют люди

Воспитательная система Горячие сердцаОтдавать тепло сердец.»

Н. Тонанко

Содержание

1. Введение

2. Аналитическое обоснование

3. Концептуальные основы воспитательной системы

4. Целеполагание

5. Программа реализации

6. Управление воспитательной системы

7. Ожидаемые результаты

8. Список источников

9. Приложение







Введение

Любовь к Отечеству - одно из проявлений

духовности

Демиденко Д.А

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа. Принятая правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а так же ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), который на приоритетное место ставит развитие личностных качеств ученика начальной школы в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

В стандарте прописан "портрет выпускника начальной школы":

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Это дает право классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины, духовно-нравственных ценностей и ответственности перед обществом.

Но одному ребенку с этими задачами не справиться. Чтобы стать достойным гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей младшего школьного возраста патриотизма, гражданственности, духовной нравственности. Дети должны гордиться своей страной, ее народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну еще краше и богаче.

Как хорошо, что государство, после практически 20-летненго «молчания», ставит во главу угла воспитание в новом поколении гражданственности, патриотизма, становления нравственных, этических и эстетических качеств, заботы о своем здоровье, уважительное отношение к семье и семейным ценностям. Чтобы из стен школы выпускались не «приспособленцы», а молодые люди, имеющие чувство долга, ответственности, высоконравственные, с активной жизненной позицией.

На сегодняшний день, у современных детей , большой доступ к любой информации, как полезной, так и наносящей вред ранимой детской психики, через различные СМИ и Интернет. Поэтому, моя задача, как учителя, как «путеводителя » - зажечь в детских сердцах огонек ответственности, любви, неравнодушия, милосердия, уважения, гордости за Родину, за семью, за себя на новом этапе их жизненного становления. Помочь разобраться в сложных, для их понимания, ситуациях и найти верный путь.

Эту задачу мне помогает решать реализация воспитательной системы «Горячие сердца», действие которой рассчитано на 4 года.

Моделирование и построение воспитательной системы осуществляется на основе гуманистического, системно-деятельного и личностно-ориентированного подхода.



Аналитическое обоснование

«Воспитательная система класса - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе» (Е.Н.Степанов)

Система воспитания - устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания. Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы играет классный руководитель.

В 2011 году ко мне, в 1 «Б» класс, пришли 29 ребятишек - 17 мальчишек и 12 девчонок. Все девочки спокойные, уравновешенные, они быстро нашли общий язык между собой. Что нельзя было сказать о мальчиках. Наблюдая и анализируя взаимоотношения в общении и игре, у меня возник вопрос «В какое русло направить энергию и активность мальчишек?» Гражданско-патриотическое и нравственное направления, на мой взгляд, самое оптимальное решение.

Первый класс является основополагающим в формировании мировоззрения маленького человека, так как в этом возрасте закладываются основные моральные и нравственные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество.

Первыми исследованиями при построении ВСК было изучение классного коллектива методом наблюдения

Исследование класса:

по составу

по возрасту

по национальному составу

по состоянию здоровья

занятость (в школе, вне школы)

На этом этапе было проведено первичное изучение самооценки учащихся (методика «Лесенка» Т.В.Дембо-С.Я Рубинштейна) (Приложение )

В семилетнем возрасте дети еще не могут адекватно оценить себя, свои поступки, состояние поэтому так много детей как с завышенной , так и заниженной самооценкой.

Но дети в школу приходят не только из детского сада. В первую очередь они приходят из семьи. И следующим шагом становится анализ социального паспорта семей класса.

Создание воспитательной системы целесообразно начать с диалога с родителями. Передо мной стояла задача определить ценности семьи, которые они хотели бы иметь для своих детей. Родителям учащихся предлагается анкета для определения ценностей. Было предложено проранжировать (поставить по степени важности от 1 до 14) ценности: материальные, моральные, образовательные и воспитательные.

- образовательные ценности: «дать ребенку образование»

- нравственные ценности: «воспитать ребенка культурным, нравственным человеком», «привитие любви к прекрасному»

-гражданско-патриотические «воспитание патриота свей страны»

- воспитательные: «добиваться поставленной цели в жизни»

- «приучить к самостоятельности», «привить здоровый образ жизни»

- социальные «прокормить, одеть, обуть ребенка», «уберечь от влияния преступного мира», «воспитать бережное отношение к вещам, деньгам», «научить поскорее зарабатывать деньги», «воспитывать послушание»

Вывод: воспитывать патриота, прививать уважение к истории страны, учить любить прекрасное, воспитывать хорошего гражданина - эти качества стоят не в приоритете многих родителей.

Поэтому, понимая всю сложность вопроса гражданско- патриотического воспитания школа должны принять на себя основную нагрузку, так как без патриотизма не может быть духовного становления личности.

Концептуальные основы

воспитательной системы

В семь лет у детей наступает новый этап их жизни -«школьный», дети учатся «жить» в новом коллективе. В 1 классе « классный» коллектив только формируется, изменяется психологическое состояние детей, начинают складываться новые взаимоотношения. Поэтому моя цель, как учителя и воспитателя, чтобы дети научились уважать, ценить, любить, понимать, сопереживать, помогать. «Учитель школы, - как пишет Евгений Шестун в книге «Православная педагогика» - есть верный сын Отечества, а значит, он обязан воспитывать в детях национальное сознание, … пробуждать любовь к Отечеству».

Теоретико-методологическую основу моделирования и построения воспитательной системы класса «Горячие сердца», воспитывающей гражданина -патриота составляют:

  • - понятия и принципы гуманистической педагогики;

  • - технология развивающего обучения с направленностью на развитие патриотических качеств личности;

  • - концепция воспитательной системы школы, в которую входит программа «Я-гражданин России»;

  • - первичные принципы шефской работы: «хочешь почувствовать себя большим - помоги младшему».

Моделирование и построение воспитательной системы осуществляется на основе таких подходов, как гуманистический, системно-деятельный, личностно-ориентированный.

Но, в первую очередь необходимо разобраться в основных понятиях - «патриотизм» и «гражданственность»

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический опыт. Обобщая, можно дать такое определение: «патриотизм» - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности.

Содержание понятия патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести;

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

«Гражданственность» - комплексная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу Родины, сопричастность с её судьбой.

Поэтому истинный патриотизм предполагает, как видно из данных определений, единство духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо сам человек не выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения. Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Основой ВСК «Горячие сердца» стала модель формирования гражданского самосознания младшего школьника в рамках гуманистического подхода В.А. Сухомлинского.

Авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать воспитательную систему в детском коллективе.

Воспитание в культурологической концепции Е.В.Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, социализации, жизненном самоопределении. Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению, гуманная, духовная, творческая и адаптивная.

Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь по законам Истины, Добра и Красоты.

Современный социальный запрос определяет направления образования: гражданско-патриотическое, поликультурное, полиинтеллектуальное, оздоровительно-физкультурное, духовно-нравственное.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей и их родителей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Рекомендуется проводить следующие мониторинги и тесты:

Мониторинг «Дружный ли наш класс»

Цель: выявить уровень сплоченности классного коллектива

Утверждение

1кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Наш класс очень дружный


2

Наш класс дружный


3

Наш класс трудно назвать дружным


4

Наш класс не дружен


5

В нашем классе трудно учиться


Тест «Мое отношение к классу» (Р.С.Немова)

Тест на определение сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. (Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина.) Приложение

Исследование отношений учащихся к Отечеству, малой Родине проходило через методику «неоконченных предложений»

Целеполагание

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. А.И. Солженицын сказал: « Горе той стране, где слово «патриот» считается бранью». Формирование сознания «Я - гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека.

По моим наблюдениям, сегодня ощущается недостаток таких качеств в современном ученике начальных классов. И я, как классный руководитель, считаю необходимым воспитать своих учеников настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Цель ВСК: формирование и развитие социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и помощи, не быть равнодушными.

Задачи:

1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

2. Воспитывать любовь к Отечеству, к своей малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям; истории родного края;

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Принципы воспитательной системы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, патриотические чувства, воспитание личности гражданина - патриота России формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Механизм реализации ВСК «Горячие сердца»

этап

класс

Проектные линии

Цель

1

1

Что такое хорошо, что такое плохо

Воспитание любви и гордости к родному краю, к Отечеству, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, чувства долга, ответственности, дисциплинированности.

Знакомство и работа над правилами и нормами поведения

2

2

Законы, по которым мы живем

Изучение Декларации прав человека. Права и обязанности граждан

Разработка законов и правил жизни класса.

3

3

Человек - это звучит гордо!»

Воспитание толерантности по отношению к людям. Определение понятий: честь, совесть, гордость, долг, достоинство, ответственность, понимание, мужество, взаимовыручка, память поколений

4

4-5

Я за многое в ответе

Утверждение национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, родного края, традициям и обычаям народов России.

Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагога и родителей, направленная на развитие потребностей в формировании и воспитании патриотических и гражданских качеств личности.

Соотношение направлений деятельности и их цели ВСК

Направление

Цель

1

Гражданско-патриотическое

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2

Научно-познавательное

Воспитание творческого отношения к учению, осознание роли знаний в жизни человека и общества

3

Спортивно-оздоровительное

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

4

Духовно-нравственное и эстетическое

Формирование представлений и воспитание духовных, нравственных и эстетических ценностей человека

5

Проектная деятельность

Воспитание дисциплинированности, настойчивости, коммуникабельности, гибкости в выполнении учебных проектов

Системообразующие виды деятельности

  1. Учебно-воспитательная

уроки гуманитарного цикла и ОРКСЭ;

интернет-олимпиады и конкурсы интеллектуальной направленности;

образовательные программы, новые технологии;

внеклассные мероприятия;

участие в школьных, районных и городских мероприятиях.

  1. Дополнительная образовательная деятельность

клубная и кружковая деятельность;

просветительская деятельность;

интегрированные творческие дела.

  1. Социально- ориентированная деятельность

социальное проектирование;

детское объединение школы

музеи города и области;

планетарий, библиотеки

взаимодействие с семьями и т.д.

Управление воспитательной системы

  1. Система взаимодействия с родителями

В процессе формирования личности семья играет важную роль, это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного руководителя взаимодействие с семьей является главной составляющей в построении воспитательной системы.

Выбор форм и методов определяет сам классный руководитель, опираясь на знания и опыт родителей, на сложившиеся традиции в работе с родителями. Эффективность сотрудничества достигается путем сочетания различных форм работы при их преемственности.

Этапы взаимодействия семьи, школы, учителя

  • Организация «Школы будущего первоклассника»

  • Организационное собрание родителей будущих первоклассников.

  • Изучение состава класса, уровня подготовки детей к школе.

  • Подписание договоров и анкетирование родителей.

  • Посещение семей, знакомство с бытовыми условиями.

  • Родительские собрания , групповые и индивидуальные консультации.

  • Организация родительского самоуправления.

  • Организация совместной проектной деятельности.

  • Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

  • Обобщение опыта работы.

В работе с родителями используются различные формы:

  • круглый стол;

  • родительское собрание;

  • родительские чтения;

  • родительский ликбез;

  • практикумы;

  • встречи со специалистами;

  • тематические консультации;

  • индивидуальные консультации и беседы;

  • «Клуб выходного дня»

Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания, на котором выбирается родительский комитет класса, создаются инициативные группы.

Структура родительского коллектива

  • Председатель родительского комитета школы

  • Председатель родительского комитета класса

  • Члены родительского комитета класса:

«Творческая группа» «Организационная группа»

« Финансовая группа»

«Творческая группа» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, сценариев, обеспечение культурной программы в выходные дни и каникулы.

«Организационная группа» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепития, помощь в ксерокопировании, фото и видеосъемки и другие.

«Финансовая группа» - финансовая деятельность, распределение средств, бухгалтерский отчет.

В конце каждого учебного года родительский комитет отчитывается о проведенной работе, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия, отмечаются наиболее активные родители.

.

  1. Система ученического самоуправления

Модель реализации ВСК динамична, постоянно находится в изменении, поэтому не может существовать без развития ученического самоуправления. Это стимулирует детей к творчеству, к развитию и становлению их как личностей.

Приемы ученического самоуправления:

  • Технология проектной деятельности и сюжетно-ролевой игры.

  • Мотивация к познанию и творчеству.

  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.

  • Организация ролевого взаимодействия.

  • Насыщение жизни детей позитивным настроем и активными действиями.

  • Привлекательность стимулирования личностного и коллективного роста.

  • Права и обязанности членов выборных органов детского самоуправления.

Важным фактором результативности системы самоуправления класса являются:

- четкий механизм организации ученического самоуправления;

- цели м задачи системы самоуправления для решения вопросов по организации жизнедеятельности класса;

- поиск путей решения поставленных задач;

- корректировка целей и задач


  1. Мониторинг и изучение эффективности ВС

По мнению Н.Е.Щуровой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступать воспитанность учащихся, т.е. её изменения из года в год.

Диагностика воспитанности учеников (Методика Н.П.Капустина)

Кроме диагностики воспитанности используются традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса

Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей образовательным учреждением

(Методика А.А.Андреева) Приложение

Изучение тревожности учащихся начальных классов (Методика А.М.Прихожан)

Диагностика личностных качеств учащихся (Приложение)

Ожидаемые результаты

Реализация данной воспитательной системы предполагает:

  • формирование и развитие социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и помощи;

  • систему краеведческих знаний;

  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России;

  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе;

  • интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; активная жизненная позиция, инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда;

  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение, не быть равнодушными и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;

  • начальное представление о правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, знание семейных традиций;

  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • формирование сплоченного коллектива с достаточно развитым ученическим самоуправлением





Список источников

1 Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения/ Под ред. А.М.Кондакова, А.Г.Асмолова. : М., 2007, 241с. (электронная версия)

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»(в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года № 273-ФЗ)

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Электронный ресурс): Утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010г. ПР-271 - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

5. Программа гражданско-патриотического воспитания МБОУ СОШ № 105.г. Нижнего Новгорода

6. Устав образовательного учреждения.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт и воспитание в школе. (Изд. Департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода, Дворец детского творчества им. В.П.Чкалова, Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи). Нижний Новгород, 2011

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// Режим доступа: http: //fcpro.ru/

9. Аванесян Л. Р. Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии В. А. Сухомлинского: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Аванесян Лиана Рубеновна;[Место защиты: Московском государственном университете культуры и искусств].- Москва, 2012.- 25 с.

10. Воспитание и развитие личности в социуме(комплексно-целевая программа) Арабеск, 2000г

11. Гольцева В.А.»Тропинки духовного воспитания» Научно-методический журнал «Педагогическое образование» №1, 2002г

12. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». Начальная школа. М., 2008

13. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Гражданское и патриотическое воспитание, Москва «Вако», 2007.

14. Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский - Москва: «Просвещение», 1990. - 210 с

15. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006 / Москва: Глобус, 2006

16.Сухомлинский В.А. «Методика воспитания коллектива» М: «Просвещение» 1981г

17. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.// В.А. Сухомлинский- М., 1977 -375 с.

18. Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Тивикова С. К., Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 34-38.

19. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998

20. Черникова// Воспитательная работа в школе. - 2011. - №5. - С. 47-58. Шабельник Е.С. «Ваши права», М: «Вита-Пресс», 1996г

21. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.

22. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики: методическое пособие. Н. Новгород, НИРО, 2012

23. Яшина Н.Ю., Тимошина Е.Н. Уроки для души: Духовно-нравственное воспитание младших школьников: методическое пособие.-Н. Новгород: НИРО, 2012.-146с.

Памятка для родителей

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!»

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

Анкетирование

Анкета «Что такое Родина»

(Метод незаконченных предложений)

1. Что такое Родина?

Родина - это____________________________

Малая Родина - это ______________________

2. Как называется твоя Родина?

Моя Родина называется_______________________________

3. Как называется твоя малая Родина?

Моя малая Родина называется _________________________

4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Свою Родину я ______________________________________

5. Что значит «любить свою Родину»?

Любить свою Родину - это значит_______________________

6. Что значит «защищать свою Родину»?

Защищать свою родину, значит _________________________

7. Какой должна быть твоя Родина?

Моя Родина должна быть ______________________________

8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?

Для своей Родины я могу _______________________________

Анкета «Мы - граждане России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Гражданин - это ___________________________________

2. Закон - это ___________________________________

3. Конституция - это __________________________________

4. Что значит быть гражданином?

Быть гражданином - значит ______________________________

5. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет

6. Какие права имеет гражданин?

Гражданин имеет право _________________________________

7. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.

8. Какие обязанности имеет гражданин?

Гражданин имеет обязанности ____________________________


Анкета «Достопримечательности нашей Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Какие города России ты знаешь?

Я знаю ______________________________________

2. Какие реки России ты знаешь?

Я знаю __________________________________________

3. Что такое достопримечательность?

Достопримечательность - это _______________________

4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?

Я бы хотел (а) увидеть ______________________________

Я бы хотел(а) узнать о ______________________________

5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?

Я буду ___________________________________________

6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с нашим городом и его окрестностями?

Я бы повел своих гостей_____________________________

7. Что есть в твоем районе, чем ты гордишься?

Я горжусь _________________________________________

Анкета «Государственные праздники России.

Государственная символика России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Какие государственные праздники ты знаешь?

Я знаю:____________________________________________

2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?

Свой День рождения Россия празднует _________________

3. Кто управляет нашей страной?

Нашей страной управляет _____________________________

4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.

Президенты России: __________________________________

5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.

Государственные символы_____________________________

6. Какие символы есть у нашего города?

У нашего города есть_________________________________

7 Что изображено на гербе нашего города?

На гербе нашего города изображен _____________________

Используемые методики

Методика определения самооценки детей «Лесенка»

(Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

«Здоровье»

1. Самые здоровые

2. Очень здоровые

3. Здоровые

4. Более или менее здоровые.

5. Среднего здоровья

6. Более или менее больные

7. Больные

8. Очень больные

9. Самые больные

«Ум»

.1. Самые умные

2. Очень умные

3. Умные

4. Более, менее умные

5. Среднего ума

6. Более, менее неумные

7. Неумные

8. Глупые

9. Самые глупые

«Характер»

1. С прекрасным характером

2. С хорошим характером

3. С более или менее хорошим характером

4. С неплохим характером

5. С обычным характером

6. С неважным характером

7. С плохим характером

8. С очень плохим характером

9. С тяжелым характером

«Счастье»

1. Чрезмерно счастливы

2. Очень счастливы

3. Счастливы

4. Более или менее счастливы

5. Не очень счастливы

6. Мало счастливы

7. Несчастливы

8. Очень несчастливы

9. Самые несчастные

Семейная соцоиграмма

Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

число членов семьи, попавших в площадь круга;

величина кружков;

расположение кружков относительно друг друга;

дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший - о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи - на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(Методика А.А.Андреева)

1 Я иду утром в школу с радостью.

2 В школе у меня обычно хорошее настроение.

3 В нашем классе хороший классный руководитель.

4 К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом в любой момент.

5 У меня есть любимый учитель

6 В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7 Я считаю, что школе созданы все условия для развития моих способностей.

8 у меня есть любимые школьные предметы.

9 Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни

10 На летних каникулах я скучаю по школе.

Оценка степени согласия:

4- совершенно согласен

3- согласен

2- трудно сказать

1-не согласен

0-совершенно не согласен

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на количество опрошенных и на 10.

Больше 3 - высокая степень удовлетворенности;

Больше 2, но меньше 3 - средний уровень;

2 и менее - низкий уровень удовлетворенности

Диагностика личностных качеств. Тест

1.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?

А) да Б) нет, не обязательно В) по настроению

2. Мама с папой уходят в кино. Ты

А) требуешь взять тебя Б) сидишь с недовольным видом

В) желаешь родителям хорошо провести время и не волновать за тебя

3. Во время контрольной, твой товарищ попросил списать у тебя задачу

А) дашь списать, Б) не дашь списать

В) дашь списать, но потом объяснишь решение

4. Ребята собираются уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. Как ты поступишь?

А) предупредишь учителя Б) ничего не скажешь , но останешься в классе В) постараешься отговорить Г) пойдешь со всеми.

5. тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Как поступишь?

А) поблагодаришь Б) скажешь, что тебе это не надо, т.к уже есть В) попросишь что-то другое

6. Тебя обозвали. Как ты поступишь?

А) обзовешь в ответ Б) начнешь драку

В) не будешь обращать внимания

7. Учитель попросил тебя поднять бумажку с пола. Ты

А) поднимешь Б) скажешь, что не бросал и поднимать не будешь

8.Тебе преподнесли завернутый подарок. Ты

А) развернешь и поблагодаришь Б) отложишь, чтобы посмотреть позже

9. Ты ешь суп. Чтобы доесть до конца ты

А) наклонишь тарелку к себе Б) наклонишь от себя

В) не будешь наклонять

10. Обязательно ли здороваться со всеми учителями в школе, даже если ты их не знаешь?

А) да Б) нет не обязательно В) по настроению

Анализ диагностики

Достаточно нравственная воспитанность- от 7 и более выборов в следующих ответах:

- ответ «А»: 1,5, 7, 8, 10 - ответ «В» 2, 3, 4, 6, 9

Некоторая безнравственность, эгоистическая позиция- от 5 и более в следующих ответах:

- ответ «Б»: 1, 2, 3, 5, 7,8, 10 Ответ «А»: 4

Несформированность нравственных отношений: оставшиеся количества выборов, где предпочтения явно не прослеживаются

Определение уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста

(Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина)

1)Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

2)Долго ли ты обижаешься на кого-либо из своих товарищей?

3)Нравится ли тебе знакомиться с разными людьми?

4)Тебе дальше нравиться читать или заниматься какими либо другими занятиями чем общаться с людьми?

5)Легко ли ты общаешься с людьми, которые старше тебя по возрасту?

6)Трудно ли тебе включаться в новые компании?

7)Легко ли ты общаешься с незнакомыми людьми?

8)Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе?

9)Стремишься ли ты при любом удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10)Если ты хочешь побыть один, раздражают ли тебя окружающие люди?

11)Нравится ли тебе постоянно находиться среди новых людей?

12)Чувствуешь ли ты себя комфортно, стесняешься ли, когда нужно познакомиться с новым человеком?

13)Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

14) Чувствуешь ли ты себя неуверенно, попав в малознакомую компанию?

15)Сможешь ли ты оживить малознакомую компанию?

16)Хочешь ли ты ограничить круг своих знакомых, небольшим количеством товарищей?

17)Чувствуешь ли ты себя уверенно, попав в малознакомую компанию?

18)Чувствуешь ли ты себя уверенно, когда общаешься с большой группой людей?

19)У тебя много друзей?

20)Смущаешься ли ты, когда разговариваешь с мал знакомыми людьми?

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0. Затем общее число очков суммируется и смотрим итоги:

-20 очков. Ребенок не коммуникабелен.

-17 очков. Ребенок замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, и поэтому у него, наверное, мало друзей.

-14 очка. Ребенок в известной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно.

-11 очков. Нормальная коммуникабельность.

-8 очков. Испытуемый весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры).

-5 очков. Очень общительный. Ребенку свойственны любопытность и разговорчивость..

-4 очка и менее. Коммуникабельность испытуемого носит болезненный характер.





ПРАВИЛА нашего класса

- Давайте восклицать, друг другом восхищаться!

- Чем сомневаться, лучше спросить.

- Чего в других не любишь, того сам не делай!

- Когда сердишься, сосчитай до ста.

- Не ошибается тот, кто ничего не делает.

- Прощай другим, но не прощай себе.

- Обдумывай слова, даже если шутишь.

- Чтобы найти согласие, надо уважать разногласие.

- Если тебе плохо, найди того кому ещё хуже, помоги ему, и тебе станет легче.

НАШИ ПРАВА

  1. Каждый имеет право на свое мнение.

  2. Каждый имеет право на внимание к себе.

  3. У каждого есть право на комфорт и уют.

  4. Здоровье каждого дороже любого богатства.

  5. Каждому дело по душе.

НАШИ ОБЯЗАННОСТИ

- Всякой вещи своё место. Порядок время бережёт.

- За правое дело стой смело.

- Всему свое время. Соблюдай режим дня.

- Делу время, потехе час. Помни, знания нужны тебе.

- Сумел ошибиться, сумей и поправиться.

- От вежливых слов язык ни у кого не отсох.

- Береги здоровье свое и своих товарищей.

- Береги имущество класса и школы.

ЗАКОНЫ нашего класса (1-3 класс)

  1. Без дела жить - небо коптить. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  2. Не упускай минуту, упустишь час.

  3. Ахи да охи не дают подмоги.

  4. Берись дружно, не будет грузно.

  5. Начал говорить -договаривай, начал делать -доделывай.

  6. Сам не отставай и товарищу помогай.

  7. Обещание - это твой долг.

  8. От поклона голова не болит, а спасибо - великое дело.

ЗАКОНЫ КОЛЛЕКТИВА (4 класс)

Закон правды: помни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра: будь добр к ближнему. И добро вернется к тебе с торицей.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай достоинство других.

Закон чести: вспоминай о своей физической силе наедине с собой. Помни о своей духовной силе, благородстве, достоинстве.

Закон дружбы: помни: «один за всех и все за одного».

Закон заботы: прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Помни о них.

Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

Закон памяти: помни, что были люди, отдавшие свои жизни за твое будущее. Будь достоин этой памяти



© 2010-2022