Профилактическое занятие по профилактике курения

Представляю Вашему вниманию профилактическое занятие "Курение" по профилактике и пропаганде здорового образа жизни, данное занятие может быть использовано как на уроке биологии в соответствующем разделе, так и на классном часе, подходит для возраста 12 - 14 лет. Целью вышеуказанного занятия стало объяснить, почему курение вредит здоровью человека, выяснить, почему люди начинают курить и решить, чем можно заменить это пристрастие. В ходе мероприятия предлагается викторина, а также интерактивная и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка внеклассного мероприятия

по биологии: «Курение??!»

Командная игра.

Цель: Объяснить, почему курение вредит здоровью человека, выяснить, почему люди начинают курить и решить, чем можно заменить это пристрастие.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Возраст участников: 12 - 14 лет.

Время проведения: 40 минут.

Ход занятия

Учащихся просят написать, какие мальчики или девочки им нравятся, далее идёт обсуждение качеств в группах и выбирается по 5 признаков, которые затем зачитываются и записываются на доске. Ведущий подводит итоги и обращает внимание на то, что никто не написал, что ему нравятся курящие люди.

Далее ведущий рассказывает о вреде курения, ведёт диалог с классом. Примерные пункты рассказа:

1. Какие органы страдают при курении? Давайте разбирать по порядку. Сперва сигарета действует на зубы. Они желтеют, быстрее развивается кариес. Почему? Дело в том, что при курении, особенно на улице, горячий сигаретный дым и холодный воздух вдыхаются одновременно, что приводит к микротрещинкам в эмали зуба и развитию кариеса. (Можно провести следующий опыт: кусочек гранита попеременно нагревать на спиртовке и опускать в холодную воду. После нескольких повторений гранит раскрошиться)

2. Далее страдает язык, губы и гортань. От постоянного соприкосновения с канцерогенными веществами может развиться рак. Кстати, рак именно этих органов характерен только для курильщиков.

3. Естественно, сильно страдают лёгкие, в них оседают копоть и смолы.

4. При курении идёт большая нагрузка на сердце и сосуды. Когда человек курит, сосуды сужаются, пульс резко замедляется, затем учащается - такие нагрузки отрицательно влияют на сердечно - сосудистую систему.

5. Печень, которая в нашем организме выполняет барьерную функцию и очищает кровь от канцерогенных веществ, также подвергается действию табака.

6. Кишечник и желудок тоже страдают от курения! Курящий человек сглатывает слюну с ядовитыми веществами и вполне может заработать гастрит или язву, ведь разрушается слизистая оболочка желудка и кишечника.

7. Также курение активно влияет на половые клетки, в них накапливаются мутации, что приводит к врождённым заболеваниям потомства.

(рассказ можно сопровождать показом органов на таблице, микропрепаратов лёгких курящего и здорового человека, рисунков и т.д.).

Давайте представим себе ситуацию, что молодой человек 11 лет начинает курить. Какие проблемы его подстерегают?

Учащиеся называют проблемы, они выписываются на доске. Далее вызывается один ученик из класса, ему даётся инструкция: «Представь, что ты начал курить, вокруг тебя накапливается множество проблем, например, ты начинаешь прятаться от родителей…(в это время к ребёнку подставляется один стул), далее ты начинаешь усиленно думать, где достать деньги на сигареты… (подставляется другой стул). В конце игры вокруг ученика оказывается плотное кольцо стульев - проблем. Ведущий делает вывод из показанной ситуации и спрашивает ученика, какие ощущения у него возникали? Примечание: для игры необходимо выбрать ребёнка, имеющего тягу к данной привычке, т.к. психологически очень тяжело оказаться внутри такого «кольца».

Далее учащиеся делятся на 3 - 5 групп и им предлагается викторина по теме занятия, за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Примерные вопросы:

1. Почему пассивные курильщики получают больше ядовитых веществ от сигареты, чем активные? (активные курильщики поглощают около 30% канцерогенных веществ из сигареты, остальное выдыхают в окружающую среду - этим и дышат пассивные курильщики);

2. Защищает ли фильтр от попадания вредных веществ в организм? (нет);

3. Лёгкие сигареты содержат меньше канцерогенных веществ? (нет);

4. Сколько известных канцерогенных веществ находится в одной сигарете? (15);

5. Какой орган наряду с лёгкими больше всех страдает от курения? (сердце);

6. Если человек выкуривает одну пачку сигарет в течение одного года, то сколько смолы оседает на его лёгких? (около 1 литра);

7. Какова основная причина пожаров с гибелью людей? (непотушенная сигарета);

8. Верно ли, что физические упражнения сводят на нет последствия курения? (нет, не правда);

9. Сколько сигарет надо выкурить, чтобы нарушить баланс кислорода в крови? (одну сигарету);

10. Какие заболевания типичны для детей курильщиков? (бронхит);

11. правда ли, что курильщикам необходимо принимать в 2 раза больше витамина С, т.к. он активно разрушается при курении? (да);

12. Курение - это болезнь или вредная привычка? (болезнь, т.к. табак - это разновидность наркотического вещества).

Ведущий задаёт вопрос: «Если курение так вредно, то почему люди курят?» и просит группы заполнить таблицу, приведённую ниже. Например, причина - хочу казаться взрослым. Чем заменить - делать взрослые поступки: хорошо учиться, работать, помогать по хозяйству и т.д.

Причины курения

Чем можно заменить

Далее идёт социализация, все предложения выписываются на доску. По результатам викторины объявляется группа, набравшая большее количество баллов.

Ведущий делает вывод:

«Курящие могут не быть больными, но их нельзя назвать и абсолютно здоровыми. Принимая решение курить, человек определяет своё отношение к жизни, к тому, насколько успешно он может заниматься любимым делом, будет ли он нравиться окружающим и, наконец, есть ли у него сила воли для решительного отказа».

Список литературы.

1. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М., 1991;

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000;

3. Ковриго Н.М. Педагогика здоровья. Ижевск, 2005;

4. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. Сб.методических разработок. В. 3, Ижевск, 2001;

5. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения «Брось!» 5 - 11 классы. М.: «ВАКО», 2004;

6. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999;


© 2010-2022