Краткосрочный проект Слагаемые имиджа педагога

Вашему вниманию в рамках проекта "Слагаемые профессионального имиджа педагога" предоставлен практический материал, раскрывающий представления участников образовательного процесса об имидже и его структурных компонентах. В проект включена разработка анкет для педагогов и родителей "Значение имиджа педагога для повышения качества образовательного процесса", "Воспитатель глазами родителей", рабочий проект "Лучший в профессии", речевые трафареты, помогающие вести деловые беседы, требования к речи пе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

Проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Актуальность

Профессиональный имидж педагога существовал в нашей стране всегда. Строгий неброский костюм, аккуратная причёска, спокойный, внушительный голос и, главное, богатый внутренний мир с правильной идеологической составляющей. Педагоги имели устойчивый гражданский статус. Разные по имиджу учителя хорошо показаны в художественных фильмах «Доживём до понедельника» и «Ключ без права передачи». Важно то, что в наибольшей степени для поддержания гражданского статуса имел значение личностный фактор, состоящий из нравственных и интеллектуальных качеств. Важен был так же и стиль общения.

В двадцать первом веке статус педагога значительно снизился. В этом, к сожалению виноваты и сами педагоги. Ведь так же как оттенки интонации определяют смысл фраз, имидж педагога складывается из многих составляющих, от которых зависят проявления привлекательности, ума, тактичности, нравственных качеств. Современные дети и их родители более серьезно относятся к имиджу учителей. Условия работы в сегодняшних учебных заведениях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.

Проблема проекта

Формирование представления о роли имиджа педагога , как части профессионального успеха, одного из показателей профессиональной педагогической компетентности.

Цель проекта:

Разработать мероприятия, направленные на оказание помощи педагогам с целью создания их профессионального позитивного имиджа.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать имеющиеся библиографические источники и составить представление о слагаемых профессионального имиджа педагога , основах его построения.

  2. Разработать анкету для педагогов и родителей «Значение имиджа педагога для повышения качества образовательного процесса»

  3. Подобрать материалы педагогических консультаций информационного цикла « Имидж педагога и его составляющие»

Участники проекта: педагоги ДОУ

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели

Ожидаемый результат: Разработка информационного проекта « Имидж педагога и его составляющие»

Этапы работы:

1.Теоретико - организационный.

  • Сравнение точек зрения на понимание роли имиджа специалистов в области имиджмейкинга и педагогов ОУ.

  • Сбор и анализ информации, литературы, дополнительного материала по теме «Слагаемые профессионального имиджа педагога».

2.Практический.

  • Разработка тем консультаций, раскрывающих структуру имиджа педагога.

  • Создание консультаций цикла « Имидж педагога и его составляющие»

3.Итоговый. Анализ произведённой работы.

Результаты теоретико - организационного этапа.

Разработка анкеты для педагогов и родителей «Значение имиджа педагога для повышения качества образовательного процесса»

№ вопроса

Анкета для педагогов и родителей

«Значение имиджа педагога для повышения качества образовательного процесса»

1

Назовите качества педагога, которые сразу отмечают дети, при общении с ним.

2

Назовите, какие внешние данные педагогов влияют на качество работы с родителями и детьми.

3.

Какие особенности поведения педагога вызывают у вас негативную реакцию на него?

4

Какие ваши индивидуальные качества помогают вам убедить собеседника в вашей правоте?

5

Какой, по-вашему, педагогический стиль приемлем для современного педагога?

6.

Что такое, по - вашему, «хороший учитель»?

7.

Какие способности помогают педагогу качественно организовать учебный процесс?

8.

Что в диалоге для вас важнее: то, что человек говорит или то, как он выглядит?

9.

Влияет ли ваше знание о репутации педагога на излагаемый им материал?

10.

Какие особенности речи педагога вам неприятны?

11.

Как вы считаете, нужен ли для современного педагога дресс - код?

12.

Перечислите существенные критерии позитивного образа современного педагога.

13.

Какие факторы, по - вашему, могут повлиять на повышение педагогического статуса?

Составление характеристики содержательной и формальной сторон педагогических стилей. Из содержания таблицы мы можем видеть характерный для представителя каждого стиля способ поведения.

Характеристика содержательной и формальной сторон педагогических стилей.

Стиль

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный

стиль

Деловые, краткие распоряжения.

Запреты без снисхождения, с угрозой.

Четкий язык, неприветливый тон.

Похвала и порицание субъективны.

Эмоции не принимаются в расчет.

Позиция лидера - вне группы.

Дела в группе планируются заранее

( во всем их объеме).

Определяются лишь непосредственные

цели, дальние - неизвестны.

Мнение учителя - решающее.

Демократический

стиль

Инструкция в форме предложений.

Не сухая речь, а товарищеский тон.

Похвала и порицание - с советами.

Распоряжения и запреты с дискуссиями.

Позиция лидера - внутри группы.

Мероприятия планируются не заранее, а

в группе.

За реализацию предложений отвечают все.

Все разделы работы не только предлагаются,

но и обсуждаются.

Попустительский

стиль

Тон - конвенциональный.

Отсутствие похвалы, порицаний.

Никакого сотрудничества.

Позиция лидера - незаметно в стороне от группы.

Дела в группе идут сами собой.

Лидер не дает указаний.

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Сравнение точек зрения на понимание роли имиджа специалистов в области имиджмейкинга по данным литературных источников и педагогов ОУ. Выводы

«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Перечислим слагаемые имиджа с точки зрения имиджмейкинга. К ним относятся:

- визуальная привлекательность;

- вербальное поведение;

- невербальное поведение;

- манеры, этикет;

- соответствие необходимому образу;

- обаяние.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы - педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое - с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенный психологом Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.



Результаты практического этапа.

Темы консультаций цикла « Имидж педагога и его составляющие»

  1. Личность педагога и педагогическая этика

  2. Роль педагога в формировании межличностных отношений

  3. Общие правила делового общения

  4. Помощь педагогу в организации беседы. Этикетные формулы речи и речевые трафареты. (см. приложение 1)

  5. Модель комфортного общения.

  6. Мой педагогический стиль.

  7. Образ педагога. Визуальная привлекательность.

  8. Образ педагога. Дресс - код, как условие для составления образа педагогического коллектива.

  9. Образ педагога. Вербальное и не вербальное поведение.

  10. Требования к речи педагога. (см. приложение 2)





Анализ проведённой работы. Выводы.

В результате реализации проекта на сегодняшний день получены следующие результаты:

  1. Создана система мероприятий, повышающая культуру педагога в области создания педагогического имиджа. Разработан диагностический материал по теме.

  2. Педагоги приняли позицию, что грамотно созданный имидж повышает их авторитет и вызывает уважение окружающих. Интерес вызвал разговор о визуальной составляющей имиджа учителя. Были рассмотрены правила и ошибки в создании делового имиджа женщины, так как именно они - основа педагогического коллектива

  3. Подобраны темы и собран материал для некоторых консультаций цикла « Имидж педагога и его составляющие». Советом ОУ принято решение продолжать создание консультаций по выбранным темам, так как ряд практических материалов уже успешно применяется педагогами.





Литература:

  1. Аминов Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы.// Вопросы психологии 1997г. № 2

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.

  3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1992г.

  4. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983г.

  5. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994г. №1

  6. Вербова К.В. Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие по курсу Возрастная и педагогическая психология для студентов пед. спец. Гродно, 1991г.

  7. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск, 1997г.

  8. Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии.1984г. № 3

  9. Зеленова М.Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом психологического взаимодействия // Психологическая наука и образование, 1999г. №1

  10. Зимняя И.А., Малахова В.А. и др. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач. М., 1980г.

  11. Золотникова А.С. Проблемы психологии общения. Р.н/Д., 1976г.

  12. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. Р. н/Д., 1998г.

  13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Р. н./ Д., 1986г.

  14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996г.

  15. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993г.

  16. Маркова А.К. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. // Вопросы психологии 1987г. №5

  17. Мижериков В.А. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002г.

  18. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.,1994г.

  19. Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987г.

  20. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1986г.

  21. Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции. М., 1972г.

  22. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979г.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Этикетные формулы делового общения

Речевое намерение

Этикетная формула

Приветствие

  • Добрый день (утро, вечер).

  • Здравствуйте!

Прощание


  • До свидания!

  • Всего хорошего!

  • Всего доброго!

  • До встречи! (Если назначена встреча.)

  • Позвольте попрощаться!

  • Счастливого пути (отъезжающему)

Выражение благодарности

  • Спасибо!

  • Очень признателен Вам…

  • Благодарю!

  • Большое спасибо!

  • Сердечно благодарю (благодарен)!

  • Разрешите поблагодарить вас!

  • Очень Вам признателен!

Просьба

  • Будьте добры…

  • Будьте любезны…

  • Прошу Вас…

Извинение

  • Приношу свои извинения…

  • Извините, пожалуйста…

  • Прошу меня простить…

  • Простите, пожалуйста…

Предложение

  • Позвольте предложить…

  • Мне хочется предложить Вам…

  • Я хотел бы предложить Вам…

Приглашение


  • Разрешите пригласить Вас на…

  • Я приглашаю Вас на…

  • От имени … приглашаю Вас на …



Речевые трафареты, помогающие вести деловые беседы



Основная задача

Высказывания

Начало беседы

  • Я полагаю, что прежде всего нам следует обсудить...

  • Я думаю, что вам хорошо известны причины, побудившие меня встретиться с вами, и поэтому мне хотелось бы сразу перейти к обсуждению...

  • Мне хотелось бы начать беседу с...

Уточнение


  • Давайте уточним детали…

  • Если я правильно вас понял…

  • Введите меня в курс дела…

  • Можем ли мы рассчитывать на…

  • Есть ли у вас конкретное предложение…

Одобрение и согласие

  • Этот пункт не вызывает наших возражений.

  • Я полностью разделяю вашу точку зрения на...

  • Мое представление полностью совпадает с ва­шим.

  • Ваши условия в целом для меня приемлемы.

  • Мы ничего не имеем против...

Желание отстоять свою точку зрения

  • Мне кажется, мы несколько отклонились от темы нашего разговора. Поэтому я предлагаю вернуться к обсуждению предыдущего пункта нашего соглашения.

  • Я представляю себе решение этого вопроса по-другому. В связи с этим я хотел бы пояснить...

  • Я полагаю, вы согласитесь, что существует и другой вариант решения, который я хотел бы сейчас обсудить с вами.

  • Думаю, что следует обсудить и другие стороны (аспекты) этого вопроса.

  • Может быть, вам будет интересно узнать мнение экспертов по этому вопросу.

  • Я буду очень признателен (благодарен), если...

  • Мы очень рассчитываем на вашу помощь в…

  • С вашей стороны будет очень любезно, если...

Убеждение


  • Я в этом совершенно уверен…

  • Нет причин для опасений…

  • Думаю, мы все выиграем…

  • Вы, конечно, согласитесь, что…

  • Вне всякого сомнения…

Извинение


  • Приношу свои извинения за...

  • Примите наши извинения за…

  • Я искренне сожалею, что...

Желание уйти от ответа

  • На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Дело в том, что...

  • Я могу ответить Вам только в самом общем виде.

  • Мне трудно судить об этом.

Неодобрение, несогласие и отказ


  • Наша точка зрения несколько расходится с ва­шей.

  • Мы видим решение этой проблемы в несколь­ко ином свете.

  • Мы высоко ценим ваши усилия, но, к сожале­нию, не можем принять это предложение.

  • Может быть, рассмотрим иные условия…

  • Вряд ли это возможно…

  • К сожалению…

  • Было бы нежелательно…

Желание завершить беседу


  • Давайте подведём итоги наших договорённостей.

  • Я полагаю, что проблему... можно считать решённой.

  • Позвольте мне от имени нашей организации поблагодарить вас за участие в сегодняшнем обсуждении и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество с вами.



Приложение 2

Консультация «Требования к речи педагога ДОУ» (Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №3 2009 )

Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;

  • ценностно-личностные установки педагога;

  • коммуникативная компетентность;

  • четкий отбор информации для создания высказывания;

  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

  • Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

  • Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

  • Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

  • Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

  • Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.





Приложение 3

Проект «Лучший в профессии»

Актуальность

Стремление быть лучшим в профессии - не эгоистичное желание, стремиться к совершенству жизненная необходимость. Это стремление помогает выжить, состояться и справиться с проблемами. Жизнь, нас часто сажает на «горячий стул», проверяя, что мы можем и чего стоим. Мы служим детям, работаем для них. В ситуации конкуренции, когда на смену приходят молодые амбициозные сотрудники, расслабляться нельзя, потому, что педагогические технологии не стоят на месте, а дети становятся всё сложнее, поэтому надо учиться, учиться и учиться, тратя опыт и приобретая его.

Проблема проекта

Профессиональные качества педагога раскрываются при общении, которое является составляющей имиджа педагога , частью профессионального успеха, одним из показателей профессиональной педагогической компетентности. Образ сотрудничающего педагога - путь к позитивному взаимодействию педагогов ДОУ и родителей дошкольников для повышения качества образовательной деятельности.

Цель проекта: Создание имиджа сотрудничающего педагога.

Задачи проекта:

  1. Оценка профессиональных качеств педагога родителями и коллегами

  2. Составление анкеты «Воспитатель глазами родителей» с последующим анкетированием

  3. Составление анкеты «Воспитатель глазами коллег» (Приложение 1)

  4. Подбор материалов педагогических консультаций информационного цикла

« Коммуникативная составляющая имиджа педагога»

Участники проекта: педагоги ДОУ

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели

Ожидаемый результат: Совершенствования коммуникативных навыков воспитателя

Этапы работы:

1.Теоретико - организационный.

  • Сбор и анализ информации, литературы, дополнительного материала по теме «Профессиональные качества педагога».

2.Практический.

  • Разработка тем консультаций, раскрывающих понятие «межличностное общение», обучающих ведению деловых бесед, культуре спора, знакомящих с правилами общения.

Составление анкет «Воспитатель глазами родителей», «Воспитатель глазами коллег»

3.Итоговый. Анкетирование «Воспитатель глазами родителей»

Результаты практического этапа.

Темы консультаций цикла « Коммуникативная составляющая имиджа педагога»:

  1. Роль педагога в формировании межличностных отношений

  2. Общие правила делового общения

  3. Помощь педагогу в организации беседы. Этикетные формулы речи и речевые трафареты (Приложение 2)

  4. Модель комфортного общения.

  5. Мой педагогический стиль.

  6. Образ педагога. Вербальное и не вербальное поведение.

  7. Требования к речи педагога (Приложение 3)

  8. Культура спора

  9. Заповеди общения

Результат итогового этапа

Результаты анкетирования

«Воспитатель глазами родителей»

( 2014г.)

В ходе анкетирования были опрошены 15 родителей воспитанников старшей логопедической группы

Вопрос

да

нет

затрудняюсь

1.

Соответствует ли внешний вид воспитателя Вашему представлению о профессиональном педагоге?

14

93%

-

1

7%

2.

Учитывает ли воспитатель мнение родителей об улучшении качества образовательного процесса?

14

93%

-

1

7%

3.

Помогает ли воспитатель разностороннему развитию вашего ребёнка?

15

100%

-

-

4.

Является ли речь воспитателя грамотной,

выразительной, эмоциональной?

15

100%

-

-

5.

Нравится ли Вам стиль общения воспитателя с детьми и родителями?

15

100%

-

-

Итого

73

97%

2

3%

Краткосрочный проект Слагаемые имиджа педагога

Таким образом, по результатам анкетирования 97% родителей высоко оценили деятельность воспитателя , 3% - затруднились ответить.

Анализ проведённой работы. Выводы.

В результате реализации проекта на сегодняшний день получены следующие результаты:

  • Создана система мероприятий, повышающая культуру педагога в области коммуникативной составляющей имиджа. Разработан диагностический материал по теме профессиональные качества воспитателя.

  • Педагоги приняли позицию, что грамотно созданный имидж повышает их авторитет и вызывает уважение окружающих.

  • Подобраны темы и собран материал для консультаций цикла « Коммуникативная составляющая имиджа педагога»

  • Советом ОУ принято решение продолжать создание консультаций по выбранным темам, так как ряд практических материалов уже успешно применяется педагогами.




© 2010-2022