Методические рекомендации по составлению портфолио студента

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методические рекомендации по составлению портфолио студентаМетодические рекомендации по составлению портфолио студента

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Благодарненский агротехнический техникум»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

_____________________

С.А. Кирилюк

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

_____________________

Н.И. Симонова

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ БАТ

______________________

В.А. Белозорев




Приказ №___от _________

Методические рекомендации

по составлению портфолио студента

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


г. Благодарный, 2015

Введение

В настоящее время основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Обновление образовательного процесса означает необходимость модернизации учительского труда в единстве всех его параметров: мотивационного, познавательного, поисково-творческого, личностно-рефлексивного, организационно-технологического, социального.

За последние годы значительно увеличился в объеме и усложнился учебный материал, возросли информационные нагрузки на учителей, более значимым стал творческий подход к педагогической деятельности. Рост требований к качеству педагогического труда влечет за собой рост временных и энергетических затрат. Чтобы избежать обострения этого противоречия, всем участникам образовательного процесса необходима выработка единого подхода к реализации различных аспектов педагогической деятельности.

В настоящее время все шире используется технология Портфолио как одна из форм анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Установленная процедура формирования «пакета достижений учителя» становится массовой. В этих условиях необходимо обеспечить адаптацию работающих учителей к современным требованиям организации образовательного процесса, помощь в приобретении необходимых навыков и формировании новых компетентностей. Ключом к достижению этой цели может стать оптимизация условий работы учителей, разработка четких рекомендаций и алгоритмов по работе с Портфолио.



РАЗДЕЛ 1

Из истории

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста».

Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов.

Термин «портфолио» давно знаком и профессионалам из области искусства: многие художники и в прежние века создавали свои портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в Интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами товары и услуги, что способствует поиску заказчиков и потребителей услуг…

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в 80-х годах в США. В конце XX и начале XXI веков эта идея стала популярной в Европе и Японии. Для зарубежных специалистов в сфере образования приоритетными считаются две программы: «плата за качество» и «профессиональное развитие». Они обе предполагают использование педагогом портфолио для предъявления собственных достижений, подтверждения профессионального уровня и объема выполняемой работы, демонстрации прогресса и совершенствования своей деятельности. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от преподаваемой дисциплины.

В конце 90-х годов о портфолио заговорили специалисты российской системы образования, когда был начат эксперимент по введению профильного обучения. В его рамках было предложено использовать портфолио как одну из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Широкое общественное обсуждение концепции портфолио повлекло за собой естественный перенос такого подхода к оценке компетенций на преподавательский состав и даже на школы в целом.

Несмотря на то, что вокруг концепции портфолио учителя уже много лет ведутся активные дебаты, на данный момент пока нет его единого понимания. Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов.

Цель создания портфолио

У педагога, какую бы он должность не занимал в школе, должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать его портфолио.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.

Портфолио позволяет заместителю директора по воспитательной работе и классному руководителю проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Исходя из целей портфолио, перед педагогом ставятся следующие задачи:

- проанализировать и обобщить свою работу;

- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

- отразить динамику профессионального развития;

- представить полно и эффективно опыт своей работы.

Функции портфолио:

- диагностическая - фиксирует изменения за определенный период времени;

- содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;

- развивающая - обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

- мотивационная - поощряет результаты деятельности;

- рейтинговая - позволяет определить количественные и качественные индивидуальные, групповые достижения.

Виды портфолио

Спектр деятельности современного заместителя директора и классного руководителя может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор выполняемых работ и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта педагога можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта необходима!

Несомненно, у заинтересованного педагога должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио.



РАЗДЕЛ 2

  1. Состав и структура портфолио

I. Титульный лист;

II. Содержание портфолио

1. Цели портфолио

2. Автобиография

3. Рабочие материалы

4. Мои достижения

5. Учебная практика

6. Производственная практика

7. Экзамены

8. Моя оценка

9. Внешняя оценка.


  1. Рекомендации по составлению и оформлению отдельных разделов рабочего портфолио

Для оформления портфолио потребуется папка с файлами, каждый раздел оформляется на отдельном листе. При оформлении портфолио часто используется коллаж.

1. Цели. Составить представление о своей работе с портфолио на ближайшее и отдаленное будущее, какие результаты Вы хотели бы получить в ходе работы с портфолио.

Возможные цели:

- собрать, накопить, обобщить, систематизировать и достойно представить материал;

-отследить динамику развития выявить рост или отставание;

- углубить знания;

- научиться работать с информацией;

- определить готовность к будущей практической деятельности или к профессиональной карьере;

- оценить свои способности.

2. Автобиография. Цель автобиографии - дать полное представление о самом себе. Автобиография начинается со слов «Я, фамилия, имя, отчество,...». Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:

- автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;

- важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;

- при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;

- текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком;

- автобиография должна быть подписана и датирована.

Или резюме.

3. Рабочие материалы. В рабочие материалы складываются личные работы студента.

Возможные материалы:

- самостоятельные работы;

- рефераты;

- доклады;

- домашние работы;

- контрольные работы;

- сочинения;

- эссе;

- курсовые проекты;

- ксерокопии статей;

- список литературы;

- цитаты, афоризмы по теме;

- статистические данные;

- интересные данные;

- таблицы и т.д.

4. Мои достижения. В мои достижения студент отбирает свои лучшие работы, отзывы, характеристики, рецензии и т.д.

- благодарности;

- грамоты;

- дипломы;

- сертификаты.

5. Учебная практика.

- аттестационный лист;

- характеристика;

- отчёт.

6. Производственная практика (по профилю специальности и преддипломная).

- аттестационный лист;

- отчёт;

- отзывы работодателей (характеристика).

7. Экзамены (квалификационные по профессиональным модулям).

- сводная ведомость

- удостоверение по рабочей программе (ксерокопии).

8. Моя оценка. Студент оценивает проделанную работу, аргументируя свои результаты работы. Моя оценка включает самоанализ и рефлексию собственных изменений.

9. Внешняя оценка. Это экспертная оценка, которая включает отзывы специалистов, преподавателей, товарищей, родителей.

  1. Презентация портфолио студента и ее оценка

Студент делает презентацию содержания своего портфолио. На презентацию студент выходит с кратким устным комментарием, который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Следует заметить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более.

Презентацию можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет первые два пункта содержания портфолио, цели портфолио и автопортрет.

Во второй части студент представляет следующие компоненты портфолио и останавливается на рабочих материалах и на своих достижениях. Необходимо отдельно выделить лучшую, по вашему мнению, работу и рассказать о проделанной работе.

В третьей части целесообразно изложить основные выводы по результатам проделанной работы с портфолио поразмышляйте о целях, которых Вам удалось достичь или наоборот. Особое внимание уделите последним разделам структуры портфолио «Моя оценка» и «Внешняя оценка».

Критерии оценки презентации портфолио (по пятибалльной системе)

- оформление;

- самостоятельность;

- полнота отражения изучаемого материала;

- факторы, отражающие размышление студента о своем познании;

- отражение собственной позиции студента (самооценка) относительно представленных работ;

- логика рассуждения и культура речи.
































РАЗДЕЛ 3

  1. Пример и состав портфолио

Приложение 1

Алгоритм составления портфолио (в помощь выпускнику)

За период учебы очень важно подготовить себя к профессиональной карьере. Всё начинается с мотивации, затем формируется целенаправленность, это в свою очередь должно выработать стремление к самосовершенствованию. Обучение в учебном заведении создает все необходимые условия для процесса самосовершенствования, активной жизни студентов, их самоопределения и самореализации.

Молодому специалисту, прежде всего, необходимо перестать себя ставить в положение молодого и не опытного, важно приобрести уверенность в своих силах. Те, кто аргументируют свою неуспеваемость, пассивность тем, что не собираются работать по специальности, маловероятно, что чего-то вообще добьются в жизни.

Учебное заведение может предопределить жизненный путь человека, заставить или научить стремиться к самосовершенствованию. Это необходимо осознать самостоятельно, определившись с мотивами.

После окончания обучения необходимо составить так называемый портфолио карьерного продвижения, стимулом составления которого является не конкретный возрастной этап, хотя лучше начинать составлять портфолио уже с первого курса обучения. А после окончания обучения при трудоустройстве такой документ просто необходим. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Рассмотрим алгоритм составления портфолио студентом. Начинать следует с простого резюме или автобиографии и по мере освоения учебных дисциплин и технологий постепенно добавлять в него информацию и материалы, демонстрирующие развитие своих навыков и компетенций. Резюме должно формироваться и в электронном виде и на бумаге, так как это постоянный процесс осознания своих способностей. К моменту завершения обучения в колледже карьерное портфолио должно включать профессиональное резюме; свидетельства всех освоенных студентом дополнительных курсов, рекомендации, полученные после прохождения профессиональной практики; список проектов, в которых студент принимал участие, с указанием конкретных функций и роли, результатов участия в конкурсах, выставках, олимпиадах, семинарах, конференциях и т.п.

План развития карьеры

План развития карьеры (ПРК) может состоять из двух частей, он должен быть написан в профессиональном ключе и адресован предполагаемому работодателю. ПРК должен включать в себя следующее.

Часть 1. Для ее заполнения ответьте на вопрос: Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального специалиста? При ответе на данный вопрос желательно использовать готовые классификации навыков по профессии и отметить, насколько выражены у вас те или иные компетенции.

Часть 2. Здесь Вы должны ответить на вопрос: Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал? Ответ требуется как можно более определенный. Необходимо описать четкий план действий на определенный период времени с учетом специфики работы предприятия и профессиональных особенностей заявленной вакансии.
План по развитию карьеры должен быть написан профессиональным языком, без ошибок, с использованием стандартов эффективной письменной коммуникации.

Эссе "Я и моя карьера"

Это изложение в свободной форме (как правило, краткое - в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Именно свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.

Подобные эссе могут входить в специализированные издания, продвигающие выпускников на рынке труда, сборники, где представлены профессиональные резюме, достижения, рекомендации и карьерные эссе лучших выпускников, добившихся больших успехов в учебе и проявивших себя в различных областях деятельности (научной, общественной, спортивной и др.).

Предложенный алгоритм действий, не претендуя на универсальность для достижения профессиональной и деловой успешности, позволяет стать своеобразным «двигателем» непрерывного процесса управляемого профессионального и личностного развития.

Составление портфолио карьерного продвижения способствует осмыслению своих жизненных целей, способностей, возможностей, помогая структурировать имеющиеся знания, вырисовывать перспективы профессиональной карьеры, личностного роста и самореализации

Как написать рецензию на портфолио

1. Каково было ваше первое впечатление от портфолио?

2. Что вызвало в вас чувство гордости?

3. Насколько аккуратно и логично организован материал портфолио?

4. Насколько самостоятельно студент создал свой портфолио?

5. Какие дополнительные материалы, технологии студент использовал при оформлении?





Приложение 2

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Благодарненский агротехнический техникум»




Фото студента

Иванов

Иван

Иванович

Дата рождения 03.12.1996г.

114 группы

специальности «Автомеханик»










Дата начала заполнения_________________________________

Дата окончания заполнения______________________________

Личная подпись студента ________________________________

Контактная информация ________________________________

Адрес, телефон, e-mail____________________________________

Официальные документы о предшествующем образовании

( в хронологическом порядке)

Период

(гг. - гг.)

Наименование образовательного учреждения, город

Специальность





Опыт общественной работы

( в хронологическом порядке с указанием организации движения и выполняемой работы)

Период

(гг. - гг.)

Наименование организации, движения

Выполняемая работа








Дополнительная информация

(владение иностранными языками, ПК, автомобилем и т.д.)


Кружки, секции, студии


Интересы, предпочтения, хобби


Профессиональное резюме

Ф.И.О.________________________________________________________________

Дата рождения: ______________

Контактная информация:
E-mail: _____________________________________

Телефон: ____________________________________

Цель поступления на работу: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование:
1. 2015 г. ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум» г. Благодарный, Ставропольский край.

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное обучение(курсы):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт работы:
_______г. - Преддипломная практика в ___________________________________

______________________________________________________________________

Дополнительные навыки:

  1. Опытный пользователь ПК (Windows XP/7, MS Office, MS Internet Explorer).

  2. Навыки работы с оргтехникой: сканер, принтер, ксерокс.

  3. Английский язык - базовый уровень (школа, колледж).

  4. Владение современными информационными технологиями.

  5. _________________________________________________________________

  6. _________________________________________________________________

План развития карьеры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе "Я и моя карьера"

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации по составлению портфолио студента




РАЗДЕЛ 1


АВТОБИОГРАФИЯ

(или резюме)

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


Методические рекомендации по составлению портфолио студента



РАЗДЕЛ 2




РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ


Перечень документов

Наименование документа

Дата































Методические рекомендации по составлению портфолио студента


РАЗДЕЛ 3


МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


Перечень документов

Наименование документа

Дата
































РАЗДЕЛ 4


УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


Перечень

Наименование практики

Дата прохождения
































РАЗДЕЛ 5


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


Перечень организаций

Название практики

Наименование организации

Дата прохождения
































РАЗДЕЛ 6


ЭКЗАМЕНЫ

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


Перечень организаций

Наименование дисциплины

Дата сдачи

Оценка










































РАЗДЕЛ 7


МОЯ ОЦЕНКА

Методические рекомендации по составлению портфолио студента


РАЗДЕЛ 8


ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА

Методические рекомендации по составлению портфолио студента



© 2010-2022