- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации по составлению портфолио студента
Методические рекомендации по составлению портфолио студента
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арзамасцева М.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Благодарненский агротехнический техникум»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
_____________________
С.А. Кирилюк
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
_____________________
Н.И. Симонова
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ БАТ
______________________
В.А. Белозорев
Приказ №___от _________
Методические рекомендации
по составлению портфолио студента
г. Благодарный, 2015
Введение
В настоящее время основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Обновление образовательного процесса означает необходимость модернизации учительского труда в единстве всех его параметров: мотивационного, познавательного, поисково-творческого, личностно-рефлексивного, организационно-технологического, социального.
За последние годы значительно увеличился в объеме и усложнился учебный материал, возросли информационные нагрузки на учителей, более значимым стал творческий подход к педагогической деятельности. Рост требований к качеству педагогического труда влечет за собой рост временных и энергетических затрат. Чтобы избежать обострения этого противоречия, всем участникам образовательного процесса необходима выработка единого подхода к реализации различных аспектов педагогической деятельности.
В настоящее время все шире используется технология Портфолио как одна из форм анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Установленная процедура формирования «пакета достижений учителя» становится массовой. В этих условиях необходимо обеспечить адаптацию работающих учителей к современным требованиям организации образовательного процесса, помощь в приобретении необходимых навыков и формировании новых компетентностей. Ключом к достижению этой цели может стать оптимизация условий работы учителей, разработка четких рекомендаций и алгоритмов по работе с Портфолио.
РАЗДЕЛ 1
Из истории
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста».
Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов.
Термин «портфолио» давно знаком и профессионалам из области искусства: многие художники и в прежние века создавали свои портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в Интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами товары и услуги, что способствует поиску заказчиков и потребителей услуг…
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в 80-х годах в США. В конце XX и начале XXI веков эта идея стала популярной в Европе и Японии. Для зарубежных специалистов в сфере образования приоритетными считаются две программы: «плата за качество» и «профессиональное развитие». Они обе предполагают использование педагогом портфолио для предъявления собственных достижений, подтверждения профессионального уровня и объема выполняемой работы, демонстрации прогресса и совершенствования своей деятельности. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от преподаваемой дисциплины.
В конце 90-х годов о портфолио заговорили специалисты российской системы образования, когда был начат эксперимент по введению профильного обучения. В его рамках было предложено использовать портфолио как одну из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Широкое общественное обсуждение концепции портфолио повлекло за собой естественный перенос такого подхода к оценке компетенций на преподавательский состав и даже на школы в целом.
Несмотря на то, что вокруг концепции портфолио учителя уже много лет ведутся активные дебаты, на данный момент пока нет его единого понимания. Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов.
Цель создания портфолио
У педагога, какую бы он должность не занимал в школе, должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать его портфолио.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.
Портфолио позволяет заместителю директора по воспитательной работе и классному руководителю проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
Исходя из целей портфолио, перед педагогом ставятся следующие задачи:
- проанализировать и обобщить свою работу;
- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
- отразить динамику профессионального развития;
- представить полно и эффективно опыт своей работы.
Функции портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения за определенный период времени;
- содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;
- развивающая - обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
- мотивационная - поощряет результаты деятельности;
- рейтинговая - позволяет определить количественные и качественные индивидуальные, групповые достижения.
Виды портфолио
Спектр деятельности современного заместителя директора и классного руководителя может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор выполняемых работ и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
Многие авторы трактуют электронное портфолио как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта педагога можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта необходима!
Несомненно, у заинтересованного педагога должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.
Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:
Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио.
РАЗДЕЛ 2
-
Состав и структура портфолио
I. Титульный лист;
II. Содержание портфолио
1. Цели портфолио
2. Автобиография
3. Рабочие материалы
4. Мои достижения
5. Учебная практика
6. Производственная практика
7. Экзамены
8. Моя оценка
9. Внешняя оценка.
-
Рекомендации по составлению и оформлению отдельных разделов рабочего портфолио
Для оформления портфолио потребуется папка с файлами, каждый раздел оформляется на отдельном листе. При оформлении портфолио часто используется коллаж.
1. Цели. Составить представление о своей работе с портфолио на ближайшее и отдаленное будущее, какие результаты Вы хотели бы получить в ходе работы с портфолио.
Возможные цели:
- собрать, накопить, обобщить, систематизировать и достойно представить материал;
-отследить динамику развития выявить рост или отставание;
- углубить знания;
- научиться работать с информацией;
- определить готовность к будущей практической деятельности или к профессиональной карьере;
- оценить свои способности.
2. Автобиография. Цель автобиографии - дать полное представление о самом себе. Автобиография начинается со слов «Я, фамилия, имя, отчество,...». Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:
- автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;
- важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;
- при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;
- текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком;
- автобиография должна быть подписана и датирована.
Или резюме.
3. Рабочие материалы. В рабочие материалы складываются личные работы студента.
Возможные материалы:
- самостоятельные работы;
- рефераты;
- доклады;
- домашние работы;
- контрольные работы;
- сочинения;
- эссе;
- курсовые проекты;
- ксерокопии статей;
- список литературы;
- цитаты, афоризмы по теме;
- статистические данные;
- интересные данные;
- таблицы и т.д.
4. Мои достижения. В мои достижения студент отбирает свои лучшие работы, отзывы, характеристики, рецензии и т.д.
- благодарности;
- грамоты;
- дипломы;
- сертификаты.
5. Учебная практика.
- аттестационный лист;
- характеристика;
- отчёт.
6. Производственная практика (по профилю специальности и преддипломная).
- аттестационный лист;
- отчёт;
- отзывы работодателей (характеристика).
7. Экзамены (квалификационные по профессиональным модулям).
- сводная ведомость
- удостоверение по рабочей программе (ксерокопии).
8. Моя оценка. Студент оценивает проделанную работу, аргументируя свои результаты работы. Моя оценка включает самоанализ и рефлексию собственных изменений.
9. Внешняя оценка. Это экспертная оценка, которая включает отзывы специалистов, преподавателей, товарищей, родителей.
-
Презентация портфолио студента и ее оценка
Студент делает презентацию содержания своего портфолио. На презентацию студент выходит с кратким устным комментарием, который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Следует заметить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более.
Презентацию можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть по сути кратко повторяет первые два пункта содержания портфолио, цели портфолио и автопортрет.
Во второй части студент представляет следующие компоненты портфолио и останавливается на рабочих материалах и на своих достижениях. Необходимо отдельно выделить лучшую, по вашему мнению, работу и рассказать о проделанной работе.
В третьей части целесообразно изложить основные выводы по результатам проделанной работы с портфолио поразмышляйте о целях, которых Вам удалось достичь или наоборот. Особое внимание уделите последним разделам структуры портфолио «Моя оценка» и «Внешняя оценка».
Критерии оценки презентации портфолио (по пятибалльной системе)
- оформление;
- самостоятельность;
- полнота отражения изучаемого материала;
- факторы, отражающие размышление студента о своем познании;
- отражение собственной позиции студента (самооценка) относительно представленных работ;
- логика рассуждения и культура речи.
РАЗДЕЛ 3
-
Пример и состав портфолио
Приложение 1
Алгоритм составления портфолио (в помощь выпускнику)
За период учебы очень важно подготовить себя к профессиональной карьере. Всё начинается с мотивации, затем формируется целенаправленность, это в свою очередь должно выработать стремление к самосовершенствованию. Обучение в учебном заведении создает все необходимые условия для процесса самосовершенствования, активной жизни студентов, их самоопределения и самореализации.
Молодому специалисту, прежде всего, необходимо перестать себя ставить в положение молодого и не опытного, важно приобрести уверенность в своих силах. Те, кто аргументируют свою неуспеваемость, пассивность тем, что не собираются работать по специальности, маловероятно, что чего-то вообще добьются в жизни.
Учебное заведение может предопределить жизненный путь человека, заставить или научить стремиться к самосовершенствованию. Это необходимо осознать самостоятельно, определившись с мотивами.
После окончания обучения необходимо составить так называемый портфолио карьерного продвижения, стимулом составления которого является не конкретный возрастной этап, хотя лучше начинать составлять портфолио уже с первого курса обучения. А после окончания обучения при трудоустройстве такой документ просто необходим. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».
Рассмотрим алгоритм составления портфолио студентом. Начинать следует с простого резюме или автобиографии и по мере освоения учебных дисциплин и технологий постепенно добавлять в него информацию и материалы, демонстрирующие развитие своих навыков и компетенций. Резюме должно формироваться и в электронном виде и на бумаге, так как это постоянный процесс осознания своих способностей. К моменту завершения обучения в колледже карьерное портфолио должно включать профессиональное резюме; свидетельства всех освоенных студентом дополнительных курсов, рекомендации, полученные после прохождения профессиональной практики; список проектов, в которых студент принимал участие, с указанием конкретных функций и роли, результатов участия в конкурсах, выставках, олимпиадах, семинарах, конференциях и т.п.
План развития карьеры
План развития карьеры (ПРК) может состоять из двух частей, он должен быть написан в профессиональном ключе и адресован предполагаемому работодателю. ПРК должен включать в себя следующее.
Часть 1. Для ее заполнения ответьте на вопрос: Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального специалиста? При ответе на данный вопрос желательно использовать готовые классификации навыков по профессии и отметить, насколько выражены у вас те или иные компетенции.
Часть 2. Здесь Вы должны ответить на вопрос: Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал? Ответ требуется как можно более определенный. Необходимо описать четкий план действий на определенный период времени с учетом специфики работы предприятия и профессиональных особенностей заявленной вакансии.
План по развитию карьеры должен быть написан профессиональным языком, без ошибок, с использованием стандартов эффективной письменной коммуникации.
Эссе "Я и моя карьера"
Это изложение в свободной форме (как правило, краткое - в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Именно свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.
Подобные эссе могут входить в специализированные издания, продвигающие выпускников на рынке труда, сборники, где представлены профессиональные резюме, достижения, рекомендации и карьерные эссе лучших выпускников, добившихся больших успехов в учебе и проявивших себя в различных областях деятельности (научной, общественной, спортивной и др.).
Предложенный алгоритм действий, не претендуя на универсальность для достижения профессиональной и деловой успешности, позволяет стать своеобразным «двигателем» непрерывного процесса управляемого профессионального и личностного развития.
Составление портфолио карьерного продвижения способствует осмыслению своих жизненных целей, способностей, возможностей, помогая структурировать имеющиеся знания, вырисовывать перспективы профессиональной карьеры, личностного роста и самореализации
Как написать рецензию на портфолио
1. Каково было ваше первое впечатление от портфолио?
2. Что вызвало в вас чувство гордости?
3. Насколько аккуратно и логично организован материал портфолио?
4. Насколько самостоятельно студент создал свой портфолио?
5. Какие дополнительные материалы, технологии студент использовал при оформлении?
Приложение 2
Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Благодарненский агротехнический техникум»
Фото студента
Иванов
Иван
Иванович
Дата рождения 03.12.1996г.
114 группы
специальности «Автомеханик»
Дата начала заполнения_________________________________
Дата окончания заполнения______________________________
Личная подпись студента ________________________________
Контактная информация ________________________________
Адрес, телефон, e-mail____________________________________
Официальные документы о предшествующем образовании
( в хронологическом порядке)
Период
(гг. - гг.)
Наименование образовательного учреждения, город
Специальность
Опыт общественной работы
( в хронологическом порядке с указанием организации движения и выполняемой работы)
Период
(гг. - гг.)
Наименование организации, движения
Выполняемая работа
Дополнительная информация
(владение иностранными языками, ПК, автомобилем и т.д.)
Кружки, секции, студии
Интересы, предпочтения, хобби
Профессиональное резюме
Ф.И.О.________________________________________________________________
Дата рождения: ______________
Контактная информация:
E-mail: _____________________________________
Телефон: ____________________________________
Цель поступления на работу: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование:
1. 2015 г. ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум» г. Благодарный, Ставропольский край.
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное обучение(курсы):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт работы:
_______г. - Преддипломная практика в ___________________________________
______________________________________________________________________
Дополнительные навыки:
-
Опытный пользователь ПК (Windows XP/7, MS Office, MS Internet Explorer).
-
Навыки работы с оргтехникой: сканер, принтер, ксерокс.
-
Английский язык - базовый уровень (школа, колледж).
-
Владение современными информационными технологиями.
-
_________________________________________________________________
-
_________________________________________________________________
План развития карьеры
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе "Я и моя карьера"
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 1
АВТОБИОГРАФИЯ
(или резюме)
РАЗДЕЛ 2
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень документов
№
Наименование документа
Дата
РАЗДЕЛ 3
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Перечень документов
№
Наименование документа
Дата
РАЗДЕЛ 4
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Перечень
№
Наименование практики
Дата прохождения
РАЗДЕЛ 5
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Перечень организаций
Название практики
Наименование организации
Дата прохождения
РАЗДЕЛ 6
ЭКЗАМЕНЫ
Перечень организаций
№
Наименование дисциплины
Дата сдачи
Оценка
РАЗДЕЛ 7
МОЯ ОЦЕНКА
РАЗДЕЛ 8
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА