Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правила поведения на улице и в транспорте

Ход занятия.

I. Организационный момент:
Звучит фонограмма проезжающего транспорта
Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали эти звуки? Прежде, чем приступить к новой теме, давайте с вами вспомним некоторые понятия Правил дорожного движения. Что такое транспортное средство?

Ответ ученика:
- Транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов.
Учитель:
- Кто такой пассажир?
Ответ ученика:
- Пассажир - это человек, находящийся в транспортном средстве и непричастный к его управлению.

Водитель- человек, управляющий транспортным средством.
Учитель:


- Разгадайте загадки.
Для этого коня еда - Что за чудо - желтый дом!
Бензин, и масло, и вода. Ребятишек много в нем.
На лугу он не пасется, Носит обувь из резины
По дорогам он несется. (Автомобиль) И питается бензином. (Автобус)


Две пары ног на мостовой, Мы машины нужные,
И две руки над головой. На помощь нас зови.
Что это? (Троллейбус) У нас на дверце боковой
Написано - 103. ( Скорая помощь)


Для уборки урожая Мы машины нужные,
На поля я выезжаю И если вдруг беда.
И за несколько машин У нас на дверце боковой
Там работаю один. (Комбайн) Написано - 102. (Милиция)


Я в любое время года Мы машины нужные,
И в любую непогоду, Пожар мы победим
Очень быстро в час любой Если пламя вспыхнет,
Повезу вас под землей. (Метро) Звоните - 101.(Пожарная машина)

- Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, какого вида транспорта в нашем городе нет.

Разгадывают кроссворд.

-На какие группы можно разделить весь транспорт?( пассажирский и специальный)

- Назовите наземные виды транспорта, которые относятся к пассажирскому. ( автобус, троллейбус, такси)- вывешиваю картинки

-Отгадайте загадку. Она вам подскажет тему нашего классного часа.
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место -... (Остановка)


II. Основная часть:

Учитель:

-Как найти место остановки в городе? Выберите знак остановки.

- Ребята, мне сегодня позвонил наш старый друг Нюша, она приехала в наш город к нам в гости с друзьями.. Сейчас она находится на вокзале и не знает, как добраться до нашей школы. Давайте вместе подумаем, на чём же можно до нас доехать?

Ответы учеников (на автобусе, такси, троллейбусе).

Учитель:
- Правильно, до нашей школы можно доехать на автобусе (троллейбусе, такси или др.). Всё это называется (общественный транспорт).

Учитель:

- Кем мы становимся, когда садимся в транспорт? ( пассажирами)
- А давайте вспомним, кем становятся пассажиры и водители, когда выходят из транспорта и идут по улице?
Ответ ученика:
- Пешеходами.
Учитель:
- Мы сейчас позвоним Нюше и скажем, на чём можно доехать до нашей школы. Педагог звонит по сотовому телефону. Это Нюша? Сейчас ребята тебе скажут, на чём можно до нас доехать. (Дети повторяют названия и номера общественного транспорта, называют адрес школы).
Учитель:
- А давайте посмотрим, как Нюша до нас добирается.

Просмотр «Смешарики», серия 26 «На остановке»

Обсуждение

-Какие правила нарушила Нюша?

- Как нужно вести себя в ожидании транспорта?

- Трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке - остановке. Посадка в транспортные средства проводится в порядке очереди при полной их остановке. Входить в салоны автобусов и троллейбусов и вагоны трамваев надо через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. Войдя в салон (вагон), надо пройти вперед. При выходе из трамвая надо посмотреть направо и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.

При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти на тротуар, дойти до пешеходного перехода или перекрестка и, убедившись в безопасности, выходить на проезжую часть для перехода улицы.

Стоящий трамвай обходят спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай) и также по пешеходному переходу.

Из легкового автомобиля, как и из автобуса, выходят только в сторону тротуара. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать дверь, чтобы не задеть пешехода.

В местах остановки транспортных средств общего пользования устанавливаются дорожные знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; «Место остановки трамвая»; «Место стоянки легковых такси».
- Посмотрите, ребята, как Нюша с друзьями едут в автобусе.

Просмотр «Смешарики», серия 27 « В автобусе»

Учитель:
- Какие правила нарушила Нюша?

Физминутка.
Игра «Пешеходы, пассажиры, водители».

-Если говорю «пешеход»- вы идете на месте.

«Водитель» - рулите

«Пассажир» - садитесь на стул

Учитель:

Для пассажиров существуют определённые правила.
- Обязательно запомните и соблюдайте эти правила.

Ведь на следующей неделе вы поедете на общественном транспорте на новогодний праздник и должны знать правила поведения в общественном транспорте.
Как нужно вести себя на остановке в ожидании транспорта?

Подошёл автобус. Зайчики гурьбой ( Кристина)

Двери осадили, рвутся словно в бой.

Давка получилась у зверят,

Уступить дорогу не хотят.

Пассажирам выйти не дают,

Всем грубят, толкаются,

Выйти не дают.

Учитель:
- Как же надо поступить?

Ответ ученика:

Сначала выходящих надо пропустить,

А потом спокойно внутрь заходить.

Ответ ученика:

В транспорт вы зашли, друзья,

Но в дверях стоять нельзя.

Там вы будете мешать,

Всем проблемы создавать.

Надо людям выходить,

Вас придётся обходить.

Вдруг толкнут, вы упадёте,

Руку, ногу подвернёте.

Так что время не тяните,

Поскорее уж входите!

Ответ ученика:

В общественный транспорт,

Прошу не забыть,

Положено в заднюю дверь заходить.

Вошли- проходите скорее в салон.

У двери не делай надежный заслон.

На выход идите к передним дверям,

Но главное, что посоветую вам,

Выход и вход лишь тогда совершать,

Когда будет транспорт на месте стоять.

Инсценировка.
Не отвлекайте водителя разговорами:

Ёж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все Ежа ругать:
- Ну-ка, Еж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
Разговоры прекрати,
Не мешай - иль выходи.


Не высовывайся в окна транспорта:

Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.
Едет в автобусе гордо она,
А голова из окошка видна.
Видит: навстречу спешит грузовик,
Рядом проехал - и в этот же миг
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
-Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!

Не разговаривай громко - ты мешаешь другим:

Две вороны каркать стали -
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Все сбежать готовы скоро
От подобных разговоров.
-Но куда же тут сбежишь? -
-Едешь, терпишь и молчишь!
-Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!

Не мусори в транспорте.

Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:
- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать

Не толкай других пассажиров:


Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему водитель говорит:
-Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!

Не балуйся на остановке в ожидании транспорта


На остановке зайчики автобус поджидали.
Прыгали, как мячики, весело скакали.
Весело скакали: прыг да скок кругом.
И старенького Мишку толкнули в бок локтём.
Ждёшь на остановке - стой и не крутись!
А задел кого-то - сразу извинись!
Сначала выходящих надо пропустить.
А потом спокойно внутрь заходить!

Уступай место старшим


Лев в автобусе сидел
И в окошко всё глядел.
Рядом бабушка стояла,
Сумку полную держала.
Лев, и сильный, и большой,
Место бабушке больной
Уступить не захотел.
Она стояла, он сидел.
-Это грустно и обидно,
И за Льва, конечно, стыдно.
Старших надо уважать
И места им уступать.
-Какие правила вы запомнили, ребята?

III. Заключение:
Учитель:
- Вспомните, ребята, кого называют пассажирами.
Ответ ученика:
- Это те, кто едет в автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде.
Учитель:
- Сейчас вы получите картинки и отметите правильное поведение знаком «+» , а неправильное знаком «-»

.Учитель:
- Какие правила поведения в общественном транспорте вы сегодня запомнили? А будете их выполнять?
Учитель:
- Почему?
Ответ ученика:
Транспорт наш
Всегда на службе,
Он со всеми нами в дружбе.
Он общественным зовется
Это, значит, вам придется
Пассажиров уважать,
Никого не обижать.
Правила знать
И всегда их выполнять!

- Водителю нельзя отвлекаться, он должен смотреть за дорогой, чтобы не столкнуться с другим автомобилем или на кого-нибудь наехать.
Учитель:
- А можно высовываться в окно или выставлять руку?
Ответ ученика:
- Нельзя. Это опасно!
Учитель:
- Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?
Ответ ученика:
- Нельзя. Можно упасть.
Учитель:
- А можно в автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни или читать стихи?
Ответ ученика:
- Нет. Надо говорить тихо, чтобы не мешать другим.
Учитель:
- Ребята, а если вы едете в автомашине со своими родителями, на каком сидении вы должны сидеть и обязательно ли пристегиваться ремнями безопасности?
Ответ ученика:
- До 12 лет нужно ездить на заднем сидении и обязательно пристегиваться ремнем безопасности.
Учитель:

- Ребята, сейчас я раздам вам памятки о правильном поведении пассажиров, и вы с третьеклассниками их внимательно прочитаете.
Учитель:
- Сейчас вы получите картинки и отметите правильное поведение знаком «+» , а неправильное знаком «-»

- На этом наше занятие закончено.











Приложение.


Правила при посадке:

1. Подходи к дверям транспортного средства только после его полной остановки.

2. Не запрыгивай на подножку, когда трамвай или автобус начинает движение и его двери закрываются.

3. Не цепляйся за транспорт сзади.

Правила в салоне:

1. Держись за поручни, если есть свободные места, сядь.

2. Не шуми, не сори, уступай место старшим, больным, пассажирам с детьми.

3. Обращайся к водителю только на остановках.

4. Выполняй указания водителя и контролера.

5. Не прислоняйся к дверям.

6. Не высовывайся из окон.

7. Запрещается возить в общественном транспорте пачкающие предметы, острые, колющие инструменты, ездить в грязной одежде.

Правила при выходе:

1. Заранее готовься к выходу, но не спускайся на ступеньки.

2. Не пытайся выйти, если водитель начинает закрывать двери.







Памятка о правильном поведении в общественном транспорте и на посадочных площадках.


  • В ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги. Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

  • Нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса. Надо иметь в виду, что при торможении автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

  • Высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки.

  • Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через среднюю и заднюю двери. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через среднюю или заднюю дверь.

  • Входят в автобус или троллейбус через переднюю дверь.

  • Иногда дети не успевают войти в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти несчастный случай. Обязательно надо смотреть под ноги, поднимаясь или спускаясь по ступенькам.

  • Нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины, а билеты у водителя нужно покупать только на остановке.

  • Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам.

  • По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке - подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

  • Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак - в намордниках. Кроме того, в общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться.

  • Пассажирам запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

  • Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии - на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

  • Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

  • Необходимо дождаться, когда автобус, троллейбус или трамвай отъедут от остановки, а затем, дойдя до пешеходного перехода, посмотрев налево и направо, убедиться, что автомобилей нет или они остановились, перейти дорогу (обходить транспорт нельзя ни с какой стороны).

  • Соблюдать правила поведения пассажиров, находящихся в легковом автомобиле.

  • На переднем сиденье движущегося легкового автомобиля ребенок может находиться только с 12 лет и быть обязательно пристегнутым ремнем безопасности. Дети до 12 лет при перевозке их как на переднем, так и на заднем сиденье должны находиться в специальном кресле, которое позволяет их пристегнуть ремнём безопасности. Выходить из легкового автомобиля следует только со стороны тротуара или обочины..

  • Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке на мотоцикле.

  • При движении на мотоцикле детям до 12 лет можно находиться только в коляске, держась за поручень обеими руками и обязательно в застегнутом мотошлеме. Мотошлем защитит от возможного удара головой при аварии. Перевозка детей до 12 лет на мотоцикле без коляски при отсутствии специального сиденья запрещена.

  • Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке в кузове грузового автомобиля.

  • Детей разрешается перевозить только в закрытом кузове-фургоне. Их должен обязательно сопровождать взрослый. Находиться в кузове грузового автомобиля можно только на специально оборудованных сидячих местах. Стоять или ходить по кузову во время движения запрещено.

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТЕ

Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров.

Они обязаны:

  1. Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта.

  2. Держаться за поручни в салоне.

  3. Покупать билеты у водителя только на остановке.

  4. Быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

  5. В коляске мотоцикла быть в застёгнутом мотошлеме и держаться за поручни.

Детям-пассажирам запрещается:

  1. Отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины.

  2. Открывать двери транспорта во время его движения.

  3. Высовывать голову и руки из окон.

  4. Сидеть на заднем сиденье мотоцикла, если не исполнилось 12 лет.

  5. Сидеть на переднем сиденье легкового автомобиля, если не исполнилось 12 лет и в машине нет специального детского удерживающего устройства.








Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте





Методическая разработка Правила поведения на улице и в транспорте

© 2010-2022