Доклад духовно-нравственное воспитание в школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только … Добрый человек из доброго сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое. Духовно-нравственное воспитание в настоящее чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа , оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Научить родителей и учеников только быть духовными нельзя. Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Фудаментальными понятиями духонно-нравственного воспитания являются:

ЗЕМЛЯ-общий дом человечества, земля людей и живой природы. ОТЕЧЕСТВО- единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков; СЕМЬЯ- начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. ТРУД- основа человеческого бытия, вид деятельности выделяющий человека из животного мира, адекватный сущности человека. ЗНАНИЯ- результат разнообразного и творческого труда, мощное средство развития личности; МИР-покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества; ЧЕЛОВЕК-высшая, асолютная ценность, «мера всех вещей», цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

ПедшВ школе разработан проект Программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся». Проект имеет конкретно поставленные цели и задачи.

В основу программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» мы заложили следующие направления деятельности: (вы видите их на слайде.)

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Параллели

Циклы бесед, классных часов

Используются формы

Начальная школа

- Добро. Добродетель. Милосердие.

- Любовь к близким

- Культура общения

Игры, практикумы, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий

Среднее звено

- Человеческая личность и её качества

- Научи себя учиться

- Самооценка своих нравственных качеств

Тренинги, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.

Старшее звено

- Мир духовности

- Человек и судьба

- Управляй собой: эмоциями, состоянием

- Жизненные пути

- Путь к счастью в личной жизни

- Подготовка к трудовой деятельности

Тестирование, самоанализ, диспуты, тренинги, деловые игры, круглые столы, мозговые штурмы,

Работа школы по вопросам духовно-нравственного воспитания реализуется через воспитательную систему, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции; экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, проектную деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотеки, школьного музея.

В школе с 2005 года работает кружок «Истоки» с православным уклоном под руководством учителя истории Романюк Натальи Петровны. Цель кружка- Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им представления о преображении человека и мира как цели человеческой жизни. На этом кружке изучается история православия. Затем учителем совместно с ребятами готовится лекторская группа, создаются видеопрезентации, для посещения классных часов. Лекторская группа представляет свой театрализованный материал перед учащимися школы. Были представлены темы: «Семья -моя крепость», «Рождественские чтения», «День Конституции», «День народного единства», «Кубинка прифронтовая», «Икона Казанской Божьей матери», «Крещение Гоподне», «Земная жизнь Бога», «История креста», «Духовное и Божественное в произведениях художественной литературы», « Святые места мира»и др. Лекции расчитаны на детей разного возраста. Они интересны и доступны для понимания каждого.

  • Школьная газета «Диалог» ведет большую информационную работу в этом направлении, газета выходит 1 раз в месяц, роль юных корреспондентов выполняют ученики школы, в газете освещаются многие актуальные темы. Газета возникла как печатный орган, основная задача которого - сплотить детей общей идеей, оказать положительное влияние на их духовно-нравственное становление, реализовать их творческий потенциал. На уроках литературы, истории, краеведения дети знакомятся с историей школы, историей родного края, с судьбами людей. Перед ними ставится задача поискового характера, собирается библиографический материал для будущих печатных статей. В ней можно прочитать заметки об эскурсиях, истории родного края, школьных и государственных тематическизх праздниках, о семье, о спорте, о жизни школы и класса, об исторических датах и Сынах Отечества и т.д.

  • В музее «Поиск» под руководством Косыгиной Е.В. продолжает пополняться и обобщаться большой материал для школьного музея. К памятным датам оформляются тематические экспозиции и витрины, исторические наглядные материалы. Музей всегда востребован, в нем проводятся: лекции, вечера-встречи, уроки мужества, уроки географии «Народные промыслы», «Крестьянский быт», истории «Битва под Москвой», «Города-герои», «Неизвестные страницы войны», музыки «Чайковский в Одинцовском крае», изо «Старинная крестьянская посуда», «Мир дерева»; биологии «Волшебный мир дерева». Подготовлены новые экспозиции: « Маршалы победы», «Сестры милосердия», «Учителя участники войны», «Школа в годы войны». Наш музей- это тоже огромный резерв для проведения тематических классных часов для учеников, родительских собраний, уроков, конференций.

  • Проведена большая работа по подготовке к переименованию МБОУ Кубинской СОШ №1 им. Героя Российской Федерации И.В. Ткаченко. Был составлен общешкольный план, где каждый класс, ребенок, педагог принимали участия в мероприятиях посвященных И.В. Ткаченко. В холле школы создан постоянный стенд «России верные сыны», в музее действует экспозиция, посвященная И.В.Ткаченко, вся работа ведется в тесном контакте с семьей погибшего летчика. На сайте школы создана рублика «Школьный музей-наша память». Стал традицией школьный конкурс инсценированной патриотической песни, посвященного Герою РФ И.В. Ткаченко. Где каждый класс представляет исценированную патриотическую песню. Этот конкурс проходит в марте. Победители выступают на Гала-концерте на Дне открытых дверей.

  • Духовно-нравственное воспитание затрагивает и урочную деятельность:

так на уроках музыки прививаются основы освоения искусства как духовного наследия человечества педагогом Чернышевой М.М. были проведены открытые уроки: «Казачья вольница», «Кузьминки», «Народные посиделки», «Сказка в музыке», «Народные игры»,

на уроках русского языка и литературы пишутся сочинения : «Война 1812 года в нашем крае», «Имена героев», «Моя семья», «Моя гражданская позиция» , «Молюсь, чтобю не было войны» и многие другие.

На уроках труда изучаются народные промыслы и ремесла, история костюма, традиции, изготавливаются тематические поделки к Рождеству, Пасхе, народные куклы, особенно инстерсна выставка «Новогодняя игрушка», ежегодно ребята сами изготавливают игрушки и холле школы стоит елка украшенная этими игрушками, и она вызывает огромный интерес и у детей и у родителей.

На уроках ИЗО ребята рисуют картины духовно-нравственного направления: «Рождество Христово», «Древний русский город», «Наши соседи»», «Роспись по батику», «Моя мама», «Край мой родной», «Навстречу олимпиаде», «Времена года», «Пасхальные» и др.

В школе работает два НОУ, которые создают свои презентации и демонстрируют их для учащихся : рубрика «История вещей», « С чего начинается Родина», « Мы вибираем жизнь», « Не утихает наша память».

Школьное ученическое самоуправление «Тотем» стали активными помощниками при проведении всех общешкольных мероприятий. Конкурсы, концертные программы, выставки, отличаются выдумкой, оригинальностью, творческими находками. Проводят акции «Добрые волшебники», «Берегите книгу», «Мы за чистый воздух», «Здравствуй, лето», «Добрая дорога детства», «Подарок ветерану» и др. Создали 7 мультивидийных презентаций на темы: « Здоровый образ жизни», «Наша школьная жизнь», «Дорогами войны». Ребята подготовили своими силами праздник «Новогодний серпантин» и провели 7 новогодних елок. Особенно запоминающимися стали литературно-музыкальные композиции ко Дню победы. Большая работа ведется по взаимодействию, сотрудничеству и обмену опытом с детскими районными организациями.

К каждой праздничной дате проводились выставки работ учащихся в виде поделок и открыток. К этой выставке привлекались учащиеся всей школы. На «Дереве желаний» каждый мог поместить свою тематическую поделку. Особенно большую оценку получили выставки открыток, сделанных своими руками. Содружество с родителями - одно из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания. В школе стало доброй традицией проводить мероприятия с участием родителей. В классах с участием родителей проводятся праздники : «День матери», «Масленица», «КВН», «Давайте познакомимся», «Спортивный калейдоскоп» и др..

27.04.2013 г. состоялся День открытых в школе, на котором присутствовало 283 родителя. В этот день родителям представилась возможность увидеть своих детей на уроке, посмотреть, какой, современный урок. Педагоги провели 23 открытых урока по разным предметам, самой разнообразной тематике и формам, использованием современных компьютерных технологий, интерактивного оборудования. Вместе с родителями была организована творческая выставка, где были представлены все виды творчества школьников: квиллинг, ковроткачество, поделки из теста, кукольная техника, вышивка, картины в смешанной технике, скрапбуккинг, пэворк.

В актовом зале прошел большой спортивный праздник « Дружная семейка» и завершился День открытых дверей большим концертом и награждением родителей и детей. Наша школа тесно сотрудничает с Храмом Иконы Божьей Матери Тихвинской. Отец Вениамин, часто посещает нашу школу и ведет беседы с детьми.

Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полноценного развития человека как гражданина планеты Земля, как члена будущего общества-общества III тысячелетия.

Мы надеемся, что свет доброты проникнет с нашей и божьей помощью в души и сердца наших воспитанников

йших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

В системе повышения педагогической культуры родителей в МОУ СОШ № 1 используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

ППедагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

В системе повышения педагогической культуры родителей в МОУ СОШ № 1 используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

едагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

В системе повышения педагогической культуры родителей в МОУ СОШ № 1 используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.



© 2010-2022