Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)

МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)

Методическая разработка


Деловая игра



Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)



«Я - гражданин России»














Челябинск 2008 г.

Сценарий деловой игры

«Я - гражданин России»


Цель мероприятия: Содействие формированию патриотизма и гражданственности учащихся.

Задачи:

• Формировать правовую культуру и социальный опыт учащихся;

• Развивать у учащихся коммуникативные умения и владения;

• Формировать у учащихся навыки групповой работы;

• Воспитать культуру поведения, культуры речи, культуру общения со сверстниками;

• Формировать коллектив группы 22.

Оформление: флаг РФ, талисман Челябинской области.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, колонки звуковые.

Дидактические средства: материал для задания «Гимн России», электронная презентация «Я - гражданин России», музыка - «Гимн России» С.Михалков, А.Александров, фрагмент песни «От Волги до Енисея» (группа «Любэ»).

Ход игры

Звучит гимн России.

Ведущий:

В игре участвуют 2 учебные группы. Каждая группа делится на команду из 10 учащихся и группу поддержки.

Звучит фрагмент песни «От Волги до Енисея» в исполнении группы «Любэ».

Две учащиеся читают стихотворение.

Первая учащаяся:

Живем мы посреди большой России,

Среди лугов, лесов, озер, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Вторая учащаяся:

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться.

Не прерывать связующую нить -

И нам порой так нужно оглянуться.

Ведущий:

Наша страна - Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российское общество переживает сложный этап своего становления. Идет поиск новой системы общечеловеческих ценностей, зарождаются новые ростки гражданского общества.

Сегодня россиянам присуща правовая безграмотность. Хотелось бы это изменить в лучшую сторону, для того чтобы нам стало лучше жить в обществе.

А что Вы знаете в правовом поле?

Для того чтобы это узнать - мы сегодня проводим деловую игру «Я - гражданин России». В ходе игры Вы будете участвовать в разных конкурсах и за правильные ответы набирать жетоны или баллы. А оценивать Ваши знания и умения будет компетентное жюри в составе: ...

Конкурс «Государственные символы»

Ведущий:

1. Какие государственные символы Вы знаете?

(Эталон ответа - Флаг, гимн, герб.)

2. Под каким номером расположен государственный флаг России?

(Эталон ответа - 5)

Российский государственный флаг имеет 3 цвета: белый, синий, красный.

3. Что обозначают цвета гос. Флага?

(Эталон ответа - Белый - мир, чистота, непорочность, совершенство. Синий - вера, верность, постоянство. Красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.)

4. Что Вы знаете о нашем государственном флаге?

(Эталон ответа - Появился в 16-17 в. Пётр 1 - отец триколора. Б.Ельцин в августе 1994г. ввел праздник День государственного флага, который отмечается 22 августа. Современный триколор утвержден В.Путиным 25 декабря 2000г.)

5. Кто является автором музыки государственный гимна?

(Эталон ответа - С.Михалков, А.Александров)

6. В каком году был утвержден этот гимн?

(Эталон ответа - 8 декабря 2000г.)

7. Задание: Собрать из полосок бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 1 куплета и припева, текст гимна России.

У каждой страны помимо флага и гимна есть герб. И в России есть герб. В разные годы они были разные.

8. Под каким номером находится герб России?

(Эталон ответа -2)

9. Что изображено на гербе?

(Эталон ответа - Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.)

10. Что он обозначает?

(Эталон ответа - Восстановление двуглавого орла, как Государственного герба России, олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.)

11. Под каким номером находится герб Челябинской области?

(Эталон ответа -3)

12. Опишите его

(Эталон ответа - «В червленом (красном) поле навьюченный серебряный верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина».)

13. Под каким номером расположен флаг Челябинской области?

(Эталон ответа - 4)

14. Опишите его

(Эталон ответа - Представляет собой прямоугольное полот­нище красного цвета с желтой полосой, несу­щее посреди полотнища изображение навью­ченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей.)

Ведущий: Предоставляем слово жюри

Конкурс «Государственная власть»


Ведущий:

Вопрос участникам игры:

КАК Вы думаете что является основным законом нашей страны?

(Эталон ответа - Конституция России)

Конституция в переводе с латинского обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Конституция определяет основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.

Сейчас участникам команд нужно будет выбрать правильные ответы на предложенные вопросы.

15. Президент нашей страны является...

(Эталон ответа -1, 4)

16. Парламент России называется...

(Эталон ответа - 2)

17. Суды в России...

(Эталон ответа - 3, 4)

Ведущий: Предоставляем слово жюри.

Конкурс «Преступление и наказание»


Ведущий:

Если человек совершает какое-либо правонарушение, то за этим обязательно последует наказание. У нас в государстве существуют различные Кодексы: трудовой, Семейный, Административный, Уголовный и другие.

Попробуем выяснить Ваши знания в этой области.

18. Выберите виды наказаний за правонарушения предусмотренные уголовным кодексом

(Эталон ответа - 1, 3, 5)

19. С какого возраста (14 или 16 лет) наступает уголовная ответственность за следующие преступления?

(Эталон ответа - С 14 лет за 1, 2, 3, 4, 6. С 16 лет за 5, 7.)

20. Выберите обстоятельства преступления по видам

(Эталон ответа - Отягчающие-1, 5. Смягчающие-2, 3. Освобождают от отвественности-4, 7)

Ведущий: Предоставляем слово жюри.

Конкурс «Наша Родина»


Ведущий:

Наш край величавый с петровских времен

Ты светом великих побед озарен.

Священным металлом, рукой трудовой

Веками ты служишь России родной.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны,

Наш Южный Урал - честь и слава страны.

Озер твоих синих, лесов и полей

Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.

Надежда России, ее часовой,

Хранишь ты любимой Отчизны покой.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны,

Наш Южный Урал - честь и слава страны.


21. Кто автор этого стихотворения?

(Эталон ответа - Алюшкин В.С.)

22. Что Вы можете сказать о стихотворении?

(Эталон ответа - Это гимн Челябинской области утвержден Законом Челябинской области от 8 января 2002 года)

Россия большая, красивая страна. Её нельзя сравнивать ни с одной другой страной в мире. Она уникальна. Наша Родина - это Москва. Кремль и Царь-пушка тоже наша Родина. Урал, Сибирь и Камчатка тоже наша Родина.

А что Вы о ней знаете?

23. Выберите название нашей страны.

(Эталон ответа - 4)

24. Выберите страны граничащие с Россией.

(Эталон ответа - 1 (морская), 2 (морская), 4, 5, 6, 8, 9)

Россия многонациональна. И у нас в учебном заведении учатся представители разных наций и народов.

25. Выберите нации являющиеся основным населением субъектов РФ.

(Эталон ответа - 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11)

Ведущий: Предоставляем слово жюри.

Конкурс «Гражданин России»


Ведущий:

«Отечества достойный сын».

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Это Николай Некрасов. Если посмотреть в глубину веков, то вот что сказал Аристотель: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен к властвованию, и к подчинению».

26. А как Вы понимаете смысл понятия «гражданин России»?

(Эталон ответа - Человек, обладающий политической, правовой, нравственной культурой, от волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее)


Конкурс «Права человека»


Ведущий:

Мне кажется что многие из Вас не задумывались над тем:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • Что обязаны делать люди и чего не обязаны?

  • На что они имеют право и на что нет?

Хотя без ответов на эти вопросы жизнь превращается в кошмар и неразбериху. Давайте рассмотрим некоторые из прав человека на примере сюжетов из русских и иностранных сказок и стихов, которые известны Вам с раннего детства.

«Колобок»

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, лисичка-сестричка,

Я тебе лучше песенку спою:

Я колобок,

Я по коробу метён,

По сусеку метён,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушел

И от тебя уйду!

27. О каких правах идет речь в этой русской народной сказке?

(Эталон ответа - Право на жизнь и личную неприкосновенность)

В сказке А.С.Пушкина «О попе и его работнике балде» балда нанимается на работу.

28. Это значит, он воспользовался правом на...

(Эталон ответа - Право на труд)

К.Чуковский сказка «Айболит»

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

29.О каком праве человека идет речь?

(Эталон ответа - Право на лечение и охрану здоровья)

  1. В чем были ущемлены права Красной шапочки в одноименной сказке Шарля Перро?

(Эталон ответа - Право на свободу и личную неприкосновенность)

31.На какие права Чиполлино посягал сеньор Помидор в сказке Джани Родари?

(Эталон ответа - Право на неприкосновенность частной жизни)

С.Маршак «Почта»

* Письмо само

Никуда не пойдет.

- Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит Q, проплывет

Тысячи верст пути.

32. О каком праве человека говорится в этом стихотворении?

(Эталон ответа - Право на охрану информации о частной жизни)

33. Какое право было нарушено в сказке «Кот в сапогах»?

(Эталон ответа - Право на добровольное согласие при вступлении в брак)

Ведущий: Предоставляем слово жюри.

Подведение итогов игры.

Рефлексия.


Приложение 1

Деловая игра «Я - гражданин России»

Таблица - Эталоны ответов для конкурсов

N

n/n

Наименование конкурса

Эталоны ответов

1

Государственные символы:

- Какие гос. символы Вы знаете?

- Под каким номером расположен государственный флаг России?)

- Что обозначают цвета гос. Флага?

- Что Вы знаете о нашем гос. Флаге?


- Кто является автором слов и музыки государственный гимна?

- В каком году был утвержден этот гимн?

- Задание: сложить текст гимна

- Под каким номером находится герб России?

- Что изображено на гербе?





- Что он обозначает?



- Под каким номером находится герб Челябинской области?

- Опишите его


- Под каким номером расположен флаг Челяб. Обл.?

- Опишите его

Флаг, гимн, герб

5

Белый - мир, чистота, непорочность, совершенство. Синий - вера, верность, постоянство. Красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Появился в 16-17 в. Пётр 1 - отец триколора. Б.Ельцин в августе 1994г. ввел праздник День гос.флага, который отмечается 22 августа. Совр.триколор утвержден В.Путиным 25 декабря 2000г.

С.Михалков, А.Александров

8 декабря 2000г.

2

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

3

«В червленом (красном) поле навьюченный серебряный верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина».

4

Представляет собой прямоугольное полот­нище красного цвета с желтой полосой, несу­щее посреди полотнища изображение навью­ченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей.

2

Государственная власть:

- Президент нашей страны является...

- Парламент России называется...

- Суды в России...

1, 4

2

3, 4

3

Преступление и наказание:

- выберите виды наказаний предусмотренные уголовным кодексом

- с какого возраста наступает уголовная ответственность за следующие преступления?

- выберите обстоятельства преступления по видам

1, 3, 5

С 14 лет за 1, 2, 3, 4, 6

С 16 лет за 5, 7

Отягчающие-1, 5 Смягчающие-2, 3

Освобождают от отвественности-4, 7

4

Наша Родина:

- Кто автор этого стихотворения?

- Что Вы можете сказать о стихотворении?

- Выберите название нашей страны

- выберите страны граничащие с Россией

- Выберите нации являющиеся основным населением субъектов РФ

Алюшкин В.С.

Это гимн Челябинской области утвержден Законом Челябинской области от 8 января 2002 года

4

1 (морская), 2 (морская), 4, 5, 6, 8, 9

1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11

6

Гражданин России

Человек, обладающий политической, правовой, нравственной культурой, от волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее

7

Права человека:

- «Колобок»

- «О попе и его работнике балде»

- «Айболит»

- «Красная шапочка»

- «Чиполлино»

- «Письмо»

- «Кот в сапогах»

Право на жизнь и личную неприкосновенность

Право на труд

Право на лечение и охрану здоровья

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на неприкосновенность частной жизни

Право на охрану информации о частной жизни

Право на добровольное согласие при вступлении в брак




Приложение 2


Деловая игра «Я - гражданин России»


Таблица - Результаты конкурсов

N

n/n

Наименование конкурса

Команда гр.2

Команда гр.22

1

Представление команд:

- Название

- Девиз

- Эмблема

- Внешний вид

2

Государственные символы:

- Какие гос. символы Вы знаете?

- Под каким номером расположен государственный флаг России?

- Что обозначают цвета гос. флага?

- Что Вы знаете о нашем гос. флаге?

- Кто является автором музыки и слов государственного гимна?

- В каком году был утвержден этот гимн?

- Задание: сложить текст гимна

- Под каким номером находится герб России?

- Что изображено на гербе?

- Что он обозначает?

- Под каким номером находится герб Челябинской области?

- Опишите его

- Под каким номером расположен флаг Челяб. Обл.?

- Опишите его


Итоги конкурса

3

Государственная власть:

- Президент нашей страны является...

- Парламент России называется...

- Суды в России...


Итоги конкурса

4

Преступление и наказание:

- выберите виды наказаний предусмотренные уголовным кодексом

- с какого возраста наступает уголовная ответственность за следующие преступления?

- выберите обстоятельства преступления по видам


Итоги конкурса

5

Наша Родина:

- Кто автор этого стихотворения?

- Что Вы можете сказать о стихотворении?

- Выберите название нашей страны

- выберите страны граничащие с Россией

- Выберите нации являющиеся основным населением субъектов РФ


Итоги конкурса

6

Гражданин России

7

Права человека:

- «Колобок»

- «О попе и его работнике балде»

- «Айболит»

- «Красная шапочка»

- «Чиполлино»

- «Письмо»

- «Кот в сапогах»


Итоги 6 и 7 конкурса


Дополнения


Поведение


Активность групп поддержки


Итоги деловой игры




© 2010-2022