- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)
Методическая разработка деловой игры Я-гражданин России (10, 11 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунгурцева С.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
| МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Методическая разработка
Деловая игра
«Я - гражданин России»
Челябинск 2008 г.
Сценарий деловой игры
«Я - гражданин России»
Цель мероприятия: Содействие формированию патриотизма и гражданственности учащихся.
Задачи:
• Формировать правовую культуру и социальный опыт учащихся;
• Развивать у учащихся коммуникативные умения и владения;
• Формировать у учащихся навыки групповой работы;
• Воспитать культуру поведения, культуры речи, культуру общения со сверстниками;
• Формировать коллектив группы 22.
Оформление: флаг РФ, талисман Челябинской области.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, колонки звуковые.
Дидактические средства: материал для задания «Гимн России», электронная презентация «Я - гражданин России», музыка - «Гимн России» С.Михалков, А.Александров, фрагмент песни «От Волги до Енисея» (группа «Любэ»).
Ход игры
Звучит гимн России.
Ведущий:
В игре участвуют 2 учебные группы. Каждая группа делится на команду из 10 учащихся и группу поддержки.
Звучит фрагмент песни «От Волги до Енисея» в исполнении группы «Любэ».
Две учащиеся читают стихотворение.
Первая учащаяся:
Живем мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озер, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей.
Вторая учащаяся:
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться.
Не прерывать связующую нить -
И нам порой так нужно оглянуться.
Ведущий:
Наша страна - Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российское общество переживает сложный этап своего становления. Идет поиск новой системы общечеловеческих ценностей, зарождаются новые ростки гражданского общества.
Сегодня россиянам присуща правовая безграмотность. Хотелось бы это изменить в лучшую сторону, для того чтобы нам стало лучше жить в обществе.
А что Вы знаете в правовом поле?
Для того чтобы это узнать - мы сегодня проводим деловую игру «Я - гражданин России». В ходе игры Вы будете участвовать в разных конкурсах и за правильные ответы набирать жетоны или баллы. А оценивать Ваши знания и умения будет компетентное жюри в составе: ...
Конкурс «Государственные символы»
Ведущий:
1. Какие государственные символы Вы знаете?
(Эталон ответа - Флаг, гимн, герб.)
2. Под каким номером расположен государственный флаг России?
(Эталон ответа - 5)
Российский государственный флаг имеет 3 цвета: белый, синий, красный.
3. Что обозначают цвета гос. Флага?
(Эталон ответа - Белый - мир, чистота, непорочность, совершенство. Синий - вера, верность, постоянство. Красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.)
4. Что Вы знаете о нашем государственном флаге?
(Эталон ответа - Появился в 16-17 в. Пётр 1 - отец триколора. Б.Ельцин в августе 1994г. ввел праздник День государственного флага, который отмечается 22 августа. Современный триколор утвержден В.Путиным 25 декабря 2000г.)
5. Кто является автором музыки государственный гимна?
(Эталон ответа - С.Михалков, А.Александров)
6. В каком году был утвержден этот гимн?
(Эталон ответа - 8 декабря 2000г.)
7. Задание: Собрать из полосок бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 1 куплета и припева, текст гимна России.
У каждой страны помимо флага и гимна есть герб. И в России есть герб. В разные годы они были разные.
8. Под каким номером находится герб России?
(Эталон ответа -2)
9. Что изображено на гербе?
(Эталон ответа - Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.)
10. Что он обозначает?
(Эталон ответа - Восстановление двуглавого орла, как Государственного герба России, олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.)
11. Под каким номером находится герб Челябинской области?
(Эталон ответа -3)
12. Опишите его
(Эталон ответа - «В червленом (красном) поле навьюченный серебряный верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина».)
13. Под каким номером расположен флаг Челябинской области?
(Эталон ответа - 4)
14. Опишите его
(Эталон ответа - Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с желтой полосой, несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей.)
Ведущий: Предоставляем слово жюри
Конкурс «Государственная власть»
Ведущий:
Вопрос участникам игры:
КАК Вы думаете что является основным законом нашей страны?
(Эталон ответа - Конституция России)
Конституция в переводе с латинского обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Конституция определяет основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.
Сейчас участникам команд нужно будет выбрать правильные ответы на предложенные вопросы.
15. Президент нашей страны является...
(Эталон ответа -1, 4)
16. Парламент России называется...
(Эталон ответа - 2)
17. Суды в России...
(Эталон ответа - 3, 4)
Ведущий: Предоставляем слово жюри.
Конкурс «Преступление и наказание»
Ведущий:
Если человек совершает какое-либо правонарушение, то за этим обязательно последует наказание. У нас в государстве существуют различные Кодексы: трудовой, Семейный, Административный, Уголовный и другие.
Попробуем выяснить Ваши знания в этой области.
18. Выберите виды наказаний за правонарушения предусмотренные уголовным кодексом
(Эталон ответа - 1, 3, 5)
19. С какого возраста (14 или 16 лет) наступает уголовная ответственность за следующие преступления?
(Эталон ответа - С 14 лет за 1, 2, 3, 4, 6. С 16 лет за 5, 7.)
20. Выберите обстоятельства преступления по видам
(Эталон ответа - Отягчающие-1, 5. Смягчающие-2, 3. Освобождают от отвественности-4, 7)
Ведущий: Предоставляем слово жюри.
Конкурс «Наша Родина»
Ведущий:
Наш край величавый с петровских времен
Ты светом великих побед озарен.
Священным металлом, рукой трудовой
Веками ты служишь России родной.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал - честь и слава страны.
Озер твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, ее часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал - честь и слава страны.
21. Кто автор этого стихотворения?
(Эталон ответа - Алюшкин В.С.)
22. Что Вы можете сказать о стихотворении?
(Эталон ответа - Это гимн Челябинской области утвержден Законом Челябинской области от 8 января 2002 года)
Россия большая, красивая страна. Её нельзя сравнивать ни с одной другой страной в мире. Она уникальна. Наша Родина - это Москва. Кремль и Царь-пушка тоже наша Родина. Урал, Сибирь и Камчатка тоже наша Родина.
А что Вы о ней знаете?
23. Выберите название нашей страны.
(Эталон ответа - 4)
24. Выберите страны граничащие с Россией.
(Эталон ответа - 1 (морская), 2 (морская), 4, 5, 6, 8, 9)
Россия многонациональна. И у нас в учебном заведении учатся представители разных наций и народов.
25. Выберите нации являющиеся основным населением субъектов РФ.
(Эталон ответа - 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11)
Ведущий: Предоставляем слово жюри.
Конкурс «Гражданин России»
Ведущий:
«Отечества достойный сын».
«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Это Николай Некрасов. Если посмотреть в глубину веков, то вот что сказал Аристотель: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен к властвованию, и к подчинению».
26. А как Вы понимаете смысл понятия «гражданин России»?
(Эталон ответа - Человек, обладающий политической, правовой, нравственной культурой, от волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее)
Конкурс «Права человека»
Ведущий:
Мне кажется что многие из Вас не задумывались над тем:
-
Что люди могут делать и чего не могут?
-
Что обязаны делать люди и чего не обязаны?
-
На что они имеют право и на что нет?
Хотя без ответов на эти вопросы жизнь превращается в кошмар и неразбериху. Давайте рассмотрим некоторые из прав человека на примере сюжетов из русских и иностранных сказок и стихов, которые известны Вам с раннего детства.
«Колобок»
Колобок, колобок! Я тебя съем!
Не ешь меня, лисичка-сестричка,
Я тебе лучше песенку спою:
Я колобок,
Я по коробу метён,
По сусеку метён,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушел
И от тебя уйду!
27. О каких правах идет речь в этой русской народной сказке?
(Эталон ответа - Право на жизнь и личную неприкосновенность)
В сказке А.С.Пушкина «О попе и его работнике балде» балда нанимается на работу.
28. Это значит, он воспользовался правом на...
(Эталон ответа - Право на труд)
К.Чуковский сказка «Айболит»
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
29.О каком праве человека идет речь?
(Эталон ответа - Право на лечение и охрану здоровья)
-
В чем были ущемлены права Красной шапочки в одноименной сказке Шарля Перро?
(Эталон ответа - Право на свободу и личную неприкосновенность)
31.На какие права Чиполлино посягал сеньор Помидор в сказке Джани Родари?
(Эталон ответа - Право на неприкосновенность частной жизни)
С.Маршак «Почта»
* Письмо само
Никуда не пойдет.
- Но в ящик его опусти -
Оно пробежит,
Пролетит Q, проплывет
Тысячи верст пути.
32. О каком праве человека говорится в этом стихотворении?
(Эталон ответа - Право на охрану информации о частной жизни)
33. Какое право было нарушено в сказке «Кот в сапогах»?
(Эталон ответа - Право на добровольное согласие при вступлении в брак)
Ведущий: Предоставляем слово жюри.
Подведение итогов игры.
Рефлексия.
Приложение 1
Деловая игра «Я - гражданин России»
Таблица - Эталоны ответов для конкурсов
N
n/n
Наименование конкурса
Эталоны ответов
1
Государственные символы:
- Какие гос. символы Вы знаете?
- Под каким номером расположен государственный флаг России?)
- Что обозначают цвета гос. Флага?
- Что Вы знаете о нашем гос. Флаге?
- Кто является автором слов и музыки государственный гимна?
- В каком году был утвержден этот гимн?
- Задание: сложить текст гимна
- Под каким номером находится герб России?
- Что изображено на гербе?
- Что он обозначает?
- Под каким номером находится герб Челябинской области?
- Опишите его
- Под каким номером расположен флаг Челяб. Обл.?
- Опишите его
Флаг, гимн, герб
5
Белый - мир, чистота, непорочность, совершенство. Синий - вера, верность, постоянство. Красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Появился в 16-17 в. Пётр 1 - отец триколора. Б.Ельцин в августе 1994г. ввел праздник День гос.флага, который отмечается 22 августа. Совр.триколор утвержден В.Путиным 25 декабря 2000г.
С.Михалков, А.Александров
8 декабря 2000г.
2
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
3
«В червленом (красном) поле навьюченный серебряный верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина».
4
Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с желтой полосой, несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей.
2
Государственная власть:
- Президент нашей страны является...
- Парламент России называется...
- Суды в России...
1, 4
2
3, 4
3
Преступление и наказание:
- выберите виды наказаний предусмотренные уголовным кодексом
- с какого возраста наступает уголовная ответственность за следующие преступления?
- выберите обстоятельства преступления по видам
1, 3, 5
С 14 лет за 1, 2, 3, 4, 6
С 16 лет за 5, 7
Отягчающие-1, 5 Смягчающие-2, 3
Освобождают от отвественности-4, 7
4
Наша Родина:
- Кто автор этого стихотворения?
- Что Вы можете сказать о стихотворении?
- Выберите название нашей страны
- выберите страны граничащие с Россией
- Выберите нации являющиеся основным населением субъектов РФ
Алюшкин В.С.
Это гимн Челябинской области утвержден Законом Челябинской области от 8 января 2002 года
4
1 (морская), 2 (морская), 4, 5, 6, 8, 9
1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11
6
Гражданин России
Человек, обладающий политической, правовой, нравственной культурой, от волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее
7
Права человека:
- «Колобок»
- «О попе и его работнике балде»
- «Айболит»
- «Красная шапочка»
- «Чиполлино»
- «Письмо»
- «Кот в сапогах»
Право на жизнь и личную неприкосновенность
Право на труд
Право на лечение и охрану здоровья
Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на неприкосновенность частной жизни
Право на охрану информации о частной жизни
Право на добровольное согласие при вступлении в брак
Приложение 2
Деловая игра «Я - гражданин России»
Таблица - Результаты конкурсов
N
n/n
Наименование конкурса
Команда гр.2
Команда гр.22
1
Представление команд:
- Название
- Девиз
- Эмблема
- Внешний вид
2
Государственные символы:
- Какие гос. символы Вы знаете?
- Под каким номером расположен государственный флаг России?
- Что обозначают цвета гос. флага?
- Что Вы знаете о нашем гос. флаге?
- Кто является автором музыки и слов государственного гимна?
- В каком году был утвержден этот гимн?
- Задание: сложить текст гимна
- Под каким номером находится герб России?
- Что изображено на гербе?
- Что он обозначает?
- Под каким номером находится герб Челябинской области?
- Опишите его
- Под каким номером расположен флаг Челяб. Обл.?
- Опишите его
Итоги конкурса
3
Государственная власть:
- Президент нашей страны является...
- Парламент России называется...
- Суды в России...
Итоги конкурса
4
Преступление и наказание:
- выберите виды наказаний предусмотренные уголовным кодексом
- с какого возраста наступает уголовная ответственность за следующие преступления?
- выберите обстоятельства преступления по видам
Итоги конкурса
5
Наша Родина:
- Кто автор этого стихотворения?
- Что Вы можете сказать о стихотворении?
- Выберите название нашей страны
- выберите страны граничащие с Россией
- Выберите нации являющиеся основным населением субъектов РФ
Итоги конкурса
6
Гражданин России
7
Права человека:
- «Колобок»
- «О попе и его работнике балде»
- «Айболит»
- «Красная шапочка»
- «Чиполлино»
- «Письмо»
- «Кот в сапогах»
Итоги 6 и 7 конкурса
Дополнения
Поведение
Активность групп поддержки
Итоги деловой игры