- Преподавателю
- Классному руководителю
- Долговременный проект «Ветераны живут рядом» в системе воспитательной работы с классом
Долговременный проект «Ветераны живут рядом» в системе воспитательной работы с классом
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехова Ю.Б. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Долговременный проект «Ветераны живут рядом» в системе воспитательной работы с классом
Актуальность темы:
Воспитательные проблемы:
-
воспитание у школьников чувства уважения к старшему поколению, людям преклонного возраста, пережившим Великую Отечественную войну.
-
утрата чувств патриотизма, любви к своей Родине, у подрастающего поколения.
Образовательные проблемы:
-
отсутствие достаточных знаний у воспитанников о роли Великой Отечественной войны в истории России, а также о роли нашей страны в завершении Второй мировой войны;
-
интеллектуального развития учеников.
Участники проекта - учащиеся 8-в и 9-в класса, шефствующие над ветеранами с пятого класса, и ветераны Великой Отечественной войны - Кузьмины Ирина Александровна и Владимир Александрович.
Объект исследования:
Влияние многолетнего шефства над одинокими престарелыми людьми, ветеранами Великой Отечественной войны, на развитие духовно-нравственных основ учащихся.
Гипотеза:
-
Знакомясь с судьбами конкретных пожилых людей, поддерживая с ними длительное время устойчивые, дружеские отношения, проявляя постоянное внимание и заботу о ветеранах Великой Отечественной войны, современные школьники лучше смогут понять и оценить роль своих дедов и прадедов в истории Отечества, мировое значение победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне;
-
Это позволит решать проблемы воспитания чувства уважения к старшему поколению, духовного, нравственного, интеллектуального развития и саморазвития учеников, воспитывать у них чувства признательности, любви и уважения к старшему поколению, патриотического воспитания молодежи, актуализировать их знания в области не только истории, но и других предметов.
Направления проекта:
-
«шефство» над ветеранами Великой Отечественной войны Кузьмиными Ириной Александровной и Владимиром Александровичем;
-
создание классным коллективом книги об этих людях под названием «Две судьбы в судьбе страны»;
-
презентация книги школьному и городскому сообществу.
Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны
За пять лет (с данным классом) и два года (с предыдущим выпуском) можно выделить следующие направления шефской работы:
-
уроки мужества и классные часы с приглашением ветеранов в школу (разработки и фрагменты отдельных встреч прилагаются);
-
встречи с ветеранами в домашних условиях;
-
поздравления их с днём рождения и праздниками, чаепития;
-
конкретная помощь одинокому человеку по мере необходимости (при этом помогают не только ученики, но и их родители).
Следует подчеркнуть, что взаимоотношения подростков с ветеранами, пожилыми, одинокими людьми, носят многолетний и систематический характер, а не от случая к случаю. Когда Владимира Александровича Кузьмина не стало, ребята переживали его уход, как смерть близкого человека. Всем классом приняли участие в организации и проведении похорон ветерана войны. В стороне от этого печального события не остались и родители учеников. Вплоть до 2014 года мама выпускницы 2005 года Фёдоровой Ольги, Людмила Николаевна Фёдорова помогала Ирине Александровне Кузьминой в ведении домашнего хозяйства, закупке продуктов, сопровождении её до больниц, покупке лекарств и т.д..
Часть выпускников 9-в класса 2011 года, которая пошла в 10 класс и в 2013 году закончила 11 классов, продолжала вплоть до мая 2014 года регулярно ходить к Ирине Александровне и организовывали ребят-одноклассников, закончивших школу в 2009 году и учившихся в других учебных заведениях.
25 мая 2014 года не стало и Ирины Александровны. Мои выпускники 2011 года пришли проводить Ирину Александровну в последний путь.
Так закончился проект «Ветераны живут рядом», продолжавшийся почти десять лет.
Создание классным коллективом книги «Две судьбы в судьбе страны»
Выпуск книги о ветеранах был обусловлен многолетней дружбой и общением воспитанников с ними. Созданию книги предшествовала большая подготовительная работа коллектива класса: сбор информации о судьбах ветеранов, отбор стихотворений, написанных ими в разные годы жизни. Учащиеся сами писали сочинения и сочиняли стихи, посвящённые ветеранам. Лучшие из них также вошли в книгу, которую ребята назвали «Две судьбы в судьбе страны».
Только после этого учащиеся вместе с классным руководителем составили содержание книги и создали её электронную версию. Завершающим этапом были распечатка книги и её презентация.
В содержание книги входят история семьи ветеранов, стихи ветеранов, Владимира и Ирины Кузьминых, фрагменты сочинений и стихи учеников класса, а также их педагогов, посвящённые этим людям. В конце книги помещен раздел «Фотоистория»: фотографии из архива семьи Кузьминых, а также совместные фотоснимки ветеранов, школьников и учителей.
Первое издание книги вышло в 2008 году, когда дети учились в 6-м классе. Презентация книги успешно прошла в рамках городского проекта «Мой город» и городском туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».
Второе издание, исправленное и дополненное новыми стихами ветеранов, вышло в 2010 году. Это событие в жизни 8-в класса было посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Презентация второго издания книги проходила в школе для учеников других классов. Особенно успешно она прошла для учеников 7-а класса, которые тоже решили ходить к Ирине Александровне, помогать ей и поздравлять с праздниками.
Результаты внедрения проекта «Ветераны живут рядом» в систему воспитательной работы с классом
В настоящее время очевиден результат этой внедрения этого проекта в воспитательную работу с классом.
Многолетняя дружба ребят с ветеранами Великой Отечественной войны давно переросла уже в близкие, почти родственные отношения с ними. Подростки привыкли заботиться о ветеранах войны, а когда не стало одного из них - о том, кто остался в живых. Это позволило привить учащимся чувства:
-
уважения и почтения к пожилым людям;
-
осознания и понимания их нужд и проблем;
-
благодарности за те жертвы, отданные старшим поколением во имя победы в Великой Отечественной войне.