- Преподавателю
- Классному руководителю
- ЧАС ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ: «МИЛОСЕРДИЕ»
ЧАС ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ: «МИЛОСЕРДИЕ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маусымбаева З.Т. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский технологический колледж
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
Козлова Т.В.
ЧАС ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ:
«МИЛОСЕРДИЕ»
Классный руководитель: Маусымбаева З.Т.
г.Павлодар
МИЛОСЕРДИЕ
Милосердие - это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям. Милосердие - это не слабость, а сила, потому что милосердие свойственно людям, способным прийти на помощь. Ибо способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. Зареветь от собственной обиды и боли проще, чем от чужой. И эти слезы сочувствия к другому человеку- святые слезы.
Они означают, наличие у человека души и сердца. Ведь человек стал человеком тогда, когда в нем проснулась жалость, сострадание не только к своему соплеменнику, но и... к «чужаку», будь то чужестранец или более того - пленник.
Чувство милосердия вечно. Оно старо как мир, в котором мы живем. Но долгие годы мы как-то подзабыли о нем. И в наш обиход оно вошло «вновь», вошло как «новое», обновленное слово и как величайшая духовная ценность. Подтверждение тому отклик людей на аварию в Чернобыле, землетрясение в Армении, взрыв в Арзамасе, создание Детского фонда, детских домов семейного типа, , несчетное число обществ милосердия в разных регионах страны.
Человеку, сочувствующему людским тяготам, способному участвовать в судьбе попавшего в беду незнакомца, присущи такие качества, как человеколюбие и истинный гуманизм.
Вы можете возразить. К какому милосердию вы призываете, если о каких только фактах насилия ни сообщают газеты, телевидение? А эта жуткая статистика - за 5 лет 1795 женщин убили своих новорожденных детей, 6 тысяч матерей оставили своих детей в домах ребенка... А вандализм вокруг нас?
Вы видите, что на автобусной остановки, к примеру, все, что можно испортить, сломать, разбить, исписать похабными словами, - все это сделано. Да, к сожалению, действительность такова, какова жизнь. А жизнь наша многотрудна. И эти трудности порой порождают злобу: негде жить, а если есть, то многие живут в тесноте, старшие, близкие люди - отец и мать - бывают несправедливы, жестоки друг к другу... и к вам.
Может создаться впечатление, что никому до тебя нет дела, что все люди жестоки, эгоистичны. А если так, то нечего их жалеть... ни близких, ни чужих. Если так думать, а еще хуже и поступать, то мир перестанет радовать людей, зло породит новое зло. У злых родителей дети могут быть тоже злыми. И как бумеранг зло обернется против всех.
Много страдавшая поэтесса Анна Ахматова советовала: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...»
Не ожесточайтесь, не озлобляйтесь ни при каких обстоятельствах. Жизнь дает массу примеров, когда люди, много перенесшие и физических и духовных страданий, не замкнулись в себе, в своем горе, не озлобились на жизнь, на других людей. Добрым и милосердным легче жить, потому что люди платят им любовью. Злоба сжигает человека, злобный человек неприятен окружающим, чаще болеет и раньше умирает.
Будьте добрее ко всему живому. Конечно, пожалеть бездомную собачонку или кошку легче, чем человека. Животное на добро не отвечает злом. С человеком случается всякое...
К кому же относиться с милостью?
Прежде всего к тем, кто дал вам жизнь - к отцу и матери.
Как вы к ним относитесь? (Нормально. А как еще надо?) Да, отца и мать не выбирают, какие есть, таким и быть. Обидно, когда родители до конца не осознают свой долг. Но большинство-то осознают, и все делают для детей и ради детей.
Чем же платят им дети? В раннем детстве - безоглядной любовью. Позже -сдержанностью, а порой и резкостью.
Скажите, если матери все равно: с кем вы бываете, во сколько приходите, какая это мать? Что будет делать хорошая мать? Да, она будет ругать вас, портить себе и вам здоровье, потому что ей не безразлична ваша судьба. И поэтому надо смолчать, погасить свой гнев, и впредь не давать повода для подобных «разговоров». Надо щадить и беречь здоровье самых близких для вас людей. И как бы вы не «меняли» их на друзей и подруг, в самые трудные и горькие дни они не предадут вас, не отступятся от вас. Вспомните слова А. Фадеева, когда он спрашивает, кого мы больше всех обижаем, и отвечает - матерей наших.
Вот как об этом же написал шестнадцатилетний школьник из Омска Сергей Плотов:
Легче всего обидеть мать.
Она обидой не ответит,
А только будет повторять:
«Не простудись -
Сегодня ветер».
.Легче всего обидеть
мать.
.. .Пройдут века,
Мы станем выше. Но кто-то, губы сжав,
опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего обидеть
мать». ..
И может быть, его услышат.
Да, родители на ваших глазах стареют. И поэтому надо, проявлять побольше внимания к ним, к их здоровью, самочувствию. Поэтесса Л. Татьяничева пишет:
Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас.
Когда же вы будете создавать свою семью, относитесь к родителям мужа, как к своим родителям. И не портите отношения еще до свадьбы.
По данным социологов, каждая шестая семья в городе, каждая пятая в деревне продолжает жить вместе с родителями молодых супругов.
Ваше доброе, внимательное отношение к родителям - награда им за труд, бальзам для материнского и отцовского сердца. Хочется напомнить одно письмо, бесспорно трагическое, которое Альберт Лиханов воспроизводит в книге «Драматическая педагогика»: «Я - единственная в семье. Мои родители работают на высоких должностях. С нами живет бабушка. Мне 19 лет. Я нигде не учусь, не работаю. Почему? Неохота! Мне скучно. Я смотрю на мир с нескрываемой зевотой. Мне скучно, когда я кручу «фирменные» диски, смотрю свой видеомагнитофон, разговариваю с' друзьями по телефону, разъезжаю по городу на собственных «Жигулях» (его мне подарили на мое восемнадцатилетие). Мне многие завидуют: у меня 7 джинсовых костюмов, костюмы из замши, велюра, дубленка, сапоги, туфли... Им завидно, а мне все это надоело. Мне лень жить, лень что-либо сделать. Всю работу по дому делает бабушка. Ей 85 лет. Мне всегда делается страшно, как я подумаю, что она ведь скоро умрет. Но мне ее не столько жалко, сколько я ужасаюсь от мысли, что потом всю работу мне придется делать самой. У меня часто бывают конфликты со своими. Ругают из-за того, что я не учусь, не работаю, но я привыкла их не слышать.
Посоветуйте мне: как мне быть, как развеять тоску?
Ирина.»
Человек ни в чем не испытывает нужды. Все у него есть. Дом - полная чаша. Все желания, прихоти исполняются. Но... она глубоко несчастлива.
Ибо счастье брать, иметь - эгоистично по своей натуре. Оно не приносит радости другим. Высшее счастье - отдавать. Лев Толстой считал, что «...в жизни есть только несомненное счастье, жить для другого».
Счастье - когда ты делишься тем, что имеешь сам. Счастье, нельзя обрести ни за какие богатства мира. Почему? Потому, что счастье-это состояние духа. И зависит оно от духовных категорий прежде всего.
Милосердие к близким - отцу, матери, бабушке, дедушке, больной сестренке и братику. Милосердие к престарелой соседке. (В стране около 10 миллионов стариков - совершенно одиноких людей. В домах-интернатах их проживает 400 тысяч.
Каждый шестой житель страны старше 60 лет.)
Старость сулит в лучшем случае забывчивость, немощь, ревматизм, ватные ноги, глухоту... Помогите, чем сможете, любому пожилому человеку. Старому и малому... Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро. Каждый день, каждый час, чтобы своим существованием облегчать людям жизнь.
Особенно важно пожалеть ребенка, когда он во всем и вся виноват, все отвернулись от него. Будьте милосердны к нему. Помните, как у Пушкина: «И милость к падшим призывал!»
Уникальный пример милосердия дала нам Александра Абрамовна Деревская, воспитавшая 48 детей разных национальностей.
Первого ребенка сестра милосердия Сашенька Деревская взяла на воспитание, когда ей едва минуло восемнадцать,- в гражданскую войну. В эти годы тысячи сирот бродили по дорогам. Мысль о голодных, обездоленных ребятишках не давала Саше покоя. И она приютила Митю и Тимошу.
...Прошло много лет. Грянула Великая Отечественная война. И Александра Абрамовна вновь поступила так, как велело ей материнское сердце: она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных ребят (работала она тогда в больнице), и приносила самых слабых домой...
В доме появились Нина, Николка, Дима, Марийка... Потом пошло «ленинградское пополнение» (дети, вывезенные из блокадного Ленинграда) - Лида, Нина, Юра, Володя, Саша, Валентин, Саша, Рая, Демьян - девять истощенных голодом и бедой существ.
В Ромны Деревские вернулись с тридцатью детьми. Но ежегодно семья прибавлялась и прибавлялась...
Однажды, у калитки дома, где играли ребята, появились четыре мальчика. Младшему было не более двух лет.
- Кто здесь живет? - спросил старший.
- Деревские! - зашумели ребята.
Тогда старший сказал, что им надо видеть маму Деревскую, только ее.
Александра Абрамовна вышла.
- Мы, тетенька, слышали, что вы детей собираете. У нас никого нет. Папа умер, а потом и мама умерла. Люди к вам посоветовали пойти.
- Хороший совет люди дали, - ответила Александра Абрамовна. И открыла калитку.
Семья сразу увеличилась на четыре человека.
...Дети Александры Абрамовны каждый год собираются в украинском городе Ромны, на Интернациональной улице 14, идут в школу-интернат имени их матери. Здесь рядом поставлен памятник их Маме. Женщине. Матери. Коммунистке, награжденной орденом Трудового Красного Знамени за воспитание детей. Жители города Ромны избрали ее депутатом городского Совета… Ей посмертно присвоили звание «Мать-Героиня».
Пройдет не так много времени, вы станете женой, матерью. Вообще в жизни, а в семейной особенно, быть эгоисткой - значит ставить свое счастье и счастье близких под угрозу.
Очень много примеров, когда сходятся двое: он - единственный сын в семье, и она - единственная дочь, и начинается «холодная война» двух эгоистов. И если не подавить в себе эгоизм, вряд ли сохранится семья...
Материнство требует от женщины многого, в том числе и милосердия. Старайтесь больше думать не о себе, а о других. И пытайтесь всегда помогать людям. Просто так. Без ожидания благодарности.
Спешите делать добро!
Способны ли вы возвести в душе своей здание Милосердия и Добра? Ибо без этого нет человека. Без этого нет женщины.
«Если в женщине нет доброты, она не женщина. Она может быть умна, прекрасна обликом, она может быть обворожительна, она может быть мастером в своем деле. Но как женщина она не состоялась. Ибо женщина - это не просто человек, но и мать человека и человечества. И лишенная доброты, она лишается самого существенного признака пола» (Ю. Андреев).
Прекрасные слова! И лучше этого не скажешь. Можно назвать сотни и даже тысячи женских имен - «сестер милосердия», подразумевая под этим не только реальных медицинских сестер, спасающих людей и на поле брани и в мирное время, но и женщину вообще - как сестру милосердия по духу (все люди - братья и сестры). И среди этих имен есть имя женщины, о жизни которой хотелось, чтобы знали современные девушки.
Юлия Петровна Вревская... Она родилась в 1841 г., окончила Смольный институт. Оставшись вдовой в 18 лет, Вревская переезжает в Петербург, где назначается фрейлиной ко двору государыни Марии Александровны и сопровождает ее в путешествиях за границу. Ее успех в свете был блестящим. По отзыву писателя В. А. Соллогуба, в течение почти 20 лет Юлия Петровна считалась одной из первых петербургских красавиц. «...Я во всю свою жизнь не встречал такой пленительной женщины, - писал Соллогуб.- Пленительной не только своей наружностью, но своей женственностью и бесконечной добротой. ...Никогда эта женщина не сказала ни о ком ничего дурного и у себя не позволяла никому злословить, а, напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны. Многие мужчины за ней ухаживали. Много женщин ей завидовали, но молва никогда не дерзнула укорить ее в чем-нибудь, и самые злонамеренные люди склоняли перед ней голову...».
Юлия Петровна всегда была в окружении друзей. Но самым близким ей человеком был И. С. Тургенев. Он-то и открыл Вревской путь в Болгарию. Еще девятнадцатилетней она прочла роман «Накануне», и уже тогда у нее созрело решение положить жизнь «за други своя».
И когда 12 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, по всей стране начался сбор добровольных пожертвований в пользу братьев-славян. Вревская добилась разрешения организовать на собственные средства санитарный отряд из 22 сестер и врачей по оказанию помощи раненым.
У Вревской началась работа в госпиталях, без передышки, почти без сна. Своей сестре она пишет: «Я видела издали летающие снаряды и дым, к нам беспрестанно привозили окровавленных солдат и офицеров; сцены были ужасные... Нас было всего три сестры... Раненых в этот день на разных пунктах было 600 с убитыми, раны все почти тяжелые и многие из них уже умерли; победа осталась за нами... »
Изо дня в день она на волосок от смерти, изо дня в день работа адова, невероятные физические лишения. Но ни единого слова жалобы: «...как можно роптать, когда видишь перед собою столько калек, безруких, безногих и все это без куска хлеба в будущем...»
Она принадлежала к тем исключительным женщинам из привилегированных классов, которые отбрасывали и «высшее» свое положение, и радости бытия, с ним связанные, во имя милосердия.
Вревская умерла, заболев сыпным тифом. «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная жертвы» - так написал о ее смерти И. С. Тургенев. Одно из стихотворений в прозе И. С. Тургенева посвящено «Памяти Ю. П. Вревской».
Ее похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле. В тот день стоял сильный мороз, столь необычный для болгарского климата. Могилу в промерзлой земле копали раненые солдаты, за которыми она ухаживала. Они же, не дав никому, несли ее гроб.
...Во дворе дома-музея в болгарском городе Бяле, под двумя высокими елями, скромная могила и небольшой памятник из белого камня, обвитый плющом. У памятника в любое время года - живые цветы. Они - знак вечной благодарности болгарского народа не только Юлии Вревской - всем русским братьям, и сестрам, которые сложили голову за его свободу.