Организация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской области

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ Галичский индустриальный колледж Костромской областиОрганизация патриотического воспитания в ОГБПОУ «Галичский индустриальный колледж Костромской области»


Патриотическое воспитание всегда было и остается актуальной проблемой, имеющей непреходящее значение для теории и практики педагогики. В зависимости от социально-экономического развития общества, политических и идеологических установок, государственного строя страны изменяются цели, задачи, а соответственно, содержание, формы и методы патриотического воспитания.

В недалеком прошлом в Советском Союзе за 70 лет была создана уникальная система патриотического воспитания советских граждан, охватывавшая все возрастные группы людей. Патриотическое воспитание рассматривалось как важнейшая составляющая нравственного воспитания детей и молодежи. Оно было проникнуто идеями воспитания в духе коммунистической морали.

Россия в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, широкомасштабного рыночного реформирования, которое затронуло все сферы общественной жизни, в том числе воспитание, и патриотическое воспитание, в частности. В эти годы тема патриотического воспитания оказалась невостребованной, и прежде всего, на уровне государства. Но в нашем учебном заведении патриотическому воспитанию молодежи всегда уделялось должное внимание.

Начиная с 90-х годов в поисках национальной идеи нашего государства, патриотическое воспитание вновь становится одной из главных задач. За последнее время приняты важнейшие документы федерального, регионального и местного значения по патриотическому воспитанию граждан России.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 23.03.1998г. №53-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5 - ФЗ, «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995г. №32-ФЗ, «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1041-1945годов» от 19.05.1995г. №80-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. « О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Концепция патриотического воспитания граждан РФ от 17 июня 2003года 01-06 24258, «Концепция Гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020года» от10.07.2014г.

В государственной концепции патриотического воспитания граждан РФ подчеркивается особое значение формирования у студентов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских граждан, вступивших в третье тысячелетие.

Образование должно создавать стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности. Поэтому улучшению структуры и содержания образовательного процесса с позиций превращения его в важнейший инструмент патриотического воспитания отводится большая роль.

Возрождению патриотизма уделяется особое внимание, так как это способствует духовному развитию каждой личности, усилению ее культурно-созидательного потенциала. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе обучения, развития и воспитания, которая осуществляется обществом на современном этапе.

К решению задач патриотического воспитания призваны все образовательные учреждения, работа которых должна быть направлена, в первую очередь, на формирование у молодого поколения идеалов служения Отечеству. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых методов по формированию у подрастающего поколения патриотизма, которые учитывают потребности и интересы молодежи в свете современных тенденций развития общества.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, педагогический коллектив колледжа решает следующие задачи:

  • повышение роли патриотического воспитания в системе воспитания;

  • создание единого пространства патриотического воспитания в колледже;

  • расширение и углубление исторических знаний студентов о событиях Великой Отечественной войны;

  • стимулирование социальной активности молодежи;

  • формирование патриотических чувств на основе приобщения к социальной, общественно-значимой деятельности;

  • повышение эффективности пропаганды патриотизма через различные формы работы со студентами;

  • активизация форм патриотической работы через поисковую деятельность;

  • применение различных форм внеклассной работы по изучению истории России и малой родины;

  • формирование у студентов представлений о долге, мужестве, героизме;

  • формирование у студентов интереса к познанию истории своей семьи;

  • развивать физические и интеллектуальные качества студентов; ловкость, быстроту, смекалку, кругозор;

  • развивать стремление к службе в рядах Российской армии.

Основные направления работы по патриотическому воспитанию в 2014-15 учебном году;

  • подготовка к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

  • воспитание любви к своей малой Родине.

  • подготовка к 100-летию колледжа;

  • работа с ветеранами;

  • подготовка студентов к службе в Российской армии.

С 1990 года в колледже работает музей профессионального образования, который создавала бывший преподаватель истории Мария Александровна Бурова. Можно сказать, что музей -это центр патриотического воспитания. Здесь проходят различные встречи, классные часы, внеклассные мероприятия, уроки истории. Экспозиция музея оформлена так, что по ней можно изучать историю России с начала Первой мировой войны до наших дней. В музее представлено множество подлинных документов за сто лет. Например, Прошение «…господину заведующему Галичской низшей ремесленной школой» от Моргунова Бориса о соискании места подмастерья, свидетельство Моргунова об окончании в 1914 году Буйской низшей ремесленной школы. (Моргунов Борис Николаевич проработал всю свою трудовую жизнь до выхода на заслуженный отдых в нашем учебном заведении мастером производственного обучения. Единственный перерыв в трудовом стаже - это фронт). Музей колледжа является постоянным участником городского смотра-конкурса музеев боевой и трудовой славы. Несколько лет подряд его работа признается лучшей. (Приложение 1).

В колледже совместными усилиями педагогов создаются сборники внеклассных мероприятий по различным направлениям. В год празднования 70-летия победы классными руководителями активно использовался сборник классных часов - заочных экскурсий по городу Галичу «Их именами названы улицы». Это эксклюзивные классные часы, разработанные нашими преподавателями при подготовке к юбилею города. Вот только некоторые темы: «Моя Россия - это Галич» (история улицы Ленина), «Есть улицы центральные» (история улицы Луначарского), «Путешествие по улице Шагова», «Улица имени Героя» (история улицы имени Ляполова), «Заочная экскурсия по улице Касаткиной» и т.д. Всего в сборник вошло пятнадцать методических разработок. (Приложение 2)

В период подготовки 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в колледже был разработан план проведения мероприятий. Преподавателями Н.А.Розановой, О.Н.Кругловой, Н.В.Кудрявцевой был составлен сборник методические рекомендаций для преподавателей, мастеров производственного обучения и классных руководителей «Ради памяти павших и во имя живых». (Приложение 3)

Цель настоящих методических рекомендаций: продемонстрировать различные формы организации внеурочной деятельности обучающихся, с целью осмысления значимости Победы в Великой Отечественной войне для истории России и мировой истории, способствующих формированию патриотизма и гражданственности у обучающихся и студентов.

Новизна данного цикла мероприятий заключается в том, что при его проведении используются не только хорошо знакомые формы классных часов, но и нестандартные формы организации внеурочной работы в сочетании с современными информационными технологиями. Например, литературно-кулинарная гостиная «Поклонимся великим тем годам», социальная акция «Память».

Руководителями проведения данного цикла мероприятий являются преподаватели истории, русского языка и литературы, которые несут ответственность за разработку цикла мероприятий, его реализацию, а так же определяют формы и методы организации. К работе привлекаются классные руководители, преподаватели ОБЖ и физической культуры, мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин.

По итогам областного методического конкурса 2015 г. сборник занял Первое место (рейтинг -18 из 18) в номинации «Методические пособия для педагога».

В конце 2015 года колледж будет отмечать столетний юбилей. За годы своего существования учебное заведение выпустило десятки тысяч специалистов различного направления, многие из которых стали настоящими патриотами России. В настоящее время в рамках подготовки к юбилею проводится работа по созданию книги о колледже, о его преподавателях, учащихся. Среди них - Герои Советского Союза, Герои социалистического труда, делегаты партийных съездов, люди, награжденные правительственными наградами, Заслуженные учителя и мастера производственного обучения. В настоящее время идет активная поисковая работа.

Важной составной частью патриотического воспитания молодежи является работа с ветеранами. В колледже создана ветеранская организация, в работе которой принимают участие волонтеры из числа студентов. Для ветеранов студенты вместе с педагогами готовят и проводят различные мероприятия, во время которых ветераны не просто гости, а непосредственные участники. (Приложение 4)

Много лет студенты колледжа шефствуют над ветеранами села Михайловское. В 2013 году был реализован проект «Живая память», в результате которого был собран материал по истории села, составлен сборник материалов о людях, которые в разное время жили и живут в селе, которых помнят земляки. Сборник был передан в библиотеку села Михайловское. Жители села с радостью принимают выступления творческих групп студентов колледжа. (Приложение 5)

В истории любого учебного заведения главным богатством являются его педагоги. В нашем колледже работали поистине уникальные люди. И сегодня очень важно сохранить их живые свидетельства. В 2014 году студент Бойцов Алексей стал победителем Всероссийского конкурса «Моя малая Родина». В своей работе он рассказал о бывшем мастере производственного обучения Б.И.Кузнецове, отдавшем обучению и воспитанию будущих специалистов более пятидесяти лет. Алексей был приглашен на Всероссийский фестиваль, который проходил в г. Ульяновске. В результате многолетнего участия в городской историко-краеведческой акции «Ищу героя» на сегодняшний день в музее колледжа собран материал о многих преподавателях и мастерах производственного обучения. (Приложение 6)

Индустриальный колледж, если можно так сказать, основной поставщик кадров для службы в рядах Российской Армии в нашем городе и районе. Даже в нелегкие 90-е и нач. 2000-х г.г., когда престиж службы резко упал, не было ни одного случая уклонения. Обо всех наших выпускниках из частей поступают только положительные отзывы. Есть среди них те, кто получил правительственные награды. Например, Денис Серебряков в 2013 году, проходя срочную службу на Дальнем Востоке, участвовал в ликвидации наводнения. За проявленное мужество и смекалку он был награжден медалью. Воспитанию из мальчишек настоящих граждан способствует то, что ежедневно рядом с ними находятся их наставники - мастера производственного обучения, которые все прошли армейскую службу и передают своим подопечным уроки жизненной закалки через индивидуальную работу, классные часы, внеклассные мероприятия. Проводятся экскурсии в воинскую часть, встречи с военкомом, военно-спортивные эстафеты. Команда колледжа участвует в городском фестивале «Будущие защитники Отечества». (Приложение 7)

К сожалению, формат нашего мероприятия не позволяет показать всю систему нашей работы по патриотическому воспитанию. Поэтому я приглашаю коллег в гости. Спасибо!!!

Приложение 1





В музее колледжа











Приложение 2





Именами Героев названы улицы

Приложение 3





Литературно-кулинарная гостиная. Команда "Мы из будущего"



Социальная акция «Память»

Утверждено на заседании ПЦК

общеобразовательных дисциплин

«22» сентября 2014 года

Председатель ПЦК ________ Н.А.Розанова


План мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне


Время проведения

Мероприятия

Ответственные

Октябрь 2014г.

«Нам жить и помнить» (открытие цикла мероприятий, посвященных юбилею Победы)

Розанова Н.А., преподаватель истории

Круглова О.Н., преподаватель литературы

Ноябрь 2014г.

Литературно-кулинарная гостиная

Круглова О.Н., преподаватель литературы

Кудрявцева Н.В., преподаватель спецдисциплин

Декабрь 2014г.

Внеклассное мероприятие «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами…» (музей колледжа)

Розанова Н.А., преподаватель истории

Шарова Л.И., мастер п/о

Январь 2015г.

Презентация выставки «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Розанова Н.А., преподаватель истории

Круглова О.Н., преподаватель литературы

Февраль 2015г.

Военно-спортивная эстафета

Богданов А.В., преподаватель-руководитель ОБЖ

Голышева В.А., руководитель физвоспитания

Март 2015г.

Внеклассное мероприятие «Письма, опаленные войной» (библиотека)

Круглова О.Н., преподаватель литературы

Апрель 2015г.

Социальная акция «Память»


Конкурс художественной декламации «Ваша молодость - бой, Ваша память - война»

Розанова Н.А., преподаватель истории, председатель совета ветеранов колледжа

Круглова О.Н., преподаватель литературы

Май 2015г.

Внеклассное мероприятие «Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь» (с участием ветеранов)

Розанова Н.А., преподаватель истории









Приложение 4


Мастер-класс по сервировке стола и приготовлению кондитерских изделий для ветеранов





Волонтеры в гостях у участника Великой Отечественной войны П.П.Макова





Помощь ветерану



Приложение 5





Библиотека села Михайловское. Встреча с ветеранами

Приложение 6



Победитель Всероссийского конкурса "Моя малая Родина" студент 3 курса А. Бойцов и руководитель проекта преподаватель Н.А.Розанова























Приложение 7





На экскурсии в десантной части



Выпускник 2014 года Д.Серебряков награжден медалью за участие в ликвидации последствий наводнения на дальнем Востоке

© 2010-2022