Классный час: Урок толерантности

Разработку "Урок толерантности" можно проводить к 16 ноябрю, когда отмечается Междкнародный день толерантности, а так же в учебных группах молодежи на сплоченность коллектива.В разработке хотелось показать, что люди по природе своей различны, но равны в своем достоинстве и правах.В уроке я использую различные притчи, которые учат понятию доброжелательности, уважению и любви.За время проведения урока учащиеся выполняют различные упражнения:"Волшебная рука","Снежный ком","Дерево толерантности", ко...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение

"Агротехнический колледж №7, город Есиль,

Есильский район"управления образования

Акмолинской области










Урок

толерантности










Подготовила педагог-психолог Е. Дорошенко


г. Есиль


«Ты живешь среди людей, не забывай, что каждый твой поступок,

каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях.

Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты

зла, неудобства людям?

Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо».

В.А.Сухомлинский


16 ноября отмечается Международный день толерантности. Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50 летнего юбилея этой организации. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам отмечать эту дату как напоминание о необходимости соблюдать Декларацию принципов толерантности, и символ толерантности является радужный флаг.

Каждое государство мира имеет символы, которые характеризуют его политику. Миролюбий и чистоту намерений единого народа Казахстана подчеркивает голубой фон нашего знамени. Золотое солнце, освещающее своими лучами бескрайние степные просторы, - олицетворение высокой и благородной миссии казахстанцев, стремящихся раскрыть свои объятия всем дружелюбным народам мира.

В Гербе образ шанырака, это образ нашего общего дома, общей Родины проживающих в Казахстане. И счастье в нем зависит от личного благополучия каждого из нас, от единства нашего согласия, от наших общих усилий во благо единого дома.

Ребята, посмотрите, друг на друга, и вы заметите, что все вы разные и не похожи друг на друга. Но каждый из вас личность со своими интересами, потребностями, взглядами на жизнь. И каждому из вас важно уметь жить в этом разнообразном мире.

В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО есть следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие понимание многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Люди по природе своей различны, но равны в своем достоинстве и правах.

Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Признание различие людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности».


Сегодня на нашем уроке мы будим выполнять различные упражнения, и надеюсь, они будут проходить на основе доверия и искренности. Поэтому работать, мы будим в кругу. Круг это возможность открытого общения, дает ощущения целостности, завершенности, облегчает

взаимопонимание.

1 упражнение:

Участники разбиваются на две команды. Первая команда называет сходство между участниками: - (живем в одном городе, учимся в одном колледже, живем в одном государстве и т.д.)

Другая команда различия - (характер, национальность, живем в разных квартирах и т. д.)

Сейчас предлагаю вам выполнить упражнение «Снежный ком», которое покажет, что мы разные, но в тоже время есть много общего.

2 Упражнение «Снежный ком»

Мы разные, в этом наше богатство.

Мы вместе, в этом наша сила.

Ведущий: Если обобщить все сходства и различия между людьми, то можно сказать, что человек это личность, и у каждой личности есть свое «Я».

«Я» - физическое (мое тело, возраст, пол, особенности внешности)

«Я» - интеллектуальное (мой ум, мои представления, интересы, способности)

«Я» - эмоциональное (это мои чувства, эмоции, переживания)

«Я» - социальное (в колледже я студент, дома - сын, дочь, внук, внучка, а потом буду отцом, матерью, дедушкой, бабушкой и т.д.)

Вы заметили, что каждый человек играет много ролей, и чтобы каждая роль была сыграна хорошо, что бы окружающим было с тобой комфортно, каждый человек должен быть толерантной личностью

3.Притча: «Все оставляет свой след»

Помните об этом, потому что ненависть обиды разъедают, прежде всего, самого человека. Не возможно развиваться, не избавившись от груза прошлого негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения.

В переводе с латинского языка толерантность означает - терпение. В современной литературе существует определения этого понятия, например, толерантность это:

- сотрудничество, дух партнерства;

- не причинять вреда кому-либо;

- терпимость к чужому мнению.

Ребята, предлагаю слово «толерантность» в виде солнца, а лучи солнца будут определение слова толерантность на разных языках народов земного шара:

- в испанском языке оно означает - способность признавать отличие;

- во французском языке - отношение, при котором допускается, что другие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском - готовность быть терпеливым, снисходительным;

- в китайском - позволять принимать другого таким, какой он есть, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- в русском - быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо.

Ребята, назовите основные черты толерантной личности? - расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- терпимость к различиям национальности, религиозности;

- умение слушать собеседника;

- любознательность.

4. Тест на степень своей толерантности. был проведен среди наших студентов тест-опросник на степень толерантности. вот что показали подведенные результаты

5.Чем толерантная личность отличается от интолерантной?

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих.

Участники называет основные черты присущие толерантной личности;

- уважение мнение других;

- доброжелательность;

- желание что-либо сделать вместе;

- понятие и принятие;

- чуткость;

- доверие;

- гуманизм.

Интолерантные люди замечают у себя больше достоинства, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Участники называют черты присуще интолерантной личности;

- непонимание;

- эгоизм;

- нетерпимость;

- пренебрежение;

- раздражительность;

- равнодушие;

- агрессивность;

- цинизм.

Ведущий: Ребята, из ваших характеристик видно, что интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низком уровне воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обрядов.

Современный культурный человек должен быть толерантной личностью. Толерантность считается признаком высокого духовного развития человека.

Притча.

Жила была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот она и обратилась к старому волшебнику, который прожил уже сто лет, чтобы он помог ей выбрать подружку, с которой она могла бы дружить всю отпущенную ей Богом жизнь. Волшебник сказал ей, чтобы она пришла к нему завтра утром. Пришла Любовь утром и видит, стоят пять прекрасных девушек. Выбирай, сказал волшебник.

Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль и пятую - Доброта. Любовь, не знала, кого выбрать т.к. они все хороши. Но Любви надо выбрать одну из девушек.

Ведущий: Ребята, а вы кого бы выбрали и почему? (уастники делают свой выбор и дают характеристику своему выбору)

А Любовь выбрала девушку по имени Доброта. Доброта помогает людям сохранить хорошие отношения, и она тесно связана с таким качеством личности, как толерантность.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс движется вперед, техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова беженец, жертва насилия, теракт.

В обществе сегодня происходит активный рост агрессии, расширение зон конфликта. Эти явления особо затрагивают молодежь, которые в силу возрастных особенностей поступают необдуманно, стремятся к простым и быстрым решениям сложных проблем. Человек в своей жизни совершает разные поступки, в одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но бывает и на оборот.

7. Упражнение:

Участники делятся на две команды. Первая команда на ватмане пишут как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.

Задача второй команды - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряет. Затем команды озвучивают свои работы.

Вывод, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

8. Упражнение «Волшебная рука»

Обведите на листе бумаги свою руку. На пальчиках напишите свои

хорошие качества, а на ладошке - те качества, которые вам хотелось бы

изменить в себе.

9. Затем каждый участник дает практический совет для формирования толерантного поведения:

- Помнить, если другие не разделяют ваших точек зрения, то это не показатель их несостоятельности. Каждый имеет право иметь свою точку зрения.

- Общаясь с разными людьми, больше развиваешься как творческая личность.

- Никогда не критикуйте личность, а дайте оценку только негативному поступку (не ты плохой, а ты плохо поступил)

- Помнить, что не бывает абсолютно толерантных и интолерантных людей. А важно то, что есть стремление к толерантным отношениям.

- Самые главные вопросы задавай себе, особое внимание требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.

- Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а если это происходит, то искренне радуйтесь.

10. Упражнение «Дерево толерантности»

Для закрепления нашего урока пусть на нашем «Дереве толерантности» распустятся листочки.

Инструкция. Ребята, возьмите по листочку и напишите на них, что по вашему надо сделать, чтобы наш колледж стал пространством толерантности. Затем прикрепите листочки к дереву.

(уважать мнение других, быть доброжелательным, иметь чуткость, уважать собеседника, понять другого, познать себя, научиться управлять эмоциями, чаще улыбаться, не ругаться, больше общаться и т.д.)

Наш колледж это большая семья, и пусть в нашей семье всегда царит доброта, взаимопонимание.

10. Притча «Ладная семья»

Жила была семья. В этой семье насчитывалось более ста человек. Мир и лад царил в этой семье. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны, и он решил проверить, правда ли молвят люди. Прибыл он в село, и видит кругом чистота, красота, достаток, мир. Хорошо детям спокойно старикам. Пришел владыка к главе семьи и спросил, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Глава семьи взял лист бумаги и долго что-то писал, затем передал лист владыке. На листе было написано всего три слова - любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Владыка спросил и все?

- Да, ответил, глава семьи, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

11. Наш лозунг

И нашим лозунгом в жизни

Стали бы следующие слова:

Терпеть и верить нужно,

Ведь на свете все существа прекрасны:

Взрослые и дети, коты, собаки и медведи,

И сослуживцы и соседи.

Терпимость наш взаимный шанс.

Ведь кто-то также встретит нас.

А если попробовать нам всем один день прожить в терпимости друг к другу. Пусть хоть один день будут толерантны покупатель и продавец, бюрократ и посетитель, водитель и пешеход, дежурный комендант и студент. Вдруг понравится. И завтра мы решим продолжить этот день, превратив его в неделю, месяц, год непрерывной терпеливости и толерантности.

Наш урок хочу завершить словами Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

12. Упражнение прощание «Рукопожатие»

Все участники встают в круг и берутся за руки Ведущий пожимает руку соседа с право, и он это пожатие должен передать другому участнику, пока не вернется к ведущему от участника с право.

Вот таким добрым дружеским рукопожатием участники благодарят друг друга за проведенную работу.









Тест-опросник «Степень Вашей толерантности»


- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- терпимость к различиям национальности, религиозности;

- умение слушать собеседника;

- любознательность.

Сначала поставьте знак «плюс» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Затем знак «минус» напротив тех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «снежинка» напротив тех трех черт которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Тест-опросник «Степень Вашей толерантности»

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- терпимость к различиям национальности, религиозности;

- умение слушать собеседника;

- любознательность.

Сначала поставьте знак «плюс» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Затем знак «минус» напротив тех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «снежинка» напротив тех трех черт которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Тест-опросник «Степень Вашей толерантности»

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- терпимость к различиям национальности, религиозности;

- умение слушать собеседника;

- любознательность.

Сначала поставьте знак «плюс» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Затем знак «минус» напротив тех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «снежинка» напротив тех трех черт которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Коммунальное государственное учреждение

"Агротехнический колледж №7, город Есиль,

Есильский район"управления образования

Акмолинской области










Урок

толерантности










Подготовила педагог-психолог Е. Дорошенко


г. Есиль

© 2010-2022