Проект «Семейные чтения»

Проект «Семейные чтения» рассчитан на реализацию в  начальной школе в течение 1 года.Участниками проекта должны быть учащиеся, родители, классные руководители и школьный библиотекарь.Цель проекта: воспитание у родителей культуры семейного чтения.Реализация проекта предусматривает различные формы работы: создание рефератов, анкетирование, праздники, родительские собрания, выставки рисунков и сочинений, выставки детских книг, игровые программы.Ожидаемые результаты реализации проекта: увеличение ко...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Семейные чтения»

Цель проекта: воспитание у родителей культуры семейного чтения

Задачи проекта:

• привлечение внимания родителей к детской литературе, к возрождению традиции семейных чтений;

• повышение культуры чтения в семье;

• помощь родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• увеличение количества семей, объединённых общими интересами и стремлением воспитать умных, любящих книги и чтение детей.

• развитие культуры чтения обучающихся и их родителей

Календарный план реализации проекта

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1 этап

Подготовительный (моделирующий)

1

Проведение теоретического исследования «Традиции семейного чтения в России"

Соловьева И.В., учитель начальных классов

Сентябрь

Обзорный реферат

2

Изучение опыта работы школьного библиотекаря по теме «Виды семейного чтения».

Октябрь - ноябрь

Картотека

3

Участие в родительских собраниях

Классные руководители

В течение года

Выступление на родительских собраниях

(Приложение 1)

4

Презентация проекта на родительских собраниях

Классные руководители

В течение года

2 этап -

Практический (экспериментальный)

1

Марафон родительских собраний

В течение года

Формирование родительского актива

2

Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»

Классные руководители

Январь

Пополнение фонда библиотеки

3

«Посвящение в читатели»

Школьный библиотекарь, родительское сообщество

Февраль

Привлечение новых читателей в библиотеку

(первоклассники)

4

Предметная неделя «Чтение - лучшее умение»

Учителя начальных классов

Март

Пропаганда лучших книг

5

Конкурсная программа "Лето с книгой на острове Сокровищ"

Школьный библиотекарь, родительская общественность

Апрель - май

Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей

6

Конкурс сочинений, рисунков «Мы - читающая семья»

Классные руководители

В течение года

Стимулирование семейного чтения

3 этап -

Аналитико-обобщающий

1

Отчет по проекту на общешкольном родительском собрании

Соловьева И.В.

Май

Решение общешкольного родительского собрания

2

Информирование школьного сообщества о проекте

Школьные корреспонденты

Апрель

Статья в школьную газету

3

Работа школьной библиотеки по поддержке семейного чтения

Школьный библиотекарь

В течение года

Библиотечные уроки

4

Анкетирование учащихся, родителей, сбор отзывов о мероприятиях

Классные руководители, родительская общественность

В течение года

Диагностика, отзывы родителей

(Приложение 2)

5

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Классные руководители, родительская общественность

В течение года

Публикации на сайте школы, в Дневник.ру

6

Подведение итогов реализации проекта

Классные руководители, родительская общественность

Отчет, обобщение опыта работы над проектом

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления - вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школа может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Семейные чтения - это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.





































Список использованной литературы

  • Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. - 2006. - 24 апр. - С. 6.

  • Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 146 с.

  • Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. - 2009. - № 3. - С. 76-78.

  • Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. - 2004. - № 10. - С. 44-46.

  • Глозман, Ж. Расскажи мне сказку / Ж. Глозман // Нач. школа. - 2006. - № 14. - С. 37-39.

  • Гриценко, З. А. «Ты детям сказку расскажи…» / З. А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176 с.

  • О привлечении детей к чтению и не только : эссе / Н. Добрынина // Домашняя школьная библиотека. - 2005. - № 1. - вкл.

  • Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. - 2007. - №8. - С. 14-16.

  • Костина, И. По местам становись / И. Костина // Игра и дети. - 2003. - №6. - С. 6-7.

  • Кразаева, А. Уроки чтения / А. Кразаева // Аистёнок. - 2006. - № 10. - С. 44-46.

  • Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. - 2004. - № 1. - С. 7-8.

  • Мавлевич, Н. Кому книги в руки / Н. Мавлевич // Семья и школа. - 2003. - № 1. - С. 12-14.

  • Репьева, И. Как мы с Машей читаем русские сказки / И. Репьева // Домашнее воспитание. - 2003. - № 4. - С. 47-48.

  • Трофимова, М. Как хорошо уметь читать / М. Трофимова // Здоровье школьника. - 2009. - № 10. - С. 12-16.

  • Хитрова, Т. День, прожитый в рифму / Т. Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 38-40.

Литература:

1. Корнев С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. - kitezh.onego.ru/traditio.html

2. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977

3. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. - М. : РГБ, 2003

Тихомирова И.И. Школа чтения. Опыт, теории, размышления. Хрестоматия., М., 2006

б) дополнительная:

Корнев С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. - kitezh.onego.ru/traditio.html

Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека. uraledu.ru/node/26750

Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. - М. : РГБ, 2003

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

сайт «Учимся быть семьей». Семейные традиции и вечные ценности. Маслова Т. Семейное чтение. sem-obuchenie.ru/semejnoe-chtenie.html

Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения. rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm сайт Русской ассоциации чтения.






































Приложение 1

Книги в нашей жизни

Родительское собрание







Подготовила:

Соловьева Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №173

с углубленным изучением

отдельных предметов

Книги в нашей жизни

Родительское собрание

Цель:

- познакомить родителей с результатами развития читательских способностей учащихся класса, умением работать со школьным учебником;

- развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги;

- способствовать развитию потребности в чтении у подростков.

Вопросы для обсуждения

1. Значение книги в жизни школьника.

2. Как работать со школьным учебником.

3. Культура чтения школьника. В чём она заключается?

Подготовительная работа к собранию

1. Анализ читательских интересов учащихся (по результатам исследования библиотекаря, результатам исследования учащихся).

2. Анкетирование детей и родителей по теме собрания.

3. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей, по работе со школьным учебником.

4. Статистика собрания.

7. Конкурс на самое лучшее знание книги.

Исследование читательских способностей учащихся

ФИО учащихся




Количество прочитанных книг на момент исследования




Читательские интересы школьника



Эффективность читательских способностей: (+/ - )

- способность рассказать о прочитанной книге;

- способность делать собственный вывод о прочитанном






Соотношения читательских способностей с учебными результатами по устным предметам





Анкета для учащихся № 1

1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?

2. Нравится ли тебе читать книги? Какие книги ты предпочитаешь? Что больше нравится: стихи или проза?

3. Нравится ли тебе получать книги в подарок?

4. Какие книги, кроме программных произведений, ты прочитал за последнее время (за месяц, четверть)?

5. Какую книгу ты теперь читаешь?

6. Это твоя книга или ты взял её в библиотеке, у знакомого?

7. У вас дома много книг?

8. Какие книги предпочитают твои родители?

9. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени.

10. Что бы ты пожелал начинающему читателю?

Анкета для родителей

1. Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка?

2. Сколько времени он проводит за книгой?

3. Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?

4. Какие книги он предпочитает?

5. Как вы поощряете его читательские стремления?

6. Дарите ли вы своему ребёнку книги?

7. Есть ли у вас на счёт чтения какие-то свои убеждения?

8. Обсуждаете ли вы прочитанные книги в семье?

9. Советуете ли вы ребёнку книги своего детства и юности?

10. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!

• Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства. Читайте вслух вместе с ребёнком не менее 30 минут в день. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.

• Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

• Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги. Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

• Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст. Спрашивайте ребёнка, чему учит книга? Что больше всего запомнилось?

• Предложите ребёнку самостоятельно проиллюстрировать прочитанную книгу.

• Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

• Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

Правила чтения для учащихся

Памятка

1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.

2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.

5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.

6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.

7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.

Как готовиться к сочинению по художественному произведению

Памятка

1. Никогда не пиши сочинение накануне его сдачи.

2. Готовясь к написанию сочинения, прочти ещё раз названия предложенных учителем тем и определись с выбором.

3. Прочти текст и обрати внимание на его особенности с учётом выбранной темы.

4. Выпиши цитаты из текста произведения, которые тебе понадобятся при написании сочинения..

5. Прочти биографию автора, обрати внимание на её детали. Они могут стать подсказкой к пониманию главной идеи произведения.

6. Используй различные высказывания и мнения других людей о произведении для сравнительного анализа и выводов.

7. Не пользуйся различными шпаргалками по произведению. Они тебе ума и знаний не прибавят.

8. Пиши искренне, не страшась высказывать своё мнение и отношение к произведению.

9. Прочти своё сочинение родителям, выслушай их мнение о своей работе.

Ход собрания

«Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».

Ричард Бах

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Сегодня в современном мире всё меньше внимания уделяется книге. Её часто подменяют просмотром телевизора или игрой на компьютере. Но книга играет первоочередную роль в развитии ребёнка - она способствует расширению горизонтов знания о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования представлений о прекрасном. Читая вместе с детьми, а затем обсуждая прочитанное, мы преподносим им урок умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Важно, чтобы родителей интересовало не только то, что ребёнок читает, но и как он усваивает прочитанное. Не менее важно знать, что привело ребёнка к пониманию прочитанного. Ведь книга может по-разному воздействовать на ребёнка: закрепить те знания, которые он имел, может заставить задуматься и привести к открытию для себя чего-то нового. Способность обнаружить это новое, привязать к имеющимся знаниям, сделать соответствующие выводы - это и есть показатели сформированности у ребёнка логического мышления. Развитие мышления, как и развитие воображения - это результат столкновения ребёнка с новым знанием, способным заставить его задуматься. Большинство книг могут стать материалом для обсуждения с детьми тех проблемных ситуаций, которые в них отражены, выработать пути решения этих ситуаций. В ходе обсуждения необходимо задавать ребёнку вопросы, которые способны его подтолкнуть к размышлению. Например, как бы он поступил в этой ситуации, или что бы он посоветовал герою. Для такой работы с ребёнком необходимо подобрать произведения, которые описывают неоднозначные, противоречивые события.

Надо научить детей любить книги. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить ребёнка быстро и выразительно читать. Большинство из нас желает привить интерес к книге, т.к. книга - хороший воспитатель, учитель, друг. А.П.Чехов говорил: «Чтобы воспитать, нужны непрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Детям нужно не только помочь постичь азы чтения, но и помочь научиться любить книгу. Только от нас зависит, как дети станут относиться к чтению. Неумение, нежелание читать влияет как на успеваемость, так и на общее развитие ребёнка. Опросы показывают, что дети не только мало, но и безуспешно читают. Чаще всего они не вникают в суть прочитанного. Причины такого положения дел кроются в нежелании родителей обсуждать прочитанное с детьми. Скоро на вопрос: «Как книга?» ребёнок будет отвечать: «Нормально». А словарный запас детей будет равен запасу Эллочки-«людоедки».

Чтение стимулирует развитие творческого мышления и воображения детей. Но это возможно лишь при обсуждении прочитанной книги. Конечно, обсуждение надо направить в нудное русло, и сделать это могут лишь родители. Ещё раз подумайте над содержанием книги. Попытайтесь объяснить действия героев. Пусть ребёнок объяснит вам, как он понял мораль произведения. Главное - не навязывать ему свою точку зрения, научить его обосновывать и доказывать свою. Если вы заметили затруднения в оценке событий и поступков, помогите ребёнку проявить творчество и воображение при работе с книгой. Попробуйте превратить текст в объект «экспериментирования», ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими ребёнка, он активно их познаёт, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же экспериментировать с текстом? Попробуйте поиграть с ребёнком в и игру «А если…». Замените героя или событие противоположным по смыслу или лишь немного отличающегося от оригинального. Предложите ребёнку придумать новый вариант сюжета, исходя из внесённых вами изменений. В процессе игры вы указываете ребёнку на те противоречия, к которым может привести отступление от логики текста. Экспериментируя с содержанием текста, ребёнок лучше понимает логику событий, учится рассматривать отдельные детали и события, но не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Это способствует формированию у детей творческого подхода к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Почти в каждом современном доме имеется домашняя библиотека. Но многие семьи не позволяют детям пользоваться книгами из-за неумения обращаться с ними. Иначе говоря, книги отторгнуты от детей. Безусловно, книга - это ценность, но пользование ею не есть врождённый дар, ему нужно учить детей. Сначала детям следует объяснить некоторые правила пользования книгой. Например, брать книгу только чистыми руками, не перегибать книги и листы в них, а пользоваться закладкой, и т.д. Приучайте детей прочитанные книги класть на место. Затем в домашней библиотеке выделите полку для личных книг ребёнка. Очень хорошо, если книги в свою библиотеку ребёнок будет подбирать сам, а родители окажут финансовую помощь и помощь в выборе книг. Но именно помощь, а не настойчивость. Хорошо, если родители будут рассказывать ребёнку о книгах своего детства, возбуждая интерес ребёнка к чтению.

Полезно ещё одно, забытое родителями: чтение вслух всем вместе. Лучше начинать с ваших любимых книг, продолжая уже любимыми книгами вашего ребёнка. Очень скоро он пожелает сам выступать в роли чтеца, а если нет, то предложите ему это в ненавязчивой форме. Чтение вслух раскрепощает ребёнка, учит высказывать своё мнение, формулировать мысль, правильно ставить ударения, развивает речевые данные, учит культуре речи. Чтение вслух, конечно, требует от родителей времени и усилий. В связи с этим можно практиковать его по выходным дням. Кроме того, совместное чтение сближает семью и делает отношения более близкими и откровенными.

Статистика собрания.

Анализ техники чтения учащихся класса

Фамилия, имя ученика

Количество слов в тексте

Количество незнакомых слов

Количество прочитанных слов в минуту

Количеств терминов



Анализ читательских интересов.

Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой литературы, которую желательно иметь в доме.

Список обязательной и рекомендуемой литературы для внеклассного чтения по различным предметам.

Обсуждение и анализ памяток

Статистика собрания

Ф.И.О. школьника




Количество прочитанных книг на момент исследования




Читательские интересы школьника



Эффективность читательских способностей: (+/ - )

- способность рассказать о прочитанной книге;

- способность делать собственный вывод о прочитанном







Соотношения читательских способностей с учебными результатами по устным предметам




Анализ техники чтения учащихся класса

Фамилия, имя ученика




Количество слов в тексте

Количество незнакомых слов

Количество прочитанных слов в минуту

Количеств терминов

Выразительность (+ / -)

Осознанность (+ / -)

Типичные ошибки:

-

-

-

- повтор слов и слогов

- искажение окончаний

- неправильное ударение

Выводы по статистике.

Литература

1.Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб, 1996.

2.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 класс. М.: ВАКО, 2005.

3.Ефимова А.В. Родительские собрания. 5 класс. Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

4.Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе. (9-11 классы). Волгоград: Учитель, 2004.

5.Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе. (5-8 классы). Волгоград: Учитель, 2004.

6.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Педагогика, 2003.

7.Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. М.: Просвещение, 1998.





Приложение 2

Анкеты

Анкетирование учащихся

  • Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

  • Нравится ли тебе читать книги?

  • Какие книги ты читаешь с удовольствием?

  • Нравится ли тебе получать книги в подарок?

  • Какую книгу ты теперь читаешь?

  • Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

  • У вас дома много книг?

  • Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкетирование родителей

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?

  • Сколько времени он проводит за книгой?

  • Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?

  • Какие книги он предпочитает?

  • Как вы поощряете его читательские стремления?

  • Дарите ли вы своему ребёнку книги?

  • Есть ли у вас на этот счет какие - то убеждения?

  • Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?

  • Считаете ли вы себя активным читателем?

  • Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?



К чьему мнению ты скорее прислушиваешься, если тебе советуют прочитать ту или иную книгу?

Всего

учащиеся

1-4 классов

учащиеся 5-8 классов

учащиеся 9-11 классов

Друзей, сверстников

Братьев, сестер

Родителей

Учителей

Библиотекаря

Других взрослых

Обычно сам решаю

Время, затрачиваемое на чтение в неделю

вообще не читают

затруднились назвать время чтения

2-3 часа в неделю

4-5 часов в неделю

6-7 часов в неделю

8-10 часов в неделю

11 часов и более

среднее время чтения среди читающих

Книги каких авторов читали

-

-

-

Что больше всего понравилось

зарубежная классика

отечественная классика

зарубежная современная

отечественная современная

Регулярность чтения книг

Возраст респондентов

Чтение как любимое занятие

Обращение к книге время от времени

Читаю очень редко

7-10 лет

11-15 лет

16-18 лет

Анкетирование

Родителям предложить оценить чтение своих детей через определенного рода высказывания:

Позитивные высказывания о чтении:

«Чтение - это мир, где можно понять самого себя и других» - %,

«Чтение - это наша жизнь» - %,

«Читать - это классно» - %.

Негативные высказывания о чтении:

«Делать мне нечего, что ли, чтобы читать» - %,

«Только и слышу: читай, читай. Надоело!» - %,

«Читать - это скучно, нудно, муторно» - %.

Анкетирование

1. Ваша настольная книга?

2. Какую литературу, помимо специальной, вы читаете?

3. Если бы вас по распределению направили в Африку, как знаменитого доктора Айболита, произведения каких авторов вы бы с собой взяли?

4. Какие детские книги необходимо читать малышам с самого рождения?

5. Продолжите фразу: «Читать...»













© 2010-2022