Классный час До шестнадцати. .. не старше

Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день 9 мая, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших. Накануне 70-летия Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных её страницах. На классном часе  речь пойдёт о ваших ровес...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ

«До шестнадцати… не старше»

5 «А» класс

Классный руководитель

Мельникова М.В.






Учитель. Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших. Накануне 65-летия Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных её страницах. Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или меньше.

Пусть во время нашего разговора горит эта свеча - как символ памяти о тех детях, что не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни.(Учитель зажигает свечу.)

Чтец. …А нам не довелось играть в войну,

Не мы в неё - она играла с нами:

На фронт мы убегали пацанами,

С вагонных крыш смотрели на страну,

Суровую, в морщинистых траншеях,

В сединах непокошенных полей,

В деревнях под молчаньем тополей

И в журавлях, сиротских тонкошеих.

Ловили нас в вокзалах оголтелых,

Гоняли с крыш, снимали с буферов.

И бегали мы так, что - будь здоров,

Хоть не понятно, в чём душа сидела.

Учитель. Великая Отечественная война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Узнать о великом подвиге нашего народа мы можем из рассказов тех, кто преподал этот урок всему человечеству; из прекрасных кинофильмов, из книг талантливых писателей.

Чтец. Война! Твой страшный след

Живёт в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след -

И в книгах, что на полках.

Учитель. Сегодня наш разговор пойдёт о книге Валентина Катаева «Сын полка».

Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Почему?

Рассказ о писателе. (Слайд 1). Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок.Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть «Белеет парус одинокий» - вы её обязательно прочитаете.

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию - псевдоним - он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы - «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность…

История создания книги.(Слайд 2). Но самая известная из них - повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.

- Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. "Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это - явление".

Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Сергей Баруздин о книге. (Слайд 3). Валентин Петрович Катаев написал свою повесть "Сын полка" в 1944 году,

в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками.

Свыше тридцати лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую

победу.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила

сотни городов и сея. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят

отцов и матерей. Но советский народ победил в этой войне. Победил потому,

что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много

выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это

была справедливая война за счастье и мир на земле.

Повесть "Сын полка" вернет тебя, юный читатель, к трудным, но

героическим событиям военных лет, о которых ты знаешь лишь по учебникам и

рассказам старших. Она поможет тебе увидеть эти события как бы своими

глазами.

Ты узнаешь о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у

которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Вместе с

ним ты пройдешь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя

победы над врагом. Ты познакомишься с замечательными людьми - воинами нашей

армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалевым и

ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком,

но и воспитали в нем лучшие качества настоящего советского человека. И,

прочитав повесть, ты, конечно, поймешь, что подвиг - это не просто смелость

и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и

огромная любовь к Родине.

Повесть "Сын полка" написал большой советский художник, замечательный

мастер слова. Ты прочтешь ее с интересом и волнением, ибо это правдивая,

увлекательная и яркая книга.



Учитель. А теперь - короткая викторина.

  1. В каких эпизодах книги упоминаются эти предметы: букварь, верёвка, ножницы, зеркало, веник, гвоздь, погоны, пакет?

По страницам книги. (Слайд 4).

2. Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

- Как автор знакомит нас со своим героем?

- Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?

- Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?

- Как автор передаёт внешний облик своего героя, о чём свидетельствует портрет Вани?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство - это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

- Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

- Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Инсценировка эпизода из повести «Встреча с мальчиком в военной форме».

- Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке? Классный час До шестнадцати... не старше.

- Как вы понимаете выражение "сын полка"?

- Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?

- Как Ваня ведёт себя в плену?

После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища - для детей погибших моряков.

- Почему Ваня не сбежал на фронт из училища?

- Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?

- Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

- Какого сказочного героя напоминает Ваня?

- Можно ли назвать повесть «Сын полка» сказкой?

Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: "Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея".

Учитель.

- Как вы думаете, почему так ответил писатель?

- Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

Учащиеся.(Слайд 5). Голиков Лёня - партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

Котик Валя - юный партизан Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза, погиб в бою.

Казей Марат - партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.

- Какие стихи о детях и войне вы знаете?

Чтецы читают стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете», А.Твардовского «Рассказ танкиста».

Горнили к бою трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага -

Сыны полков своей страны.

Учитель. Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто «вооружёнными конфликтами», приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Чтец. Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы.

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!


© 2010-2022