- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеаудиторное мероприятие по латинскому языку и анатомии
Внеаудиторное мероприятие по латинскому языку и анатомии
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефименко А.Ю. |
Дата | 23.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский медколледж»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
«Умники и умницы»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
2 курс
Преподаватели: Ефименко А.Ю., Шабанова И.Г.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 4
Протокол № __от
«__» _______ 20___ г.
Председатель ЦМК
_______ Е. А. Стремякова
Пояснительная записка
Внеаудиторное мероприятие по латинскому языку и анатомии «Умники и умницы» проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин для студентов II курса специальности «Сестринское дело».
Цели мероприятия:
-
углубление знаний по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и «Анатомия и физиология человека»;
-
расширение межпредметных связей;
-
развитие кругозора, эрудиции, логического мышления студентов.
Задачи мероприятия:
-
повышение интереса к изучаемым дисциплинам;
-
развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников;
-
воспитание у студентов навыков конкурентной борьбы.
Внеаудиторное мероприятие проводится без предварительной подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочими программами и соответствуют требованиям к уровню подготовки медицинских сестер по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека».
Мероприятие «Умники и умницы» проводится во внеурочное время. Для участия в конкурсе преподаватели отбирают 5 - 6 наиболее способных студентов из каждой группы (формируются команды), а также 2 человека в жюри. Командам предлагается пройти 6 туров:
-
«Знаешь ли ты анатомию?» (по 6 вопросов для каждой команды);
-
«Закончи пословицу»;
-
Логическая догадка (назвать по-гречески внутренние органы);
-
«Угадай орган»;
-
Кроссворд «Знаешь ли ты термины?»
-
Игра «Черный ящик»
Продолжительность конкурса - 2 академических часа.
Для мотивации осознанного и плодотворного участия студентов в мероприятии «Умники и умницы» задания составлены с учетом будущей профессиональной деятельности. На каждый тур предусмотрено определенное количество баллов, которое набирают команды при полных и правильных ответах. Максимальное количество баллов - 27.
Предлагаемое мероприятие развивает творческие способности студентов, интерес к дальнейшему изучению дисциплин, создает атмосферу эмоционального подъема, способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
В результате освоения дисциплин у будущей медицинской сестры должны формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы» для преподавателя
Тема: Внеаудиторное мероприятие «Умники и умницы» по дисциплинам
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»,
«Анатомия и физиология человека»
Цели мероприятия:
-
Учебные:
- выявить уровень усвоения студентами учебной информации по общепрофессиональным дисциплинам;
- углубить изучение дисциплин.
-
Воспитательные:
- развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплин;
- привитие навыков личностных отношений;
- формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Методы обучения: активные, проблемные, игровые, практические методы проверки знаний и умений
Образовательные технологии: информационно-компьютерные технологии в сочетании с игровыми методами обучения
Оснащение мероприятия: проектор, компьютер, презентация к проведению конкурса, муляжи, раздаточный материал для студентов
Продолжительность мероприятия: 2 часа (90 минут)
Место проведения мероприятия:кабинет № 314
План проведения внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы»:
№
Название этапа
Описание этапа
Цель этапа
Время (мин)
1.
Организационный этап (вводное слово преподавателей).
Сообщение студентам целей мероприятия, алгоритма выполнения конкурсных заданий, а также критериев оценивания (баллов) выполненных заданий.
Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мотивировать к получению высоких баллов.
5
2.
Самостоятельная работа студентов.
Каждая команда игроков последовательно проходит 6 туров конкурса, выполняя разнообразные задания (закончить пословицу, разгадать кроссворд, назвать орган на ощупь и др.)
Побудить студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельного и умственного труда.
60
3.
Подведение промежуточных итогов.
Преподаватели выставляют баллы за каждый тур конкурса, выделяют типичные ошибки, проводят краткий разбор.
Проверить и оценить знания и умения по дисциплинам.
16
4.
Подведение итогов, результаты.
Подведение итогов мероприятия, определение призовых мест.
Создание мотивации на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплин для дальнейшей профессиональной деятельности.
7
5.
Резерв времени преподавателя
2
Конкурсные задания для проведения
внеаудиторного мероприятия
«Умники и умницы» по учебным дисциплинам
«Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека»
I тур - Игра «Знаешь ли ты анатомию? » (по 6 вопросов для каждой команды)
По 1 баллу за каждый правильный ответ на вопрос. Максимальное количество баллов - 6
-
Основной строительный материал клеток….
-
Запасные питательные вещества, откладывающиеся в организме в подкожной клетчатке……….., в печени в виде гликогена……...
-
Эти вещества необходимы для мышечного сокращения, свертывания крови, для передачи сигналов нервных импульсов……
-
Причиной цинги является недостаток витамина…….
-
Нарушение зрения - "куриная слепота"- возникает при недостатке витамина ………...
-
Недостаток витамина D вызывает у детей заболевание………
-
Наружный покров тела(……..). К каким органам относится?
-
Какие органы выводят конечные продукты обмена веществ?
-
Орган чувств, объединяющий функцию слуха и равновесия? Назовите конкретные части?
-
Почему во время насморка человек не чувствует запахов?
-
Содержание какого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены?
-
Их много, они очень тонкие. Они помогают нам кушать, разговаривать, видеть или не видеть окружающий мир и демонстрировать отношение к нему.
-
Ее сокращение не подчиняется сознанию, а регулируется автономной нервной системой. Она встречается в стенках кишечника, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, в кожном покрове и глазном яблоке?
-
Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание.
-
Какое значение имеет привлекательное оформление пищи и красивая сервировка стола?
-
А знаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо (хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов, пауков кровь синяя из-за содержания в крови меди (хлюацианин).Наличием какого химического элемента в крови человека обусловлен красный цвет. Где он содержится?
-
А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.
-
А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах. А с чем связано видение цветовой гаммы человеком?
II тур -Игра «Закончи пословицу» (по 3 пословицы каждой команде: на экран проектора выводится начальная часть латинской пословицы, студенты должны закончить ее и перевести на русский язык)
По 1 баллу за каждую правильно продолженную и переведенную пословицу. Максимальное количество баллов - 3
I команда:
Mens sana…..
Bene dignoscitur….
Festina….
II команда:
Dura lex….
De mortuis aut….
Dictum….
III команда:
Ars longa….
Homo….
Labor….
III тур - Логическая догадка (назвать по-гречески внутренние органы: по 5 слов для каждой команды)
По 1 баллу за каждое правильно переведенное слово. Максимальное количество баллов - 5
Сердце
-
Матка
-
Маточная
труба
-
Яичник
-
Мочевой
пузырь
-
Поджелудочная
-
Легкое
-
,
Почка
-
Пищевод
-
12
-
перстная
кишка
-
Вена
-
Сосуд
-
Кожа
-
Печень
-
IV тур - «Угадай орган» (по 1 вопросу каждой команде: студентам предлагается угадать орган по описанию)
По 1 баллу за правильно названный орган. Максимальное количество баллов - 1
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции.
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно.
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%.
__________________________________________________________________
2.а) Это часть органа, имеющая 2 поверхности. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей».
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты).
__________________________________________________________________
3. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма.
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму.
в) Основная его функция - перенос кислорода.
__________________________________________________________________
V тур -Кроссворд «Знаешь ли ты термины?» (командам предлагается разгадать кроссворд на знание клинических терминов и получить ключевое слово)
По 1 баллу за каждое правильно угаданное слово. Максимальное количество баллов - 12
8
11
2
6
4
1
3
5
7
9
10
12
-
температура
-
тонкая кишка
-
нос
-
опухоль
-
между
-
мышечное напряжение, тонус
-
глаз
-
голова
-
ухо
-
желудок
-
инструментальный осмотр
-
железа
VI тур - Игра «Черный ящик»
Максимальное количество баллов - 5 (за правильное название органа, его расположение, строение, функционирование)
Три студента выходят и разыгрывают жетоны с номерами: № 1(головной мозг), № 2(сердце), № 3 (желудок).
Команды с закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце, головной мозг, желудок по следующей схеме:
-
где находится;
-
строение;
-
функции;
-
для мозга отметить центры.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 27
Эталоны ответов на конкурсные задания
внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы»
I тур- Игра «Знаешь ли ты анатомию? »
1. Белок
10. В носовой полости находятся обонятельные рецепторы, а во время насморка из-за скопившейся слизи они не функционируют
2. Жиры, углеводы
11. Адреналин
3. Минеральные вещества
12. Мимические и жевательные мышцы
4. Витамин С
13. Гладкая мускулатура
5. Витамин А
14. Головной мозг
6. Рахит
15.Усиливает рефлекторное отделение желудочного сока
7. Кожа, органы чувств
16.Окисное железо оксигемоглобина
8. Почки
17.В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос. За счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению
9. Предверно - улитковый орган; улитка - орган слуха; преддверие и полукружные каналы - орган равновесия
18. Наличие колбочек 3 типов
II тур - Игра «Закончи пословицу»
I команда:
Mens sana in corpore sano. - В здоровом теле - здоровый дух.
Bene dignoscitur, bene curatur. - Что хорошо распознается, то хорошо лечится.
Festina lente. - Спеши медленно.
II команда:
Dura lex, sed lex. - Суров закон, но это закон.
De mortuis aut bene, aut nihil. - О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
Dictum - factum. - Сказано - сделано.
III команда:
Ars longa, vita brevis. - Жизнь коротка, искусство долговечно.
Homo sapiens. - Человек как разумное существо.
Labor omnia vincit. - Труд все побеждает.
III тур - Логическая догадка
Сердце
-
cardio
Матка
-
metr
Маточная
труба
-
salping
Яичник
-
oophor
Мочевой
пузырь
-
cyst
Поджелудо
чная
-
pancreat
Легкое
-
pulmon
,
pneumon
Почка
-
nephr
Пищевод
-
oesophagus
12
-
перстная
кишка
-
duodenum
Вена
-
phleb
Сосуд
-
angio
Кожа
-
dermat
Печень
-
hepat
IV тур - «Угадай орган»: 1. Желудок. 2. Продолговатый мозг. 3. Клетки эритроциты.
V тур -Кроссворд «Знаешь ли ты термины?»
C
E
S
E
P
C
N
T
H
O
T
O
O
A
P
T
E
R
M
I
N
O
L
O
G
I
A
E
R
H
A
N
I
P
T
A
A
D
R
I
T
A
H
S
E
M
N
E
T
T
N
I
R
H
R
A
A
L
M
-
температура
-
тонкая кишка
-
нос
-
опухоль
-
между
-
мышечное напряжение, тонус
-
глаз
-
голова
-
ухо
-
желудок
-
инструментальный осмотр
-
железа
Список использованной литературы
Основные источники:
-
Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии - М.: «А Н Т И», 2009.
-
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. - М.: Академия, 2007.
-
Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. - М.: Медицина, 2010.
-
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
-
Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.
-
Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. - М.: Феникс, 2009.
-
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. - М.: Феникс, 2009.
Дополнительные источники:
1. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. - М.: САНВИТТА, 2007.
2.Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека (с элементами физиологии): Учебник. - М.: Медицина, 2003.
3. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология в 3 томах для студентов высш. уч. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Интернет-ресурсы:
lingualatina.ru
latinsk.ru