Статья по теме экологическая тропакак одно из составляющих экологического образования и воспитания обучающихся

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ОДНО ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ экологического образования и воспитания обучающихся

Киктева Анастасия Николаевна

студент 1 курса «Технология производства

и переработки сельскохозяйственной продукции»

ГБПОУ КК Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум

п.Венцы Краснодарского края

Светличная Людмила Сергеевна

преподаватель общеобразовательных дисциплин

ГБПОУ КК Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум

п.Венцы Краснодарского края


«Природа не признает шуток,

онa всегда правдива,

всегда строга, она всегда права.

Ошибки же и заблуждения

исходят от людей».

И.В Гете

Вся современная система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение себе: всей природы, на ее варварское использование, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами территориального мира.

Проблему, ИМЕТЬ, человек в большинстве случаев и до сей день рассматривает, как альтернативу проблемы - БЫТЬ, быть человеком, чтобы выполнять свое высокое предназначение на Земле. Общество по-прежнему поддерживает тех. кто создает материальные ценности за счет разрушения остального мира. До сих пор приоритет в обществе принадлежит ценности "полезного", "экономично-целесообразного", "научно-рассчитанного и даже обоснованного" по сравнению с ценностью эмоционального и духовного. В этих условиях преодолеть экологический кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Необходима новая стратегия человечества, основанная на новом типе мышления, на таком мировоззрении, которое бы обеспечивало глубинную перестройку самого духа и смысла всей культуры. Без кардинального изменения картины мира в сознании людей и системы ценностей без возрождения истинных нравственных начал в человеке невозможно положить, конец разрушительному процессу снисхождения человеческой цивилизации к гибели. Выход из кризиса видится в освоении целостных отношений позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы и выработке на основе экологического мировоззрения, экологического императива взаимодействия общества и природы

Основным же способом формирования нового мышления и образа жизни, характеризующихся гармонией в отношении человека с окружающей средой, является непрерывное экологическое образование, воспитание и просвещение. Существующее ныне экологическое образование, основанное часто только на аналитических знаниях о природе и человеке, не способно переломить природоразрушительные тенденции мировоззрения значительной части общества. Любые проекты экологической деятельности и образа жизни обречены на саботирование людьми, чье миропонимание и мироощущение аэкологичны. Необходим целенаправленный систематический процесс формирования нового мировоззрения, коренным образом меняющего представление человека о самом себе, о его месте и назначении в мире. Причем этот процесс должен охватить каждого человека в отдельности и общество в целом.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеологией общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологическое образование - это не только накопление знаний о тех или иных законах природы, или о том, какие глобальные проблемы стоят перед; человечеством и возможных путях их преодоления. Знание - это еще не гарантия того, что человек включается в решение глобальных проблем. Экологическое образование даст практический результат только тогда, когда мы воспитаем в человеке способность и готовность, принимать решения, делать выбор.

Сложнейшие проблемы современного мира, и в первую очередь экологическая, ставят вопрос об интеллектуальных и гуманистических качествах личности. Поэтому экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания.

Экологическое воспитание выступает в единстве с обучением и практической деятельностью. Одной из эффективных форм внеклассной работы стала учебно-экологическая тропа.

Учебно-экологическая тропа - это маршрут, размеченный в природе, являющийся специфической формой для ознакомления и регулирования режима использования определенной территории. Учебно-экологическая тропа регулирует нагрузку на определенной территории и позволяет легче контролировать то пение действующих форм охраны окружающей среды.

Проведение краеведческих экскурсий в парк и окрестности поселка практиковалось в «Венцы-Заря зооветеринарном техникуме» всегда, но это не было единой системой в экологическом образовании и воспитании студентов. Коллектив студентов и педагогов свел воедино два процесса, и используя природные комплексы, характерные для нашей местности, был сформирован кружок «Юный Эколог» как эффективная форма формирования экологического сознания у студентов техникума.

В нашем техникуме на кружке «Юный эколог», разработано положение о учебно-экологической тропе.

Учебно-экологическая тропа в нашем техникуме создана 10 лет назад. У истоков ее стояли студенты ветеринарного отделения. Целью создания тропы было организация регулярных экскурсий в природу для изучения растительного и животного мира окрестностей поселка, для правильного понимания и грамотного использования окружающей природы. Задачей учебно-экологической тропы, созданной студенческим центром, является показ причинно-следственных связей в природе, взаимодействия природы и общества. Она дает возможность осуществлять комплексный подход к изучению и охране природных объектов на определенном природном участке. Основное назначение экологической тропы - экологическое образование и природоохранительное воспитание студентов, ознакомление с природой родного края, формирования чувства любви к природе и ответственности за ее судьбу.

Учебно-экологическая тропа является формой природоохранной организации территорий, которые должны быть тщательно размечены на местности, снабжены информационными щитами и удовлетворяет двум основным требованиям:

а) привлекательностью для студентов

б) информативностью, т.е. удовлетворению познавательных интересов студентов.

Привлекательность учебно-экологической тропы для студентов заключена в красоте окружающей природы, ее индивидуальности и разнообразии. Тропы должны проходить по живописной местности, по возможности включать водоем, лес, луг и т.д.

Перед выходом на учебно-экологическую тропу студенты проходят специальный инструктаж о правилах поведения на тропе. Для расширения кругозора и познавательной активности учащихся во время экскурсий необходимо предложить вспомнить поэтические тексты, отрывки из стихотворений о природе, литературные примеры. Кроме того, работа на тропе включает в себя и информативность-установление стендов, плакатов, щитов, оформление буклетов, схем, альбомов, листовок.

На окраине поселка в живописном месте пролегла учебно-экологическая тропа «Венцы-Заря зооветеринарного техникума», протяженностью 3 км. Были намечены и выбраны разнообразные и наиболее интересные природные комплексы по окрестностям поселка. Учебно-экологическую тропу разбили на 12 этапов, пронумеровали их, учитывая последовательность прохождения, наметили места отдыха и на основании этого составили карту-схему учебной экологической тропы, которая предстала в виде линейного маршрута.

Благодаря учебно-экологической тропе был разработан комплекс мероприятий, включающий режим пользования, экскурсии, уроки в природе, практические занятия не только для студентов, но и для учащихся школ всего района и детского сада поселка.

Экскурсии по тропе проводят не только преподаватели, но и студенты техникума. Кроме того, на тропе проводятся занятия по дисциплинам: «Экологические основы природопользования», «Основы агрономии», «Частная зоотехния», «Зоогигиена». В форме дискуссии повествуется о соблюдении экологического режима у пруда, лесополосы, в местах отдыха, загрязненных следами жизнедеятельности человека.

Наличие учебно-экологической тропы позволяет нашим студентам организовывать исследовательскую работу по изучению степени антропогенного загрязнения отдельных её этапов. Студенты выявляют мониторинговые зоны: парк, лесополосу, пруды, сосново-еловую рощу. Экологический мониторинг проводится с помощью биоиндикаторов - живых организмов, по состоянию и поведению которых можно судить о степени изменения окружающей среды, о присутствие загрязняющих веществ. На учебно-экологической тропе проводится общественно-полезная природоохранная работа: на рыбопитомнике, нерестовом и выростковом прудах по кормлению рыбы, внесению минеральных удобрений, очистке прудов и зоны отдыха; помощь мелиораторам в поддержании оросительного канала в рабочем состоянии; участие в общественно-полезной работе студенческих отрядов «Голубой патруль» и «Зеленый патруль».

Экологическая карта-схема территории техникума

Мониторинговые зоны:

  1. Виварий

  2. Рекреационная зона

  3. Хоздвор

Статья по теме экологическая тропакак одно из составляющих экологического образования и воспитания обучающихся



Зоны экологической напряженности:

низкая

Относительно высокая

высокая

Учебно-экологическая тропа задействована для проведения природоохранных мероприятий, таких как «Неделя экологии», «День здоровья», «Всемирный день охраны окружающей среды», «День туриста», "Mеждународный день эколога», «Праздник урожая», «День работников леса».

Все названные мероприятия сопровождаются выходами в природу на тропу, где проводятся конкурсы - соревнования на знание правил поведения в природе; умение грамотно и быстро развести костер, разбить и свернуть бивуак, не нарушив при этом экологическую целостность окружающей природы.

Природа нашего поселка прекрасна во все времена года, и поэтому походы и экскурсии проводятся круглый год. Выходы в природу привлекают большое количество студентов. К каждому выходу на учебно-экологическую тропу мы тщательно готовимся. Читаем соответствующую литературу, смотрим диафильмы, учимся пользоваться компасом, определять стороны горизонта по местным признакам, а также определители растений, птиц и насекомых. И каждый поход по экологической тропе заканчивается сбором и накоплением коллекционного природного материала.

Результаты исследований на учебно-экологической тропе используются в практической природоохранной деятельности, освещаются на внутри техникумовских, районных, краевых и зональных студенческих научно-практических конференциях. Во время каждой экскурсии вызывает не только возмущение, но и побуждает нас вносить предложения и высказывать мнение об улучшении природопользования, о возможных природоохранных действиях, изменениях в производстве.

В техникуме пропагандируется туризм, как одна их форм здорового образа жизни. Секцию туризма посещают как студенты, так и молодые педагоги. Туристическая команда «Барс» является активной участницей всех туристических сборов, проводимых районным и краевым клубом.

На учебно-экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Студенты усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сочетание - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у студентов трудолюбие и уважение к труду. Студенты не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие студентов в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы. Создание учебной экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Знания природы и грамотного поведения в ней, полученные на тропе помогут нам в будущей взрослой жизни. Они станут образом нашей жизни и жизни наших будущих семей.

Заключение.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания обучающихся, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;

- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание обучающихся необходимо для гармоничного развития обучающихся и является необходимой формой работы.

Используемая литература

1. Банников А.Г. «Основы экологии и охраны окружающей среды. Издательство «Колос» 2014.

2. Организация работы школьников по созданию учебно-экологической тропы (методические рекомендации) М., ЦДЭТС МП РСФСР. 2012.

3. Сичинова В.А. Экскурсионная работа. М., Просвещение, 2011.

  1. Соколов В.А., Щаланки Я. И., и др. Международная программа по биоиндикации антропогенного загрязнения природной среды (экология. 2002. №2).

  2. Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) - Сб. «общество и природа» МГУ , 2012

  3. Экологическая тропа в системе воспитания школьников и студентов (методические рекомендации). Ставрополь. СГПИ. 2013.

© 2010-2022