Родительское собрание на тему «Нецензурная брань в детской речи»

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание на тему «Нецензурная брань в детской речи» (2-4 классы)

Форма проведения: беседа.

Цель: информировать родителей о причинах нецензурной брани в детской

речи;

информировать о юридической ответственности за выражение

нецензурной бранью;

корректировать личную позицию родителей к нецензурной брани.

Ход собрания.

1. Вступление.

Сегодня мат можно услышать везде: на улице, в СМИ, в автобусе, или метро. Но особо неприятно услышать неприличные выражения из уст собственного ребенка. К сожалению, все чаще дети начинают употреблять матные слова, вызывая шок у родителей

2. Природа бранных слов.

Казалось бы, русский народ матерился всегда. Передаваясь от отца к сыну, от поколения к поколению, матерные слова дошли до настоящего времени вопреки всем попыткам объявить их вне языка, запретить их употребление, то есть, иначе говоря, - убить их.

Еще сознавая, что материться - недоброе дело, - до последнего времени подобная вольность речи считалась недопустимой в обществе женщин и детей.

Казалось бы, смешно, что то, чего мы должны стыдиться, выставляется напоказ. Однако тот факт, что о крепости мата известно чуть ли ни каждому русскому, заставляет отнестись к этому серьезно.

Ругань противоестественна. Хотя ее и можно считать своего рода применением языка, причем достаточно распространенным (бранные слова и выражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по своей сути она противоречит всему языку. Брань и язык решают задачи прямо противоположные. Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между собой, чтобы лучше понять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать сообща. У ругани цель иная: ее задача - не сблизить, а наоборот, разобщить людей, провести между ними границу. Бранясь, человек показывает другому, что тот зря претендует на понимание. Он должен держать дистанцию, знать свое место. И место это может оказаться самым ничтожным.

Исходной точкой возникновения ругани можно считать схватку с врагом. Брань - это не только обмен ругательствами, но и битва, сражение. И сегодня «поле боя» и «поле брани» для нас синонимы. В древности, встречаясь с противником лицом к лицу, человек не сразу пускал в дело оружие. Исход боя неясен и тот, кто идет на бой, знает, что битва может кончиться для него смертью. Поэтому и возникает непосредственно перед схваткой пауза, хоть немного отдаляющая сам поединок, а вместе с тем и смертельный его исход для кого-то из поединщиков. И в этот момент вместо оружия идут в дело слова. Если поединщики говорят на одном языке, они могут хвалиться своей сноровкой и силой, пытаясь запугать врага и тем стяжать себе психологическое преимущество.

Корни матерщины лежат в язычестве. Не все слова, которые мы сегодня считаем матерными, восходят к языческому культу, но тем, что люди матерятся, мы обязаны скорее всего ему. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, часто принимали формы, оскорбляющие нравственное сознание обыкновенного человека. Обряды учинялись не ради самого разгула страстей, но ради богов. Этому своего рода «священнодействию» соответствовал и особый язык. Эта непотребная речь, немыслимая в обыденной жизни, была нормой общения во время языческого празднества.

Ситуация резко изменилась с принятием христианства. Идеал нравственности, воспринятый вместе с православной верой, обязывал обуздывать речь. Тому языку, что славит Бога, не пристало блудить словами. Матерные слова должны были выйти из употребления. Однако этого не случилось.

В первые века христианства, матерщина была на Руси явлением более редким, поскольку воспринималась как преступление и самим сквернословом и обществом.

3. О нецензурных выражениях российской повседневности.

Нецензурная лексика - обычное явление российской повседневности. Судя по данным опроса, большинство наших сограждан - 72% - «часто» слышат ее на улицах, в транспорте, других общественных местах; 24% слышат, но «редко», и лишь 2% «никогда», по их словам, не сталкивались в публичных местах с нецензурной бранью.

Говоря о себе, большинство респондентов признали, что время от времени им случается нецензурно выражаться (впрочем, 55% говорят, что такое случается «редко»; 13% не скрывают, что выражаются «часто», а 30% «никогда», по их словам, не используют нецензурных слов в своей речи.

По мнению каждого второго участника опроса (52%), сегодня - по сравнению с советским периодом - нецензурные выражения в общественных местах стали звучать чаще, и лишь 11% отмечают обратную тенденцию. Каждый четвертый (24%) полагает, что за прошедшие десятилетия никаких принципиальных перемен в благопристойности «общественного словесного дискурса» не произошло.

В целом, по мнению 57% опрошенных, нецензурные выражения чаще звучат в речи молодых людей. Это наблюдение находит лишь частичное подтверждение в данных самоотчета респондентов: существенные статистические различия наблюдаются лишь между ответами людей пожилого возраста (55 лет и старше) и всех остальных, то есть представителей «молодой» (18-35 лет) и «зрелой» (36-54 года) возрастных групп. В частности, «никогда», по их словам, не бранятся нецензурно 47% пожилых граждан и лишь 22-24% респондентов более молодого возраста.

По мнению 38% опрошенных, речь молодых и пожилых с точки зрения степени присутствия в ней нецензурных слов ничем принципиально не различается (это мнение особенно дружно поддерживают те, кто сами часто прибегают к нецензурным выражениям, - 52% в этой группе), а 3% считают, что нецензурные выражения чаще присутствуют в лексике людей старшего возраста.

Другая форма представления нецензурной лексики в российской повседневности - это непристойные надписи на стенах зданий и заборах. 44% респондентов сказали, что они видят их «часто», 36% - «редко» и лишь 13% - «никогда».

Впрочем, по наблюдениям каждого третьего респондента (33%), за последние два-три года нецензурные надписи стали более редким явлением (несколько чаще других об этом говорят жители Москвы и других мегаполисов - по 38% в каждом случае). Рассуждая (в форме ответа на открытый вопрос) о том, почему это произошло, одни респонденты обращали внимание на перемены в сознании и поведении своих соотечественников, другие - на изменения в общественной ситуации.

4. Нецензурная брань в детской речи.

Очень часто причиной проблемы является отсутствие внимания со стороны самих родителей. А ребенок, произнеся запретные выражения, тут же становится центром внимания. И даже если ребенка настигнет кара, все равно ему подсознательно становится комфортней, ведь родители рядом. Усугубляет проблему и отсутствие в семье отца, либо главенствующая роль матери. Архетипично главенствующее положение отца, добытчика и главы семейства, а если это положение вещей нарушено, то ребенок не получает полноценного развития, замыкается в собственном мирке, или начинает подражать людям (сверстникам и взрослым), перенимая не всегда хорошие качества.

Если проблему не решить на корню сразу, это может осложниться в будущем. Матные выражения довольно быстро становятся словами-паразитами. А ведь у ребенка и словарный запас невелик, и матные слова становятся прекрасным средством передачи мыслей и эмоций.

Какие иные причины использования мата у детей? Все зависит от возраста. От двух, до пяти лет - это простое подражание окружающим. Ограничьте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть. От пяти, до семи - это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл. С восьми, до двенадцати-тринадцати, ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать маты, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше. После двенадцати-четырнадцати, нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляясь в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами-паразитами).

5. Ответственность за нецензурную брань.

Для любителей «острого словца» в присутствии публики, а в юридической терминологии - «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Так борются с этим явлением сейчас, но есть и исторические примеры ответственности за нецензурную брань.

1. Во время царствования Михаила и Алексея, в XVII веке, за ругань и сквернословие били кнутом и секли розгами на месте.

2. Из труппы британского детского театра был уволен актёр, который нехорошо выругался во время репетиции. Администрация решила не рисковать. Кстати, актер играл роль попугая и ругался, будучи в образе.

3. Автолюбители в Германии чаще всего платят штрафы вовсе не за нарушение правил дорожного движения. А за пререкания и ругательства в адрес полицейских, это статистика.

4. Ужасная правда про большой теннис. Несмотря на то, что теннис называют «спортом джентльменов», там ругаются все. На Уимблдоне пришлось даже создать негласный штаб по борьбе с руганью. Виновные платят большие штрафы.

5. В 1883 году в США судом рассматривался вопрос: допустима ли в частном телефонном разговоре грубая речь и брань. Конечно, ругаться, запретили на том основании, что телефонные линии обслуживаются достойными женщинами.

6. Заключение.

Советы родителям.

Что же делать, если Ваш ребенок стал употреблять матные слова, или вы боитесь, что бы дети ни стали их использовать? Для начала просто оградите его от источников нецензурных выражений. Если вы в первый раз услышали матное слово, не проявляйте никаких реакций. Проследите за ребенком. Если он понимает смысл сказанного, он среагирует сам. Не увидев реакцию, попробует вновь ее вызвать. Если опять ничего не произойдет, слово перейдет в категорию обычных и скоро исчезнет. Если ребенок не понял значения сказанного матного слово, то следует, что он просто где-то услышал его и непроизвольно воспроизвел. Такое слово скоро само исчезнет из его лексикона. Если ребенок просит вас объяснить значение матного слова, спокойно растолкуйте ему, что слово плохое, ругательное, и использовать его нельзя. При произнесении слова при людях, не налетайте на ребенка, лучше переведите все в шутку и только потом, наедине, поговорите с ним. Если ребенок выражается нецензурно при негативных эмоциях, поговорите с ним, растолкуйте как правильно себя вести в гневе, или раздражении. Если ребенок не понимает объяснений, ничего не помогает, то лучше обратитесь к детскому психологу.

А напоследок о неправильных подходах. Нельзя запрещать без объяснения, ведь запретный плод сладок. Нельзя самим употреблять маты - будьте последовательны. И ни в коем случае не отчитывайте ребенка при посторонних, это может стать причиной психологической травмы



© 2010-2022