План внеклассного мероприятия для 7 класса по теме «Дорога в неизведанное»

Данное внеклассное мероприятие было разработано учителем биологии высшей квалификационной категории и реализовано в ходе профессионального конкурса «Учитель года России» с целью способствовать формированию культуры мышления, развитию познавательного интереса к техническому творчеству, и трудовой деятельности, познакомить учащихся с основами изобретательской деятельности,способствовать воспитанию чувства коллективизма и навыков совместного творчества, пробуждению желания найти свой путь решения н...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема внеклассного мероприятия « Дорога в неизведанное»

Цели:

  1. Способствовать формированию культуры мышления, развитию познавательного интереса к техническому творчеству, и трудовой деятельности.

  1. Познакомить учащихся с основами изобретательской деятельности.

  1. Способствовать воспитанию чувства коллективизма и навыков совместного творчества.

Оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютерная программа к мероприятию, раздаточный материал: катушки от ниток, спички, минеральная вода в бутылках, стаканы, тарелки, пластилин, фигурки животных, «дипломы».

Оформление:

Через мультимедийный проектор на доске выведена надпись:


О, сколько нам открытий чудных,

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.

И случай - Бог изобретатель....

На доске надпись'.

«Выслушай мнение всех товарищей, а если критикуешь, то предложи лучшее»











Ход мероприятия

Класс необходимо разделить на 4 группы (дети в группах должны обязательно сидеть так, чтобы никто не был спиной к доске). Также назначаются два эксперта из числа учащихся для определения победителей и оформления «дипломов».

Учитель:

Добрый день ребята! Сегодняшнее воспитательное мероприятие посвящено году технического творчества, и я хотел бы начать со стихов А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных,

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.

И случай - Бог изобретатель....

Как вы считаете, для того чтобы сделать изобретение или совершить открытие, что играет самую важную роль:

а) образование

б) жизненный опыт

в) случай

г) способности

(Ученики называют разные варианты ответов) Учитель:

У каждого из вас своё мнение, свой ответ на вопрос. Открытие, изобретение - это всегда что-то новое, неизведанное. Цель нашего воспитательного мероприятия узнать через что проходит учёный-изобретатель. Что мы должны развивать в себе, что бы принести пользу людям, какие качества? На эти вопросы мы сегодня постараемся дать ответ. Итак, тема сегодняшнего классного часа: «Дорога в неизведанное».

А вы в своей жизни пробовали делать какие-нибудь изобретения? Если нет, то сегодня вам предстоит такая возможность.

Несмотря на значение случая (по словам А. С. Пушкина), необходимо познакомится с «азами» изобретательской деятельности. Существует определённый порядок, алгоритм создания изобретения. Давайте обозначим его этапы (этапы высвечиваются через м/м проектор)

  1. Обозначение проблемы, задачи.

  2. Знакомство с уже известными способами решения.

  3. Отбрасывание подобных способов решения.

  4. Поиск лучшего решения, приносящего пользу человеку.

Так как вы будете изобретать группами, то вы должны усвоить «железное» правило работы в команде - посмотрите - оно перед вами:

«Выслушай мнение всех товарищей, а если критикуешь, то предложи лучшее»

Для этого вы заранее разделились на команды и выбрали капитанов. Именно капитан принимает окончательное решение. Команды мы назовём «конструкторскими бюро». Я вам буду давать задания, а вы через одну минуту должны совместно предложить свой вариант решения поставленной перед вами задачи. За оригинальное решение каждое бюро будет получать баллы - максимум 5 за оригинальное решение. По итогам работы самая умная и сплочённая команда получит диплом определённого разряда, дающий право заниматься изобретательской деятельностью и самое главное - внедрение новшеств в жизнь. Итак, начнём!


Задание №1


В начале 20 века в Казанской губернии площадь, занимаемая лесами, составляла 49%, сейчас - 15%. Очевидно - лес необходимо экономить.

Кстати, раньше, когда ещё зажигалки не были столь распространены -все пользовались спичками. Экологи только за головы хватались - как много леса уничтожают на их изготовление. А вот в Болгарии в 70-ые годы прошлого столетия стали использовать необычные спички, которые позволяли экономить древесину почти в 2 раза за счёт небольшого усовершенствования. Посмотрите на спички, лежащие у вас на столах, и в течение одной минуты усовершенствуйте их с целью экономии древесины. Через 1 минуту обсуждения команды дают свою версию ответа. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Ответы учащихся:

  • Увеличить количество спичек в коробке (о баллов)

  • Сделать спички тоньше (2 балла)

  • Сделать их круглыми в разрезе (2 балла)

  • Сделать спички с двумя серными головками (правильный ответ) Учитель:

Что вам помогло найти правильное решение? То есть ваши знания

и способности.

Давайте, сравним правильное решение с другими, используя наши знания о том, как нужно делать изобретения (по 3 и 4 пунктам)

Подведём итоги по первому конкурсу. Команды получают по баллов.


Задание №2

У вас на столах стоят стаканы. На дне вы идите спички. Внимание, ваше задача: необходимо достать спичку из стакана, не дотрагиваясь до самого стакана. Время пошло (ученики наливают воду в стакан, спичка поднимается).

Вы справились с данной задачей. Казалось бы, такое простое решение данной задачи в жизни человеку не может пригодится. Но данный способ, несмотря на свою простоту, применяется в Республике Татарстан, да и на всём земном шаре. И в дальнейшем будет использоваться ещё больше. Внимание вопрос: что добывают в РТ, используя способ, который вы только что разработали?

Ученики: нефть.


Учитель: Правильно - нефть. А как вы догадались? Т. е. вам помогли знания.


Задание №3

Однажды Архимеду предложили взвесить слона. Естественно, что тогда у него не было больших пружинных весов, однако, было множество мерных гирек. Но вот задача - как же с их помощью взвесить слона?

Ответ: Архимед, решая задачу, сделал две плавучие, совершенно одинаковые по размеру платформы. Поместив на одну из них слона, он стал загружать другую платформу мерными гирьками до тех пор, пока она не погрузится в воду на такую же глубину, как и платформа со слоном. Осталось только вычислить общую массу гирек. Таким образом, узнали вес слона.

Ученики не всегда справляются с этим заданием. Поэтому предусмотрены два возможных окончания:

  1. если сделали, то помогли способности

  2. если сделали с помощью учителя, то помог опыт.


Дополнительное задание

В один монастырь привезли новый большой колокол. Но вот беда, арка, через которую его нужно было провести, была на З см ниже, и колокол, размещённый на платформе грузовика, не проходил в ворота. Разрушать потолок арки или подкапывать дорогу под ней не пришлось, так как нашлось более простое решение. Как же провезли колокол через арку, не снимая его с машины?

Через 1 минуту обсуждения команды дают свою версию ответа. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Правильный ответ: шофёр приспустил колёса своего автомобиля, который, таким образом «осел» сантиметров на 5, что и позволило провести колокол под этой аркой.

Учитель: время работы нашего конструкторского бюро подходит к концу, но у нас осталось много нерешённых задач. Я раздаю вам задание, над которым вы подумаете дома, а если не справитесь, то обратитесь за помощью к близким.


Задание на дом

Задание на дом (раздаётся в напечатанном виде каждому ученику):

Юный техник Серёжа Волков, играя, построил башенку из катушек от ниток, а чтобы она не рассыпалась, сделал именно это. Ему выдали авторское свидетельство. По этой же схеме в Советском Союзе построили сооружение, которое до сих пор является одним из символов нашего государства. Повторите изобретение Серёжи Волкова, и назовите сооружение, в котором оно использовалось.

Ответ: ребята должны продеть нитку в катушки и натянуть её, тогда башенка обретает большую устойчивость. По этому принципу построена Останкинская башня.

Учитель: А теперь, пока идёт оформление документов и подсчёт баллов, я хочу вернуться к стихотворению А. С. Пушкина и задаю вам тот же вопрос: как вы считаете, для того чтобы сделать изобретение или совершить открытие, что играет самую важную роль:

а) образование

б) жизненный опыт

в) случай

г) способности

Правильно! В такой деятельности как, изобретательская, всё необходимо: и знания, и опыт, и даже случай. Но, пожалуй, усердие и трудолюбие - самое главное.

А сейчас обратите ваше внимание на картину нашего казанского художника Константина Васильева «Человек с филином». Как вы думаете, что хочет показать автор нам в этой картине?

Подводим итоги.

Итак, победила команда № . вы получаете диплом 1-ой степени, который позволит вам и дальше создавать и творить на наше общее благо. Другие команды работали отлично, и получают дипломы 2-ой и 3-ей степени.

Я приглашаю капитанов команд за дипломами.

Сегодня каждый из вас испытал себя в роли изобретателя. Если кому-то очень понравилось, то стоит подумать - может это и есть твоё предназначение в жизни? Но даже если вы и не станете профессиональными изобретателями, то в жизни будет много моментов, чтобы проявить смекалку и находчивость, которые принесут пользу обществу. Большое спасибо всем за работу, успехов!


© 2010-2022