Адаптация пятиклассников в основной школе

Адаптация пятиклассников в основной школе (выступление к педсовету по преемственности)  Ребенок десяти с половиной лет, придя в пятый класс, вынужден довольно долго адаптироваться в новых условиях. Мало того, что увеличивается количество изучаемых предметов, приходится привыкать и к новым учителям. А классный руководитель, имея нагрузку не только в своем классе, не в состоянии быть для учеников "нянькой", каковой для них была учительница начальных классов. 4 «В» класс начальной школы (классным ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Адаптация пятиклассников в основной школе

(выступление к педсовету по преемственности)

Ребенок десяти с половиной лет, придя в пятый класс, вынужден довольно долго адаптироваться в новых условиях. Мало того, что увеличивается количество изучаемых предметов, приходится привыкать и к новым учителям. А классный руководитель, имея нагрузку не только в своем классе, не в состоянии быть для учеников "нянькой", каковой для них была учительница начальных классов.

4 «В» класс начальной школы (классным руководителем которого я сейчас являюсь) по характеристике был спокойный, уравновешенный, дисциплинированный, активный в общественной деятельности, дружный и любознательный, в коллективе которого были обидчивые и очень ранимые дети.

А какая картина вырисовывается в начале 5-го класса. По мнению многих (почти всех!) преподавателей класс - неуравновешенный, беспокойный, чрезмерно активный в дисциплинарном смысле, не воспитанный, не умеющий адекватно реагировать на замечания взрослых, не дружелюбный по отношению друг к другу. Проблемных, в качестве воспитания, вместо одного стали себя проявлять уже несколько детей.

Совместно с психологом проводилась анкета по выявлению школьной мотивации учащихся: 4 % учащихся испытывают негативное отношение к школе; у 25 % (!) - отношение к себе как к школьнику не сформировано; 17 % положительно относятся к школе, но их в основном привлекает внеучебная сторона; 17 % ощущают себя школьником высокой учебной деятельности; 37 % отношение к себе как к школьнику сформировано практически.

Конечно, как у всякого новичка, у учащихся 5-х классов присутствует высокая степень тревожности, т. е. эмоциональное состояние ребенка связано с различными его включениями в жизнь школы и класса.

Итак, ясно, что дети из «тепличных» условий и довольного цепкого наблюдения классного руководителя начальной школы, где он же является и учителем всех основных предметов, да еще после трехмесячного отдыха, приходят в 5 класс «новой» школы достаточно свободными, менее защищенными. Для некоторых детей эта свобода оказалась менее тревожной. Появились дети, которые нарушали школьный режим работы (уход и приход в школу), которые уходили просто так с уроков физкультуры, рисования, музыки, будучи не готовые к ним.

В силу ведения предметов отдельными преподавателями, где каждый видит лишь способности учащихся только по «своему» предмету, оценивание знаний учащихся стала не соответствовать уровню оценивания их в начальной школе. Так, ученик, успевающий на 4 и 5 по гуманитарным предметам, успевает в 1 четверти на 3 по математике, или наоборот - успевающий по математике удовлетворительно, не успевает по тем или иным дисциплинам гуманитарного цикла. Я надеюсь на то, что дальнейшая совместная работа классного руководителя, учителей предметников и учащихся приведет к повышению успеваемости по этим одиночным предметам.

Какие изменения испытывает класс в конце 1 четверти? После совместных усилий психолога, социологов, классных руководителей, учителей и родителей, дети становятся более дисциплинированными, учатся сдерживать свои негативные эмоции, стали более собранными сдержанными. Замечаний от преподавателей стало меньше, хотя еще есть проблемы с выполнением домашних заданий по некоторым предметам, да и дисциплина в классе еще не достигла совершенства. Учебным девизом класса стал девиз «Дисциплина - залог успеха».

Немного о своем предмете - математике 5-го класса.

По мнению многих преподавателей, учащимся, приходящим из начальной школы, присущи следующие качества, препятствующие успешному обучению:

  • плохо развита речь;

  • они плохо читают;

  • плохо развита память;

  • невнимательны;

  • ненаблюдательны;

  • несамостоятельны;

  • неорганизованны;

  • не могут сосредоточиться;

  • необязательны;

  • не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;

  • у них отсутствует познавательный интерес;

  • нет желания преодолевать трудности в учебе;

  • нет ответственности за учебу;

  • нет трудолюбия;

  • нет старания.

1) У них присутствует недостаточный уровень сформированности обдуманных и мыслительных операций. Например: тема «уравнения» - умение находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, которое достигается в начальной школе, в 5 классе многими учащимися теряется при появлении в уравнениях сложных компонентов, а тем более буквенных.

2) Пятиклассникам чаще приходится учить определения некоторых математических понятий (причем не обязательно слово в слово по тексту, пусть своими словами, главное, чтобы не было потеряна суть понятия, его ключевые моменты), что очень тяжело достигается ими (ведь в начальной школе этого не было вообще).

3) В 5 классе темы по математике меняются часто: за I четверть уч-ся проходят 11 тем. Ученик еще не успел привыкнуть к одной теме, как он вынужден перейти уже к изучению следующей. И даже если темы I четверти повторяются из курса начальной школы, но они по качеству углубляются, и применение их расширяются. И здесь довольно часто дети ошибаются при вычислительных действиях (сложении, вычитании, умножении), а некоторые из них до сих пор не знают таблицу умножения, умения и навык которых вырабатывался и достигался в начальной школе. А это так же отражается на успеваемости учащихся по предмету.

4) Математика - письменный предмет. Все административные проверки, да и экзамен проводятся письменно. Поэтому задача учителя - научить уч-ся работать самостоятельно. С этой целью в пятых классах чаще проводятся С/Р различных форм (от совсем простых до более сложных), что дает возможность учителю видеть и анализировать индивидуальные ошибки детей, которые потом на устном счете пытается ликвидировать их. Нельзя обойтись в 5 классах учителю и без математических диктантов (в т\ч и словарных), которые дают возможность воспитывать грамотных детей, тренирует в них внимание, сдержанность, умение быстро реагировать на те или иные вопросы, а главное дают возможность научить ребят слышать учителя. Ведь в пятом классе учителю приходится на уроке доводить до учащихся довольно много математической информации, и если ученик его не слышит, то работа учителя в таком случае оказывается бесполезной.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что в основном (хотя, конечно, есть и исключения), дети 5 классов недостаточно готовы к обучению в среднем звене, а ведь именно начальная школа закладывает основы для последующих успехов или неудач школьников. Необходимо более профессионально организовывать преемственность в обучении между начальным и средним звеном, а учителям среднего звена необходимо приложить максимум усилий для более гибкого и мудрого отношения к 5-ти классникам. Такая преемственность призвана обеспечить успешную адаптацию к обучению в среднем звене.


© 2010-2022