Презентация по работе классного руководителя на тему Социальный проект

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ученическое самоуправление

Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе класса, то сразу вспоминаются слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». Наверное, это происходит потому, что предпринимаешь попытку думать о чем-то сложном и важном. Если А.С. Макаренко, такой выдающийся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудно разрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднения педагогов - современников, направляющих свои усилия на обеспечение развития самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. В школе определены важность и значение самоуправления для развития государственно - общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодёжи, поэтому развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания и образования. Самоуправление будет развиваться успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора, и сами будут определять пути решения поставленной проблемы. Именно это будет формировать мотив к групповому действию. Ученическое самоуправление будет активно развиваться, если дети будут решать сами все поставленные задачи и проблемы, которые касаются их жизни, деятельности. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся, но оно развивается быстрее там, где больше всего затрагиваются их интересы. Самоуправление в нашем классном коллективе пока предполагает осуществление детьми самостоятельно и совместно с взрослыми членами классного сообщества планирования, организации и анализа жизнедеятельности в классе с той целью, чтобы создать благоприятные условия для общения и развития одноклассников и решения других социальных задач. Впоследствии предполагается переход детей на самоуправление в классном коллективе без вмешательства взрослых.

Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Я, как классный руководитель ставлю перед собой следующие задачи

  1. Создать условия для самовыражения, самоутверждения каждого ученика через участие в различных видах деятельности

2. Стимулировать творчество учеников, инициативу, формировать активную гражданскую позицию детей.

3. Воспитывать у школьников культуру, формировать умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества

( класса, школы).

Дети в свою очередь ставят также перед собой задачи ученического самоуправления:

  • Защищать свои гражданские права и интересы других обучающихся;

  • Участвовать в решении насущных проблем класса и общеобразовательного учреждения, привлекать одноклассников;

  • Формировать чёткую и осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и другим;

  • Развивать социальные навыки поведения и установки самостоятельно принимать решения в социальных проблемных ситуациях;

Высший орган классного самоуправления - классное собрание. В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведения итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Учащиеся класса входят в «Совет школы» где принимают участие в её жизни.

В настоящее время дети стараются самостоятельно готовиться к классным и внеклассным мероприятиям, решать проблемы по поводу исправления неудовлетворительных оценок. Тимофей формирует команды для участия в школьных спортивных. Истолия своевременно организует поздравление учителей. Елена контролирует дежурство учащихся по школе. Марина организует работу с ветераном (поздравления) Катя составляет график дежурства учащихся класса по кабинету. В классе ведётся открытый журнал успеваемости, выставляются текущие отметки в конце каждой четверти. Учащиеся самостоятельно помогают друг другу при изучении некоторых учебных тем. На классном собрании голосованием выбираются фамилии ребят, которых награждают за работу по истечении учебного года.

Класс разбит на четыре группы, которые организуют в конце каждой четверти классный праздник (различных тем) и отвечают за составление развлекательной программы. Предыдущие классы самостоятельно готовили номера художественной самодеятельности и праздники; проводили репетиции к смотру песни и строя; проводили генеральные уборки, уборки территории; посещали обучающуюся на дому Ксюшу Б.. По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» - самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. использование условий для самосовершенствования .

Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:

  • постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;

  • расширение прав и обязанностей органов самоуправления;

  • постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);

  • изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций.

























Коллегия культуры:

- Эстетика внешнего вида учащихся, культурное просвещение учащихся.
- Организация тематических, нравственных вечеров, классных часов, праздников, концертов.
- Организация экскурсий в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).
- Подготовка класса к участию в общешкольных КТД.
- Выпуск рукописных журналов.

Коллегия благоустройства:

- Контроль и оценка уборки кабинета.
- Организация дежурства в классе.
- Организация и контроль генеральной уборки.
- Организация уборки территории, закрепленной за классом.
- Организация и контроль за работай на пришкольном участке за территорией, закрепленной за классом.
- Организация участия класса в деятельности ремонтных бригад.
- Организация бесед по чистоте, контроль за второй обувью.

. [5, с. 14]

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» - самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п. [4, с.37]

В отечественной педагогике известен опыт школьного самоуправления. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого. Основным органом, координирующим все органы школьного самоуправления, был совет коллектива. Известен опыт самоуправления в воспитательной системе П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду». Это создание ученических производственных бригад. Органами самоуправления в ученической бригаде являлись общее собрание ее членов и совет коллектива бригады. Существовала методика коммунарского движения И.П. Иванова.. Еще одним из принципов коммунарской методики, является чередование творческих поручений. Это предпочтительнее, чем существующая система выполнения учеником одного поручения в течение всего года. [6, с.47]

За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

Как педагогу - воспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации. [5, с. 14]

[править]

Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги - практики и их воспитанники. Например, ученики, которые представляли на псковский областной конкурс модели самоуправления в своих классах, понимают его как:

  • управление жизнью класса;

  • организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

  • решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

  • школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. [5, с. 14-15]

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

  2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

  3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

  4. Воспитание достойных творческих лидеров. [1, с.31]

Вспоминаются слова А.С.Макаренко: « Я все свои 16 лет педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники.

Ученики школы понимают его как:

  • Управление жизнью класса;

  • Организацию дел для своего класса, а значит, и для себя;

  • Решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

  • Школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного со-общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направлен-ной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Цели самоуправленческой деятельности.

Во-первых, содействие развитию ребенка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие. Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.В-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

Принципы самоуправления. Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления.

Принципы:

  • Деятельное наполнение работы органов самоуправления;

  • Социальная значимость деятельности самоуправления;

  • Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

  • Добровольность и выборность органов самоуправления;

  • Инициатива, самодеятельность и творчество детей;

  • Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;

  • Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

  • Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного само-управления;

  • Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Можно придерживаться сформулированными для себя правилами:

  • Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

  • Гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

  • Выстраивай доверительные отношения с детьми;

  • Избегай мелких несущественных замечаний.

В 1 классе появляется «Дерево вопросов» и индивидуальные портфели учащихся, которые в течение года заполняются значками (достижения учащихся). Начинается работа по развитию интереса к интеллектуально-творческой деятельности. Пока индивидуально.

За время первой четверти в классе проходят часы общения:

  1. Права и обязанности школьника.

  2. Что такое поручение?

  3. Как надо себя вести в библиотеке?

  4. Как надо себя вести в столовой?...

Всё это выливается в свод школьных правил, которые дети выводят коллективно, стараются затем следовать им.

Правила выполнения поручений:

  1. Относись к выполнению порученного дела ответственно.

  2. Выполняй поручения с удовольствием.

  3. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.

  4. Если трудно, обращайся за помощью.

  5. Спеши делать добро!

Начиная со 2 класса проходит формирование «Города Знаний», который будет действовать до окончания 4 класса.

Все «жители» расселяются по домикам-группам, в зависимости от интересов. У каждого в группе-доме своя роль: организатор, спикер, секретарь, критик, контролер.

После этого на совете города принимаются законы жителей: их права и обязанности.

  1. Закон верных друзей

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, что-бы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Каждому городу нужны органы самоуправления. Разыгрываем ситуацию «Если бы я был министром, то какое бы министерство я возглавил».

Министерство охраны законности и порядка представляют ребята, которые выполняют следующие поручения: дежурство по классу, по этажу, по столовой и гардеробу. В функцию ребят входит не только организация и выполнение этой работы, но изучение ребят к выполнению своих обязанностей, выпуск газет по результатам дежурства, организация сюрпризных моментов во время дежурства (поздравление с днем рождения педагогов, поздравление с праздниками, чествование победителей и т.д.). Они же подводят итоги и вклеивают значки в «портфель достижений»

Министерство здравоохранения - ребята фиксируют пропуски занятий учащихся класса, сотрудничают с медицинским работником, информируют о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома, готовят устные журналы и газеты, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно», готовят сообщения для ребят во время эпидемий болезней.

Министерство информации - подготовка информации из жизни класса для школьных разработок сценариев, конкурсов, ведение летописи класса, выпуск фото- и видеосюжетов из жизни класса, оформление альбомов из жизни класса.

Министерство культуры - учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, желающие участвовать в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, изучают афиши театров и кино, заботятся о билетах, анализируют рейтинг внеклассных мероприятий.

Министерство финансов - сохранность и ремонт мебели класса, оказание шефской помощи больным и престарелым людям.

Министерство охраны природы - забота о насаждениях класса, разведение растений, организация и проведение экскурсий в природу, подготовка «зеленых» сюрпризов к дням рождениям одноклассников и педагогов.

Министерство творчества - подбор материалов для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, информационных часов, участие в планировании жизни класса совместно с классным руководителем.

Министерство образования - помощь в учебной работе отстающим одноклассникам, анализ причин, отставания учащихся, помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Министерство досуга - организация досуга учащихся класса. Классные дискотеки, праздники, беседы об искусстве, организация викторин и конкурсов.

Классное собрание «Традиции нашего класса»

Цель собрания:

  1. Вспомнить с учащимися традиции классного коллектива, которые были сформулированы учащимися и на основе которых строится жизнь в коллективе.

  2. Обсудить с учащимися возможные пути развития традиций класса.

Ход собрания

  1. Объявление темы собрания.

Каково значение темы собрания в жизни всего коллектива.

  1. Обсуждение традиций, которые было решено формировать в коллективе.

«Возвращение» в первый класс. Обсуждение соблюдения традиций в классном коллективе.

  1. Подведение итогов.

Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Если классный руководитель младших школьников уделяет внимание этой проблеме в работе с классом, то на средней и старшей ступени дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.

Начиная с первого класса каждый учащийся ведет Портфолио, в котором отражаются все его достижения. Титульный лист с надписью «Мои успехи» украшают сами дети. В этих рисунках проявляется индивидуальность каждого ребёнка, и по ним можно составить первоначальное впечатление о своих учениках. Работы по разным предметам вкладываются в отдельные файлы. На каждом листочке стоит дата. Что это даёт? Прежде всего - возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе первоклассника может найти «плюсы» и, указав на них, помочь ребёнку поверить в свои силы или найти его лучшую по сравнению с предыдущими работу.

Работа с папками продолжается в течение всего периода обучения в начальной школе. Но в 3-4 классах дети помещают туда самые удачные на их взгляд работы. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.

В этой же папке хранятся все Сертификаты, Грамоты, Дипломы, полученные за интеллектуально-творческую деятельность.

В развитии системы самоуправления в классе большое значение имеет выполнение принципов, предъявляемых к работе с активом, институтом уполномоченных.
Принципы демократичности и выборности: выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.
Принцип сменяемости: А.С.Макаренко указывал на три основных фактора его соблюдения: чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя. Данный принцип предполагает не отстранение учащегося, а смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе.
Принцип отчетности: правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.
Принцип гласности: способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнении общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех учащихся.
Чтобы ребенок чувствовал постоянную ответственность перед коллективом и знал свои права и обязанности, возможно вручение активистам наказов, памяток, советов в организации выполнения поручения.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности

Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:

  • постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;

  • расширение прав и обязанностей органов самоуправления;

  • постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);

  • изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;

  • изменение характера отношений в коллективе;

  • изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.

Подлинное самоуправление - это стиль жизни конкретного коллектива. Помогают создать этот стиль:

коллективное планирование;

организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;

поочередное выполнение обязанностей дежурного командира, председателя и секретаря собрания;

коллективный анализ и оценка всех проведенных дел;

    • регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.

Отдельные пути и формы работы,
которые ставят ребенка в позицию активного участника самоорганизации деятельности

Коллективное планирование - один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • конкурс на лучшее предложение в план;

  • обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами;

  • анкета по изучению мнений ребят;

  • коллективный творческий конкурс;

  • тематические задания по планированию микрогруппам;

  • публичная защита проектов и предложений;

  • час вопросов и ответов;

  • разведка полезных дел;

  • создание банка идей и предложений;

  • аукцион форм работы;

  • ОДИ "Поиск";

  • Деловые игры "Импульс", "Дом, который построим мы" и др.

В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.

Разработка модели самоуправления

Включение ребят в процесс разработки модели самоуправления в классе, обсуждение путей совершенствования организации жизнедеятельности класса, повышения роли самоуправленческой деятельности учащихся. С этой целью можно использовать такие формы и методы, как анкетирование, работу тематического центра, конкурс сочинений "Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать", сочинения "Я и наш класс", КТД "Самоуправление: конкурс проектов", трибунарий, дискуссионная трибуна "Самоуправление: миф или реальность", технология "Мастерская будущего" и другие.
Примерная анкета для учащихся

  • Как ты понимаешь слово "самоуправление"?

  • Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?

  • Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?

  • Какие вопросы может решать совет класса?

  • Как ты думаешь, что могут организовать ребята класса самостоятельно?

  • Какое поручение в классе ты хотел бы выполнять?

  • Твои предложения в организации жизнедеятельности класса.

Технология "Мастерская будущего"
(по С.К.Кашлеву)

Цели: содействие развитию ценностных ориентаций, приобретению учащимися опыта творческой деятельности, осуществление моделирования путей совершенствования жизнедеятельности класса.
Необходимое оборудование:

  • листы ватмана и маркеры для каждой творческой группы;

  • листы бумаги любого формата (по два для каждого участника).

Порядок реализации технологии.
Вводная беседа. Педагог знакомит учащихся с целями и задачами, порядком и условиями проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии, или проблему предлагает педагог. К примеру "Совершенствование жизнедеятельности класса". Возможно взять проблему организации конкретной деятельности, отношений в классе, развития ученического самоуправления.

На протяжении двух последних выполняла функции классного руководителя в 10А и 11А, сформированного на основе двух классов школы - с углубленным изучением математики и «Юнги Северного Флота», а также вновь прибывших учащихся из других школ города. Поэтому созданная система самоуправления в классе была направлена на поддержание позитивных традиций «бывших» ученических коллективов и на реализацию следующих целей:

 развитие, сплочение, координация ученического коллектива,

 принцип равноправия в совместной деятельности,

 формирование культуры деловых взаимоотношений,

 умение решать возникающие проблемы,

 саморазвитие и самореализации личности обучающихся,

 адаптация учащихся к непрерывно изменяющимся жизненным условиям,

 повышение требовательности к себе и своим одноклассникам,

 формирование активной жизненной позиции, готовности участвовать в различных проектах.

С учетом возрастных особенностей и возросшей самостоятельности учащихся учитель выступила в роли координатора и консультанта с органами классного, школьного и городского самоуправления.

В классе был создан реально действующий орган самоуправления, взаимодействующий с аналогичными структурами на более высоких уровнях.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводившееся два раза в четверть: в начале - по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце - по подведению итогов.

В начале каждого учебного года создавался совет координаторов класса. Все должности в совете координаторов выборные (исключение составляют члены ГУСа, их выдвигает школьный парламент «Лица» (Лига инициативных, целеустремлённых активистов)). Выборы производятся «тайным» голосованием, учитываются желание, возможности и способности кандидатов.

Координационный совет организовывал внешние рабочие группы, взаимодействующие с другими органами самоуправления на более высоком уровне (родительский комитет класса, ГУС - городской ученический совет, школьный парламент «Лица», Совет школы).

Для решения задач в ходе коллективных творческих дел создавались временные творческие группы по различным направлениям, в которых распределялся функционал, планировалась и выполнялась работа. После завершения коллективного творческого дела группа распадалась, либо переходила на новый этап реорганизации с целью продолжения своей деятельности.

Действующие временные внутренние творческие группы:

 «Досуг» - занимается проведением информационно-развлекательных и художественно- эстетических мероприятий, школьных дискотек («диджейская» группа),

 «Спорт и здоровье» - ответственная за участие в спортивных соревнованиях представителей класса,

 «Родители» - занимается информированием, совместным

Я классный руководитель в классе мальчиков. Очень сложно было в начале пятого класса организовывать ребят на что-либо, не говоря уже о самостоятельности. Все это время мы работали над формированием коллектива класса. Очень скоро образовались отдельные микрогруппы, успешные в разных областях. И вот, я представила структуру самоуправления в классе на настоящий момент.Надо отметить, что структура гибкая, то есть учащиеся могут "переходить" из одной структуры в другую. Какие же плюсы в данной работе я вижу? Во-первых - в структуру самоуправления входят дети, родители и классный руководитель. Дети учатся на примерах взрослых, а в дальнейшем уже самостоятельно решают многие вопросы и организуют мероприятия. Во-вторых данную презентацию можно показать на одном из родительских собраний, познакомить родителей с принципами самоуправления класса. На слайдах доступная информация, но и увидела минусы в данной работе. На четвертом слайде не видна гиперссылка на рисунке. Может быть необходимы некоторые комментарии к слайдам? Надеюсь, что моя работа поможет классным руководителям, работающим над

© 2010-2022