Статья Особенности развития памяти младших школьников в учебной деятельности

Методическая статья на тему "Особенности развития памяти младших школьников в учебной деятельности". Изучение памяти у обучающихся на данной ступени развития является наиболее актуальной. Ведь память - одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Знание педагогом индивидуальности обучающегося, индивидуальных особенностей его памяти являются залогом успешного усвоения знаний, универсальных...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности развития памяти младших школьников в учебной деятельности.

Изучение памяти на данной ступени развития является наиболее актуальной. Ведь память - одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною -

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуясь, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходит до меня,

А прочее погибло невозвратно…

А. С. Пушкин

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, причем с каждым годом жизни всё больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

Людям любого возраста хочется выяснить, хороша ли у них память и какими особенностями она обладает именно у них. Но интереснее всего это детям, которые только начинают понимать, что они разные, каждый из них индивидуальность.

Проверка собственной памяти в форме увлекательных упражнений, создаст условия для самопознания личности, актуального в младшем школьном возрасте.

«Снежный ком»

«Запрещённое движение»

С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысления детьми различного учебного материала.

Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ребенок запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти.

Она может быть хорошей по отношению к одной дисциплине, одним предметам и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздражают учителя, но всё-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться, успеет или не успеет он ответить на вопросы, пока учитель его не посадит на место, то постепенно он научиться быстрее воспроизводить выученный раннее материал.

Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг, экскурсий. Одни перечисляют события, воспроизводят объяснение экскурсовода. В рассказе других вы представите дорогу, по которой шёл ребёнок, людей, с которыми он встречался.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.

В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребёнка слабее, чтобы развивать её.

К.Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли в акте запоминания участие.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются мнемотехникой.

  1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правило поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия.

Тростей, зонтов и чемоданов

Ты на ступеньки не клади,

Не облокачивайся на перила,

Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов исключений, которые непросто запомнить. А если их зарифмовать?

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть, и дышать.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните весёлое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы.

  1. Ряд мнемических приёмов используется при запоминании дат рождения известных людей или знаменательных событий. Например, И.С. Тургенев родился в 1818 году (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше 19 столетия (1799), М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 (14-41)

  2. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочкой в лаборатории работают днем.

Один из способов запоминания основывается на создании зрительных образов. Для детей это наиболее простой способ запоминания, соответствующий их возможностям.

Знание педагогом индивидуальности учащегося, индивидуальных особенностей его памяти являются залогом успешного усвоения знаний.



© 2010-2022