Классный час на тему: 22-летие Конституции Российской Федерации

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Классный час на тему: 22- летие Конституции Российской Федерации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики Крым

«Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания»


на тему: «22-летие Конституции Российской Федерации»

Разработал кл. руководитель

25 группы Калиновского

техникума МСХ и СО.

Ибрагимова А.Р.


2015 г.



Тема урока «22-летие Конституции Российской Федерации»

Цели урока:

Образовательные:

- формирование у студентов российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России;

Развивающие:

-формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

-развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

-способствовать формированию активной жизненной позиции студентов, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

Воспитательные:

- развивать у студентов чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

-формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия студентами таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать студентов к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

План урока:

1.Организация начала занятия.

2.Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности студентов. Инструктаж по организации работы на уроке.

3.Актуализация опорных знаний. Историческая справка.

  • основы конституционного строя Российской Федерации - России;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • федеративное устройство государства;

-высшие органы государственной власти Российской Федераций: Президент Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

  • судебная власть;

  • органы местного самоуправления.

5. Подведения итогов.

6.Самооценка. Выставление оценок студентам.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности студентов. Инструктаж по организации работы на уроке.

Вступительное слово преподавателя. Запишите тему урока:

«22-летие Конституции Российской Федерации».

Я надеюсь, что вы все сегодня ответите на мои вопросы, хорошо подготовились к уроку и сможете показать, как знаете теоретический материал, посвященный данной теме. Я уверена, что вы продемонстрируете умение применять полученные знания в практике, а также навыки самоконтроля и самооценки.

  1. Актуализация опорных знаний.

Историческая справка.

Актуальными для студентов будут следующие виды деятельности:

  • встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;

  • изучение истории российских конституций;

  • дискуссии;

  • «путешествия» по главам и статьям Конституции России;

  • конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами студентов»;

  • познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.

Всероссийский урок начинается видеороликом с участием первых лиц государства: выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федераций С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина.

Преподаватель:

Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашей жизни;

-Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;

-Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего - право на образование;

-быть гражданином Российской Федерации очень почётно;

-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности.

Август 1991 года подвёл черту под существованием советского строя в нашем государстве. Конституция Российской Федерации 1993 года, построенная в точном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, предоставляет гражданам самые разнообразные личные, гражданские, политические, социально-экономические и культурные права человека. Может даже сложиться впечатление, что борьба за их реализацию уже закончена. Однако, как свидетельствует история советских конституций, наличие в них тех или иных прав ещё не является гарантией их реализации.

  • Как вы считаете, что является гарантией невозврата к несвободе, к нарушению элементарных прав человека?

  • Конституция - это только лист бумаги. Чтобы она действовала, а вместе с этим защищались бы и права Человека, необходимо, скорее всего, развитое гражданское общество. Появление гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданское общество и общество граждан того или иного государства?

Граждане сами по себе ещё не составляют гражданского общества. Гражданское общество

  • это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, спонтанно. Оно имеет сложную структуру, которая включает в себя собственность, свободный труд, предпринимательство; организацию и деятельность политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п.; сферу образования, воспитания, науки и культуры; сёмью как первичную естественную основу человеческого общежития; средства массовой информации. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения многообразных потребностей преимущественно спонтанно, снизу, а не конструируются сверху по приказу государства.

  • Ощущаете ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?

  • Если да, то, какие права в связи с этим, вы имеете и какие обязанности несёте?

Гражданское общество - это и результат коммуникации, общения, взаимопомощи граждан.

Человек, побывавший в Америке, стал свидетелем такой картины. После того, как один из ожидавших на остановке поздно проголосовал, а автобус прошел мимо, большинство заметивших это пассажиров возмутилось таким поведением водителя. Несколько человек, в знак протеста, вышли на следующей остановке. Это практическая реализация солидарного принципа гражданского общества - все за одного!

  • Что, На ваш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации каких-либо прав?

Таким образом, солидарность - одна из важнейших черт гражданского общества. Права человека создают комфортные условия для жизни всех людей. Они учитывают их особенности, защищают их перед лицом невежества, безразличия к судьбе отдельного человека, формализма, не говоря уже о полном бесправии.

Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и Государством. С одной стороны, оно позволяет личности, координируя с другими людьми свои действия, воздействовать на государство с целью облегчения реализации своих интересов и потребностей. С другой стороны, гражданское общество позволяет охранять частную жизнь граждан от излишнего вмешательства государства.

-Смоделируйте варианты существования такого общества, где бы не было посредников между личностью и государством. Существовали ли такие модели обществ в прошлом?

-Что предстоит сделать вашему поколению? Вам лично? В каком обществе вы предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь?

Сегодня в России остаётся масса нерешённых проблем. Наряду с демократическими процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации и коррумпированности представителей власти. Произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности, экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает негодование у граждан.

-Предложите пути решения этих проблем в формате «Если бы я стал президентом России». Пока будет проблема бедности, люди будут бороться за самосохранение. Пока мы не решим проблему бедности, нельзя решать проблему гражданской активности. В мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, где проблема бедности; более или менее решена, гражданская активность выше, чем в провинции. В той мере, в какой мы будем развивать гражданскую инициативу, мы будем двигаться в сторону гражданского общества. Гражданское общество ориентируется на средний класс, который должен составить его социальную основу. Это экономически независимый, стабильный в материальном положении класс, обладающий частной собственностью.

-Можно ли в принципе решить проблему бедности населения малых и средних городов, деревень и посёлков? Если да, то, что для этого должно сделать общество?

Мы собираемся создать гражданское общество, как бы глядя в окно, а прежде надо понять, что каждый из нас понимает под определением гражданского общества. Одной из проблем гражданского общества является проблема нашей правовой культуры, нашего правового образования. С точки зрения конституционного строя мы уже вошли в состояние гражданского общества, а с точки зрения политико-правовой культуры мы во многом еще патриархальны.

Гражданское общество не может существовать без гражданского образования. Гражданское образование должно быть важным для всех: пенсионеров, молодых людей. В гражданском образовании главное - опыт изучения реальной жизни, изучение своих прав и опыт их реализации. Это опыт того, как мы учимся находить общий язык и решать совместные дела.

-Какой лично у вас есть позитивный опыт реализации своих прав?

-У нас есть перспективы. Но общество, где нет морально-нравственных законов, - это слабое общество, которое всегда находится в состоянии перманентного хаоса. В нём нет определенной взаимосвязи между гражданами, поскольку не уважения друг к другу, в их сознании не существует ничего святого, нет нравственных границ, которые нельзя переходить ни при каких обстоятельствах.

-В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности.

- Как вы думаете, почему? Какими должны быть эти ценности? Какая роль в их сохранении отводится старшему поколению и молодёжи?

Составителям Декларации и Российской Конституции виделось будущее, в котором человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. Они считали все права человека одинаково значимыми и подтвердили, что все они играют весьма важную роль в том, что касается обеспечения достойной жизни для людей. Ни в одном государстве, даже самом демократическом и правовом, она не выполняется полностью. Но всё больше становится государств, в которых граждане добиваются соблюдения их прав. В их число входит и наша страна.



  1. Закрепление. Проверка усвоения знаний и навыков их применения студентами.

Вопросы для дискуссии:

-Как вы считаете, что является гарантией невозврата к несвободе, к нарушению элементарных прав человека?

-Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданское общество и общество граждан того или иного государства?

-Какие институты гражданского общества вы знаете?

-Ощущаете ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?

-Если да, то какие права в связи с этим вы имеете и какие обязанности несёте?

-Что, на ваш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации каких-либо прав?

-В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности. Как вы думаете, почему? Какими должны быть эти ценности? Какая роль в их сохранении отводится старшему поколению и молодёжи?

5) Итог урока. Самооценка. Выставление оценок преподавателем.

Преподаватель предлагает студентам вспомнить, какие цели ставились в начале урока, и обсудить, все ли удалось выполнить.

Было ли вам трудно? Что понравилось?

Было ли интересно работать? Какие есть вопросы?

6)Домашнее задание.

Студентам предлагается выполнить рисунки на тему: «Конституция- глазами студентов» и оформить мини-выставку для студентов других групп.

Студентам предлагается принять участие в конкурсе творческих работ «Хочу написать Закон»





© 2010-2022