- Преподавателю
- Классному руководителю
- Экскурсия по родному городу
Экскурсия по родному городу
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мышкина И.Д. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Экскурсия по родному городу.
Тайшет - наш город родной.
Цель:
Патриотическое воспитание обучающихся;
Формирование у подрастающего поколения интереса к историко - краеведческому наследию Тайшетского района.
Задачи:
Использование краеведческого материала через проведение внеклассных мероприятий;
Воспитание ответственности у обучающихся за сохранение и обогащение наследия истории и культуры родного края.
Оборудование (наглядные средства обучения):
План города с фотографиями;
Выставка рисунков детей «Мой родной город»;
Герб города;
Флаг России;
Кукла Тайшетка;
Музыкальные фрагменты («С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка Баснера и другая спокойная музыка)
Видеофильм про Тайшет.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
-
Прослушивание песни
«С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка Баснера.
-
Актуализация знаний.
Учитель: - а что представляете вы, когда слышите слово Родина?
Ответы детей.
-
Основная познавательная часть занятия.
Слышится шум и показывается кукла Тайшетка:
Кукла: - Ой - ой, помогите! Спасите! Куда это я попала?
Дети: - Мы ученики 1 класса. Сегодняшнее занятие будет посвящено нашему родному городу Тайшет.
- А ты кто такая?
Кукла: - Есть в далекой сибирской глубинке
Славный город с названьем Тайшет.
В палисадниках зреют рябинки,
Воробьишки встречают рассвет.
И живут в нем девчонки, мальчишки,
Для которых земли лучше нет.
Там живу и я - Тайшетка. Я пошла немного погулять, а вокруг было так много интересного, столько ручейков и речек, в которых играли мои братья и сестры. Я стала за ними бегать и потерялась. Долго бежала по одной из металлических дорожек, а потом кто - то открыл кран, и я выпала с водичкой сюда к вам. И вот я здесь!
Учитель: - А кто же твоя мама?
Кукла: - Она большая, добрая, милая, ласковая такая…(оглядывается по сторонам и видит плакат с фотографией реки Тайшетки). Да вот же она!
Учитель: - Так твоя мама Тайшетка?
- Ребята, а вы догадались, кто это?
Дети: - Это река и ее вода.
Учитель: - Верно. А вы знаете, где она живет в наших квартирах?
Беседа об экономии воды и бережном ее использовании.
Кукла Тайшетка: - Так я попала в город? Здорово! Тайшет - такое красивое название, а почему его так назвали?
Учитель: - Ребята, как вы думаете?
Ответы детей и обобщение учителя: имена городов не рождаются случайно. Тайшет возник в 1897 году как небольшое село. Свое название получил потому, что был расположен на реке Тайшетка (правый приток реки Бирюса). В названии нашего города встретились два слова. Гидроним от кетского «ТА» - «холодный» и «ШЕТ» - река. Статус города Тайшет получил 20 марта 1938 года. Наш город вырос в Сибири. Это вечное стремление человека к близости с природой, с ее чистой красотой.
Кукла: - Как интересно! Наверное, ваш город прекрасен.
Ученики читают стихи.
-
Утонувший в зелени мой город,
Никаких особенных примет…
Только почему - то очень дорог
С улочками тихими Тайшет.
-
Не сравнить его с Москвой, конечно,
Даже через много, много лет.
Только в сердце ты моем навечно
С улочками тихими Тайшет.
-
Оттого, что небо синее,
Оттого, что солнца яркий свет
Кажется, милее и красивее
С улочками тихими Тайшет.
Кукла: - Какие молодцы, что знают стихи о своем городе.
Учитель: - Наши ребята с любовью нарисовали свой город. Посмотри, какую чудесную выставку рисунков они подготовили. А еще ребята вместе с родителями начали работу над созданием книги «Мой город».
Выставка рисунков детей о городе.
Кукла: - Молодцы ребята. Мне так хочется увидеть ваш город.
Учитель: - Ребята, давайте вместе с Тайшеткой совершим экскурсию по нашему городу. Узнаем о ее прошлом и настоящем. Это будет необычная экскурсия. Бродить по городу мы будем не выходя из класса с помощью плана.
- Как вы думаете, ребята, наш город молодой или старинный? Почему вы так решили?
Ответы детей обобщает учитель:
А начиналось все более 100 лет назад. В устье речушки Тайшетки прораб Манучаров образовал строительную контору для строительства Великой Сибирской железной дороги. Сюда шли пахари из Бирюсы, Байроновки и люди со всех концов России.
Весной 1897 года на станцию Тайшет прибыл первый поезд. И станция вступила в строй. А название ей дала речка Тайшетка - твоя матушка, кукла Тайшетка.
1904 год - построено паровозное депо.
1906 год - зазвонили колокола церкви (где был кинотеатр «Победа»).
Прилегающую площадь называли «Базарная площадь»
В дореволюционном Тайшете было две маленьких больницы, и в каждой по одному врачу.
Три школы - две начальные и одна двухклассная.
Мастерское училище.
Небольшая библиотека.
О детских садах здесь не имели понятия.
Тайшет рос и расширялся, и современный город не сравнится с тем, что было раньше.
Учитель: - Начнем мы экскурсию с ворот города.
Физкультурная зарядка для похода на экскурсию.
А сегодня у зимы - новоселье, мы с тобой приглашены на веселье.
Чтобы сильным стать и ловким, приступаем к тренировке.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем. Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем, справа - хлоп, слева - хлоп.
- Здравствуй, зима.
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!
Кукла: - Ворота города? Разве такое бывает? Это же сказка.
Учитель: - Давным - давно города встречали странников крепко запертыми воротами, высокими стенами. Современные города распахивают гостям свои улицы и площади. С вокзальной площади начинается и наш город для всех, кто приезжает к нам в гости на поезде.
Итак, в путь.
Кто живет на этой улице? Почему ее так назвали?
Тайшет - крупный транспортный узел и промышленный центр области. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая западные районы страны с восточными.
Он является началом дороги Тайшет - Лена и дороги Тайшет - Абакан.
Через город проходит Московский тракт.
Ученики читают стихи из поэмы А.Твардовского «За далью - даль»
-
- Сибирь! И лег, и встал - и снова
Вдоль полотна пути - Сибирь.
Какой дремучестью суровой
Объята даль и ширь…
-
Сибирь! Леса и горы скопом
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей…
Учитель: - В нашем городе много красивых улиц. Летом они утопают в нежной зелени деревьев, осенью пылают багрянцем рябин. Благодаря заботам строителей, на наших улицах сохранились уголки нетронутой природы.
- Ребята, назовите свою улицу. Расскажите, почему она так называется.
Дети выходят по одному к доске и рассказывают о своей улице. Учитель с куклой показывают улицы на плане города. Можно обозначать объекты фишками - флажками.
Улица Валентины Терешковой - в честь первой женщины - космонавта.
Улица Юрия Гагарина - в честь первого космонавта.
Улица - микрорайон Мясникова - в честь героя Великой Отечественной войны.
Улица - микрорайон Пахотищева - в честь героя Великой Отечественной войны.
Улица Транспортная - вдоль железной дороги.
Микрорайон Новый - построен недавно на новом месте, а в нем:
Со мной ты познакомился
Лишь в нынешнем году.
В сентябрьский ласковый денек
Переступил ты мой порог.
Дети: - Да это наша школа.
Учитель: - Верно, это наша школа. Школы и детские сады - главные в вашей жизни. Здесь вы растете и получаете знания для будущей жизни. Можно дополнительно учиться в музыкальной и художественной школе. И тогда вы будете также выступать, как выступит сейчас перед нами Багаутдинова Дарья.
Танец Даши.
Кукла: - Как много знают ребята о родном городе!
А я им принес в подарок видеофильм о любимом городе Тайшете. Давайте вместе посмотрим.
Просмотр видеофильма о Тайшете. (Можно перенести на следующее занятие).
Беседа после просмотра, что нового узнали о городе.
Учитель: - Ребята, а на какой улице находится здание городской администрации, районной администрации?
Какой отличительный знак можно увидеть на здании?
Показ герба и флага, беседа о цвете и содержании.
Рефлексия.
Учитель: - Ребята, много нужных для нашей жизни зданий есть в нашем городе.
Мы заглянули только в некоторые из них.
А чтобы вы хорошо ориентировались в нашем городе, поиграем в игру «Найди вывеску».
Я буду называть разные места нашего города, а вы ищите соответствующую вывеску.
-
Здесь продается хлеб. (МАГАЗИН, ПРОДУКТЫ, ХЛЕБ)
-
Здесь чинят ботинки. (РЕМОНТ ОБУВИ)
-
Здесь делают прививки. (ПОЛИКЛИНИКА)
-
Здесь отправляют письма. (ПОЧТА)
-
Здесь следят за порядком. (МИЛИЦИЯ)
-
Это мамин любимый магазин. (ЦВЕТЫ)
-
Папы часто останавливаются у этого киоска. (ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ)
-
Отсюда уезжают с папой и мамой путешествовать. (ВОКЗАЛ)
Итог занятия.
Вот и подошла к концу наша экскурсия.
Кукла: - Мне очень понравился ваш город. Можно я останусь у вас жить? Тогда я пойду устраиваться у вас в раковине. До встречи, друзья. Да не шалите со мной, я бываю сердитой.
Учитель: - наше сегодняшнее путешествие закончилось. Но мы продолжим знакомство с нашим городом, пройдем по его памятным местам, побываем в краеведческом музее.
А вы дома отметьте ваши самые любимые места.
До новых встреч.
Список используемой литературы.
-
Бакулина Г. А. - Уроки литературного чтения. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1999г.
-
Гобова Е. С. Понимать детей - дело интересное. - М. «Просвещение» - 1983г.
-
Журналы «Начальная школа» - 2000 - 2009г.
-
Видеофильм «Тайшет».