Внеклассное мероприятие на тему Зимушка-зима

Многим нравится такое время года как зима. Она радует нас своей загадочность, каким-то неповтоирмым волшебством и, конечно, неописуемой красотой. А сколько различных весёлых забав готовит она для детворы. Наша задача, учителей начальных классов , показать маленькому человечку все прелести этого сказочного времени года.В данной разработке содержится материал, который поможет ребёнку увидеть зиму глазами поэтов, узнать, как же называли зимние месяцы в старину и почему именно так, немного поиграть...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗИМУШКА- ЗИМА

Внеклассное мероприятие

Цели: познакомить с названиями зимних месяцев по народному календарю, посло­вицами, поговорками, приметами, связан­ными с ними;

развивать речь, чувство прекрасного через поэзию, изобразитель­ное искусство, музыкальные произведе­ния; расширять словарный запас;

приви­вать любовь к природе, к своей малой ро­дине.

Оборудование: репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Зим­ний пейзаж», Н.Д. Кузнецова «Иней», А.А. Пластова «Первый снег», Д.Я. Алекса­ндрова «Зимняя сказка», И.И. Шишкина «Иней»; рисунки учащихся по теме «Зи­мушка-зима» (см. третью сторону облож­ки)',

плакаты с пословицами, поговорками о зиме, зимних месяцах;

костюмы для инсце­нировок, платочки для исполнения часту­шек;

снежинки для украшения зала, искус­ственные елки, украшенные снежком из ва­ты;

диск с презентацией, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Снег-снежок», «Зимняя сказка», «Три белых коня», «Новый год», музыки П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», песня военных лет;

карточки для игры «Зимний наборщик»;

подарки-суве­ниры для детей.

Ход праздника.

Учитель. Дорогие друзья! Нашу се­годняшнюю встречу мы посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

«Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зи му с ее холодами, снегами, метелями и бу­ранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая от лютых морозов. А какие прекрасные сти­хотворения написаны поэтами о зиме! Послушайте.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена го­да. Декабрь» ученики читают наизусть заранее подготовленные стихотворения.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

-Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

И. Никитин

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы, -

И зима настала.

И. Суриков

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

- Не мертвец и не живой

- Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет

Как поработала зима!

Какая ровная кайма,

Не нарушая очертаний,

Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках.

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке

, А улеглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

С. Маршак

Учитель. Знаете ли вы, что среди многих миллиардов снежинок, выпадаю­щих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каж­дая из них - шестилучевая или шестиг­ранная. Знаменитый астроном И. Кеплер в 1611г. опубликовал сочинение «Ново­годний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И отве­тил на него так: «Вещь эта мне еще не отк­рыта...» С той поры прошло четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту за­гадку природы.

Исполняется песня «Зимняя сказка» (ел. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Учитель. Сколько загадок придумано о зиме! Отгадайте некоторые из них. Ученик.

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Учитель. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Елочные украшения».

Проводится игра «Елочные украшения».

Я с ребятами сыграю

В интересную игру.

То, чем елку наряжаем,

Я детишкам назову.

Если я скажу вам верно -

Говорите «да» в ответ,

Ну а если вдруг неверно -

Отвечайте смело «нет»!

Разноцветные хлопушки? (Да.)

Одеяла и подушки? (Нет.)

Раскладушки и кроватки? (Нет.)

Мармеладки, шоколадки? (Да.)

Шарики стеклянные? (Да.)

Стулья деревянные? (Нет.)

Плюшевые мишки? (Да.)

Буквари и книжки? (Нет.)

Снег из ваты белой? (Да.)

Ранцы и портфели? (Нет.)

Туфли и сапожки? (Нет.)

Чашки, вилки, ложки? (Нет.)

Конфеты блестящие? (Да.)

Тигры настоящие? (Нет.)

Шишки золотистые? (Да.)

Звездочки лучистые? (Да.)

Ученики исполняют заранее выученную пес­ню «Новый год» (ел. и муз. А. Паутова).

Учитель. На Руси декабрь в старину называли стужайло, студень, зазимник. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели. Он «и замостит, и за-гвоздит, и саням ходу даст». В народе про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает». Как понимаете эту послови­цу? (Ответы учащихся.)

И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин.

Демонстрация репродукций с картин В.И. Су­рикова, И.Э. Грабаря, Н.Д. Кузнецова, А.А. Плас­това, Д.Я. Александрова, И.И. Шишкина.

Ученица.

И снова сказка начинается,

Ведь к нам опять пришла зима.

Все белым снегом одевается,

И в шапках снеговых дома.

Декабрь для нас спешит, старается,

Он строит горки ледяные,

Зима лишь только начинается,

И ждут нас игры удалые.

Учитель. Зимушка приготовила для нас немало зимних игр, затей и веселых за­бав. Давайте с вами поиграем в игру «Зим­ний наборщик».

Я показываю вам карточки с определенным набором букв, а вы должны из этих букв составить слово.

АМЗЙ (зима)

ДОХОЛ (холод)

КАЁЛ (ёлка)

КЕНЖОС (снежок)

КИНСА (санки)

ВНОКГЕСИ (снеговик)

РОМЗО (мороз)

ЛОГОДЁД (гололёд)

Учитель. Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот еще одно задание-загадка. Ученик.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Учитель. У января на Руси тоже были свои названия: просинец зимы, перелом зи­мы, перезимовъе. В январе бывают самые сильные крещенские морозы: «В январе и горшок в печи замерзает». Но иногда быва­ет и потепление. Погода проясняется, и не­бо синеет (отсюда и просинен?). Дни становятся светлее и длиннее: «Растет день, рас­тут и холода». О январе в народе говорят: «Году начало, зиме середка». Как вы пони­маете эту пословицу?

Ученица.

Месяц зимний, месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

Он на реках и озерах

Всюду выстроил мосты,

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

Учитель. Сколько сказок, песен напи­сано о русской зиме. Послушайте в испол­нении девочек веселые частушки о зиме.

Ученицы.

Что случилось за окном?

Снег поземкой вьется.

Это зимушка-зима

Весело смеется.

Полетели с высоты

Белые пушинки.

Стали землю укрывать

Белые снежинки.

Наша русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима!

Пришла в белом сарафане

Из серебряной парчи,

И горят на ней алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты пушиста и бела,

Ребятишкам всем мила,

Сделай горку нам скорей,

На реке каток залей!

На катке учу уроки

Зимним солнечным деньком.

Верно, цифры все пишу я,

Но не ручкой, а коньком!


  • Отменили нынче школу,
    Ох, мороз! Поспи, сынок!

  • Что ты, мама! Вот так случай,
    Побегу я на каток!

Я на лыжную прогулку

Одевалася сама,

Но пока я собиралась,

Уже кончилась зима.

Во дворе у нас стоит

Снеговик с метелкой,

Ночью темной сторожит

Дом он наш от волка.

Из снежинок чистых, белых

Я снегурочку леплю.

И весной ее не брошу -

В морозильник поселю!

Учитель. Чтобы отгадать название следующего месяца, послушайте загадку. Ученик.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Учитель. Февраль - самый короткий месяц года - 28 дней, а високосный - 29. Это последний месяц зимы. В народе в ста­рину его называли вьюговей, лютый, боко-грей. Въюговей - назвали за снегопады, ме­тели, вьюги, приходящиеся на эту пору. «У февраля два друга: метель да вьюга». «Вью­ги и метели под февраль налетели». Лютый зовется за морозы, иногда они доходят до тридцати градусов. Бокогрей - на солнеч­ной стороне тепло, заметен «сугрев», сол­нышко тепло нагоняет.

Ученик.

Исполняется песня «Снег-снежок» (ел. и муз. Е. Макшанцева).

Учитель. Как приятно длинными зим­ними вечерами под завывание метели не только послушать сказку, но и посмотреть ее. Давайте заглянем в лес и посмотрим, что там делается, о чем зверье лесное перегова­ривается. Слушайте и смотрите.

Инсценировки рассказов Н. Сладкова (гото­вятся заранее, ученики одеты в соответствующие костюмы).

Заяц и Полевка

  • Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеле­ную понюхать захочешь, листиков сочных по­грызть - терпи до весны. А где еще та весна - за горами да за морями...

  • Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зеленая, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Как я!

Заяц и Оляпка

- О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в по­лынье вздумал?

  • И плавать, и нырять!

  • А замерзнешь?

  • У меня перо теплое!

  • А намокнешь?

  • У меня перо водоотталкивающее!

  • А утонешь?

  • А я плавать умею!

  • А... а... а проголодаешься после купанья?

  • А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!

Заяц и Медведь

  • Белка на зиму грибы запасает, Бурундук -орехи. А ты, Медведь, все без дела шатаешься.Вот засыплет снег землю - что лопать-то ста­нешь?

  • Ты, Косой, за меня не волнуйся. Я зимой сам себя ем. На-ка, пощупай, сколько я сала под шкуркой припас - на всю зиму хватит. Я по ле­су не зря шатаюсь, я сало коплю. Что и тебе, Ко­сой, советую.

- Э-э, Медведь, какое там сало... Нам, зай­цам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!

Учитель. Но зима - не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные ка­никулы. Зима - это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима - время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на доро­гах - чисто. Вспомните пословицы и пого­ворки о зиме, назовите их.

Ученики. Зима без трех праздников не живет.

Зимний ветер - морозу помощник: пу­ще холодит.

Зимний денек с воробьиный скок.

В зимний холод всякий молод.

Зима - хранительница полей.

Зимой тулуп всякому люб.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Учитель. А еще были времена, когда русская зима становилась нашей защитни­цей. Не зря в народе говорят: «Мороз и же­лезо рвет, и на лету птицу бьет».

Звучит мелодия песни военных лет.

Крепкие морозы 1941-1942 гг. встали в строй защитников столицы, помогли на­шей армии сдержать наступление германс­ких войск в Волоколамском направлении, не позволяя в полную силу развернуться немецкой технике. Этому способствовали два фактора. Первый - поддержка родной природы. Немцы собирались воевать с на­ми очень короткий промежуток времени, всего два-три месяца, поэтому они были очень легко одеты, да и климат Западной Европы отличается от нашего, российско­го. Немцы увязли под Москвой надолго. Зима 1941 г. оказалась очень суровой. Ка­кие бы ни были морозы, они для нас не бу­дут смертельными.

Глубина снега в сорок первом году дос­тигала одного метра. Вязли танки, и немцы вынуждены были держаться дорог. В райо­не населенных пунктов Дубосеково, Мыка-нино, Зубово, Строково произошли самые ожесточенные бои. В ночь на 20 декабря 1941 г. город Волоколамск был освобожден от немцев. Мороз в те дни достигал сорока градусов.

Второй фактор - человеческий героизм. Каждый день боев за Москву приносил но

вые примеры героизма советских воинов. Навсегда сохранится в памяти народа под­виг 28 героев-панфиловцев во главе с по­литруком В. Г. Клочковым. На железнодо­рожном разъезде Дубосеково они приняли на себя удар пятидесяти вражеских танков и в течение четырех часов вели беспример­ный легендарный бой. Тогда прозвучали ставшие широко известными в народе сло­ва политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва».

С тех пор прошло более шестидесяти пяти лет. Мы живем в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные моро­зы, правда, не такие суровые. Зима есть зи­ма, она преподносит нам свои сюрпризы и подарки.

На память о сегодняшней встрече при­мите небольшие подарки.

Вручаются подарки под песню «Три белых коня» (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова).

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с Ново-Захаркино

Духовницкого района

Саратовской области»

Беднякова О.А.

© 2010-2022