- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект внеклассного мероприятия по социально-педагогическому направлению: «Семья и семейные традиции»
Проект внеклассного мероприятия по социально-педагогическому направлению: «Семья и семейные традиции»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Айтуриева А.К. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Проект
внеклассного мероприятия
по социально-педагогическому направлению:
«Семья и семейные традиции»
ответственные учащиеся 7 класса
Руководитель проекта:
Айтуриева Ангелина Куановна.
классный руководитель 7 класса.
МБОУ Наримановского района «СОШ № 5» (филиал)
2010-2011 учебный год
Творческий проект «Семья и семейные традиции»
Актуальность проекта: Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Но система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения: произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс: аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и школьного учреждения. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью.
В связи с особой воспитательной ролью семьи обозначилась проблема воспитания уважительного отношения к семье и семейным традициям, а также влияния семейных традиций на формирование личности школьников.
Проект "Семья и семейные традиции", разработан учащимися 7 класса под руководством классного руководителя Айтуриевой Ангелины Куановны, направлен на изучение и пропаганду семьи и семейных традиций, укрепление внутрисемейных связей, связей между семьей и школой. Важным этапом проекта является изучение родословной. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Цель: Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; отразить истинную картину в семьях, подать стимул создания и поддержания семейных традиций.
Задачи:
• Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
• Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
• Формирование положительного отношения, уважения к семьям своих друзей.
• Знакомство с наиболее распространенными традициями.
• Предоставить возможность массовому зрителю увидеть добрые семьи
современников.
Объект проекта - воспитательная работа по укреплению семьи и пропаганде положительных семейных традиций с детьми школьного возраста.
Предмет проекта - семья и семейные традиции как эффективное средство формирования личности школьника.
Проблема, на решение которой направлен проект: проблема воспитания уважительного отношения к семье и семейным традициям.
Методы исследования: камеральный - работа с литературными источниками, интернет ресурсы, анкетирование.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Формирование чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
2. Повышение интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной всех участников учебно-воспитательного процесса.
3. Желание создавать и поддерживать семейные традиции.
4. Положительное отношение, уважение к семьям своих друзей.
5. Укрепление внутрисемейных связей, связей между семьей и школой.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов по пропаганде ценностей семьи и положительных семейных традиций.
Последовательность работы над проектом.
1. Подготовительный:
А. Подбор рабочей группы - разделение на «микрогруппы»: 1 группа - изучает материал и отбирает необходимую информацию по теме; разрабатывает план работы над проектом; 2 группа - собирает и отбирает лучшие работы учащихся 1 - 9 классов и организует фотовыставку «Загляните в семейный альбом», выставку рисунков «Мой дом! Моя крепость» и поделок «Очумелые ручки»; 3 группа готовит план - конспект внеклассного мероприятия, конкурсы, анкетирование.
Б. Работа учащихся 1 - 9 классов: выполнение рисунков на конкурс - выставку «Мой дом! Моя семья!», подбор информации о своей семье и семейных традициях, подбор семейных фотографий на фотовыставку «Загляните в семейный альбом».
В. С каждого класса одна семья, по совместному выбору учащихся и родителей класса, готовит проект: «Наша семья и семейные традиции»; форма разная: сочинение, плакат, альбом, коллаж и т.д.
Обучающиеся и родители обсуждают тему проекта с классными руководителями и получают при необходимости дополнительную информацию.
Классные руководители знакомят со смыслом проектного подхода, и мотивирует обучающихся и родителей, помогают в определении цели проекта.
2. Этап реализации проекта: проведение внеклассного мероприятия по теме «Семья и семейные традиции». Представление (защита) проекта участников - конкурсантов - семьи и оценка его результатов. Подведение итогов конкурсов «Загляните в семейный альбом», «Мой дом! Моя крепость», «Очумелые ручки».
Концептуальные положения проекта:
Проект имеет практическую направленность и может сэкономить время учителя при подготовке к урокам и внеурочным мероприятиям, посвященным семье и семейным традициям.
На основе проекта «Семья и семейные традиции» учитель может выстроить свою работу с детьми, связанную с заполнением «Портфолио учащегося».
Данный материал классные руководители могут использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий учащихся с родителями, родительских собраний.
Основные понятия:
Семья - круг близких людей.
Семья - группа людей, связанных родственными узами.
Семья́ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семейная династия. О семейной династии можно говорить тогда, когда представители одной семьи (несколько поколений) занимаются одним видом деятельности. Семейные реликвии - это особо чтимые, дорогие, по воспоминаниям, вещи, оставленные после родных людей.
Сценарий внеклассного мероприятия:
«Семья и семейные традиции»
Оформления зала: шары, фотовыставка «Загляните в семейный альбом», выставка рисунков «Мой дом! Моя крепость», поделок «Очумелые ручки», плакаты.
-
Вступление.
Мукашева Алтынгуль: Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.
Искалиев Аслан: В 1993 году Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 1994 года, 15 мая ежегодно будет отмечаться как Международный день семьи. Ассамблея провозгласила 1994 год Международным годом семьи в целях усугубления понимания вопросов семьи и повышения возможностей стран решать серьезные проблемы, связанные с семьей, на основе комплексной политики.
Мукашева Алтынгуль: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Газиева Оксана: С Международным днем семьи Вас поздравляю,
И в это чудный «День семьи» от всей души желаю:
Для сердца - праздника тепла и радости в общении.
Желаю с близкими всегда быть в лучших отношениях.
Кадербаев Альберт: Сегодня никто никуда не спешит,
Никто на работу с утра не бежит,
Собрались все вместе, сегодня, сейчас -
Какой замечательный праздник у нас.
Дощанова Ралина: Сегодня праздник - «День семьи»,
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете -
Мама, папа, ты и я -
Вместе дружная семья.
Кенжаев Сафарали: Что может быть семьи прекрасней
На этой сказочной земле?
Я очень рад, теперь есть праздник,
И этот праздник дорог мне.
Кенжебаева Светлана: Мама и папа, сказать хочу я
Как здорово, что у меня есть семья.
И хочу я, без сомнения,
Видеть вас в хорошем настроении.
Нурмаков Ринат: Семья - это то,
Что мы делим на всех.
Всем понемножку:
И слезы и смех…
Айтуриева А.К.: Дорогие ребята, родители и педагоги сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших семьях, о взаимоотношении в ней, о семейных традициях. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом. Ребята, скажите, нужно ли современному человеку знать прошлое его семьи? Почему? (дети отвечают). Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Со своими семейными традициями нас сегодня познакомят участники нашего праздничного мероприятия. На нашем семейном празднике присутствуют семейные команды и жюри.
Команда 1 класса семья Маммаевых, 2 класса - Уразалиевых, 3 класса - Нурмухамедовых, 4 класса - Гаджиевых, 5 класса - Мамбетовых, Газиевых, 7 класса - Кенжебаевых, 8 класса - Гаджиевых, 9 класса - Шукурбаевых.
Представляем членов жюри: ______________________________
Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Итак, самое время начинать нашу конкурсную программу.
-
Защита проектов.
1 конкурс «Семейный портрет» - каждая семья должна представить свой проект «Наша семья и семейные традиции».
Конкурсанты представляют проект в порядке предварительной жеребьевки.
Айтуриева А.К.: Семья - это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь пойдёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
Мукашева Алтынгуль: В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.
« Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец.
Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать одно и то же слово - «понимание», - пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
-
Конкурсы.
Айтуриева А.К.: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка.
Задание: вам надо поправить то, что будет неверно:
- Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
- Любовь - кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
- У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
- Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
- Гость на пороге - к лишним хлопотам (счастье в доме).
- Дом вести не калачи кушать (не рукавом трясти).
- Яблоко от яблони далеко не увезешь (не далеко падает).
- В гостях хорошо и сытно можно покушать (а дома лучше).
Айтуриева А.К.: 2 конкурс «Музыкальный».
Задание: вам нужно угадать, о чем или о ком поется в песне, напеть отрывок песни (каждая команда получает задание с 1 строчкой из детской песни).
- Если с ним ты вышел в путь, веселей дорога (друг).
- Каждая дворняжка при встречи с ним ему лапу подает (Чебурашка).
- Он ничего не проходил, ему ничего не задавали (Антошка).
- Они бегут неуклюжие (пешеходы).
- Он бежит, качается (голубой вагон).
- Поделись ею, и она еще не раз к тебе вернется (улыбка).
- С нею весело шагать по просторам (песня).
- Живет с лягушками и поганками (водяной).
- Она любит лежать и смотреть на солнце (Черепаха).
Айтуриева А.К.: 3 конкурс «Народная мудрость гласит».
Задание: из набора слов, которые вы получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменить падеж, форму, добавить предлоги и частицы.
- Семья, куча, страшна, туча (Семья в куче - не страшна туча).
- Дети, тягость, радость (Дети не в тягость, а в радость).
- Дом, вести, рукав, трясти (Дом вести - не рукавом трясти).
- Семья, клад, лад, не нужен (Не нужен клад, когда в семье лад).
- Семья, место, душа, вместе (Когда семья вместе, так и душа на месте).
- Семья, сила, крыша (Семья сильна, когда над ней крыша одна).
- Семья, согласие, дело (В семье согласно, так идёт дело прекрасно).
- Семья, дружба, добро (В недружной семье добра не бывает).
- Семья, добро, разум, ум (Добрая семья прибавит разума-ума).
Айтуриева А.К.: Конкурс 4 «Семейные связи». Кончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты, дети сели за уроки, родители им помогают. Урок русского языка.
Задание: вам нужно разгадать несложные вопросы на тему родственных отношений. Задание выполняют дети.
- сын моей матери (брат).
- мой родитель (отец).
- брат отца или матери (дядя).
- девочка, которая имеет родителей, как у меня (сестра).
- та, что дала нам жизнь (мама).
- «святая кровь» - мать отца (бабушка).
- сестра мамы или папы (тетя).
- сын моего ребенка (внук).
- мой наследник (сын).
- сын моей сестры или брата (племянник).
- отец мужа (свекор).
Газиева Оксана: Четыре буквы, только два слога - «мама». Самое первое в жизни слово - «мама». Слово важное, пусть и короткое - «мама». Кто тебя песней баюкает в зыбке? Мама! Нежная мама! Кто научил тебя первым шагам? Мама! Счастливая мама! Когда ты нечаянно больно ушибся. Кто твои слезы платком вытирал? Мама! Добрая мама! Главное надо о маме сказать, сказать лишь двумя словами: Родину мы называем «Мать», а маму нежно - «мама».
песня « Песня для мамы» (Кенжебаева Светлана, Мукашева Алтынгуль).
Айтуриева А.К.: сколько добрых, ласковых слов сказано о маминых руках! Они моют, готовят, стирают. Еще они лечат, успокаивают, ласкают. Интересно, смогут ли наши дети узнать руки своих мам?
Конкурс 5 «Мамины руки». Задание: ребенок с закрытыми глазами должен на ощупь правильно найти руку своей мамы.
Конкурс 6 «Знаю ли я своего ребенка?» Задание: сейчас родителям и детям раздадут анкеты и вы одновременно должны ответить на вопросы. Чем больше совпадений, тем больше баллов получите. За 1 совпадение 1 балл.
Анкета.
-
Любимый цвет (любимый цвет вашего ребенка)?
-
Любимый праздник (Любимый праздник вашего ребенка)?
-
Как зовут твоих друзей (Как зовут друзей вашего сына (дочери))?
-
Любимый школьный предмет (Любимый школьный предмет вашего сына (дочери))?
-
Какие телепередачи смотришь (Какие телепередачи смотрит ваш ребенок)?
-
Какие книги прочитал за последний месяц (Какие книги прочитал за последний месяц ваш ребенок)?
Айтуриева А.К.: пока наши конкурсанты отвечают на вопросы, мы поиграем с болельщиками.
«Блиц» турнир для болельщиков.
-
Без чего хлеб не испечь? (без корки)
-
В каком году люди едят более обыкновенного? (в високосном)
-
Какую воду можно принести в решете? (замороженную)
-
На что больше походит половина апельсина? (на другую половину)
-
На какое дерево садится ворона после дождя? (на мокрое)
-
На каких полях не растет трава? (на полях школьной тетради)
-
Каким «гребнем» не расчесываешь голову? (петушиным)
-
Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (спит)
-
Где вода стоит «столбом»? (в стакане)
Искалиев Аслан: А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Айтуриева А.К.: О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.
Айтуриева А.К.: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом - моя крепость»? (ответы). Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду.
Конкурс 7 «Дом нашей мечты». Каждая команда получила конверты с «кирпичиками». На 4 «кирпичиках» у вас уже написаны слова «здоровье», «любовь», «понимание», «улыбка».
Задание: Вам на 4 чистых «кирпичиках» и «крыше» нужно написать слова по желанию, то есть те слова, из которых вы хотели бы построить свой «дом»; построить «дом» и защитить свой проект.
Команды выполняют задание. Далее - защита проекта «Дом нашей мечты».
Айтуриева А.К.: благодарим всех строителей. Дома у всех оказались разными и интересными. Просим жюри подвести итоги конкурса.
IV. Заключение.
Айтуриева А.К.: Что же такое семья? Семья - это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Джантелеева Лютция: Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!
Айтуриева А.К.: слово жюри.
Награждение по номинациям: «Самая дружная семья», «Самая творческая семья», «Самая музыкальная семья», «Самая креативная семья», Самая лучшая презентация «Наша семья и семейные традиции», «Самая веселая семья», «Дом нашей мечты», «Мама + ребенок». «Самая интеллектуальная семья».
Дощанова Ралина: Семейные фото в альбоме потёртом…
Видавшие виды листы в переплёте…
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.
Айтуриева А.К.: О какой семейной традиции напомнило вам прозвучавшее стихотворение? (Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. Ребята 1 - 9 классов принесли фотографии с семейных архивов. Некоторым из них десятки лет, несколько месяцев. Учащиеся 8 класса отобрали самые интересные фотографии и организовали фотовыставку «Загляните в семейный альбом», выставку рисунков «Мой дом! Моя крепость» и поделок «Очумелые ручки».
Попросим жюри огласить итоги конкурсов (награждение победителей).
Песня «Я нарисую счастье» (Газиева Оксана, Джантелеева Лютция)
Айтуриева А.К.: А теперь, уважаемые участники конкурсов и болельщики, заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. Я надеюсь, что, то доброе и светлое, о чём мы говорили, сделает светлее ваши души и сердца.
Список использованной литературы и электронных информационных источников:
1. 100-bal.ru/informatika/34506/index.html се
2. infourok.ru/material.html?mid=21760
3. dc9lesnoy.ru/wp-content/uploads/
4. Родительские собрания: 8 класс/ Авт.-сост. О.Г. Черных, В.А. Малюгина. - М.: ВАКО, 2008.
5. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2011.
6. vampodarok.com/