Выступление на тему Школьный травматизм

ЦЕЛЬ: рассмотреть понятие детского травматизма его  видов, школьный травматизм как разновидность детского травматизма, медицинский, юридический, административный аспекты школьного травматизма, административная ответственность за случаи травматизма в школе. Правила поведения педагога и администрации при случаях школьного травматизма.  Каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста, почти половину всех зарегистрированных повреждений получают дети в возрасте от 11 до 14 лет. Они и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный травматизм

(выступление на МО классных руководителей)

ЦЕЛЬ: рассмотреть понятие детского травматизма его видов, школьный травматизм как разновидность детского травматизма, медицинский, юридический, административный аспекты школьного травматизма, административная ответственность за случаи травматизма в школе. Правила поведения педагога и администрации при случаях школьного травматизма.

Каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста, почти половину всех зарегистрированных повреждений получают дети в возрасте от 11 до 14 лет. Они и составляют основную группу риска по всем видам травматизма.

Основная причина школьных травм - падение со скользких лестниц и спортивных сооружений.

Результаты анализа случаев детского травматизма, проведённого специалистами Роспотребнадзора, свидетельствуют о том, что каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста. Почти 50% всех зарегистрированных травм приходится на детей в возрасте от 11 до 14 лет.

Дети 11-14 лет составляют группу риска по всем видам травматизма.

Во всех возрастных группах уровень травматизма среди мальчиков выше по сравнению с девочками.

Травмы верхних конечностей заняли первое место в структуре локализации травм. Второе - травмы головы. На третьем месте - травмы ног. По тяжести травм более половины всех травм составили переломы.

Травмы, полученные в образовательных учреждениях, составляют 21,3% от общего количества травм. Характерно, что с возрастом удельный вес такого вида травм увеличивается: с 14% - у дошкольников до 25% - в среднем школьном возрасте.

Основная причина травм, полученных в школах, - различные падания: от подскальзывания и столкновений друг с другом, с лестницы, со спортивного оборудования.

В результате занятий со спортивным оборудованием на уроках физкультуры получено 14% школьных травм, и это свидетельствует о

недостаточном контроле за организацией физкультурно - оздоровительной работы среди учащихся.

Благоустройство территорий образовательных учреждений существенно влияет на организацию физкультурно - оздоровительной работы с детьми, профилактику травматизма среди детей и подростков.

Травмы среди детей, к сожалению, встречаются довольно часто. Детский травматизм имеет ряд характерных особенностей. Детский травматизм разделяется на:

  • грудной (с момента рождения до 1 года);

  • переддошкольный (от 1 года до 3 лет);

  • дошкольный (от 3-х лет до 7 лет);

  • школьный (от 7 лет до 16 лет).

Детский травматизм разделяется на:

  • бытовой;

  • транспортный;

  • школьный;

  • спортивный;

  • уличный;

  • огнестрельный;

  • сельскохозяйственный;

  • производственный;

  • домашний.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов, возникшие в период нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из - за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них - на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

У младших учеников повреждения могут быть вызваны другими причинами. Дети в этом возрасте подвижные и несдержанные. Они иногда травмируются в квартире, в школе. Взрослый, является каким - то барьером при травматизме, поэтому дети пытаются лишиться присмотра, чтобы беспрепятственно совершать то, что взрослые запрещают: драться со своими ровесниками, кататься на велосипедах, самокатах, санках, лазить по деревьям, в открытые люки, по пожарным лестницам. Поэтому необорудованные детские площадки, загромождённые дворы, открытые люки, канавы, неисправленные лифты, перила лестницы тоже очень опасны.

Особенно опасными для детей являются неограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с балконов, лестниц, деревьев. Всё вышеперечисленное приводит к тяжёлым травмам. Одна из разновидностей травматизма - школьный травматизм.

Основную часть школьных травм дети получают на уроках физкультуры, во время школьных перемен, в классах, коридорах. Основной причиной школьного травматизма является недостаточная воспитательная работа: в таких школах дети проводят, перемены как им заблагорассудится. Отдельные преподаватели не знают основ предотвращения травм или пренебрегают ими: допускают перегрузку спортзалов и учебных мастерских во время проведения занятий, позволяют ученикам находиться на уроках в повседневной одежде.

При любых видах детского травматизма и при планировании профилактических мероприятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Чёткое построение трудового процесса.

  • Грамотно организованная воспитательная работа.

  • Юридическая грамотность педагогов и администрации.

Дети должны твёрдо осознавать, что во время уроков труда, физкультуры, химии, физики необходимо быть очень внимательными, собранными, тщательно следовать объяснениям учителя, строго придерживаться техники безопасности.

Организовать и комфортные, и безопасные для детей условия обучения - одна из важнейших задач школы. Однако если по тем или иным причинам ребёнку причинён вред, возникающий конфликт должен решаться с учётом законодательных норм. Знание их небесполезно для любого учителя, поскольку с такой ситуацией может столкнуться каждый.

Не всегда обучение ребёнка в школе происходит без конфликтов с родителями, без ущерба для психики ребёнка. Случаются также и инциденты, которые наносят вред здоровью обучающегося. Вот один из случаев:

«В самом начале учебного года в школе мальчик Павлик на перемене разговаривал с девочкой у дверей кабинета. В это время бежал одноклассник и с такой силой толкнул Павлика, что он упал и ударился затылком о металлическую перекладину скамьи, которая стояла в коридоре.

После уроков Павлик пришёл домой, и уже дома он пожаловался на сильную головную боль, рассказав о том, что произошло (со слов ребёнка: потерял сознание на некоторое время, а после того как очнулся, - кружилась голова и подташнивало).

Как выяснилось, никто из взрослых не видел произошедшего, а к началу урока ученик перестал плакать и ничего не сказал учителю, чтобы в глазах ребят не выглядеть «слабаком»…Уснуть в этот вечер ребёнок смог только полусидя. С утра обратились к педиатру, который, осмотрев, направил к травматологу, чтобы были сделаны снимки. Был поставлен диагноз: не исключается наличие черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга. Было дано направление в стационар, но лечение проводилось дома.

Учитель - классный руководитель был поставлен мамой пострадавшего ребёнка в известность о том, что произошло в школе, что её сын будет находиться дома и принимать лекарства по предписанию врача. По просьбе мамы, из-за опасений, что ребёнок отстанет по программе, врач выписал мальчика на занятия.

С октября по декабрь ребёнок посещал школу три раза в неделю по два астрономических часа в день. Учитель не была заинтересована в привлечении ребёнка к общественной жизни класса, не сообщала о днях проведения школьных мероприятий, праздников, экскурсий. За это время у мальчика утратился контакт с детьми, что тяжело им переживалось психологически, так как общения ребёнку очень не хватало

Состояние ребёнка к концу полугодия улучшилось, головные боли стали появляться реже, он занимался дополнительно по русскому языку. В школе за полугодие получил четвёрки по тем предметам, которые изучал (русский язык, математика, чтение).

Проконсультировавшись с неврологом повторно, был сделан вывод. Что после новогодних каникул ребёнок может вернуться в класс на условиях свободного посещения. О чём учителю и заместителю директора было сообщено. Но учитель потребовала принести справку от врача, что ребёнок может посещать школу на общих основаниях, т.к. школа не хочет брать на себя ответственность за ребёнка, либо в справке прописать слова «свободное посещение».

Мама обратилась к юристам с просьбой о разъяснении ей, какие виды школьного обучения возможны, какими справками они предусматриваются, в каких официальных документах это прописывается. А также правомерны ли действия администрации школы при составлении программы для ребёнка: восемь академических часов в неделю, изучение основных предметов (русский язык, математика, чтение), исключая со слов заместителя директора, не основные (окружающий мир, иностранный язык, физкультура, музыка, труд, информатику). В каких официальных источниках прописано, сколько часов и какие предметы должны преподавать детям на домашнем обучении?»

По этой ситуации был дан ряд рекомендаций.

Рекомендации родителям учащегося

  1. При выходе ребёнка в школу после первого полугодия следовало бы написать заявление об отзыве заявления на домашнее обучение и изложить в нём требование принять ребёнка в класс на условиях свободного посещения. При этом сделать копию и при подаче заявления получить на своей копии подпись принявшего заявление работника школы, удостоверяющую, что такого-то числа заявление получено.

Заключение невролога лучше было бы получить в письменной форме, например, в виде справки, рекомендации, и приложить его копию к заявлению.

Ограничивать права ребёнка на основании его состояния здоровья допустимо лишь тогда, когда это прямо предусмотрено федеральными законами.

Согласно ст.50 Закона обучающие всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам. Обязанности перейти на индивидуальное обучение у обучающихся нет.

Именно родители как законные представители несовершеннолетних выбирают, реализовать данное право или нет , в какой форме или в каком сочетании разных форм ребёнку получать образование (ст10 и 52 закона)

  1. В данной ситуации имеет место нарушение администрацией своих обязанностей по обеспечению безопасности ребёнка. Дети должны находиться под присмотром взрослых, будь то перемена или урок. В коридорах должны находиться дежурные педагоги, за детьми должны следить. Под надзором педагога дети не должны бегать, толкаться, совершать иные опасные для жизни и здоровья действия. Учитывая, что ребёнок, по его словам, успел потерять сознание и прийти в себя, причём никто из взрослых этого не заметил, нарушение организации надзора за детьми было грубым.

Учитывая, что ребёнку был причинён вред, родителям необходимо изложить все эти обстоятельства (с указанием на то, что это свидетельствует об отсутствии надзора) в соответствующих исках, жалобах, обращениях.

Рекомендации учителю и администрации школы

Изначально в школе должен существовать тот или иной способ надзора за детьми в течение перемены. Необходимо составить график дежурства педагогов в коридорах. Ответственный педагог должен уведомлять администрацию о всяких нештатных ситуациях немедленно. Эту обязанность следует предварительно закрепить в трудовых договорах, должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка, иных документах. А график дежурств - доводить под расписку всех педагогов.

В случае если всё это было бы сделано, и педагог присутствовал в коридоре, он либо предотвратил бы несчастный случай, либо постарался бы это сделать (но не мог - например, не успел добежать). Во втором случае он бы мог немедленно уведомить администрацию. Комиссия по расследованию несчастного случая зафиксировала бы, что педагог был на своём месте и невиновен в случившемся. А значит, и школа не понесла бы ответственности за причинённый вред.

В тот момент, когда мама сообщила о произошедшем случае, учитель должен был немедленно уведомить о случившемся администрацию. Которая, в свою очередь, обязана была создать комиссию по расследованию несчастного случая. В трёхдневный срок необходимо составить акт о расследовании. Выполни это учитель и администрация - одним нарушением у школы было бы меньше.

В момент обращения мамы заместитель директора должен был немедленно уведомить о случившемся директора школы. Учителю за недоведение такой информации могло бы быть замечание или выговор, с соблюдением процедуры вынесения дисциплинарных взысканий.

Для администрации школы на этой стадии конфликта необходимо удовлетворить требования родителей и надеяться на то, что они не заинтересованы в конфликте и не захотят обращаться в контрольные и правоохранительные органы, в т.ч. и за компенсацией вреда, сумма которого может оказаться очень большой.

Администрации школы необходимо познакомить всех учителей с правилами поведения при обнаружении случаев школьного травматизма.

Классным руководителям необходимо познакомить учащихся с правилами поведения на переменах, в столовой, во время игры на спортивной площадке.

  • Поведение учащихся на переменах:

  1. Во время перемен запрещается бегать по коридорам, толкать других учащихся, бросать друг в друга различные предметы и применять физическую силу.

Этот запрет связан с заботой о здоровье каждого ученика. Обучающийся должен помнить, что большинство школьных травм случается во время перемен.

  1. Запрещается кричать, очень громко разговаривать, шуметь . Ученик обязан понимать, что за короткое время перемены он должен успеть отдохнуть, чтобы нормально работать на следующем уроке.

  2. Запрещается во время открывать окна и сидеть на подоконниках, находиться в классе, если нет учителя.

  3. Ответственными за поддержание порядка в коридоре являются ученики и учитель дежурного класса. Все остальные обучающие должны беспрекословно выполнять их требования и распоряжения.

  • Поведение учащихся в столовой:

  1. Учащиеся каждого класса пользуются услугами столовой в соответствии с графиком посещения столовой классами, утверждённым директором школы. Такой порядок установлен для того, чтобы каждый ученик имел возможность пользоваться столовой в максимально комфортных условиях.

  2. Дежурные классов приходят в столовую раньше, накрывают с толы и получают блюда для своего класса в порядке очереди.

  3. Во время приёма пищи можно негромко разговаривать, но следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу.

  4. Учащийся имеет право принести в столовую завтрак, принесённый из дома, купить в буфете то, что ему нравится.

  5. После приёма пищи учащиеся приводят в порядок стол, за которым ели. Грязную посуду уносят в мойку.

  6. Учащиеся бережно относятся к имуществу столовой, уважительно относятся к работникам столовой.

  7. Запрещается появление в столовой людей в верхней одежде.



  • Поведение учителя при обнаружении случаев школьного травматизма:

  1. Учитель обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка, график дежурства на переменах.

  2. Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в школе, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создаёт угрозу жизни и здоровью людей.

  3. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы, родителей учащегося, поставить в известность администратора.

  4. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведёт к аварии.

  5. При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправное оборудование и приспособления запрещается.

© 2010-2022