- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект внеклассного мероприятия «Праздник казачьей песни»
Конспект внеклассного мероприятия «Праздник казачьей песни»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скрынникова С.В. |
Дата | 14.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Праздник казачьей песни
(для учащихся 5-6 классов)
Место проведения: актовый зал лицея
Классы: 5-6
Цель: патриотическое воспитание детей школьного возраста
Задачи:
- ознакомление школьников с историей казачьей песни;
- формирование патриотических чувств посредством фольклора;
- приобщение к народным традициям на примере творческих коллективов учащихся
Под звуки марша учащиеся 5-6 классов выходят в актовый зал
(звучит «Парадный марш»)
1 ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости! В преддверии Дня защитника Отечества и в рамках внутрилицейских казачьих игр наш праздник посвящается казачьей песне.
2 ведущая: Здравствуйте, казаки и казачки!
1 ведущая: Открываем наш праздник «Гимном Терского казачьего войска». Прошу всех встать!
Звучит запись
-
Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
-
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
-
Да будут славны в наши дни,
Кто возвращает память краю.
Я перед ними до земли
В поклоне голову склоняю.
-
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
-
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним с вами казачьи обычаи,
Вспомним нашу старину!
2 ведущая: Песня… Она сопутствовала казаку всю жизнь, её пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Это были обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные песни.
1 ведущая: В большей части казачьего фольклора служба для казака - это его жизнь, его честь, гордость и святыня.
2 ведущая: Одной из популярных донских солдатских казачьих песен считается песня «Пчёлочка златая», а исполнят её участники праздника, казачата 5 А класса
Песня «Пчёлочка златая» Слова Г. Державина, музыка в обработке С. Владимирского.
2 ведущая: Ребята, как вы думаете, что значит быть защитником отечества?
Ответы детей.
1 ведущая: С первых дней существования казачества, единственным его делом стало дело военное. А на войне случалось всякое, многие казаки не вернулись из походов, поэтому были созданы песни полные глубоких чувств о погибших.
2 ведущая: Старинные народные песни казаков - неотъемлемая часть казачьей культуры. Песню по праву можно назвать неписаной историей народа. В казачьей песне в полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанные живым, эмоциональным и понятным языком. Песня была частью жизни казака.
1 ведущая: На всех казачьих землях издавна развивались различные песенные жанры. Казаки свои песни не пели, они их играли. Издревле было развито трёхголосье. Пению сопутствовали театральные и танцевальные сценки, вот почему казаки считали, что песню играть надо.
2 ведущая: Казачьи песни то протяжные и грустные, то искромётные и весёлые с подтанцовками. Каждая песня - законченный спектакль! По жанрам песни делились на исторические и военно-исторические, на обрядовые и бытовые, на календарные.
5 В класс исполнит песню «Как при лужку, при лужку».
1 ведущая: Бытовые песни казаков Юга России исполнялись на семейных торжествах. Они делились на любовные, шуточные, игровые, плясовые. Любовные песни чаще всего были протяжными, в них звучала грусть по любимому или любимой. Она льётся стройно и свободно, возбуждая чувство единения с сильными и красивыми предками, с их историей и культурой.
2 ведущая: С песней «Атаман молодой» (Слова Е. Камышная, музыка Ю. Весняк) мы приглашаем 6 А класс
1 ведущая: В казачьих песнях часто рассказывается о структуре войскового управления, много песен сложено о есаулах, хорунжих, простых казаках. Но самым любимым и почитаемым был выбранный на кругу атаман.
1 ведущая. Конь боевой всего дороже,
И ты, сынок, им дорожи,
Чтоб с поля брани тебя вынес,
Его ты в холе содержи.
Такое напутствие дает своему сыну отец, отправляя его на военную службу.
2 ведущая: Ребята, какие вы знаете казачьи поговорки?
Дети:
Казак ни когда не унывает: он и на войне и в походе песни играет.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Бесконный - не казак.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Казак с пелёнок на лошади.
1 ведущая: Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы. В многочисленных походных и боевых песнях казаки воспевали любовь к своему верному другу - душечке добру коню.
1 ведущая: Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, восхищая всех своим мужеством и отвагой. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными мускулами и волей.
2 ведущая: Бесславный конец наполеоновского нашествия, мужество и доблесть русских воинов воспеты в песне «Донцы-молодцы», которую исполнят ребята из 6 Б класса
Песня «Донцы молодцы».
1 ведущая: С благоговением относились казаки к своему боевому вооружению, берегли его пуще глаза своего, потому что от его качества и исправности во многом зависела жизнь человека.
2 ведущая: Основным казачьим оружием является шашка. Казаки устраивали различные соревнования с шашками, на которых показывали своё мастерство. А наши казаки из 9 класса исполнят «Танец с шашками».
«Танец с шашками».
1 ведущая: Особое, трепетное отношение сложилось у донцов к женщине, матери, хранительнице очага. Душа казака всегда стремилась домой, туда, где ждут его жена, мать, дети, к родной земле.
2 ведущая. Как бы не складывались обстоятельства на войне. Умел казак и веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонад.
1 ведущая. И пели казаки тогда песни хором, с запевами. В них, в основном преобладала мужская традиция. Самым ценным в них было этническое начало, уникальное многоголосье, вплоть до летящего дисканта.
2 ведущая. Шуточную песню исполняет 6 В класс
Как заставил меня муж, как заставил человек,
«Вари жёнка борщ».
Я по сеням хожу, будто я варю борщ,
А я борщ не варила, человека одурила.
Как заставил меня муж, как заставил человек:
«Вари жёнка раки, я - пахать тарараки».
И по сеням тарараки, будто я варю раки., (и т.д.)
1 ведущая: В песне - вся правда. Нет такого события в жизни казаков, которое в песне бы не раскрывалось.
Дети: Любим мы петь и играть -
Это просто слова.
Всем вам хотим мы сказать,
Что казачья песня жива!
2 ведущий: Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Начиная с колыбели, казачонок слушал песни матери. Подрастая, он жил в атмосфере песен, которые пели родители и старики. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь и играть песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни играют, а не поют, она ответила, что понятие «петь» песни связано с пением по нотам, а вот «играть»песни - это то, что идёт от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.
1 ведущий. Переходя из уст в уста, из поколения в поколение, казачья песня соединяет сердца и души людей, отдаленных друг от друга сотнями лет, создавая таким образом духовное единство прошлого, настоящего и будущего.
2 ведущий: И сегодня мы рады отметить всех участников нашего праздника.
На сцену для награждения приглашается______________________________
(Церемония награждения участников праздника казаками Железноводского казачьего общества)
1 ведущий
Мы хотим, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война!!!
До новых встреч!
Список использованной литературы
-
А. В. Венков (отв. ред.) История донского казачества г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.
-
И. К. Пархоменко - Русские песни казаков. - Краснодар, 1998 г.
-
К. Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.
-
Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Ценностно-смысловое развитие школьников (на материале истории и культуры Донского края). - Ростов-на-Дону, 2005
-
Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». - Ростов-на-Дону, 2005