Конспект внеклассного мероприятия «Праздник казачьей песни»

"Описание материала: "С помощью данного конспекта можно провести внеклассное мероприятие, связанное с казачьей песней. Составлено на основе традиций и обычаев, соблюдающихся в нашем учреждении. Цель: воспитание патриотизма у детей школьного возраста Задачи: - ознакомление школьников с историей песен казаков; - формирование патриотических чувств, приобщение к народным традициям коллективов учащихся. Можно провести для учащихся 5-6 классов в актовом зале, главное, создать атмосферу праздника. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Праздник казачьей песни

(для учащихся 5-6 классов)









Место проведения: актовый зал лицея

Классы: 5-6

Цель: патриотическое воспитание детей школьного возраста

Задачи:

- ознакомление школьников с историей казачьей песни;

- формирование патриотических чувств посредством фольклора;

- приобщение к народным традициям на примере творческих коллективов учащихся

Под звуки марша учащиеся 5-6 классов выходят в актовый зал

(звучит «Парадный марш»)

1 ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости! В преддверии Дня защитника Отечества и в рамках внутрилицейских казачьих игр наш праздник посвящается казачьей песне.

2 ведущая: Здравствуйте, казаки и казачки!

1 ведущая: Открываем наш праздник «Гимном Терского казачьего войска». Прошу всех встать!

Звучит запись


  1. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…


  1. Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…


  1. Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.


  1. Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.


  1. Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним с вами казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

2 ведущая: Песня… Она сопутствовала казаку всю жизнь, её пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Это были обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные песни.

1 ведущая: В большей части казачьего фольклора служба для казака - это его жизнь, его честь, гордость и святыня.

2 ведущая: Одной из популярных донских солдатских казачьих песен считается песня «Пчёлочка златая», а исполнят её участники праздника, казачата 5 А класса

Песня «Пчёлочка златая» Слова Г. Державина, музыка в обработке С. Владимирского.

2 ведущая: Ребята, как вы думаете, что значит быть защитником отечества?

Ответы детей.

1 ведущая: С первых дней существования казачества, единственным его делом стало дело военное. А на войне случалось всякое, многие казаки не вернулись из походов, поэтому были созданы песни полные глубоких чувств о погибших.

2 ведущая: Старинные народные песни казаков - неотъемлемая часть казачьей культуры. Песню по праву можно назвать неписаной историей народа. В казачьей песне в полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанные живым, эмоциональным и понятным языком. Песня была частью жизни казака.

1 ведущая: На всех казачьих землях издавна развивались различные песенные жанры. Казаки свои песни не пели, они их играли. Издревле было развито трёхголосье. Пению сопутствовали театральные и танцевальные сценки, вот почему казаки считали, что песню играть надо.

2 ведущая: Казачьи песни то протяжные и грустные, то искромётные и весёлые с подтанцовками. Каждая песня - законченный спектакль! По жанрам песни делились на исторические и военно-исторические, на обрядовые и бытовые, на календарные.

5 В класс исполнит песню «Как при лужку, при лужку».

1 ведущая: Бытовые песни казаков Юга России исполнялись на семейных торжествах. Они делились на любовные, шуточные, игровые, плясовые. Любовные песни чаще всего были протяжными, в них звучала грусть по любимому или любимой. Она льётся стройно и свободно, возбуждая чувство единения с сильными и красивыми предками, с их историей и культурой.

2 ведущая: С песней «Атаман молодой» (Слова Е. Камышная, музыка Ю. Весняк) мы приглашаем 6 А класс

1 ведущая: В казачьих песнях часто рассказывается о структуре войскового управления, много песен сложено о есаулах, хорунжих, простых казаках. Но самым любимым и почитаемым был выбранный на кругу атаман.

1 ведущая. Конь боевой всего дороже,

И ты, сынок, им дорожи,

Чтоб с поля брани тебя вынес,

Его ты в холе содержи.

Такое напутствие дает своему сыну отец, отправляя его на военную службу.

2 ведущая: Ребята, какие вы знаете казачьи поговорки?

Дети:

Казак ни когда не унывает: он и на войне и в походе песни играет.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Бесконный - не казак.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Казак с пелёнок на лошади.

1 ведущая: Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы. В многочисленных походных и боевых песнях казаки воспевали любовь к своему верному другу - душечке добру коню.

1 ведущая: Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, восхищая всех своим мужеством и отвагой. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными мускулами и волей.

2 ведущая: Бесславный конец наполеоновского нашествия, мужество и доблесть русских воинов воспеты в песне «Донцы-молодцы», которую исполнят ребята из 6 Б класса

Песня «Донцы молодцы».

1 ведущая: С благоговением относились казаки к своему боевому вооружению, берегли его пуще глаза своего, потому что от его качества и исправности во многом зависела жизнь человека.

2 ведущая: Основным казачьим оружием является шашка. Казаки устраивали различные соревнования с шашками, на которых показывали своё мастерство. А наши казаки из 9 класса исполнят «Танец с шашками».

«Танец с шашками».

1 ведущая: Особое, трепетное отношение сложилось у донцов к женщине, матери, хранительнице очага. Душа казака всегда стремилась домой, туда, где ждут его жена, мать, дети, к родной земле.

2 ведущая. Как бы не складывались обстоятельства на войне. Умел казак и веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонад.

1 ведущая. И пели казаки тогда песни хором, с запевами. В них, в основном преобладала мужская традиция. Самым ценным в них было этническое начало, уникальное многоголосье, вплоть до летящего дисканта.

2 ведущая. Шуточную песню исполняет 6 В класс

Как заставил меня муж, как заставил человек,

«Вари жёнка борщ».

Я по сеням хожу, будто я варю борщ,

А я борщ не варила, человека одурила.

Как заставил меня муж, как заставил человек:

«Вари жёнка раки, я - пахать тарараки».

И по сеням тарараки, будто я варю раки., (и т.д.)

1 ведущая: В песне - вся правда. Нет такого события в жизни казаков, которое в песне бы не раскрывалось.

Дети: Любим мы петь и играть -

Это просто слова.

Всем вам хотим мы сказать,

Что казачья песня жива!

2 ведущий: Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Начиная с колыбели, казачонок слушал песни матери. Подрастая, он жил в атмосфере песен, которые пели родители и старики. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь и играть песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни играют, а не поют, она ответила, что понятие «петь» песни связано с пением по нотам, а вот «играть»песни - это то, что идёт от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.

1 ведущий. Переходя из уст в уста, из поколения в поколение, казачья песня соединяет сердца и души людей, отдаленных друг от друга сотнями лет, создавая таким образом духовное единство прошлого, настоящего и будущего.

2 ведущий: И сегодня мы рады отметить всех участников нашего праздника.

На сцену для награждения приглашается______________________________

(Церемония награждения участников праздника казаками Железноводского казачьего общества)

1 ведущий

Мы хотим, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война!!!

До новых встреч!









Список использованной литературы


  1. А. В. Венков (отв. ред.) История донского казачества г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.

  2. И. К. Пархоменко - Русские песни казаков. - Краснодар, 1998 г.

  3. К. Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.

  4. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Ценностно-смысловое развитие школьников (на материале истории и культуры Донского края). - Ростов-на-Дону, 2005

  5. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». - Ростов-на-Дону, 2005


© 2010-2022