Внеклассное мероприятие К 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Дугдинская СОШ.








Внеклассное мероприятие - «70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается…»





Учитель: Фогт Н.П.












Дугда

2014 г.

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….

(Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине - стук метронома…)

« ...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. (слайд 4)

Ученик

Опять война

Опять блокада?

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить…»

И может показаться: правы

И убедительны слова

Но даже если это правда

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

А женщины рыли окопы вокруг города.

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября.

Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Домов затемненных громады

В зловещем подобии сна

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина

Но тишь разрывается воем

Сирены зовут на посты

И бомбы свистят над Невою

Огнем обжигая мосты.

Ученик

Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена

И в облаках морозного тумана

Обугленная высится стена.

Ученица

И пусть я все забуду остальное-

Мне не забыть, как на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Ученик 1:

Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

Ученик 2:

Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.

Ученик 1:

Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник НиколаюI и ПетруI - основателю нашего города.

Ученик 2:

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

  • Хлебное зерно и мука на 35 суток;

  • Крупа и макароны на 30 суток;

  • Мясо и мясопродукты на 33 суток;

  • Жиры на 45 суток;

  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Ученик 1:

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

Ученик 2:

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завёрнутое в одеяльце тело

На Охтинское кладбище везёт.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев. (О. Берггольц)

Ведущий 2: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг был уверен, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но ленинградцы не сдались. За 900 дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолётов, 10 миллионов снарядов и мин. Голодные, измождённые подростки - рабочие по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов.

Чтец 3: Пытал нас враг железом и огнём…

«Ты сдашься, струсишь,- бомбы нам кричали, -

Забьешься в землю, упадёшь ничком»!

Дрожа запросят плена, как пощады,

Не только люди - камни Ленинграда!

Чтец 1: Но мы стояли, враг бомбил.

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье. (О. Берггольц)

Ведущий 3: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи хлеба. Рабочие получали лишь по 125 граммов в день, а служащие и дети по 125 граммов хлеба. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

Чтец 2 : И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора -

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне - до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь! (О. Берггольц)

Ведущий 1: На весь мир известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой.

Чтец1: «Женя умерла 28 декабря в 12. 00 часов утра 1941 г».

Чтец 2: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1941 г».

Чтец 3: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г».

Чтец 1: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942г».

Чтец 2: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г».

Чтец 3: «Мама умерла 13 мая в 7. 30 час. Утра 1942 г».

Чтец 1: «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломило девочку, и она вскоре умерла. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском кладбище.

Чтец 3: Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Чтец 2: Наш город в снег

До пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть!

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мёртвые молчат,-

Ведь семафоры

Рук своих не вскинут

На всех путях,

Ведущих в Ленинград.

Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

И тёмные дома стоят без стёкол,

Как люди, потерявшие глаза.

Но в то, что умер город наш,-

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх.

Мы знаем

От людей, сражённых смертью,

Что означает:

«Смертью

Смерть

Поправ»! (Ю. Воронов)



Ученик :

Вагоны у пустых вокзалов стынут

И паровозы мертвые молчат

Ведь семафоры рукавов не вскинут

На всех путях, ведущих в Ленинград!

Луна скользит по небу одиноко

Как по щеке холодная слеза

И темные дома стоят без стекол

Как люди, потерявшие глаза.

Ученица :

Лютует беспощадная зима

Снарядов гул висит над Ленинградом

И, словно люди, падают дома

Лежат в снегу дома и люди рядом

Но далеко, за лесом, там,

Где белый лед сомкнулся с белым небом

Уже идут, идут машины к нам

Идут по Ладоге машины с хлебом.

Ученик 1:

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Ученик 2:

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

Ученик 1:

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. (слайд 25-26)

Ученик 2:

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Ученик 1:

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Ученик 2:

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

Учитель:

Вот видеосъёмка тех лет…

Ученик 1:

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Ученица :

Я в гору саночки толкаю.
Еще немного - и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.

Ученик 1:

Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

Ученик 2:

Работала Публичная библиотека.

Ученик 1:

Работали школы.

Ученик 2:

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Ученик 1:

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

Ученик 2:

Помогали в госпиталях.

Ученик 1:

Разбирали письма на почте.

Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

Ученик 2:

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

Ученик 1:

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

Ученик 2:

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Ученик 1:

Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.

Пришла долгожданная победа! Конец войне!

Ученик 2:

В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.


Ученица :

Свой город отстояв ценою бед

Не сдали Ленинграда ленинградцы

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся

Ключей к нему - в чужих столицах нет!

Он встал, как страж, на сумрачном заливе

Вонзая шпили в огненный рассвет

Есть города богаче, есть счастливей

Есть и спокойней, но прекрасней - нет!

Ученик :

Улицы, ограды парапеты

Толпы, толпы.. Шпиль над головой

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Ученица :

Гром орудий, но не грохот боя

Лица, лица… Выраженье глаз

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Ученик :

Рыдают люди и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…


© 2010-2022