Тематический вечер «Русская береза»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий воспитательного дела

Тематический вечер «Русская береза»



Цель: Изучение культуры и лучших традиций прошлого и настоящего своего родного края

Задачи:

1формировать основы экологической культуры обучающихся

2воспитывать любовь к Родине, к родной природе

3.развивать нравственные ценности, экологическую ориентацию, творческое воображение

Возраст участников:7-10 лет

Форма: тематический вечер

Методы и приемы: беседа, мини- викторина, игровая программа, элементы театрализации

Материал и оборудование: карточки с заданиями и с загадками, гербарий, живые объекты, аудио и видеоаппаратура, народные костюмы, специальный дидактический материал ( Туеса, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти и т.д.)

Ход мероприятия

Педагог: Береза! Какое милое, очаровательное дерево! Русская берёзка ... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)

Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело- мир освещать, второе дело- крик утишать, третье дело- больных исцелять, четвертое дело- чистоту соблюдать. Современному человеку не так-то просто отгадать эту загадку. Между тем когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить, что конечно же, это дерево-береза. «Мир освещать»- это понятно: раньше крестьянские избы в России освещались березовой лучиной. Что означает второе дело- «крик утешать»? Из бересты раньше получали деготь - черную маслянистую пахучую жидкость. Этим березовым дегтем смазывали колеса телег и карет. Сейчас не ездят ни в каретах, ни в телегах. Вот и трудно нам разобраться, в чем заключается наше второе дело. «Больных исцелять»- это объяснить несложно. Березовый сок и березовые почки - хорошее лекарственное средство. «Чистоту соблюдать»- и это просто. Каждый год в лесах заготавливают множество березовых веников».

Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас? Если надрезать ранней весной ствол берёзы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость- берёзовый сок. Он идет на приготовление напитков из кваса. Но как гласит пословица: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь» Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое берёзку и не калечить

Вопросы викторины.

1. Как в народе еще называли березу? (Преснец или бреснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка).

2. Какие породы берез, растущих в России, вы знаете? (Белая веселка, шерстолистная, болотная, глухая, карельская, каменная, кустовая, сланец, плакучая)

3. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

4. Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Подберезовик, или березовик - съедобные, трутовик - несъедобные)

5. Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать)

6. У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста)

7.А что конкретно изготавливают из бересты? (Туесы, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти и т.д.)

Педагог: А какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете? «В разные времена года крестьянин-землепашец внимательно приглядывался к березе и примечал: «Лопаются сережки у березки-время сеять хлеб»; «Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед-мокрое»; «Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа».

Крестьяне приметили: «Если у березы течет много сока-лето будет дождливое»; «Весной березовый сок невкусен-хлеб уродится на славу».

Выступление 1-й группы обучающихся. «Берёза - символ России».

1. Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.

2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.

3. Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры - берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра - туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.

4. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.

5. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку - между двумя слоями кожи - вставляли прослойку из берёзовой коры - бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

Выступление 2-й группы обучающихся «Берёза - «зелёная аптека»

1. Уже давно известно, что берёза - дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.

2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.

3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.

4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.

5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.

6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания

Выступление детей сопровождаются рисунками и иллюстрациями

Педагог загадывает загадки

•Хоть малая, хоть большая -
где стоит, там и шумит.
(Береза)

•Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

•Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки.
(Берёза)

•Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
(Берёза)

•Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки.
(Берёза)

•Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)

•Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
(Береза)

•Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)

•Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Береза)

•Стоит Алёнка:
платок зелёный,
Тонкий стан,
и белый сарафан.
(Береза)

•Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

•Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)

•И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая...(Березка)

Экологическая игра "Паутина жизни".

Участники: не менее 5 человек.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины. . Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Девочки образуют вокруг березки хоровод и водят его с песней « Во поле береза стояла»:

Во поле береза стояла

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стояла.

Пойду я в лесу погуляти,

Белую березу заломати,

Люли, люли, заломати,

Люли, люли, заломати.


Сломлю я у березы три сучочка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка,

Люли, люли, три гудочка.

Вы, гудки-гудоченьки, гудите,

Вы ленивых, нерадивых поднимите,

Люли, люли, поднимите,

Люли, люли, поднимите.

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Подведение итогов

  • Не ломай ветви деревьев. Растение - живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

  • Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

  • Не оставляйте после себя мусор. Помните: осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Мы тоже верны этой традиции. Я надеюсь, что деревья, посаженные вами, будут расти как продолжение жизни тех, кто отдал свою жизнь за мирный шёпот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений!

Самоанализ воспитательного дела.

  • Анализ цели воспитательного дела.

Я считаю, что выбранная мной тема внеклассного мероприятия была актуальна, так как проводилась в весенний период - период пробуждения жизни на Земле. Мероприятие проводилось с детьми в возрасте 7-10 лет. Проводя данное мероприятие, я хотела создать атмосферу праздника , на этом фоне развить у детей уважение и любовь к своей Родине..

  • Анализ темы воспитательного дела, формы его проведения.

Тема воспитательного дела «Праздник Русской березы» подразумевает под собой изучение культуры и лучших народных традиций прошлого и настоящего. Я не зря провела данное воспитательное дело в форме беседы и театрализованного выступления. Это помогло развитию чувства патриотизма у детей, помогло сплотить ребят в общем деле. Я уверена, что данное мероприятие имеет большое значение в воспитательной работе , так как включает обучающихся в процесс осознания и переживания ценностей народной культуры.

  • Анализ этапов проведения воспитательного дела.

Я считаю, что проведённое мероприятие было построено последовательно и логично. Я предъявила тему, выявила знания детей по затрагиваемой проблеме, новая информация была изложена последовательно, выступления обучающихся проходили в располагающей для этого обстановке. На проведение мероприятия ушло 1 час .

  • Анализ влияния воспитательного дела на развитие личности школьника.

Данное мероприятие носило как ознакомительный, так и развлекательный характер. Ребята узнали о значении березы для русского человека, что, я считаю, помогло им почувствовать уважение к традициям прошлого своей стране, научиться правильно вести себя в природе.

  • Оценка уровня собственного педмастерства.

Я думаю, что достаточно хорошо справилась с поставленной передо мной задачей - провести воспитательное дело. Судя по реакции обучающихся, мне это удалось.



© 2010-2022