Классный час на тему Чистота языка - чистота совести

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час, посвященный Дню языков народов Казахстана.

Тема «Чистота языка - чистота совести».


Цель - Познакомить учащихся с наиболее яркими

представителями деятелей казахской культуры,

образцами казахского ораторского искусства

- Прививать любовь к казахскому языку и народному творчеству,

Познавательный интерес к истории Казахстана.

На

Доске 1. «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то,

что любим» Л.Н.Толстой

2. «К чему чистота взгляда,

Если не чиста душа?

Если не чиста душа,

Ни к чему чистота твоего языка».

Как известно, Указом Главы государства 22 сентября объявлен Днем языков народа Казахстана. Н.Назарбаев неоднократно в своих программных выступлениях заявлял о необходимости проведения в стране триединой языковой политики - каждый казахстанец должен владеть как минимум тремя языками: казахским русским и английским. Это открывает перед человеком огромные возможности для самореализации, поможет ему значительно расширить кругозор и стать максимально полезным своей стране.

Английский язык - язык науки, пропуск во внешний мир, в мир «всемирной паутины» Мы говорим каждый на своем родном языке, а понять друг друга помогает русский язык - язык межнационального общения.

Изучение государственного языка - вопрос национальной безопасности, социальной стабильности и интеллектуального потенциала страны, который призван объединять ее граждан. Долг каждого гражданина - владеть казахским языком.

К сожалению, историческая судьба нашего государства состоит из многих трагедий. Одна из них - потеря престижа казахского языка, который постепенно превратился в язык бытового общения. Каковы причины слабого развития казахского языка в советское время? (фронтальная беседа).

Л.Н.толстой очень точно подметил: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим». А любим ли мы казахский язык так, как любили его предки? Рождались и рождаются дети, любящие свой народ, свою Родину, свой язык. 100 лет назад родился С.Торайгыров, но слова его и сегодня затрагивают до глубины души.

Ученица Ученик

Люблю родной язык, Люблю родной язык,

Мне мама говорила Мне мама песню пела

На этом языке - Спи, милый жеребенок

Шептала до утра - Спи, милый жеребенок

Певучие слова. Баюкала меня.

И словно дверь открыла И с тех времен всегда

В мир сказок и надежд Идет за словом дело

Веселья и добра! Без слова песни нет,

Без искры нет огня!

Учитель. Любовь к Родине, к своему народу неразрывно связана с любовью к родному языку.

Много общего у народов, населяющих наш Казахстан. Много общего и в культуре. Народная мудрость на разных языках звучит по-разному, но суть ее одна. Через тысячи лет прошло крылатое латинское выражение «De gustibus et coloribus non est disputandum» Оно означает: «О вкусах и цветах не должно спорить». Вспомните и назовите подобные пословицы на других известных вам языках.

Русский язык - «На вкус и цвет товарищей нет»

Английский язык - «Tastes differ» - «Вкусы различаются»

Немецкий язык

Казахский язык - «Халактын оз салты бар, итерi де баска» - «У каждого народа свои обычаи и даже собаки разные» (дети сами делают перевод)

Мораль, этика, понятия, вкусы у каждого народа свои и вовсе необязательно, чтобы они совпадали.

Условия кочевого хозяйства требуют культа знаний. Чтобы правильно выпасать скот, благоприятно влиять на природу, надо было знать все: маршруты кочевок, наличие трав, периоды выпада осадков, природно-климатические особенности регионов кочевок. Информация передавалась из уст в уста из поколения в поколение. Складывался культ природы, вырабатывалось уважение к произнесенному слову.

Жизнь народа отражают народные афоризмы, пословицы, поговорки, а также правовой кодекс. Рассмотрим на примере последнего, что представляют собой дети Степи.

Кочевой образ жизни не мог не сопровождаться спорами и тяжбами. Как они решались, зависело от судей. Казахи называли их биями. Решение биев должно быть таким, чтобы виновный не избежал наказания, а невиновный не пострадал. В противном случае, это чревато недовольством сторон, а «узун-кулак» - «длинное ухо», сделает все по-своему. В степи тайн нет. Би, допустивший несправедливость. Переставл быть бием, ибо никто к нему больше не придет…

Суд биев отличался от судов европейских стран. Во-первых, чтобы быть бием, необязательноьпроходить через процедуру выборов. Би никем не выбирался и формально не утверждался. Достаточно знать адат - устный обычай, законы и владеть искусством слова, чтобы претендовать на это звание. В народе помнят много случаев, когда биями становились даже…дети. Как, например, Шорман - прозванный мальчиком даже в старости, потому что когда-то в детстве, в 13 лет, он выиграл свой первый процесс. Интересно, что никто из его предков бием не был. И таких имен немало: Конке би, Жолабай би, Досвол Балабиев. Сохранилось предание об одном из них.

Соседи угнали у соседнего рода лошадей. Долго спорили между собой шакшаковец Жанибек и сын Аннета Кенгирбай и не могли прийти к согласию. Тогда какой-то мальчик, скакавший на палочке верхом, сказал:

Алатау и Каратау, две горы,

У вас один недостаток -

Не даете себя перейти.

Ишим и Нура, две реки.

У вас тоже есть недостаток -

Не даете себя переплыть.

Жанибек и Кенгирбай,

У вас тоже есть недостаток -

Вы другим не даете говорить.

Мальчик обратил на себя внимание искусством слова, что было обычным явлением среди детей, часто состязавшихся между собой. На вопрос биев - Светик, кто ты будешь, как тебя зовут? - последовал блистательный ответ:

- Мать моя - черная рабыня.

- Отец мой - темная ночь.

Булатный меч не имеет ножен.

Я - человек безродный.

Если стану для вас ездовым,

К чему вам мое происхождение?

Ответ не нуждается в комментариях. Знатные Бии, восхищенные им, дали право решения спора ребенку! Тогда мальчик, предупредив, что будет говорить намеками, сказал:

Истец, претендующий на козу, получай козленка,

Бери козленка и согласись.

Возьми из двухлеток и трехлеток,

Еще не объезженных людьми,

Из тех. Кого не коснулась ни уздечка, ни курук,

Из тех, чьи повадки никто не знает!

Арканом раздели их -

Среди сотен и тысяч найдутся

И иноходцы и скакуны,

И жирные, и добрые.

Так благополучно разрешился спор. Решение его удовлетворило всех, а в степи появился Жолабай би, мальчик, которого звали Каска.

Еще один мальчик, 10 лет отроду остановил вражду между двумя родами, мимоходом, задав путникам всего два вопроса. На водопое мальчик уступил место путникам. Увидев, что дяденьки собрались уезжать, он сказал:

- В добрый путь, дяденьки. Когда я приду домой, дедушка станет спрашивать, кто вы и куда ехали. Что я ему расскажу?

Путники сказали, что джигиты Есентемир угнали лошадей у рода Шереш. Они едут к хану, чтобы он рассудил, иначе может начаться усобица…

Мальчик напоил лошадь и догнал отъехавших путников.

- О, дяденьки, мне хотелось бы посоветоваться с тобой с вами, - сказал он, - Один барашек у меня подох, как бы его использовать?

- Засоли и провяль - ответили они.

- Мясо испортится - солью посыплю, а если соль испортится, что мне делать? - спросил мальчик.

Когда путники отъехали далеко от колодца, есентемировиц Букен сказал:

- Турлан, я возвращаюсь в аул. Если ты не хочешь вернуть мой табун, пусть пойдет он тебе на пользу. Слова мальчика пронзили мне грудь. Стыдно начинать вражду между двумя родами из-за каких-то тридцати кобылиц.

Неизвестный мальчик впоследствии стал известным общественно-политическим деятелем Сырым Дат-улы.

Находясь всю жизнь в седле, изучая движение звезд и по ним определяя время, вглядываясь в беспредельную даль Степи и восхищаясь Природой, кочевник выработал свою культуру, частью которой было Слово. «Уместное слово найдет свое место, неуместное - своего хозяина» - гласит народная мудрость. Казахи одухотворяли Слово, ибо оно остается вечно живым свидетелем прошлого.

В этом смысле слово имеет непреходящее значение для тех, кто интересуется историей. Ораторские изречения имеют важное место в фольклоре и дают представления о народе, его культуре и истории.

«Смелые уста» народ любил и поддерживал. Рассказывают, в одной из многочисленных битв Абылая стрела попала в коня хана. Молодой жигит соскочил с коня и подвел его хану.

- А как же ты, сынок? - спросил хан.

- Если погибну - какая-нибудь из казахских женщин родит сына, а если с ханом случится несчастье - народ останется без предводителя! - сказал жигит, и свалив на землю одного из калмыков, вскочил на его коня.

После боя хан приказал найти жигита. Абылай сказал:

- Сынок, ты поразил меня не тем, что коня отдал, а тем, что такое слово сказал. Требуй от меня всего, чего хочешь.

- Государь, я не прошу у тебя ни коня, ни шубу. Мне достаточно, если вы уступите мне место у правого колена.

Тогда хан приказал би-советнику, сидевшему от него по правую сторону:

- Уступи место батыру, я обещал - если выйду из боя благополучно, отдам все, что он пожелает.

Би не спешил выполнить пожелание хана , а когда Абылай повторил слова, посмотрел на жигита недобрыми глазами.

- Твой отец был беспомощным, жалким, робким человеком, боявшимся есть то, что ему подавали! Что тебе делать возле хана, разве недостаточно, что ты будешь его коноводом?

- Если чернь теряет совесть, хан теряет уважение людей - так говорили в старину. Что за неучтивость, вынудившая хана повторять свое повеление? Как буд-то ты стал заступником жизни достойных, имущества смирных. Выучив несколько сказок. Какое ты имеешь право сидеть рядом с ханом? Прочь - сказал жигит, и отстранив би, сел у правого колена хана.

К слову сказать, этим жигитом был Жанибек, впоследствии покрывший себя неувядаемой славой. Степь богата такими примерами, ставшими легендой.

Акыны искали молодых людей, стремившимися овладеть искусством слова, и принимали деятельное участие в их судьбе. «Можно срезать голову, но нельзя отрезать язык» - говорили в старину и, согласно этому принципу, каждый волен был говорить что думает.

Часто ораторское искусство создает как бы формулы закона в виде пословиц и поговорок. Слово учит любить родную землю, народ, уважать достойных.

Не хули родную землю -

Свою могилу, свою обитель.

Не хули народ -

Он и твои слабости увидит.

Не хули тех, кто богат знанием -

Они ведь твои наставники и покровители.

В заключение попробуйте своими словами передать смысл следующих слов:

«К чему чистота взгляда,

Если не чиста душа?

Если не чиста душа,

Ни к чему чистота твоего языка».

Действительно, добрые отношения разрушают двуличие, непорядочность. Назидания предостерегают от лжи, учат прямоте и честности. В этом смысле ценность пословиц и поговорок со временем не уменьшается.

Рефлексия. Закончи предложение:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Меня удивило…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что..

- Дома я расскажу….

- Урок дал мне для жизни..

Использованная литература:

  1. Адамбаев. Казахское народное ораторское искусство. - Алматы. «Анна тiлi» 1994

  2. Сарсекеев Б.С. Кочевники степи. Акмола. 1997.

© 2010-2022