- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад классный руководитель
Доклад классный руководитель
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саая А.К. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Саая Аймаа Канчат-ооловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г.Чадана.
Классный руководитель как субъект управления процессом развития классного коллектива.
В условиях реализации новых образовательных стандартов возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. Одним из главных направлений работы школы становится воспитание. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.
Классный руководитель - главный человеческий фактор школы в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий педагогического коллектива, так как он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с ребенком. Главная его задача - воспитание ученика. Работа с обучающимися тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни, и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь. Для достижения результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состояния, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность и т.д. Каким же должен быть современный классный руководитель? Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно- ориентированном подходе. Классный руководитель проектирует воспитательную системукласса вместе сдетьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Цели и задачи деятельности классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирования здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
-формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Деятельность классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимися с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
-
Организационно-координирующие: обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования):
- проведение консультаций, бесед с родителями ( иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом, введение документации ( классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающемуся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя ( организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями ( иными законными представителями ) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Примерная циклограмма работы учителя
начальной школы в течении года.
-
Один раз в год:
А) оформление личных дел учащихся.
Б)Анализ и оформление рабочих программ по предметам.
В) Анализ и составление плана воспитательной работы с коллективом класса.
2. Один раз в четверть:
А) оформление классного журнала.
Б) Семинар учителей начальной школы.
В) анализ выполнения рабочих программ и его корректировка.
Г) Анализ выполнения плана классного руководителя и его корректировка.
3. Ежемесячно:
А) консультации у школьного психолога.
Б) решение хозяйственных вопросов.
В) работа с родительским комитетом.
Г) посещение уроков музыки, физкультуры, технологии.
Д) консультации с педагогами, ведущими внеурочные занятия.
4. Еженедельно:
А) проверка дневников учащихся.
Б) работа с активом класса.
В) работа с родителями, проведение консультаций.
Г) проведение мероприятий по плану.
5. Ежедневно:
А) встреча класса.
Б) работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся на занятиях.
В) организация дежурства в классе.
Г) индивидуальная работа с учащимися.
Основные принципы успешного общения с классом
-
Четко организовать начальный контакт с классом.
-
Умело переходить от начального этапа организации к деловому и личностному общению с классом.
-
Оперативно достигать социально-психологического единства с детским коллективом.
-
Вводить личностные аспекты во взаимодействие с детьми.
-
Преодолевать стереотипы и ситуативность негативных установок на отдельных учащихся.
-
Организовать целостный контакт со всем классом.
-
Ставить задачи и вопросы, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив.
-
Использовать минимальное количество запрещающих педагогических требований и расширять позитивно-ориентированные.
-
Влиять на учащихся позитивно своим внешним видом и внутренними качествами (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние).
-
Активно использовать позитивные вербальные и невербальные средства общения.
-
Уметь проявлять свою расположенность к учащимся.
-
Ставить яркие притягательные цели деятельности и демонстрировать пути их достижения.
-
Понимать внутреннее состояние учащихся, их настрой, слушать и слышать, смотреть и видеть, принимать мнения учащихся, быть тактичным в их оценке.
Цели и задачи воспитательной деятельности
в начальной школе
Цели:
-
Формирование навыков самостоятельной деятельности.
-
Формирование целостной психологической основы обучения.
-
Формирование положительной мотивации и интереса к обучению.
-
Формирование социальной ответственности, способности сопереживать, понимать себя и другого человека.
Основные задачи воспитательного процесса
1-й класс
-
Формирование интереса к процессу и содержанию учебной деятельности.
-
Создание условий для успешного привыкания детей к условиям школы, снижение чувства тревожности.
-
Развитие нравственных качеств личности.
-
Формирование коллектива, коммуникативных навыков учащихся.
-
Создание условий для развития творческих способностей детей.
2-4 классы
1.Активизация познавательных процессов, формирование позитивной мотивации к учебе.
2. Развитие уровня эмоционального самоконтроля и коммуникативной деятельности.
3. Формирование уверенности в своих силах.
4. Работа над развитием ученического коллектива.
5. Формирование коммуникативных навыков.
6. Формирование позитивной моральной позиции.
Наша школа с 1 сентября 2010 года стала одной из школ республики, участвующих в пилотном введении новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, а затем переведена в статус инновационной площадки по введению ФГОС в системе образования в Республике Тыва. Мне доверили первоклассников, которые начали учиться по новым образовательным стандартам. Передо мной стояла задача - создать единый коллектив детей и родителей, создать в классе интеллектуально и духовно богатую, нравственно чистую и эмоционально благоприятную атмосферу, потому что, успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера формирующихся отношений между учениками в классном коллективе.
В нашей школе при составлении воспитательного плана ориентируются на следующие направления работы:
- изучение интересов, склонностей, социального окружения учащегося;
- Воспитание у школьников сознательного отношения к учебе;
- Подготовка учащихся к труду и выбору профессии;
- Воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных ценностей;
- Воспитание эстетической культуры учащихся;
- Воспитание физической культуры учащихся;
- Работа с родителями;
- Индивидуальная работа с учащимися.
С начала учебного года проводятся много мероприятий, где есть возможность создать атмосферу добра, любви, надежды, развития творческой фантазии, умения мечтать и радоваться своим успехам и успехам друзей. «Здравствуй школа!», «Праздник урожая», «Осенний туристический слет», «Выставка цветов», « День учителя», «День матери», «День здоровья», «8 марта», «Дангына». «Тажы», «Шагаа» и т.д.- эти праздники стали традицией школы и развивают у ребят эстетический вкус и творческие способности.
В течение года проводятся предметные, развивающие олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы, викторины на школьном уровне. Дети пробуют силы в первых научных исследованиях, защищают проекты, и победители школьного уровня принимают участие в кожуунных олимпиадах.
Каждый классный руководитель проводит открытые классные часы в своих классах.
Традиционным стало проведение семинара-лектория для родителей первоклассников «Учусь читать». Родители активно принимают участие в школьных мероприятиях и конкурсах.
В наше время роль педагога состоит в том, что он позволяет ученику выйти на первый план. Главное сейчас для учителя начальных классов - создать условия, при которых из объекта обучения и воспитания ученик превращается в субъект образования и обогащается опытом самоутверждения.
Новым направлением в работе классов, реализующих ФГОС, стала организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом. В первую очередь, на достижение личностных и метапредметных результатов. Ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Яркие, интересные и плодотворные занятия проводят педагоги по шахматам и танцам. Дети с удовольствием учатся у этих педагогов, выступают на концертах, не раз становились призерами конкурсов.
За четыре года классного руководства я старалась научить детей быть любознательными, владеть основами умения учиться, уметь организовать собственную деятельность, любить свою Родину, свой народ, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом, что соответствует современным требованиям образовательного стандарта.
Жизнь в начальной школе идёт по своим законам. Она мудра и справедлива. Мы живем ради детей, ради того, чтобы вложить в воспитанников всё хорошее и светлое. Девизом нашей работы являются такие слова: «Говори что знаешь, делай что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше никому не вредно». Учителю начальных классов как никому важно владеть предметом, уметь передать свои знания ученикам, уметь их заинтересовать учением, а для этого - совершенствовать своё мастерство.