- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитания для учащихся 9-11 классов Патриот
Программа воспитания для учащихся 9-11 классов Патриот
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тангиева О.П. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
Предгорного муниципального района Ставропольского края
ПРОГРАММА
"ПАТРИОТ"
с. Этока
Цель:
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
- продолжение создания системы патриотического воспитания;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания.
Срок реализации программы: 2013 - 2016 г.г.
Ожидаемые результаты:
• повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
• повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
• умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
• повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества.
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», и предназначена для учащихся 1-11 классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13 Предгорного муниципального района. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлениюсобственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическуюкультуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Цель данной программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование учащихся школы по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне.
78,5 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны. 19,5 % осознают свою принадлежность к Отчизне, 2 % учащихся не могут четко определить понятие «Гражданство и Патриотизм».
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно - критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов. Учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как
- День Знаний;
- День пожилых людей;
- День Учителя;
- День Матери;
- День защитника Отечества;
- Месячник оборонно-спортивной работы;
- День Победы;
- День защиты детей и др.
Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный - 2013-2014 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический - 2014-2053 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический - 2015-20156учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МКОУ СОШ № 13.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность детско-юношеской организации;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы
№
Мероприятия
Период исполнения
Ответственный
1.
Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»
В течение года
Директор школы
2.
Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.
Сентябрь
Зам. директора по ВР.
3.
Привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
Постоянно.
Зам. директора по ВР, классные руководители.
4.
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы
Постоянно.
Руководители МО, учителя - предметники.
5.
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России» и «Самая классная классная»
2 полугодие
Зам. директора по ВР.
6.
Проведение научно - практических конференций.
Октябрь, февраль.
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР.
7.
Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.
май
Преподаватель ОБЖ.
8.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .
В течение года.
Зам. директора по ВР, руководители МО, вожатые.
9.
Участие в туристическом слете
Ежегодно, июнь
Учителя физкультуры и географии.
10.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.
В течение года.
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, вожатые.
11.
Постановка спектаклей о ВОв
апрель
Библиотекарь
12.
Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов.
февраль
Вожатые
13.
Проведение месячника оборонно-спортивной работы.
Ежегодно, февраль.
Зам. директора по ВР.
14.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»
Ежегодно, май.
Вожатые
15.
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
В течение года
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея.
16.
Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.
В течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители.
17.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение года
Классные руководители, вожатые.
18.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ.
Постоянно.
Зам. директора по ВР.
19.
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
Постоянно
Зам. директора по ВР.
20.
Организация походов по родному краю.
Постоянно, сентябрь, май, июнь.
Классные руководители.
21.
Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучение государственной символике РФ
Сентябрь
Классные руководители
План реализации
программы «Патриот»
на 2014 - 20105учебный год.
№/п
Мероприятие
Дата проведения
Задействованные классы
Место проведения
1.
Классные часы
« Профессия - Родину защищать».
сентябрь
2-11
Учебные кабинеты
2.
Проведение спортивной эстафеты, посвящённой празднику Победы.
сентябрь
2-11
Спортивная площадка
3.
Выставка детского творчества «Этих дней не смолкнет слава!»
октябрь
1-7
Актовый зал школы
4.
Краеведческие чтения «Из истории нашего края».
октябрь
9-11
библиотека
5.
Выставка «История в рисунках»
ноябрь
2-7
Фойе школы
6.
Школьные краеведческие чтения «Война в судьбе моей семьи».
ноябрь
7-11
библиотека
7.
Уроки мужества «Битва за Москву».
декабрь
4-11
Учебные кабинеты.
8.
Книжная выставка «Слава тебе, победитель-солдат!»
декабрь
1-11
Школьная библиотека.
9.
Оформление стенда «Великая Победа»
Январь, февраль
10,11
библиотекай
10.
Составление летописи «Шаги Победы».
февраль
6-11
Актовый зал школы
11
Конкурс литературно - музыкальных композиций
«И помнит мир спасённый»
февраль
6-8
Актовый зал школы
12.
Военно- спортивный праздник
«Эстафета славы».
февраль
9-11
Спортивный зал школы.
13.
Смотр строя и песни.
февраль
1-5
Актовый зал школы.
14.
Уроки мужества с участием ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
февраль
1-11
Учебные кабинеты.
15.
Конкурс - выставка детского рисунка»Солдат Победы!»
март
1-6
Фойе школы
16.
Школьный конкурс чтецов
«Салют, Победа!»
март
4-9
библиотека
17.
Книжная выставка
«Чтоб не видел я войны,
Дед мой спас Отчизну»
апрель
1-11
Школьная библиотека
18.
Субботник по уборке территории вокруг памятника погибшим воинам.
Апрель-май
9-10
У вечного огня села
19.
Бал поколений с участием ветеранов.
май
10-11
Актовый зал школы
20.
Торжественная линейка, посвящённая Победе.
май
3-6
Актовый зал школы
21.
Конкурс праздничных газет
«Слава Вам, солдаты!»
май
7-10
Фойе школы
22.
Возложение венков и цветов к памятникам погибшим воинам.
май
8-9
у вечного огня
23.
Участие в районных мероприятиях, посвященных Победе.
В течение года
1-11