Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС«Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО».


Я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня становится актуальной проблема правильного введения нового стандарта в практику работы не только учителей, но и классных руководителей, приведения образовательного процесса школы в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования. Поэтому вспоминается китайская мудрость: «Не дай Вам Бог жить во время перемен». Однако, может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Какова же роль классного руководителя в формировании УУД? Что следует изменить в содержании его работы?

Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний на отдельную личность, на коллектив учащихся; это - координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Поскольку внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды и формы деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и развития. Классный руководитель должен помочь детям и родителям правильно организовать внеурочную деятельность ребёнка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 «А» класса (май 2015 года)(по методике Ясюковой Людмилы Аполлоновны)

№ п/п

Ф.И.

Интеллектуальные

Художественные

Спортив ные

Музыка льные

Техниче ские, рукоделие

Литера турные

Научно - исследова тельские

1

А Данил

2

Б. Дарья

3

В. Елизавета

4

В. Дарья

5

В. Михаил

6

З. Савелий

7

К. Евгений

8

К. Виктория

9

К. Данила

10

М. Матвей

11

М. Ксения

12

М. Настя

13

Н.Данил

14

П. Екатерина

15

Р. Александр

16

С. Софья

17

С. Полина

18

С. Максим

19

С.Ирина

20

Т. Виктория

21

Т. Александра

22

Т. Георгий

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ 4 «А» КЛАССА ПО ВЫБОРУ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(май 2015 года)

№ п/п

Ф.И.

Спортивно - оздорови тельное

Социальное

Обще-интеллек туальное

Духовно - нравствен ное

Общекуль турное

1

Данил

2

Дарья

3

Елизавета

4

Дарья

5

Михаил

6

Савелий

7

Евгений

8

Виктория

9

Данила

10

Матвей

11

Ксения

12

Настя

13

Данил

14

Екатерина

15

Александр

16

Софья

17

Полина

18

Максим

19

Ирина

20

Виктория

21

Александра

22

Георгий

АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЩИХСЯ 5 «А» КЛАССА ПО ВЫБОРУ ЗАНЯТОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (сентябрь 2015 года)

№ п/п

Ф.И.

Спортивно - оздорови-тельное направление

Социальное направление

Общеинтеллектуаль ное направление

Духовно - нравственное направление

Общекультурное направление

Баскетбол

Гимнастика

Рукопашный бой

Юный журналист

Учимся проектировать

ЮИД

Я-исследователь

ЧГК

ТРИЗ

Дистанционные олимпиады

Основы православной культуры

ИЗО студия

ШТЭМ

Оригами

Танцевальные, вокальные коллективы

1

Данил

2

Дарья

3

Елизавета

4

Дарья

5

Михаил

6

Савелий

7

Евгений

8

Виктория

9

Данила

10

Матвей

11

Ксения

12

Настя

13

Данил

14

Екатерина

15

Александр

16

Софья

17

Полина

18

Максим

19

Ирина

20

Виктория

21

Александра

22

Георгий

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения школы, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в МАОУ «Юговская СШ » выбрана оптимизационная модель.

Оптимизационная модель - это модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя-предметники, библиотекарь, учитель-логопед, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе и классные руководители).

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Направления внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

духовно-нравственное;

социальное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное;

спортивно-оздоровительное.

План внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.


План внеурочной деятельности

для обучающихся 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Направления развития личности

Наименование рабочей программы / формы организации внеурочной деятельности

Ответственный

1

Спортивно-оздоровительное

Гимнастика, Баскетбол, (соревнования, игры, конкурсы, Дни здоровья)

Классные руководители, преподаватель физкультуры

2

Духовно-нравственное

Классные часы

Классный руководитель

3

Социальное

Юный журналист, Учимся проектировать (экскурсии в музей, встречи с работниками ДПС, КДН, трудовые десанты, участие ребенка в социальных акциях и проектах)

Учитель-дефектолог,

Библиотекарь

4

Общеинтеллектуальное

Программа «Я-исследователь»

Учитель начальных классов

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Учитель физики

Дистанционные олимпиады

Учителя-предметники

Координатор дистанционных олимпиад

По ступенькам ТРИЗ

Учитель информатики

5

Общекультурное

Изостудия, Школьный театр эмоциональных миниатюр, Оригами: посещение учреждений культуры, фестивали, выставки, концерты (на уровне школы)

Классные руководители

Учитель ИЗО, учитель русского языка и литературы

Поскольку учителями не были предложены программы по направлению «Духовно-нравственное развитие личности» на заседании МО классных руководителей 5 классов было принято решение заполнить данный блок системой классных часов и тренингов по теме «Познай себя».

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Методы оценки процесса и результата:

теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование);

эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.)

математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде). Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде).

По результатам психолого - педагогической диагностики на конец учебного года достигнуты следующие результаты развития УУД:

Развитие духовно-нравственной культуры обучающегося

Уровень

результатов

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

( 1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

( 3 уровень)

Игровая деятельность


Познавательная

Кл.час «Что мы ценим в людях?»

Диспут «А как поступишь ты?»

Проблемно-ценностное общение

Беседа «Как слово наше отзовется?»

Самооценка «Когда в моем присутствии обижают человека»

Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»

Досугово-развлекательная деятельность


Трудовая деятельность


Социальное творчество

Участие в новогоднем празднике для воспитанников детского сада

Спортивно-оздоровительная деятельность


Туристско-краеведческая деятельность


В работе используем диагностический инструментарий:

- входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

- анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;

- тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе ФГОС, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В Технологии саморазвития личности ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

УУД

Способы формирования УУД

Личностные

Участие детей в акции «Благоустройство посёлка»;

операции «Обелиск» ( уход за памятником погибшим воинам в центре села ); акция «Подари книгу»;

митинг памяти и скорби «Не забыть нам этой даты»;

уроки мужества «Этот день мы приближали, как могли»

уроки памяти «Никто не создан для войны», «Это память моя с обелисков глядит…»,

проект «Укрепление гражданской ответственности школьников Пермского района через изучение и соблюдение традиций и устоев своего края» (школьная символика, знание своей родословной);

Регулятивные

Регулятивные УУД формируются через: социальные пробы, учебные занятия по ЗОЖ; методики ТСЛ по самооценке школьника; портфель достижений. Формы работы в данном направлении:

день памяти и скорби;

классные часы по самоопределению личности: ««Лестница успеха, или чего я хочу достичь в жизни?», «Верь в себя!» (учимся повышать свою самооценку), «Мои достижения и неудачи», «Толерантность - дорога к миру», «Быть самим собой».; сбор макулатуры, всевозможные акции добрых дел («Подари открытку ветерану»).

Познавательные

Участие школьников в конкурсах различных уровней, среди которых хочется отметить конкурс «Компьютер - новый век», «Молодежь и выборы», конкурс рисунков «», «Родное слово», конкурс «Адрес детства - Россия», «Живи, елка!», «Юные таланты Отчизны», «Моя законотворческая инициатива», фестиваль «Наука. Творчество. Развитие», пропаганда безвозмездного донорства и др. Главным и основным приёмом воспитания в работе любого педагога и классного руководителя остаётся вербальное и невербальное общение

Коммуникативные

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную дея- тельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Наиболее яркую форму работы над формированием коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере классного самоуправления. В нашей школе внутриклассные органы самоуправления выглядят следующим образом. Высшим органом самоуправления в классе является собрание всех учащихся класса. Собрание класса проводится не реже одного раза в месяц. На собрании класса и актива класса может присутствовать любой участник образовательного процесса школы. Лидер класса представляет свой класс на общешкольной конференции «День науки и творчества»

А если говорить откровенно, то любая форма работы, правильно спланированная, а, главное,

с желанием организованная классным руководителем, может стать прекрасным инструментом по формированию всех четырёх универсальных учебных действий. Самая банальная экскурсия

в парк превращается в захватывающее, познавательное путешествие. Очень важное значение имеет то, что кроме использования различных методов, приемов, направленных на формирование УУД, современный классный руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога-воспитателя. Ему необходимо развитие профессионально значимых качеств, таких как креативность, педагогический оптимизм, способность и готовность к коллективной педагогической деятельности, постоянное повышение своего профессионализма, а самое важное - это стиль взаимотношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком к ним уважении. Эти качества должны развиваться через само содержание профессиональной деятельности классного руководителя. И закончить выступление хотелось бы словами

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности -

утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.

А цель классного руководителя -помочь ему в этом.


© 2010-2022