- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитание в школьниках чувства собственного достоинтства - материал для бесед с 8-классниками
Воспитание в школьниках чувства собственного достоинтства - материал для бесед с 8-классниками
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дейнега В.Н. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание в школьнике
чувства собственного достоинства.
(Для учащихся 8 класса)
Философия определяет чувство собственного достоинства как переживание собственной ценности и утверждение ее даже вопреки обстоятельствам. Основополагающими идеями светского понимания достоинства стали труды Иммануила Канта. Он писал, что каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности к роду человеческому. Достоинство - это родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственным законам - это то, что поднимает человека над слепой природой.
Религиозная философия видит достоинство человека в его богоподобии. Бог создал человека по своему образу и подобию, вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и поэтому человек как духовное существо обладает свободой и способностью к творчеству - вполне божественная прерогатива. Его душа бессмертна и этим он отличается от всех других живых существ. Человек - универсальное единство духа и материи. В этом смысле он даже выше ангелов, так как они только духи, исполнители воли божьей, в то время как человек волен сам выбирать, какие поступки совершать. И светская, и религиозная философия понимают достоинство человека как способность возвыситься над бессознательной игрой природных сил.
Мы на нашем бытовом уровне понимаем достоинство трояко. Первое понимание достоинства как добродетельность, достойность. Достойный человек - это человек соответствующий нравственному образцу: не унижает себя и не унижает других, он в каждом индивиде видит человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает достойно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает предавать человеческое в самом себе.
Второе понимание достоинства связанно со стремлением к свободе. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, умеет бороться со своими низменными страстями, желаниями, он не будет униженно умолять о куске хлеба у людей, которые будут над ним насмехаться, не станет игрушкой в руках недоброжелателей и никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ. Свобода для него важнее «золотой клетки». На каждого из нас могут обрушиться тяжелые испытания и встретить их с достоинством - это значит не растеряться, не впасть в панику, не скулить, не проклинать все на свете, не бежать от проблемы, а искать пути ее гуманного и эффективного решения. Достойный после первого удара собирает свою волю в кулак и выполняет свой долг.
Третье понимание достоинства никак не связано с первыми двумя, так как они связаны с духовностью и нравственностью человека. Здесь достоинство понимается как обладание социально-признанными благами: социальный статус, богатство, слава, заслуги перед народом и т.д. Это могут быть крупные полководцы, знаменитые художники, преуспевающие, хорошо владеющие своим делом люди. НО! Достойные в социальном плане могут не обладать добродетелями чистых душой бессеребренников. Они ориентируются на честь, т.е. на чувство своего СОЦИАЛЬНОГО достоинства: ему необходимо постоянно поддерживать свою хорошую репутацию, выглядеть в глазах других людей достойным похвалы. Здесь мало быть хорошим человеком, надо еще и выглядеть таким перед другими. Честь всегда стремиться к внешнему признанию, знакам уважения, почитания, одобрения. Достоинство - переживание внутреннее и не нуждается в демонстрации, это больше похоже на состояние души.
Как же сохранить свое достоинство в условиях реального мира, полного невзгод, грязи, крови, насилия и унижения?
Существует множество обстоятельств, при которых достоинство подвергается унижению и уничтожению. Например, бедность. Когда человек не в состоянии заработать на достойную жизнь, трудно говорить о сохранении достоинства, подразумевающего самостоятельность, независимость. Такому человеку трудно уважать себя, тем более если он вынужден пользоваться милостями благодетелей.
В такой ситуации один из путей сохранения личного достоинства - это достижение хотя бы минимума внешней и внутренней самостоятельности. Даже пожилой человек может попытаться хоть чем-то быть полезным человеком, а не простым приживалой.
Другой путь - это отказ от ориентиров и ценностей того общества, которое подавляет и выплевывает своих членов. Надо как монах сказать: «Мне не нужны ваши блага, я живу в другом мире, духовном». Он больше не попрошайка, а индивид, который идет своим путем, непонятным обывателю, при этом душа его спокойна, а достоинство - с ним.
Практически в любых условиях человек может сохранить свое достоинство - внутреннюю самостоятельность, собственную точку зрения, даже в тюрьме. Да, даже там можно существовать в пространстве своего собственного сознания и никого туда не допускать. Это конечно трудно, но возможно!
В заключении - небольшие методические рекомендации по проведению такого занятия. В начале урока продемонстрируйте ученикам денежную купюру и попросите назвать ее достоинства (возможность купить что-нибудь, материалы, вложенный труд, средство накопления и т.д.). Затем надо перейти на достоинства других предметов, животных, а уже потом человека. Рассказ сопровождайте всем известными примерами из жизни. Вопросы необходимо ставить острые, например: «Вы влюблены и объяснились ей в этом, она вам отказала. Будет ли достойным уговаривать ее все же выйти за Вас замуж? Обоснуйте свое мнение», или: «Вы с женой разлюбили друг друга, в жизни каждого появилась новая любовь, но у вас дети, учащиеся начальной школы. Какой поступок будет достойным: развод или продолжение совместной жизни? Ответ обоснуйте».