Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Панчикова Василия Ивановича с.Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области ( ГБОУ СОШ с.Богдановка)



ПРОГРАММА

организации отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков в летнюю кампанию 2015 года

Номинация:

Программно-методические для содержательной деятельности пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей

Название программы:

«Морское путешествие: по морям, по волнам…»

Сроки реализации:

Автор программы: педагог Илясова Е.М.



Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам...

апрель, 2015 год



Пояснительная записка

Тут у каждого причала

Для людей и кораблей

Всех путей морских начало,

И конец морских путей…

Как известно, все люди любят путешествовать, знакомиться с новыми городами и странами; а особенно любят это дети . А самое лучшее время для путешествий и странствий это, конечно, лето - пора каникул и организованного отдыха, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.

Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым - это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия - это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств. А так как наш пришкольный лагерь дневного пребывания вот уже более десяти лет носит «морское» название-«БРИГАНТИНА», то появилась идея создания программы, связанной с темой моря и мультипликационными персонажами «Капитана Врунгеля»,

в ходе которой проводится сюжетно-ролевая игра «Морские приключения, или Свистать всех наверх!»

Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам...

Романтика морских приключений… Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного фрегата. Участники смены смогут осуществить эту мечту. Известный Капитан набирает флотилию для экспедиции, поставившей себе цель: открыть все тайны мира. Что ожидает юных путешественников в открытом море? Покажет время. Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности. Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого- либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности. Сюжетно-ролевая игра «Морские приключения, или Свистать всех наверх!» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Ребята и педагоги совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала. Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки на «Острове Сокровищ», в «Бухте Памяти», у «Водопада Творчества», проплывают «Озеро Надежды», «Залив морских песен», «Океан Любви» и т.д.

Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам...

Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - приоритетная в современном образовании. На дополнительных занятиях в морской Академии открытий капитана Врунгеля дети, исходя из своих интересов, могут пройти курс занятий по следующим направлениям: вокал, танцы, декоративно-прикладное творчество, ландшафтный дизайн, смогут пройти курс молодого юнги.

Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам...

На занятиях каждый сможет почувствовать себя не только фантазером и выдумщиком, участвуя в творческих играх и конкурсах, но и стать настоящим героем-мореплавателем, сконструировав свой собственный корабль и поучаствовав в морской регате! В ходе смены ребят ждут также увлекательные игротеки Фукса и настоящие приключения в борьбе с коварными злодеями Джулико Бандито и Де Ля Воро Гангстерито. Все участники этой смены попадут в атмосферу креативной мастерской. Настоящие профессионалы зажгут в детях дух творчества и подарят вдохновение.

Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам...

Цель программы:

Организация полноценного отдыха детей и развитие творческих способностей в период летних каникул.

Задачи программы:

1. Создать условия для организованного, интересного отдыха детей.

2. Создать условия для раскрытия творческих способностей каждого ребенка, свободного воображения и фантазии.

Сроки реализации программы:

Социальная значимость программы:

Формы и методы работы :

Ожидаемые результаты:

Критерии оценки эффективности программы:

1. Качество организации отдыха детей.

2. Использование здоровьесберегающих технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни.

3. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей. 4. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей.

5. Использование различных форм организации детского самоуправления.

6. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне- оздоровительной работы.

 Удовлетворение потребности детей в полноценном отдыхе, реализация их интересов.

 Развитие талантливых детей: - Защита творческих работ «Морской конек»; - Хит-парад «На морской волне; - Гала концерт «На всех парусах»».

Участники программы

  1. Участниками программы «По морям, по волнам…» лагеря дневного пребывания «Бригантина» являются обучающиеся ,родители и педагогические работники ГБОУ СОШ с.Богдановка.

Возраст обучающихся лагеря с дневным пребыванием «Бригантина»

от 7 до 15 лет.

Механизмы реализации программы

Летний лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Бригантина» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. В основу реализации программы «По морям, по волнам..» заложены разнообразные формы и методы:

Курс молодого навигатора и юнги

* Путешествия по морям, океанам и островам

 Сюжетно-ролевые игры

 Танцевально-развлекательные и игровые программы

 Экзотические шоу

 Коммуникативные и познавательные игры

 Спортивные эстафеты, соревнования и праздники

 Коллективно-творческие дела

 Экскурсии в музеи , походы

 Ярмарка идей

 Творческая мастерская: ландшафтный дизайн

 Морская Академия открытий капитана Врунгеля

Этапы реализации программы

1.Подготовительный этап - май

Деятельностью этого этапа является: - разработка программы деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков; - подготовка методического материала для работников лагеря; - подбор кадров для работы в летнем лагере; - формирование нормативно-правовой базы лагеря; - зачисление детей; - подготовка материально-технического обеспечения.

  1. Организационный этап:

«По следам Синдбада-морехода» 1.06.- 5.06.2013 г. Основной деятельностью этого этапа является:  проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;  запуск программы «По морям, по волнам»;  формирование органов самоуправления: выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радистов и т.д.  знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап:

«По пути приключений и открытий». 6.06.- 21.06.2013 г. Основной этап включает:  реализацию основной идеи смены «Морские приключения, или Свистать всех наверх!»;  вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел. В данный период дети имеют возможность:  Познавать, отдыхать, трудиться.  Делать открытия в себе, в окружающем мире.  В творческой и лидерской самореализации.  Развивать способность доверять себе и другим. 4. Заключительный этап: «Остров сокровищ». 22.06.- 26.06.2011 г.

Основной идеей этого этапа является:

 подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;

 анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

 освещение деятельности лагеря в СМИ и на сайте школы

Содержание программы Организационно-педагогическая деятельность - комплектование штата лагеря кадрами; - совещание при директоре по организации летнего отдыха воспитанников; - проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей.

Работа по привитию навыков ЗОЖ, по привитию детям навыков здорового образа жизни.

В программу включены следующие мероприятия:

- оздоровительные мероприятия, игры на свежем воздухе;

- реклама ЗОЖ;

- организация экскурсий на природу;

- организация спортивно-массовых мероприятий;

Работа по сплочению коллектива воспитанников.

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся занятия с педагогом-психологом ( по письменному согласию родителей) по программе «Общение.Общение?Общение!!!» в рамках которой проводятся следующие мероприятия:

- огоньки «Будем знакомы!»

- коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись».

- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

- Игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».

Также немаловажную роль в жизнедеятельности летнего лагеря играют профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций , охране жизни детей в летний период:

- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Ежедневно с воспитанниками лагеря проводятся ( по погодным условиям)закаливающие мероприятия( воздушные и солнечные ванны) Беседы воспитателей: «Если хочешь быть здоров - закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?», «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».

Работа по развитию самоуправления

- Выявление лидеров, генераторов идей

- Распределение обязанностей в отряде;

- Закрепление ответственных по различным видам поручений;

- Дежурство по игровым комнатам.

Работа по развитию творческих способностей детей

- Оформление отрядных уголков, дневников путешествия;

- Ярмарка идей и предложений;

- Конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения.

- Коллективно-творческие дела: «С корабля на бал», «На всех парусах», «На морской волне».

- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .

Работа по патриотическому воспитанию детей - Дискуссия «Природа моего края»; - Беседа «Поговорим о матушке-природе»; - Конкурсы рисунков; - Путешествие на остров «Память».

Аналитическая деятельность - Предварительный сбор данных на воспитанников лагеря «Бригантина» (анкетирование родителей);

- Цветовой опросник «Морская звезда» (каждый день дети раскрашивают звездочку в цвет своего настроения)

- Анализ мероприятий лагеря;

- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

- Анализ работы программы «По морям, по волнам…»

Программа по организации летнего досуга Морское путешествие: по морям, по волнам...

Кадровое обеспечение программы:

1. Начальник лагеря

2. Воспитатели

3. Спортивный инструктор

4. Педагог-психолог

5.Медицинский работник ( по согласованию)

Материально-техническое обеспечение:

При работе летнего оздоровительного лагеря используются:

 Кабинеты

 Спортивная площадка

Медиатека

Игровая комната

 Аппаратура: - Мультимедийная установка; - музыкальный центр; - магнитофоны; - цифровой фотоаппарат; - компьютеры-интерактивная доска

 Спортивный инвентарь: - резиновые мячи разных размеров; - скакалки, гимнастические обручи,ракетки,дартс …

 Развивающие игры: шашки, шахматы, строительный конструктор, Настольные игры: домино, лото, футбол, хоккей

 Канцелярские товары

 Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве

 Медицинская аптечка

Методическое обеспечение программы:

1.Библиотечка методической литературы по проблемам воспитания и летнего отдыха детей:

 Основные направления инновационной деятельности образовательных учреждений Самарской области. Сборник материалов из опыта работы образовательных учреждений, участников конкурса на лучшее образовательное учреждение России, внедряющих инновационные программы. - Самара: ТОГИРРО, 2010 г.

 «Лето открытий». Авторские программы отрядной деятельности, Сачкова Н.В., Ивличева В.А. - Волгоград: Учитель, - 2011 г

 Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере./ Лобачева С.И. - М. - «ВАКО» 2010 г.

 Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере./Бесова И.А. Ярославль: Академия развития. 2009 г.

 Детский загородный лагерь / ФВ Пензбург. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 г

.  Весёлые каникулы / О. Братчук, Э. Проскурина - Ростов н/Д: Феникс, Харьков: Торсинг 2012 г.

 "Летний отдых: идея - проект-воплощение". Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО "Педагогические технологии", 2005 г.

 Здравствуй, лето! /С.В. Титов - Волгоград: Учитель, - 2007 г.

 Позывные лета./ М.М. Баранник, Т.С. Борисова - Москва, 2012 г.

 КИПАРИС-9. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика). Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. / Юзефавичус Т.А. - М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

 КИПАРИС-10. Радуга над Экландией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Методическое пособие. / Авторы: Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г. Общ. ред. И.В.Цветковой. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 160 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века").

 КИПАРИС-11. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Хуснутдиновой И.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века")

. КИПАРИС-13. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры. / Автор-составитель Л.В.Воронкова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века").

 КИПАРИС-14. Игры для робинзонов: методическое пособие для вожатых. / Составитель Кувватов С.А. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века").

 КИПАРИС-15. Отдыхаем весело и интересно! Учебное пособие. / Шпарева Г.Т. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века").

 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с. - (Мир вашего ребенка).

 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. - М.:Рольф, 2000. - 224 с., илл. - (Внимание: дети!)

 Азбука коллективных творческих дел. / Кочергина Г.Д. - Смоленск, 1996.

 Большая книга детского досуга. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с. - (Мир вашего ребенка).

 Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков).

 В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. / Балашова Т.Д. - М.: МГПО, 2000. - 120 с.

 В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Бесова М.А. - Ярославль: Академия развития, 1997.

 В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. / Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 96 с.

 Горизонты лета: Программа тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков. / Под ред. А.В.Волохова. - М., 1997.

 Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 160 с. - (Ура, каникулы!).

 Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Титов С.В. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.

 Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие. / Бузырева Л.М. - Изд-во ЦГЛ, 2003. - 128 с.

 Летние праздники, игры и забавы для детей. / Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 138 с.

 Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. / Автор Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с. и цв. илл. - (Зажигаем).

 Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров. / Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 192 с. - (Школа радости).

 Нескучные каникулы. Методические рекомендации, сценарии, игры для педагогов-организаторов и воспитателей. / Слуцкая Н.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с. и цв. илл. - (Школа радости).

 Палитра лета. Методические рекомендации педагогам-организаторам детских оздоровительных центров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

 Педагогика школьных каникул: Методическое пособие/ Составитель и науч. ред. С.В.Татарский. - М.: Академический проект, 2003. - 176 с. - (Руководство соц. педагога)

 Праздник круглый год: Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов-организаторов. / Автор Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с. - (Школа радости).

 Материалы сайтов:

 «Вожатый.ru».  ruk.1september.ru/.  tca77.narod.ru/.  rsnd-kvn.narod.ru/kvn.html.  ww.uroki.net/scenar.htm.  scenarii.at.tut.by/pg001.html.



© 2010-2022