Профилактика асоциального поведения подростков

Рецензия на классный час по профилактике асоциального поведения подростков и формированию установки на здоровый образ жизни, проведённый классным руководителем 7Б класса Кузнецовой Александрой Михайловной 26.12.2014 г.   Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Активные методы, использованные классным руководителем при проведении данного классного часа,  как раз и позволяют за счёт новых форм представ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Весьегонская средняя общеобразовательная школа





«Пиво пить

или

здоровым быть?»



Методическая разработка классного часа

по технологии активных методов обучения

Кузнецовой Александры Михайловны

учителя истории и обществознания

первая квалификационная категория.



Весьегонск

2014г.

Пояснительная записка

Данный сценарий внеклассного мероприятия был разработан мною с использованием технологии активных методов обучения для проведения классного часа по формированию ЗОЖ в 7Б классе. Тема классного часа «Пиво пить или здоровым быть?». Выбор темы связан с возрастом обучающихся и данными статистики, которые свидетельствуют, что большинство подростков начинают употреблять пиво в возрасте 13 - 14 лет, когда ещё не задумываются и не знают о возможных последствиях употребления пива для своего организма, считая его всего лишь «веселящим» напитком.

Цель данного классного часа - информирование учащихся о вредном воздействии пива на организм человека и особенно подростков и профилактика пивного алкоголизма в подростковом возрасте.

Использование активных методов обучения при проведении классного часа позволяет повысить его эффективность, так как обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов. Современная педагогика утверждает, что именно при таких условиях он запоминает и усваивает материал на 90%.

Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо формировать определённые компетенции, которые позволят в дальнейшем успешно работать в команде, находить свое место, использовать свои способности. Данный сценарий как раз и предусматривает формирование разнообразных компетенций.

Информационные компетенции:

- способность самостоятельно анализировать и прогнозировать предстоящую деятельность;

- способность выделять основное из потока информации;

- способность зафиксировать целесообразным способом информацию для последующего краткого ее изложения

Познавательные компетенции:

- умение ставить цели и пояснять их;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

- способность анализировать и синтезировать сообщения;

- способность систематизировать информацию для её представления окружающим.

Коммуникативные компетенции:
- способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- способность ясно и аргументировано выстраивать свое сообщение;

- способность обобщать высказывания одноклассников, формулировать грамотно вопросы;

- способность активно слушать собеседника, принимая альтернативную точку зрения.

Социальные компетенции:

- дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы;

- способность выстраивать отношения в группе для продуктивного взаимодействия ;

- способности налаживать межличностные отношения;

- проявлять себя активным и заинтересованным участником команды и представлять ее интересы.

Проведение такого классного часа позволяет уйти от надоевшей традиционной формы, используя различные виды деятельности: игровую, практическую, познавательную. Сама деятельность при этом носит не репродуктивный, а творческий характер, момент соревнования существенно повышает уровень мотивации её участников.

Затрудняет использование данной технологии необходимость определённых материальных затрат и предварительной практической подготовки, о которой сказано в сценарии.

Оборудование:

Компьютер или ноутбук, интерактивная доска, обычная доска для визуализации результатов работы. Столы в класс необходимо расставить таким образом, чтобы за ними могли разместиться несколько групп.

Роль учителя.

На данном уроке учителю отводится роль модератора, то есть организатора процесса, который следит за временем, работой групп, активностью всех участников, оказывает помощь в случае необходимости.

Данный сценарий может быть использован и в 8-11-х классах, так как информация, содержащаяся в инпуте (вводной интерактивной лекции) и презентации является важной для мотивации отказа от употребления пива и выбора здорового образа жизни. Соответствует технологии здоровьесбережения и наличие этапа разминки или релаксации, предусмотренного технологией активных методов обучения.

Данная разработка является авторской, ранее этот материал нигде не публиковался и для участия в конкурсах не предоставлялся.

Сейчас вы владеете всей информацией по делу об исчезновении, которая поможет в расследовании. Опрошены новые свидетели, появились новые интересные версии и улики.
Вернёмся к портрету нашего разыскиваемого (полная ИК на доске). Надеюсь, здесь нет уже белых пятен, вся информация нам известна и понятна. Предлагаю командам детективов выступить на пресс-конференции с отчётом о проделанной работе! Сотни телеканалов ждут самых свежих новостей от самых гениальных сыщиков этого столетия! Перед нами - 4 тома розыскного дела, каждая команда наработала свой материал, мы ждём вашего отчёта!

Конспект внеклассного мероприятия

1-я фаза - начало мероприятия

этап приветствие/знакомство

Название активного метода: «Детективное агентство»

Цели: создать благоприятную рабочую и психологическую обстановку для проведения мероприятия

Задачи метода: создать неформальную обстановку; установить контакт между участниками; сформировать группы

Необходимые материалы: карточки с номерами, которыми будут обозначены рабочие столы, 4 набора фломастеров и 4 листа формата А 3 (по одному на стол), полосок бумаги с номерами для жеребьёвки (6 полосок с № 1, 6 - с №2, 6 - с №3, 6 - с №4, ), скотч для крепления плакатов - вывесок на доске, ножницы. Предварительная подготовка: расставить столы так, чтобы за ними разместились 4 группы по 6 человек в каждой, на каждый стол поставить табличку с номером, подготовить полоски для жеребьёвки (разложить их на столе учителя номером вниз)

Технология проведения: 1.Модератор (учитель) мотивирует обучающихся на активное участие и сообщает тему мероприятия; 2. Он объясняет условия проведения мероприятия и предлагает обучающимся разделиться на группы; 3. В каждой группе обучающиеся знакомятся друг с другом, выбрав себе профессиональный псевдоним и придумав название своему детективному агентству; 4.Каждая группа оформляет визитную карточку своей команды и представляет её другим.

Инструкция модератора для обучающихся: Ребята! Сегодня мы собрались с вами на классный час, чтобы поговорить на очень важную тему: «Как противостоять соблазну и не пополнить ряды подростков, которые все свои развлечения связывают с употреблением пива». Вы уже можете посещать дискотеку в школе, потом родители разрешат вам посещать дискотеки и в Доме культуры. Ничего плохого в этом нет, человек должен уметь отдыхать, а танцы с давних времён были одним из способов активного отдыха. Жаль только, что современные молодые люди считают, что для этого необходимо «взбодриться или расслабиться» с помощью алкоголя. И всегда найдётся кто-то, кто будет уверять вас, что это круто и по- взрослому. Так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам провести «Специальное расследование». Я предлагаю вам создать свои детективные агентства и провести своё расследование и выяснить, так ли это круто, расслабляться с помощью пива? В классе у нас созданы рабочие места для четырёх агентств. Посмотрим, кто из вас в каком агентстве будет работать. Прошу подходить к моему столу и вытаскивать жребий с номером и занимать места за соответствующим столом.

(После проведения жеребьёвки). Каждое уважающее себя агентство должно иметь вывеску, а каждый детектив - визитную карточку. Давайте с этого и начнём. У вас на столе листы ватмана и фломастеры. Я даю вам 5 минут, чтобы придумать название своего агентства, изобразить его на листе ватмана вместе с визитными карточками детективов. Для себя детективы могут придумать псевдонимы или использовать своё настоящее имя. Через 5 минут вы должны будете представить своё агентство коллегам. (После завершения работы в группах). Время самостоятельной работы истекло. Давайте познакомимся! (Выслушать выступления групп, выступившие прикрепляют вывеску своего агентства на доске с помощью скотча).

Примечание: Модератор должен следить за временем и участием всех в работе группы, помогать советом, если это потребуется. Количество групп может быть увеличено или уменьшено в зависимости от количества обучающихся в классе.

На 1 этап примерно 10 минут

Этап целеполагания/ формирования образовательных эффектов

Название активного метода «План расследования».

Цели: формирование умения видеть и формулировать цель своей деятельности и планировать действия по достижению цели. Обеспечить целесообразность проводимого мероприятия.

Задачи: 1.Объяснить обучающимся, что значит «сформулировать цель»; 2. Сформулировать цели мероприятия с участием самих обучающихся.

Необходимые материалы: 8 листов формата А4 (по 2 на каждый стол), ручка для каждого участника, лист ватмана формата А3 с заглавием «План расследования», прикреплённый на доске, скотч, ножницы.

Предварительная подготовка: до начала мероприятия подписать лист ватмана «План расследования» и прикрепить его на доске с помощью скотча.

Технология проведения: 1. Модератор объясняет суть следующего этапа и задачу учащихся; 2. Обучающиеся формулируют цели мероприятия, как они их понимают; 3. Группы проводят сравнительный анализ целей, исключая повторяющиеся; 4. Сформулированные цели записываются на листе ватмана представителями от каждого агентства.

Инструкция модератора для обучающихся: Наши детективные агентства готовы приступить к работе. Но с чего же начать? Чтобы понять это, необходимо сформулировать для себя цели, то есть представить, что мы хотим получить в результате нашего расследования. Другими словами, вы должны подумать, что вы хотели бы узнать сегодня на классном часе, чему бы вы хотели научиться или что получить для себя. У вас на столах лежат листы А4. Каждый из вас сейчас записывает на листе свои цели (от одной до трёх) и загибает листок так, чтобы следующему ваши записи были не видны (показывает как). После того как все напишут свои цели, передаём листок в соседнее агентство по кругу. В итоге должно получиться так, что каждый из вас запишет свои цели четыре раза. У вас всего три минуты.

Теперь давайте проанализируем поставленные вами цели. Разверните листы, перечитайте цели и составьте список так, чтобы цели не повторялись.(1 мин. на работу) Теперь запишем цели на лист ватмана - это будет наш с вами план расследовния.

На 2 этап примерно 7 минут


2 фаза - работа над темой. этап - инпут (интерактивная лекция)

Название метода: «Обстоятельства, отягчающие дело» Цель: ознакомление обучающихся с информацией о вредном воздействии пива на организм человека. Задачи: 1.Изложить в доступной форме информацию о вреде пива. 2. Визуализировть информацию с помощью презентации. Необходимые материалы: ноутбук или компьютер, медиапроектор, интерактивная доска. Предварительная подготовка: подобрать материал и написать текст инпута, подобрать иллюстративный материал и составить презентацию, соответствующую тексту. Технология проведения: модератор излагает текст инпута и визуализирует его слайдами презентации. Инструкция модератора для обучающихся: Уважаемые детективы, мы приступаем к специальному расследованию. Позвольте ввести вас в курс дела. Статистика свидетельствует, что в последнее время среди подростков весьма распространён стал пивной алкоголизм. Что такое пиво - приятный напиток для утоления жажды или первый шаг подростков к серьёзному алкоголизму? Какой вред пиво способно нанести организму подростков? Почему подростки начинают пить пиво? Я думаю, одна из причин в том, что многие начинают употреблять его слишком рано, когда ещё не знают о возможных последствиях и о том вредном воздействии, которое пиво оказывает на организм мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Я хочу, чтобы вы не оказались в такой ситуации, чтобы вы знали, если решите во что бы то ни стало самоутвердиться в компании, не отстать от друзей, показать свою "крутость", свою "взрослость" девушке, которая нравится, чем вы рискуете и что можете приобрести или потерять. План нашего инпута таков: 1. Пиво и ваше здоровье. 2. Пиво и ваша внешность. 3. Пиво - причина конфликтов. (Текст инпута и презентацию смотри в приложении 1, продолжительность инпута 10 мин)

Этап релаксация и разминка Название метода: заводные рыбки. Цель: размяться; прийти в бодрое настроение. Задачи: 1. Снять мышечное напряжение; 2.Активно подвигаться под музыку; 3. Создать хорошее настроение в группе. Предварительная подготовка: компьютер, видеопроектор, экран, презентация-анимация о рыбках; музыкальное сопровождение АМО (приложение 2 папка -архив). Технология проведения: Участники семинара после предыдущего этапа (инпута) остаются на своих местах в группах за столами. Модератор просит их повернуться лицом к экрану на доске, а сам располагается в центре (или в стороне). Проведение всего АМО можно условно разделить на три этапа:

  1. Этап мысленного представления и направления воображения обучающихся.

Модератор сообщает обучающимся о том, что пока они вникали в суть дела, на электронный адрес их агентств пришло неожиданное письмо от любителей здорового образа жизни. Модератор предлагает ознакомиться с содержанием письма. Открывается анимированная презентация, слайд 1 (Приложение в папке архива). Участники читают письмо. Модератор интересуется, принимают ли обучающиеся приглашение отдохнуть, погрузившись в океан, и побыть в роли рыбок (слайд 2). Далее модератор просит участников семинара принять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Звучит музыка R-Bazhilin-Morskaya-skazka (Приложение в папке архива). Модератор помогает создать в воображении участников семинара-тренинга морские образы (слайд 3). Музыка останавливается.

  1. Этап мышечной релаксации.

Модератор просит обучающихся выйти из-за столов, встать полукругом, лицом к экрану и подготовиться к ритмичной разминке. Разминка сопровождается анимированной презентацией (Приложение в папке архива) на экране и комментированием и показом упражнений самим модератором группы. На экране на слайдах (слайды 4-12) демонстрируются лишь основные движения рыб, которые в ходе разминки дополняются другими, образуя «цепочку». Каждая цепочка движений длится не более 30 сек. и повторяется 1-2 раза. Цель упражнений - снятие мышечных зажимов по методу «напряжение-расслабление» (см. Инструкц. модератора, пп.1-6). Примечание: 1.Перед началом этапа модератор должен проверить, чтобы в помещении кроме «деловой зоны» (столов для групп и модератора, стульев для участников) было достаточное свободное пространство для проведения релаксации. 2.Модератору следует очень четко следить за временем, чтобы не затянуть этап релаксации. 3.Модератор должен учесть комбинированный характер АМО: размеренность сменяется динамичностью. Это касается также и голоса и телодвижений модератора.

Инструкция модератора для обучающихся: Уважаемые детективы! Пока мы активно изучали улики о вреде пива, на наш электронный адрес пришло письмо от сторонников здорового образа жизни. Они опровергли главный аргумент любителей пива, утверждающих, что без пива нельзя как следует расслабиться и отдохнуть. Я предлагаю вам самим поучаствовать в следственном эксперименте (слайд 1). (Модератор обращается с вопросом к участникам семинара-тренинга и после получения положительного ответа продолжает говорить чуть медленнее). Примите, пожалуйста, удобную позу, расслабьте руки и ноги и закройте глаза. Мысленно перенеситесь на берег моря (слайд 2). Вы ступаете босыми ногами по теплому песку. Вы слышите шум прибоя и крик чаек. Вы заходите в воду все дальше и вот вы уже плывете…Вода такая чистая и прозрачная, что перед вами открывается вся картина подводного мира. Вам хочется чувствовать себя такими же заводными и энергичными, как рыбы в воде!.. Посмотрите, сколько их вокруг… А какой рыбой вы могли бы быть?.. (Пауза.) Откройте глаза…(Музыка продолжается. На экране высвечивается 3-й слайд презентации.)Модератор далее обращается к обучающимся обычным голосом: Осваивайтесь в новом водном пространстве - вы ведь теперь рыбки! Пошевелите воображаемыми плавниками, покрутите головой, чтобы почувствовать, что Вы не одни в подводном мире, и по-дружески подмигните вашим друзьям! А теперь выйдете, пожалуйста, из-за столов и встаньте полукругом лицом к экрану! (Пауза.) Чтобы хорошо ориентироваться в подводном мире, проведем разминку, и делать это будем так же весело и активно, как рыбки на демонстрационном экране. (Презентация сопровождается музыкальным оформлением, слайды с упражнениями сменяют друг друга).Модератор комментирует действия и сам выполняет их вместе с участниками семинара:

  1. Поприветствуем друг друга глазами: широко откроем - зажмурим - поморгаем -поднимем вверх - повернем влево-вправо, опустим вниз - закроем - откроем. Повторяем ещё раз (слайды 4-5).

  2. Плывем навстречу другим рыбам - нам так важно найти единомышленников: ладони вместе на уровне груди - руки вперед - показываем волнообразное движение руками вперед - плывем по течению влево- вправо. Ещё раз, но теперь поднимаем ладони выше - в море начался шторм, но мы вместе преодолеем все преграды! (слайд 6)

  3. Ничто не мешает нам творить и проявлять свою самостоятельность: руки на бедра - выпрямляем спину, она ещё нам пригодится для поддержки друзей - расправляем плечи-руки, как плавники у рыб, отводим назад, на 1,2, 3. Повторили ещё раз: спина, плечи, руки (слайд 7).

  4. Так приятно найти друзей и учиться новому вместе: покружились вокруг своей оси, а теперь в другую сторону - взяли за талию партнера и покружились вчетвером. Повторили ещё раз (слайды 8-10).

  5. У нас появилась возможность достигать лучших результатов и нам хочется прыгать все выше - и выше (слайд 11).

  6. Мы уверены в успехе. Дышим легко и свободно! - на 1-2-3-4 медленно вдыхаем - держим дыхание - на 1-2-3-4 выдох. Повторили ещё раз. А теперь почувствуем групповое дыхание в унисон: возьмитесь за руки - на счет 1,2,3 одновременно вдыхаем - задержали дыхание и - медленно выдыхаем (слайд 12).

  7. Разминка закончена. (Музыка останавливается.) Ориентационные навыки получены! Вы можете чуточку расслабиться , подвигать своим телом, поменять местоположение и собраться в круг. Я вижу, что Вы чувствуете себя уже свободно и непринужденно. Это так? (реплики обучающихся). Но для того, чтобы ощутить полный комфорт, завершим нашу динамичную разминку коллективным танцем! Помните о том, что Вы - заводные рыбки! (Звучит музыка 7Dzhajv_Zavodnaya_muzyka для прослушивания, записанная на сл. 13-14.)

  8. После окончания танцевального этапа модератор говорит: Посмотрите, как доволен морской владыка (показывает жестом на экран). Он одаривает вас фейерверком морских брызг, своим удивлением (на экране слайд 15-16-17)

Что Вы сейчас чувствуете? У Вас хорошее настроение? Вы отдохнули? (ответы участников) Давайте вернемся в наше рабочее состояние (демонстрируются слайд 18, музыка Volshebnaya). Восстанавливаем дыхание, его должно нам хватить на дальнейшую работу - медленно вдохнули и выдохнули, потянулись вверх на носочках - опустились. Не торопясь изображаем руками, как плывем по волнам, отдохнувшие, медленно всплываем и выходим на берег… Можно спокойно занять свои рабочие места (слайд 19) Спасибо.

После того, как участники семинара займут свои места за столами, модератор продолжает под спокойную музыку:

Друзья! Мы с вами доказали, что и без пива смогли прекрасно повеселиться, отдохнуть, освободились от мышечных зажимов, немного развлеклись и получили заряд энергии и хорошего настроения. Я полагаю, что мы готовы к плавному переходу на следующий этап. (Музыка останавливается).

(продолжительность 5 мин.)

Этап проработки содержания темы обучающимися Название метода: «Обвинительное заключение» Цель: сознательное усвоение информации обучающимися, формирование компетенций, необходимых для самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни. Задачи: 1. Сформировать интерес к теме. 2. Обеспечить усвоение важной информации в игровой форме. 3. Развивать информационные и коммуникативные, социальные компетенции обучающихся. Необходимые материалы: индивидуальные задания для каждой группы, информационные листы, конкретизирующие содержание инпута (приложение 3), 4 листа ватмана формата А3, 4 набора фломастеров (по одному на каждую группу), ножницы и скотч на каждую группу. Предварительная подготовка: подготовить индивидуальные задания для каждой группы и листки с информационные листы. Технология проведения: 1. Группы знакомятся с заданиями, модератор комментирует задания для групп. 2. Обучающиеся работают в группах над своими заданиями. 3. Представление итогов работы над заданиями. Инструкция модератора обучающимся: Теперь, уважаемые детективы, дело за вами. Каждое агентство получает своё индивидуальное задание, на специальное расследование у вас 10 минут. Затем вы представляете результаты своей работы, и мы сообща выносим решение, какое из агентств достойно награды. Важно, чтобы весь коллектив работал слаженно и быстро, учитесь распределять обязанности, не скрывайте своих талантов и умейте вовремя предложить свою помощь. Не стесняйтесь обращаться за помощью к модератору, я готова объяснить то, что вам непонятно. Успешной работы. (продолжительность10 мин.)

3фаза - завершение мероприятия - рефлексия

Название метода: «Разложить по полочкам» Цель: анализ результатов работы. Задачи: 1) определить степень достижения поставленных целей; 2) подвести итоги работы групп; 3)выявить эмоциональное отношение к мероприятию. Необходимые материалы: красный маркер, лист формата А3 «Фото на память», набор смайликов, клей-карандаш, листы формата А4 (4 шт.). Предварительная подготовка: подобрать, распечатать и вырезать смайлики с различным выражением лица, означающим определённое отношение к проведённому мероприятию (желательно не менее 20 шт. каждого вида), распечатать оценочные листы для каждой команды, распечатать дипломы «Лучшему детективу» для команды победителей (по количеству участников) (приложение 4). Технология проведения: 1. Беседа по итогам мероприятия, определение степени достижения поставленных целей. 2. Подведение итогов работы команд. 3. Выяснение эмоционального настроя обучающихся. 4. Визуализация результатов работы. Инструкция модератора для обучающихся: Подошло к концу наше расследование. Теперь я предлагаю «разложить по полочкам» наши впечатления и подвести итоги. Понравилось ли вам выступать в роли детективов? Что именно вам понравилось или не понравилось? (Выслушать ответы) Теперь проверим, выполнили мы намеченный план или нет. Проверим его по пунктам, работая с планом расследования (указывает на план на доске), зачеркнём красным те пункты, которые выполнены. ( Примерно 2 минуты). Вот видите, наш план практически выполнен. Значит, каждый из вас провёл время не зря, каждый что-то узнал или чему-то научился. Все агентства внесли в наше расследование свой вклад, но, возможно, кто-то работал лучше, чем другие. Победителей ждут дипломы. Чтобы определить победителя, мы должны оценить работу команд по двум критериям: качество работы и активность всех членов команды на каждом этапе работы. Командам я раздаю оценочные листы, которые вы заполняете сообща, оценивая все команды, включая себя, и сообщаете мне конечный результат. (Заполняют оценочные листы и подсчитывают результат). Вот мы и подошли к самому торжественному моменту - награждение. Лучшим детективным агентством признаётся____________________ (вручает дипломы лучшего детектива). А теперь я предлагаю вам оставить коллективный портрет на память. Он будет изображать не нас, а наше настроение в конце этого мероприятия. На моём столе лежат смайлики, которые выражают разное настроение. Выберите тот, который ближе всего соответствует вашему настроению, и приклейте его на лист «Фото на память». И так, портрет готов! Я рада, что на нём преобладают весёлые улыбки, это значит, что мероприятие вам понравилось. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня, пригодятся вам в жизни и помогут сделать правильный выбор в нужную минуту. Спасибо за активную работу!

(продолжительность 10 мин.)

Список литературы

  1. Вред пива для девушек и женщин. ovrede.ru/vred-piva/17-vred-piva-dlya-devushek-i-zhenschin.html

  2. Вред пива для мужчин. ovrede.ru/vred-piva/17-vred-piva-dlya-devushek-i-zhenschin.html

  3. Вред пива для подростков. ovrede.ru/vred-piva/34-vred-piva-dlya-podrostkov.html


© 2010-2022