ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТЕПАНОВ П.В., к.п.н" с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва

СТЕПАНОВА КВ., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУГ «ИТИП РАО», г. Москва

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Школа - не единственный, а иногда и не самый влиятельный (в плане воспитания детей) социальный институт. А раз так, то школа не должна брать на себя все грехи (как, впрочем, и все заслуги) за неудовлетворительное (или, напротив, хорошее) качество воспитанности школьников. Применительно к ка­честву воспитанности школьников имеет смысл говорить о разделенной ответ­ственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций, спорта и т.п.

В этой связи возникает вопрос: а следует пи вообще предпринимать по­пытки оценки качества воспитанности школьников, если все равно достоверно не ясно, кто именно за нее несет ответственность, чья это заслуга или вина? Наш ответ на данный вопрос - непременно, следует! Хотя бы потому, что для реализации каждой школой своей части воспитательных обязательств ей важно иметь представление о том, что удалось и чего не удалось достичь обществу в воспитании ее (этой конкретной школы) учеников.

Оценку качества воспитанности школьников мы предлагаем осуществлять на основе критерия личностного роста школьников.

Попробуем дать определение данному понятию. Итак, личностный рост школьника - это процесс усвоения им новых социально значимых знаний, развития его социально значимых отношений и накопления им опыта социально значимого действия. Усвоение ребенком социально значимых знаний по­может ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считается нужным, верным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание общественных норм и традиций вовсе не гарантирует соответствующего поведения школьника. Важно формировать в ребенке и определенные социально значимые отношения, и, прежде всего, позитивные отношения к базовым обще­ственным ценностям. Но и этого не достаточно для полноценного развития лично­сти. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В един­стве социально значимых знаний, отношений, опыта действий, приобретаемых ре­бенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.

Феномен личностного роста тесно связан с феноменом общественных ценностей. Без этого аксиологического аспекта человеческой жизни трудно се­бе представить личностный рост. Именно ценности во многом определяют цели нашего бытия в этом мире, наши поступки, нашу повседневную жизнь. Но вот вопрос: что считать базовыми общественными ценностями? Конечно, опреде­лить сколь бы то ни было полный перечень таких ценностей принципиально не­возможно, можно выделить лишь некоторые из них, наметить их общий контур. Такую попытку в свое время предпринял известный специалист в области тео­рии и практики воспитания - В.А. Караковский. Он пришел к выводу: воспиты­вать школьников следует на таких общечеловеческих ценностях, как: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Остановимся на этом варианте (тем более, что опыт многих и многих школ России, много лет использующих предложенные В.А. Караковским ценностные ориентиры для ор­ганизации воспитательного процесса, подтверждает его педагогическую значи­мость) и попробуем рассмотреть феномен личностного роста школьников во взаимосвязи с этими ценностями.

Для большей наглядности представим эту взаимосвязь в таблице (см. таб­лицу 1). Но прежде сделаем два важных пояснения.

Во-первых, в таблице не нашлось места для такой важной общественной ценности, как семья, хотя развитие соответствующих ценностных ориентаций, безусловно, является одной из важнейших составляющих личностного роста школьников. Однако в своем влиянии на эти ценностные ориентации школа по вполне понятным причинам сильно «проигрывает» родителям. Педагоги здесь не столь значимы по сравнению с семьей школьника. Поэтому, на наш взгляд, было бы неуместно рассматривать ценность семьи в контексте ценностных ориентиров школьного воспитания.

Во-вторых, в таблице особое внимание уделено ценности человека как основополагающей ценности европейской цивилизации, с которой отождеств­ляет себя большинство россиян. Отношение к человеку проявляется не только в многообразии отношений школьника к окружающим людям, но также и в его отношении к самому себе, что мы и постарались зафиксировать в таблице.



Личностный рост школьников в контексте базовых общественных ценностей

Базовые естественные ценности

Признаки личностного роста школьников

1.Отечество

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека как гражда­нина своего Отечества, развитие ценностных отношений к своему Отечеству, приобре­тение опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции

2.Земля

Усвоение школьниками знаний о нормах поведения человека на природе, развитие ценностных отношений к природе, приобретение опыта природоохранных действий

3.Мир

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, развитие ценностных отношений к миру, приобретение опыта миротворче­ских действий

4.Труд

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях трудовой деятельности человека, развитие ценностных отношений к труду, приобретение опыта участия в трудовых де­лах, производственной практике

5.Культура

Усзоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в простран­стве культуры, развитие ценностных отношений к культуре, приобретение опыта куль­турного поведения, опыта создания собственных произведений культуры, опыта изуче­ния, защиты и восстановления культурного наследия человечества

6.Знания

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, развитие ценностных отношений к знаниям, приобретение опыта самостоя­тельного поиска и нахождения новых знаний, опыта проведения научных исследований

7.Другие люди (такие же, как я сам)

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с дру­гими людьми, развитие ценностных отношений к другим людям, приобретение опыта заботы о других людях, опыта оказания помощи другим людям, опыта благотворитель­ности и волонтерства

8.Иные люди (не такие. Как я)

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в многона­циональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, развитие ценност­ных отношений к иным людям, людям иной национальности, верь:, культуры, приобре­тение опыта толерантного поведения в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе

9.Я - телесное, мое здоровье

Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, развитие ценностных отношений школьников к здоровью, приобретение опыта здоро- вьесберегающих действий, опыта заботы о своем здоровье и о здоровье других людей

10.Я - душевное, мой внутренний мир

Усвоение школьниками знаний о самих себе, о принятых а обществе нормах и тради­циях самореализации человека, развитие ценностных отношений к собственному внут­реннему миру, приобретение опыта самопознания и самореализации


Данное нами выше описание личностного роста, конечно же, не в полной мере отражает все стороны этого сложного явления. Оно, скорее, позволяет понять его основу, его главную особенность, то, что может помочь нам в оценке качества воспитанности школьников.

Вернемся теперь к проблеме самой оценки качества воспитанности. Ос­нованием для такой оценки могут стать результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.

В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использо­вать педагогическое поведением и эмоционально-нравственным со­стоянием школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. В ка­честве вспомогательной методики могут быть использованы проективные рисуночные тесты. По окончании детьми начальной школы педагоги мог/т использовать и опросник «Личностный рост» (см. далее) - в целях изучения промежуточных резуль­татов воспитания, социализации и саморазвития своих учеников.

В основной и старшей школе рекомендуется использовать специально разработанные опросники, обязательно сверяя их результаты с результатами педагогических наблюдений. Выбор конкретного опросника всегда остается за педагогическим коллективом образовательного учреждения. В качестве возмож­ного варианта такого опросника педагогам может быть рекомендован опросник «Личностный рост». Его особенностью является то, что он предполагает не срав­нение детей с неким универсальным стандартом воспитанности (например, с за­данными уровнями воспитанности), а отслеживание динамики личностных изме­нений школьников (какими они были - какими стали), что позволяет отслеживать продвижение педагогов в решении тех или иных проблем воспитания. Рекомен­дуемый опросник представлен в двух модификациях: для учащихся 4-8-х клас­сов и для учащихся 9-11-х классов. Структура этих опросников, способы их об­работки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от дру­га - разнятся только некоторые формулировки вопросов.

Опросник состоит из двух частей.

Первая часть - это перечень утверждений, к которым школьникам пред­лагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и оце­нить степень своего согласия (или несогласия) в баллах; от «+2» до «-2». Со­держащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису - что, безусловно, может снизить объективность диа­гностики. По окончании опроса оценки, которые школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по нескольким шкалам, соответ­ствующим различным аспектам их личностного роста. На этой основе делается вывод о развитости социально значимых отношений школьников, а также об отраженных в этих отношениях социально значимых знаниях, которые усваи­вают школьники в процессе социализации, воспитания и саморазвития.

Вторая часть - это перечень возможных социально значимых дел, кото­рые могли быть организованы в образовательном учреждении. Школьнику предлагается указать те, в которых он был задействован, отметить, в каком статусе он был в них задействован (участника или организатора), а также оце­нить степень полезности этих дел для себя лично. На этой основе делается вывод о том, какой опыт социально значимого действия школьники приобрета­ют в данном образовательном учреждении.

Поскольку личностный рост - явление динамическое, то и опросник необ­ходимо задействовать несколько раз. При этом не следует предлагать один и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз - у них может сформи­роваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Можно использовать данные опросники следующим способом:

  • первый раз - среди пятиклассников;

  • второй раз - среди семиклассников (в этих двух случаях используется опросник для 4-8-х классов);

  • третий раз - среди девятиклассников;

  • четвертый раз - среди одиннадцатиклассников (в последних двух слу­чаях уже используется опросник для 9-11-х классов).

Таким образом, каждые два года отслеживается, насколько школа пре­успевает в достижении тех цепей, которые ставили перед собой педагоги.

Опросник «Личностный рост»

для учащихся 4-8-х классов

(опрос проводится не чаще одного раза в два года)

Часть 1.

(время заполнения - не более 45 минут)

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай, согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1 или +2J в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1 или -2).

«+2» - несомненно, да (сильное согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» - нет, абсолютно неверно (сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «не­правильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо!

  1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоя­щими патриотами.

  2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

  3. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

  4. Я люблю трудиться.

  5. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.

  6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать вопро­сы учителю - ведь это не так уж и важно.

  7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.

  8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

  9. Занятия физкультурой и спортом - необходимость для здоровья каж­дого человека.

  10. Я часто недоволен тем, как я живу.

  1. Мне повезло, что я живу именно в России.

  2. Человек - царь природы, а потому он может делать с ней все. что за­хочет.

  3. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.

  4. Чистить улицы, убирать помещения, собирать мусор - это работа, не­достойная нормального человека.

  5. Нецензурные выражения - признак бескультурья.

  6. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.

  7. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.

  8. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо отно­сились.

  9. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.

  10. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.

  11. День Победы - праздник не для всех, а только для ветеранов и пожи­лых людей.

  12. Держать животных в передвижных зверинцах - бесчеловечно.

  13. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать сме­лыми и мужественными.

  14. Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу до конца.

  15. Ребенку должно быть разрешено перебивать разговор взрослых, ведь он тоже имеет право высказаться.

  16. Учеба - занятие для зануд и зубрил.

  17. Казнь человека может быть оправдана, если она совершена ради тор­жества справедливости.

  18. Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают люди, приехавшие к-нам из других мест.

  19. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.

  20. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесня­юсь и смущаюсь.

  21. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн - это скучно и прихо­дится все время вставать.

  22. Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен де­лать только тот, кто намусорил.

  23. Военнопленных нельзя жалеть, ведь они наши враги и сами не жалели бы нас.

  24. Мне нравится помогать родителям в их домашней работе.

  25. Меня нисколько не смущают надписи и рисунки в подъездах и на за­борах: люди самовыражаются, как могут.

  26. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

  27. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного не­виновного человека.

  28. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

  29. В жизни очень важно поддерживать хорошую физическую форму.

  30. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

  31. Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.

  32. Ничего страшного, если после мытья рук я случайно забуду закрыть кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запа­сы воды в мире.

  33. Уступить в споре - значит показать свою слабость.

  34. Для выполнения учебных заданий надо прилагать усилия, и я люблю это делать.

  35. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого - ведь он уже взрослый.

  36. Я думаю, что устроиться на неплохую работу я смогу и без получения хороших знаний.

  37. Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

  38. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из отсталых стран, так как их приток увеличивает уровень преступности.

  39. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.

  40. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.

  41. Я хотел бы и в будущем остаться жить в России.

  42. Я стараюсь подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.

  43. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия - это плохо, его количество можно было бы уменьшить.

  44. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.

  45. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится,

  46. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать что-то новое - ведь на это есть школа.

  47. Бомжей и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять работать.

  48. Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

  49. Вкус еды для меня важнее, чем ее польза.

  50. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.

  51. Если честно, то я не люблю трудиться.

  52. Мне не повезло в том, что я живу в России

  53. 9 Мая - наш общероссийский праздник.

  54. Учеба - важное и полезное для всех занятие.

Бланк для ответов:

1

11

21

31

41

51

61

2

12

22

32

42

52

62

3

13

23

33

43

53

63

4

14

24

34

44

54

64

5

15

25

35

45

55


6

16

26

36

46

56


7

17

27

37

47

57


8

18

23

38

48

58


9

19

29

39

49

59


10

20

30

40

50

60



Часть 2.

(время заполнения строго не ограничивается)

Пожалуйста, вспомни: в каких общественно-значимых практических де­лах, организуемых педагогами школы, ты участвовал за последние два года.

1.Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы.

  1. Напротив каждого дела отметь, в каком статусе ты участвовал в нем. Для этого поставь во вторую колонку одну из двух букв:

«О» (организатор), если ты участвовал в планировании, органи­зации, анализе дела.

«У» (участник), если ты был просто участником этого дела.

  1. Оцени, насколько важны были эти дела для тебя. Для этого поставь в третью колонку балл:

    1. - считаю это дело бесполезной тратой времени.

    2. - считаю это дело малозначимым.

    3. - считаю это дело важным и полезным для меня.

Если тебе не понятны значения каких-то слов, обратись за разъяснения­ми к учителю. И не расстраивайся, если ты не можешь вписать в таблицу ни одного дела, - у тебя все еще впереди.


1.Дела(впиши их в соответствующие разделы)

2. Статус твоего участия («О» или «У»)

3. Оценка важности и полезности дела

Дела патриотической направленности (гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.)







Охрана природы,

оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты







Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми







Трудовые дела, производство







Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры) Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.)







Научные исследования







Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.







Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей







Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей







Дела, которые помогли тебе лучше узнать самого себя, самореализоваться








Опросник «Личностный рост»

для учащихся 9-11-х классов

(опрос проводится не чаще одного раза в два года)

Часть 1.

(время заполнения - не более 30 минут)

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай, согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1 или +2) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1 или -2).

«+2» - несомненно, да (сильное согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» - нет. абсолютно неверно (сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «не- \ правильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное I мнение. Спасибо!

  1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоя­щими патриотами.

  2. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.

  3. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.

  4. В общем-то, я люблю работать.

  5. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.

  6. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.

  7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.

  8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и ин­тересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

  9. Занятия физкультурой или спортом - жизненная необходимость для каждого человека.

  10. Я часто чувствую разочарование от жизни.

  11. Я многим обязан своей стране.

  12. Человек - царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер.

  13. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.

  14. Физический труд - удел неудачников.

  15. Нецензурные выражения в общении - признак бескультурья.

  16. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.

  17. Казнь человека может быть оправдана, если она совершена ради тор­жества справедливости.

  18. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо от­носились.

  19. Я считаю, что курение или алкоголь помогут мне расслабиться, снять напряжение.

  20. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.

  21. День Победы - праздник только для ветеранов и пожилых людей.

  22. Держать животных в передвижных зверинцах - бесчеловечно.

  23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.

  24. Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу в полной мере.

  25. Какое общение без бутылочки пива!

  26. Учиться - это только зря тратить время.

  27. Бомжей и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять'работать.

  28. Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем го­роде (районе) совершают приезжие.

  29. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.

  30. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.

  31. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.

  32. Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен де­лать только тот, кто намусорил.

  33. Идти на уступки - значит проявлять слабость.

  34. Я хотел бы попробовать свои силы в какой-то взрослой работе.

  35. Вандализм - это современная форма молодежного протеста против «взрослого» мира.

  36. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

  37. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.

  38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

  39. Если ты хочешь добиться чего-то в жизни, надо стараться поддержи­вать в себе хорошую физическую форму.

  40. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

  41. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.

  42. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологи­ческого вреда.

  43. На военнопленных не должны распространяться права человека, ведь война есть война.

  44. Мне нравится прилагать усилия для выполнения сложных учебных за­даний.

  45. Трудно представить русскую разговорную речь без мата,

  46. И без получения хороших знаний я смогу в будущем сделать неплохую карьеру.

  47. Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

  48. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономи­чески отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

  49. Для меня лучше активный отдых, чем отдых у телевизора или компью­тера.

  50. Меня не угнетает временное одиночество.

  51. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

  52. Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) без­нравственно.

  53. Мне кажется, что России и другим странам надо отказаться от ядерно­го оружия.

  54. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.

  55. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.

  56. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую - источником информации о событиях в стране и мире.

  57. Старики только раздражают и мешают нормально жить.

  58. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.

  59. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их по­лезности.

  60. Я часто недооцениваю себя.

  61. Я не очень-то люблю работать.

  62. Своей стране я ничего не должен.

  63. 9 Мая - наш общенациональный праздник.

  64. Учиться - это значит заботиться о своем будущем.

Бланк для ответов

1

11

21

31

41

51

61

2

12

22

32

42

52

62

3

13

23

33

43

53

63

4

14

24

34

44

54

64

5

15

25

35

45

55


6

16

26

36

46

56


7

17

27

37

47

57


3

18

28

38

48

58


9

19

29

39

49

59


10 | 20

30

40

50

60



Часть 2.

(время заполнения строго не ограничивается)

Пожалуйста, вспомни: в каких общественно-значимых практических де­лах, организуемых педагогами школы, ты участвовал за последние два года.

1.Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы.

2.Напротив каждого дела отметь, в каком статусе ты участвовал в нем. Для этого поставь во вторую колонку одну из двух букв:

«О» (организатор), если ты участвовал в планировании, органи­зации, анализе дела.

«У» (участник), если ты был просто участником этого дела.

3.Оцени, насколько важны были эти дела для тебя. Для этого поставь в третью колонку балл:

  1. - считаю это дело бесполезной тратой времени.

  2. - считаю это дело малозначимым.

  3. - считаю это дело важным и полезным для меня.

Если тебе не понятны значения каких-то слов, обратись за разъяснения­ми к учителю. И не расстраивайся, если ты не можешь вписать в таблицу ни одного дела, - у тебя все еще впереди.

1.Дела(впиши их в соответствующие разделы)

2. Статус твоего участия («О» или «У»)

3. Оценка важности и полезности дела

Дела патриотической направленности (гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.)







Охрана природы,

оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты







Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми







Трудовые дела, производство







Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры) Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.)







Научные исследования







Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.







Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей







Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей







Дела, которые помогли тебе лучше узнать самого себя, самореализоваться








Результаты опроса обрабатываются и интерпретируются следую­щим образом,

1 этап. Обработка результатов первой части опросника.

Внимание! Вначале необходимо обратить внимание на то, как школьник оценил утверждения под №№ 61, 62, 63 и 64, Если знаки хотя бы двух из этих оценок совпадают со знаками оценок утверждений под №№ 4,11,21 и 26 соот­ветственно, то дальше обрабатывать результаты опросника не имеет смыла - скорее всего, школьник отнесся к проводимому вами опросу несерьезно и по­просту ставил свои оценки наугад.

После отсеивания испорченных бланков можно приступать к подсчету ре­зультатов - при этом учитываться будут только оценки первых 60-ти утвержде­ний (61-е, 62-е, 63-е и 64-е не учитываются).

Итак, оценки, которые школьники каждого класса дали содержащимся в первой части опросника 60-ти утверждениям, распределяются по 10 шкалам, показывающим развитость их социально значимых отношений и отраженную в этих отношениях степень усвоения ими социально значимых знаний (при этом каждой шкале соответствует одна из 10 строк в бланке для ответов):

  1. Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения челове­ка как гражданина своего Отечества, характер отношений школьника к своему Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 1, 11, 21, 31, 41, 51.

  2. Характер знаний школьника о нормах поведения человека на природе, характер отношений школьника к природе показывают его оценки вы­сказываний №№ 2, 12, 22, 32, 42, 52.

  3. Характер знаний школьника о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, характер отношений школьника к миру пока­зывают его оценки высказываний №№ 3, 13, 23, 33, 43, 53.

  4. Характер знаний школьника о нормах и традициях трудовой деятель­ности человека, характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 4, 14, 24, 34, 44, 54.

  5. Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения челове­ка в пространстве культуры, характер отношений школьника к культу­ре показывают его оценки высказываний №№ 5, 15, 25, 35, 45, 55.

  6. Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, характер отношений школьника к знани­ям показывают его оценки высказываний №№ 6,16, 26, 36, 46, 56.

  7. Характер знаний школьника о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний №№ 7, 17, 27, 37, 47, 57.

  8. Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения челове­ка в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, характер отношений школьника к иным людям показывают его оценки высказываний №№ 8, 18, 28, 38, 48, 58.

  9. Характер знаний школьника о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, характер отношений школьника к своему здоровью по­казывают его оценки высказываний №№ 9, 19, 29, 39, 49, 59.

  10. Характер знаний школьника о самом себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека, характер отношений школьника к себе, своему внутреннему миру показывают его оценки высказываний №№ 10, 20, 30, 40, 50, 60.

Все баллы по каждой шкале суммируются с учетом знака. При этом знак некоторых оценок в процессе обработки бланков ответов необходимо будет заменить на противоположный. Сделать это поможет специальный ключ, в ко­тором указано, оценки каких утверждений необходимо скорректировать (буквы «пз» - означают «противоположный знак»).

Ключ к бланку для ответов

1 пз

11

21 пз

31 пз

41

51

61

2 пз

12 пз

22

32 пз

42 пз

52

62

3

13 пз

23 пз

33 пз

43 пз

53

63

4

14 пз

24

34

44

54

64

5 пз

15

25 пз

35 пз

45 пз

55 пз


6 пз

16

26 пз

36

46 пз

56 пз


7 пз

17 пз

27 пз

37

47

57 пз


S

18 пз

28 пз

38 пз

48 пз

58 пз


9

19 пз

29 пз

39

49

59 пз


10 пз

20 пз

30 пз

40 пз

50

60 пз






Если сумма баллов по той или иной шкале составляет:

  • от -12 до -7, то условно можно говорить об устойчиво-негативном ха­рактере знаний и отношений школьника;

  • от -6 до -1, - о ситуативно-негативном;

  • от 1 до 6, - о ситуативно-позитивном;

  • от 7 до 12, - об устойчиво-позитивном.

Результаты первой части опроса оформляются следующим образом.

Данные по классу могут быть обобщены так:


МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(Часть 1: характер социально значимых знаний и отношений школьников)

Результаты по классу за 2013-2014 уч. г. - в % школьников

Характер знаний и отношений

Социально-значимые объекты (ценности)

Отечество

Природа

Мир

Труд

Культура

Знания

Другие люди

Иные люди

Здоровье

Свое «Я»,

свой внутрен­ний мир

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный












Данные по школе в целом могут быть обобщены так:


МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(Часть 1: характер социально значимых знаний и отношений школьников)

Результаты по классу за г. - в % школьников

1.Характер знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отече­ства, характер отношений к своему Отечеству (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











2. Характер знаний о нормах поведения человека на природе, характер отношений к природе (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











3. Характер знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, характер отношений к миру (а % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











4. Характер знаний о нормах и традициях трудовой деятельности человека, характер отно­шений к труду (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











5. Характер знаний о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, ха­рактер отношений к культуре (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











6. Характер знаний о нормах и традициях поведения человека в информационном простран­стве, характер отношений к знаниям (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











7. Характер знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, ха­рактер отношений к другим людям (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











8.Характер знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, много­конфессиональном, многокультурном обществе, характер отношений к иным людям (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











9. Характер знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, характер отноше­ний к своему здоровью (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный











10. Характер знаний о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализа­ции человека, характер отношений к себе, своему внутреннему миру (в % школьников класса)

Характер знаний и отношений

Классы

Устойчиво-негативный











Ситуативно-негативный











Ситуативно-позитивный











Устойчиво-позитивный












2 этап. Обработка результатов второй части опросника

Для этого:

  • определяется процентное количество школьников каждого класса, принявших участие в социально ориентированных акциях и обще­ственно-полезных делах: как в статусе организаторов (отмечается буквой «О»), так и в статусе участников (отмечается буквой «У»);

  • определяется средняя оценка степени важности дел для школьников.

Результаты заносятся в таблицу, наглядно показывающую, какой опыт социально значимого действия приобретают школьники в образовательном учреждении.

Данные по классу могут быть обобщены так:

МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(Часть 2: приобретенный школьником опыт социально значимых действий)

Результаты по классу за 2013-2014уч. г. - в % школьников

Дела патриотической направленности |(гражданско-патриотические акции, поис­ковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.)

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Охрана природы, оказание реальной по­мощи растительному и животному миру нашей планеты

1

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Трудовые дела, производство

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры). Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобрази­тельного искусства и т.п.)

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Научные исследования

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Забота о других людях, помощь малы­шам, пожилым людям, инвалидам, дет­ским домам и т.п.

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей

«О» (%)


«У» (%)


Средняя оценка


Дела, направленные на заботу о соб­

«О» (%)


ственном здоровье и здоровье других лю­дей

«У» (%)


Средняя оценка


Дела, которые помогли школьникам лучше узнать самого сеоя, самореализоваться

«О» (%)


«У» (%)


Средняя |оценка




Данные по школе в целом могут быть обобщены так:

МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ школьников (Часть 2: приобретенный школьником опыт социально значимых действий)

Результаты по школе за г. - в % школьников

Участие школьников в социально значимых делах

Классы







...

Дела патриотической направленности (гражданско-патриотические акции, поис­ковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.)

«О» (%)








«У» (%)








Средняя оценка








Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты

«О» (%)








«У» (%)








Средняя оценка








Миротаорческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми

«О» (%)








«У» (%)








Средняя оценка








Трудовые дела, производство

«О» (%)








«У» (%)








Средняя оценка








Охрана памятников культуры (защита.

«О» (%)








восстановление памятников культуры). Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, сти­хов, песен, музыки, произведений изоб­разительного искусства и т.п.)

«У» (%)







Средняя оценка



\




Научные исследования

к О» (%)







«У» (%)







Средняя оценка






Забота о других людях, помощь малы­шам, пожилым людям, инвалидам, дет­ским домам и т.п.

«О» (%)






«У» (%)






Средняя оценка






Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей

«О» (%)








«У» (%)








Средняя оценка








Дела, направленные на заботу о соб­ственном здоровье и здоровье других людей

«О» (%)








«У» (%)







j

Средняя оценка








Дела, которые помогли школьникам лучше узнать самого себя, самореали­зоваться

«О» (%)







!

«У» (%)







I

Средняя оценка









Не следует полагаться на стопроцентную объективность результатов опроса, в связи с чем необходимо обязательно сверять его результаты с дан­ными педагогических наблюдений.

Оценка качества воспитанности школьников (их личностного роста) явля­ется результатом профессиональной рефлексии осуществляющих ее экспертов и производится в виде экспертного заключения по следующей схеме:

Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, не достигнуты, если наблюдается (или фиксируется проведенными опросами) негатив­ная динамика личностного развитая воспитанников - качество воспитан­ности школьников данного класса признается...

НЕДОПУСТИМЫМ

Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, достигнуты лишь частично, если наблюдается (или фиксируется проведенными опро­сами) отсутствие негативной динамики личностного развития воспитанни­ков - качество воспитанности школьников данного класса признается...

ДОПУСТИМЫМ

Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, достигнуты в полной мере, если наблюдается (или фиксируется проведенными опро­сами) позитивная динамика личностного развитая воспитанников - каче­ство воспитанности школьников данного класса признается...

ОПТИМАЛЬНЫМ


Чем полезна полученная информация?

Оценка качества воспитанности школьников позволит педагогам:

  • делать общий вывод о результатах воспитания, социализации и само­развития своих подопечных;

  • видеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности;

  • видеть масштабы каждой проблемы в пределах каждого класса и шко­лы в целом;

  • соответственно распределять свои ресурсы для решения обнаружен­ных проблем воспитания;

  • качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу (не в соответствии с, увы, распространенным в школах принципом «пол - палец - потолок», а в соответствии с выявленными проблема­ми: то есть воспитывать не вообще, а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной школы и каждого класса в отдельности вопросах воспитания);

  • регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: то есть управлять воспитательным процессом по результатам!

Кто должен осуществлять оценку качества воспитанности школьников?

Изучение личностного роста школьников и осуществление (на основе данного критерия) оценки качества воспитанности школьников производится только силами самого образовательного учреждения. Лучше всего, если эту процедуру будут осуществлять классные руководители совместно с заместите­лем директора школы по воспитательной работе.

Как часто можно производить эту оценку?

Не чаще одного раза в два года.

Какие ограничения существуют?

Ограничения связаны с нЬвым федеральным государственным образова­тельным стандартом общего образования. Как мы уже отмечали, этот стандарт указывает, что личностные результаты (ценностные ориентации, личностные качества и т.п. - то есть все то, что мы связываем с воспитанностью школьни­ков) не могут являться предметом итоговой оценки качества освоения школьниками основной образовательной программы. Их предлагается осу­ществлять в рамках других мониторинговых исследований. То есть оценка ка­чества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматри­ваться как итоговая оценка самих этих школьников, но лишь как оценка результатов деятельности школы, семьи, иных социальных институтов. И, сле­довательно, результаты мониторинговых исследований личностного роста школьников не могут быть использованы для вынесения итоговой оценки этим школьникам. Результаты подобных исследований - это предмет профессионального самоанализа и самооценки педагогов данного образова­тельного учреждения. Это внутренняя, неразглашаемая, закрытая для других (в том числе и вышестоящих органов) информация, используемая педагогами только лишь для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности.

Новый стандарт указывает также, что такого рода исследования должны быть неперсонифицированными, то есть дающими общую картину результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на результаты воспи­тания конкретного ребенка (подобные исследования недопустимы). То есть информация о личностном росте школьников - это неперсонифицированная информация.



СТЕПАНОВ П.В., к.п.н., см.е.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва

СТЕПАНОВА КВ., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ'«ИТИПРАО», г. Москва


ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ


Оценивая качество воспитательной деятельности педагогов, обратите внимание, насколько разнообразны те виды деятельности школьников, которые используются педагогом в воспитательных целях, и насколько оправдано это разнообразие. Ведь иногда сделанный педагогом акцент на использовании воспитательного потенциала какого-то одного вида деятельности (например, туристско-краеведческой) может быть весьма результативным. Тогда как по­пытка другого заняться сразу всем может стать безрезультатной из-за невоз­можности «объять необъятное».

Проанализируйте, носят ли проводимые педагогами учебные, трудовые, спортивные, творческие, развлекательные и т.п. дела воспитывающий харак­тер. Какие ценности они несут детям? Какие их личностные качества развива­ют? Если, к примеру, это урок, то только ли он проводится для того, чтобы научить ребят чему-то? Если это спортивный турнир, то только ли для победы в нем ведется подготовка команды? Если это дискотека, то только ли для развлечения и заполнения досуга детей она проводится?

Наконец, обратитесь к самому главному: стараются ли педагоги достигать неких воспитательных результатов в своей деятельности, и каких именно?

Как уже отмечалось выше, для оценки качества воспитательной деятельности педагогов предлагается использовать критерий грамотности организации воспитательной деятельности, а саму оценку производить по следующим по­казателям:

  • соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуаль­ным проблемам воспитанности школьников;

  • адекватность форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;

  • использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;

  • формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.


Анкета, которую мы предлагаем использовать для оценки качества воспитательной деятельности педагогов, носит во многом рефлексивный характер. Она позволяет не только оценить работу воспитателей, но и (и это куда важнее!) помогает им взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. В процессе анкетирования у педагогов появляется возможность:

  • проанализировать цели, которых они хотят достичь;

  • сравнить эти цели с результатами, которые они получают;

  • задуматься над тем, как используется ими та деятельность, в которую они включают школьников;

  • критически взглянуть на используемые ими формы работы с детьми;

  • осмыслить степень собственного влияния на своих воспитанников.


Анкета

«Воспитательная деятельность»

(заполняется педагогами, имеющими классное руководство

и/или внеурочную нагрузку в 5-11-х классах)

Пожалуйста, укажите Ваши ФИО

Если Вы классный руководитель, укажите класс, с которым Вы работаете ______________________

Если Вам выделены часы на организацию внеурочной деятельности де­тей, укажите, чем заполнены эти часы и с детьми из каких классов Вы проводите те внеурочные занятия (например: театральная студия, учащиеся из 7 «А» и 7 «Б» классов)


Колонка вопросов

Колонка ответов

Колонка эксперта


1. Что было приоритетом Вашей воспитательной работы с детьми за последние год или два ра­боты в этой школе? (Выберите не более четырех вариантов и поставьте напротив них знак «X»)


Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения гражданина своего Отечества, формирование ценностного от­ношения школьников к Отечеству




Передача школьникам знаний о нормах и традициях экологического образа жизни, формирование ценностного отношения к природе




Передача школьникам знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности че­ловека, формирование их ценностного отно­шения школьников к миру




Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения человека в простран­стве культуры, формирование ценностного отношения к культуре




Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения человека в информа­ционном пространстве, формирование цен­ностного отношения к знанию




Передача школьникам знаний о нормах и традициях трудовой деятельности, формиро­вание ценностного отношения школьников к труду




Передача школьникам знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с дру­гими людьми, формирование их ценностного отношения к другим людям




Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения человека в многонаци­ональном и многоконфессиональном обще­стве, формирование ценностного отношения школьников к иным людям




Передача школьникам знаний о нормах и традициях здорового образа жизни, форми­рование ценностного отношения школьников к здоровью




Передача школьникам знаний о нормах и традициях, связанных с самопознанием и самооценкой человека, и формирование ценностного отношения школьников к своему внутреннему миру




2. В рамках каких видов деятельности Вам удается формировать у школьников те социально значимые знания и социально значимые отношения, которые Вы отметили в ответах на предыдущий вопрос?

(Отмечайте только те виды деятельности, которые Вы используете в своей работе)


Учебно-познавательная деятельность

Никогда

Редко

| Часто

Регулярно



Внеурочная познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Игровая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Трудовая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Досугово-развлекательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Спортивно-оздоровительная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Туристско-краеведческая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Художественное творчество

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Социально-преобразующая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Проблемно-ценностное общение

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



3. В какие социально значимые дела Вы включали своих воспитанников за последние год-два работы в этой школе, как часто Вы это делали?

(Обведите наиболее подходящие варианты ответов)


Дела патриотической направленности (граж- данско-патриотические акции, поисковая ра­бота, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.)

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Трудовые дела, производство

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Охрана памятников культуры (защита, восста­новление памятников культуры). Создание соб­ственных художественных произведений (ска­зок, рассказов, стихов, песен, музыки, произве­дений изобразительного искусства и т.п.)

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Научные исследования

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Забота о других людях, помощь малышам, по­жилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Дела, направленные на установление доб­рожелательных отношений между людьми разных национальностей

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Дела, направленные на заботу о собствен­ном здоровье и здоровье других людей

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Дела, которые помогли школьникам пунше узнать самих себя, самореализоваться

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



4. В рамках каких видов деятельности Вам удается включать детей в те социально значимые дела, которые Вы отметили в ответах на предыдущий вопрос?

(отмечайте только те виды деятельности, которые Вы используете в своей работе)


Учебно-познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Часто Регулярно



Внеурочная познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Часто Регулярно



Игровая деятельность Никогда

Редко Часто Регулярно



Трудовая деятельность

Никогда

Редко

Часто Регулярно


Досугово-оазвлекательная деятельность

Никогда

Редко

Часто Регулярно


Спортивно-оздоровительная деятельность

Никогда

Редко

Часто Регулярно


Туристско-краеведческая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Художественное творчество

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Социально-преобразующая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Проблемно-ценностное общение

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

5. Как Вы думаете, в рамках каких видов Вашей совместной с детьми деятельности школьники сильнее переживают чувство своей общности с Вами, чувство причастности к тому, что вы вместе делаете и о чем говорите?


Учебно-познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Внеурочная познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Игровая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Трудовая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Досугово-развлекательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Спортивно-оздоровительная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Туристско-краееедческая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Художественное творчество

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Социально-преобразующая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Проблемно-ценностное общение

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


6. Используете ли Вы в своей воспитательной работе:


Организацию коллективного планирования, подготовки, проведения и анализа дел (ме­роприятий) самими школьниками

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Организацию и реализацию вместе с детьми социальных проектов

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Организацию дискуссий по поведенческим, нравственным или социальным проблемам

Никогда

Редко

Часто

Регулярно



Организацию игр или упражнений, модели­рующих решение детьми поведенческих, нравственных или социальных проблем

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Организацию индивидуальных или групповых занятий, связанных с проблемами самопо­знания, самоопределения и самореализации школьников

Никогда

Редко

Часто

Регулярно


Как производится оценка?

Качество воспитательной деятельности педагогов оценивает школьный экс­перт, которым может быть заместитель директора по воспитательной работе - сам или совместно с директором школы, заместителем директора по дополни­тельному образованию, школьным психологом и т.п. Оценка осуществляется на основе сопоставления результатов анкетирования и других знаний эксперта о профессиональной деятельности педагога (результаты анкетирования, таким образом, являются лишь вспомогательным средством для выставления оценки).

Оценивание производится следующим образом.

1. Эксперт анализирует ответы педагога на каждый из 6 вопросов анке­ты, а затем оценивает их в соответствии с имеющейся у него инфор­мацией о деятельности этого педагога (оценки выставляются здесь же, в анкете - в «Колонке эксперта»).

Вопрос

Рекомендации эксперту

Оценка

1

Это вопрос о цепях и результатах воспитания, на которые ориентируется в своей работе педагог. Точнее - о целях и результатах первого и второго уров­ня: приобретении школьником социально значимых знаний (знаний о соци­ально значимых нормах и традициях) и развитии социально значимых отно­шений школьника (позитивных отношений к базовым общественным ценно­стям). Ответы педагога на этот вопрос должны соответствовать приоритетам образовательного учреждения, характеру педагогической деятельности учи­теля. Но самое главное - они должны соответствовать тем проблемам воспи­танности, которые за последние год или два были характерны для детей тех классов, с которыми педагог работает

От 1 до 4

2

Это вопрос о достижении педагогом воспитательных целей и результатов первого и второго уровня. Оценивая ответы педагога, важно обратить внима­ние на следующее:

  • В каких видах деятельности достигаются эти результаты и соответ­ствуют пи они тем видам деятельности, на организацию которых педа­гог тратит свое основное рабочее время?

  • Насколько регулярно удается педагогу достигать этих результатов?

  • Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

3

А в этом вопросе речь идет уже о воспитательных целях и результатах треть­его уровня: накоплении школьником опыта социально значимого действия. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  • Практикует ли педагог в своей работе включение школьников в соци­ально значимые дела?

  • Насколько часто он это делает?

  • Соответствует ли эта частота специфике совместной деятельности педагога и школьников, а также возрастным особенностям детей?

  • Соотносятся ли ответы педагога с ответами его воспитанников на аналогичный вопрос из опросника «Личностный рост» и в чем причина возможных расхождений?

От 1 до 4

4

Это вопрос о достижении педагогом воспитательных целей и результатов третьего уровня. Ответы педагога оцениваются так же. Обратите внимание на следующее:

  • В каких видах деятельности достигаются эти результаты и соответ­ствуют ли они тем видам деятельности, на организацию которых педа­гог тратит свое основное рабочее время?

  • Насколько регулярно удается педагогу достигать этих результатов?

  • Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

5

Данный вопрос предназначен в большей мере для профессиональной рефлексии педагога, чем собственно для оценки его деятельности. Это вопрос о воспитыва­ющем влиянии педагога на школьников. Сила этого влияния зависит от пережива­ния школьниками чувства общности как с самим педагогом, так и с теми людьми, которых он в своем лице представляет, о которых рассказывает, чьи знания, от­ношения и действия предъявляет детям 8 качестве образцов. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  • В каких видах деятельности, по мнению педагога, это чувство общно­сти переживается школьниками в большей мере (именно здесь педагог будет более успешен как воспитатель) и соответствуют ли они тем видам деятельности, на организацию которых педагог тратит свое основное рабочее время?

  • Как часто педагогу удается достигать этого эффекта?

  • Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

6

Это вопрос об используемых педагогом некоторых наиболее эффективных и вместе с тем доступных формах работы с детьми. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  • Насколько разнообразны эти формы?

  • Как часто педагог использует эти формы?

  • Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4


  1. Эксперт суммирует баллы и выставляет общий оценочный балл по каждой из анкет (ставится в нижней правой ячейке анкеты).

  2. Эксперт суммирует общие баллы по всем анкетам, а полученную сум­му делит на количество педагогов, принимавших участие в анкетиро­вании: то есть определяет среднеарифметический балл для всего об­разовательного учреждения. Если суммирование этих баллов дает:

6-11 баллов

Это может свидетельствовать о НЕДОПУСТИМОМ качестве воспитательной дея­тельности педагогов

12-18 баллов

Это может свидетельствовать о ДОПУСТИМОМ качестве воспитательной деятель­ности педагогов

19-24 балла

Это может свидетельствовать об ОПТИМАЛЬНОМ качестве воспитательной дея­тельности педагогов


Чем полезна полученная информация?

Полученная информация позволит администрации школы обнаружить проблемные аспекты организации педагогами воспитательного процесса, сов­местно с ними анализировать найденные проблемы и пытаться находить их решение в ходе планирования воспитательной работы, распределения полно­мочий своих сотрудников, поддержки их профессиональной мотивации и реа­лизации иных управленческих функций.

Кто должен осуществлять оценку качества воспитания?

Оценка качества воспитательной деятельности педагогов должна осу­ществляться только силами самого образовательного учреждения. Лучше все­го, если эту процедуру будет осуществлять заместитель директора школы по воспитательной работе.

Как часто можно производить эту оценку?

Логично, если эта оценка будет производиться с той же регулярностью, что и оценка качества результатов воспитания, а именно, один раз в два года.

Какие ограничения существуют?

Недопустимо использование результатов оценки для сравнения педагогов друг с другом, для составления тех или иных профессиональных рейтингов, для какого бы то ни было поощрения или наказания педагогов или всего обра­зовательного учреждения.


СТЕПАНОВ П.В., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва СТЕПАНОВА И.В., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва


ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ


Проведенная вами оценка качества воспитания в школе даст вам почву для размышлений о его проблемах, достоинствах, перспективах. И эти раз­мышления, собственно, и представляют собой анализ школьного воспитания.

Пожалуй, главная сложность такого анализа - это отсутствие во многих российских школах сколь-нибудь устоявшихся традиций его проведения. Про­блемно-ориентированный анализ часто подменяется отчетом о проделанной работе. А в нем обычно перечисляются проведенные за прошедший год воспи­тательные мероприятия: что провели, как провели, чего не провели и по какой причине. К этому добавляются сведения о деятельности кружков, клубов, сек­ций, имеющихся в школе детских организаций, органов ученического само­управления и т.п. Еще приводится статистика творческих, спортивных, трудо­вых и прочих внеучебных достижений учащихся, а также статистика правона­рушений школьников и произошедших ЧП. Отмечаются выдающиеся (как в пер­вом, так и во втором случае) воспитанники. Вершиной такого отчета считается сообщение результатов различных диагностик, касающихся воспитанности школьников, после чего следуют выводы о необходимости улучшить..., углу­бить..., расширить..., продолжить формировать..., обратить особое внимание на... и усилить контроль за...

Содержащаяся в таком отчете информация в большинстве своем отнюдь не бесполезна, но вот только анализом состояния школьного воспитания это называть не стоит. Отчет - он и есть отчет.

Настоящий же анализ предполагает не просто описание положения дел со школьным воспитанием, а:

  1. во-первых, сопоставление полученных результатов в воспитании школьников с поставленными в этой области целями;

  2. во-вторых, выявление факторов, позитивно или негативно повлияв­ших на полученные результаты (то есть поиск причин получения тех или иных результатов);

  3. в-третьих, формулирование важнейших проблем в сфере воспита­ния, которые школе предстоит решать в будущем.


Мы предлагаем один из возможных вариантов проведения проблемно- ориентированного анализа школьного воспитания, результаты которого можно будет заносить в представленный ниже бланк.


Бланк проблемно-ориентированного анализа школьного воспитания


ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Образовательное учреждение:

Дата проведения (не чаще 1 раза в два года)

ОБЪЕКТ

Что анализировалось?

ОСНОВАНИЯ

На основании чего осуществлялся анализ?

ВЫВОДЫ

Какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа, над чем предстоит работать?

1. Воспитанность школь­ников (заполняется сов­местно заместителем ди­ректора по воспитательной работе, школьным психоло­гом и классными руководи­телями)

Педагогическое наблю­дение и использование диагностического опрос­ника «Личностный рост» (для школьников 4-11-х классов)

1 «А» класс:

1 «Б» класс:

2 «А» класс:

2 «Б» класс:

3 «А» класс:

3 «Б» класс:

4 «А» класс:

4 «Б» класс:

5 «А» класс:

5 «Б» класс:

6 «А» класс:

6 «Б» класс:

7 «А» класс:

7 «Б» класс:

8 «А» класс:

8 «Б» класс:

9 «А» класс:

9 «Б» класс:

10 «А» класс:

11 «А» класс:

2. Воспитательная дея­тельность педагогов (за­полняется заместителем директора по воспитатель­ной работе)

Наблюдение, анализ планов воспитательном работы и/или программ внеурочной воспитыва­ющей деятельности, ан­кетирование педагогов школы

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

3. Управление воспита­тельным процессом (за­полняется совместно заме­стителем директора по воспитательной работе и директором школы)

Результаты наблюдения и анкетирования педаго­гов школы


3.1. Реализация управлен­ческой функции «Планиро­вание процесса воспита­ния»



3.2. Реализация управлен­ческой функции «Организа­ция работы педагогов- воспитателей»



3.3. Реализация управлен­ческой функции «Поддерж­ка профессиональной мо­тивации педагогов-воспи­тателей»



3.4. Реализация управлен­ческой функции «Контроль воспитания»



4. Материально-техничес­кие средства как ресурс воспитания (заполняется заместителем директора по воспитательной работе)



5. Окружающая школу среда как ресурс воспи­тания (заполняется заме­стителем директора по воспитательной работе)



6. Детский коллектив как ресурс воспитания (за­полняется совместно заме­


1 «А» класс:


1 «Б» класс:

стителем директора по вос­питательной работе, школь­ным психологом и классными руководителями)


2 «А» класс:


2 «Б» класс:


3 «А» класс:



3 «Б» класс:



4 «А» класс:



4 «Б» класс:



5 «А» класс:



5 «Б» класс:



6 «А» класс:



6 «Б» класс:



7 «А» класс:



7 «Б» класс:



8 «А» класс:



8 «Б» класс:



9 «А» класс:

9 «Б» класс:

10 «А» класс:

11 «А» класс:

7. Уклад школьной жизни как ресурс воспитания




Как работать с бланком анализа?

В бланке вы заполняете лишь третью колонку, то есть стараетесь сделать выводы о том, какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа и над чем вам предстоит работать в ближайшее время.

Пункт 1. Выводы относительно воспитанности школьников.

Каково качество воспитанности школьников каждого класса и соответ­ствует ли оно тем целям, которые ставили перед собой педагоги?

Какова динамика личностного роста школьников каждого класса (в случае если вы ранее изучали воспитанность по таким же критериям и с использова­нием тех же методик и у вас есть возможность сделать сравнение)?

Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников удалось решить?

Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников ре­шить не удалось?

Какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?

Пункт 2. Выводы относительно воспитательной деятельности педагогов.

Испытывает ли педагог затруднения в определении целей своей воспита­тельной деятельности? Соответствуют ли цели и результаты его работы прио­ритетам образовательного учреждения, характеру его собственной профессио­нальной деятельности, а также тем проблемам, которые за последние год или два были характерны для его воспитанников?

Испытывает ли педагог проблемы с реализацией воспитательного потен­циала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников? Носят ли организуемые им учебные, трудовые, спортивные, творческие, развлекатель­ные и т.п. дела воспитывающий характер? Использует ли он в своей работе эффективные формы воспитывающих занятий с детьми? Соответствуют ли они целям и результатам, которые он стремится получить?

Стремится ли педагог к формированию вокруг себя привлекательных для ребенка детско-взрослых общностей, в которых бы культивировался благопри­стойный образ жизни и с членами которых тот мог бы себя отождествлять? Яв- 'ляется ли педагог для своих воспитанников значимым взрослым?

Пункт 3. Выводы относительно управления воспитательным процессом в школе.

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Планирование процесса воспитания"»:

  • Каковы проблемы планирования воспитательной работы в школе?

  • Составляются ли общешкольный план воспитательной работы и пла­ны воспитательной работы классных руководителей на основе резуль­татов изучения воспитанности школьников?

  • Согласуются ли планы работы классных руководителей, педагогов до­полнительного образования, социальных педагогов, воспитателей ГПД?

  • » Проводятся ли регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами до­полнительного образования, воспитателями ГПД по вопросам плани­рования их работы и реализации планов?

  • Привлекаются ли к разработке планов и программ воспитания родите­ли, школьники, другие педагоги?


Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Ор­ганизация работы педагогов-воспитателей"»:

  • Имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в образо­вательном учреждении, четкое представление о нормативно-методи­ческих документах, регулирующих воспитательный процесс в школе: общешкольном плане воспитательной работы; программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся (для образова­тельных учреждений, перешедших на новые стандарты общего обра­зования); программах организации внеурочной воспитывающей дея­тельности школьников (для образовательных учреждений, перешед­ших на новые стандарты общего образования) и т.п.?

    • Имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в образова­тельном учреждении, четкое представление о своих должностных ин­струкциях, своих правах и обязанностях, сфере своей ответственности?

  • Отмечают ли они, что в этих документах нет противоречий, неясных формулировок, в них четко прописаны права, обязанности и сфера их ответственности?



Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей"»:

  • Организуется ли в школе повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, поощряется ли профессиональный рост педагогов, зани­мающихся воспитанием школьников (есть ли в школе система настав­ничества для начинающих классных руководителей; существует ли практика проведения обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий по проблемам воспитания; поощряется ли участие педагогов школы в профессиональных конкурсах воспитательной направленности, всероссийских, городских или окружных семинарах, научно-практических конференциях по воспитательной проблематике, публикация их работ в профильных журналах и сборниках)?

  • Поощряются ли школьные педагоги за свои индивидуальные достиже­ния в сфере воспитания детей, находит ли администрация способы не только морального, но и материального поощрения педагогов, зани­мающихся воспитанием школьников?

  • Стремится ли школьная администрация, к сокращению объема и упрощению процедур оформления документации, которую ведут клас­сные руководители, педагоги дополнительного образования, социаль­ные педагоги, воспитатели ГПД?

  • Отмечают ли педагоги, что администрация образовательного учре­ждения поддерживает обратную связь со своими подчиненными, уде­ляет много внимания личному общению с педагогами-воспитателями, старается выслушивать их жалобы, прямые и скрытые просьбы, пред­ложения, инициативы и т.п.?

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Контроль воспитания"»:

  • Осуществляется ли в образовательном учреждении контроль динами­ки воспитанности школьников, развития детских коллективов, качества воспитательной деятельности педагогов?

  • Согласуются ли процедуры контроля с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД?

  • Есть ли проблемы в осуществлении этого контроля?


Пункт 4. Выводы относительно материально-технических средств как ресурса воспитания.

Имеются ли в школе необходимые для организации воспитательного про­цесса оборудование, аппаратура, игровое, туристское, спортивное снаряжение, библиотечно-информационный фонд и т.п. (учитывайте при этом реальные возможности школы)?

Если нет, то какие именно возможности в воспитании детей вы упускаете, не имея нужного вам оборудования?

В каких материально-технических средствах особенно нуждается образо­вательное учреждение?



Пункт 5. Выводы относительно окружающей школу среды как ре­сурса воспитания.

Какие средовые ресурсы, то есть окружающие школу или находящиеся неподалеку природные (парки, заповедники, леса, горы, водоемы, гнездовья птиц, места обитания диких животных и т.п.) или культурные (учреждения куль­туры, спортивные или досугово-развлекательные центры, храмы, мемориалы, памятники и т.п.) объекты используются в процессе воспитания школьников? Какой это дает эффект?

Какие из близлежащих средовых объектов не используются школой? По какой причине, и нужно ли это школе вообще? Что из этого может быть исполь­зовано в воспитательном процессе?


Пункт 6. Выводы относительно детского коллектива как ресурса воспитания.

Какова степень сплоченности коллектива класса, насколько школьники удо­влетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым? Иными словами - на какой стадии развития коллектива находится школьный класс? Для ответа на этот вопрос можно использовать предложенные А.Н. Лутошкиным образные описания стадий развития детского коллектива («пес­чаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий фа­кел») и разработанную им же методику изучения развитости детского коллектива .

Соответствуют ли условия, в которых находится класс, уровню развития его как коллектива? Ведь, к примеру, от сформированного из нескольких быв­ших девятых классов единого десятого класса ожидать высокого уровня разви­тия коллектива явно не стоит. То же, кстати, можно сказать и про объединения детей младших классов, j Опыт каких классных коллективов и каких классных руководителей можно будет распространять в школе?

Какому классу и какому классному руководителю предстоит в дальней­шем оказывать помощь и поддержку в развитии классного коллектива?


Пункт 7. Выводы относительно уклада школьной жизни как ресур­са воспитания.

Культивируется ли в школе партнерский, уважительный, доброжелатель­ный стиль общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогиче­ского и детского сообществ школы? Какие проблемы здесь еще не решены? Что удалось решить в последние годы?

Какие общешкольные традиции и ритуалы (вводящие ребенка в мир школьной жизни, формирующие чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении) интересны и популярны среди школьников и педагогов? Какие традиции и ритуалы постепенно утрачи­вают свою значимость для школьников и педагогов?

Осуществляется ли в школе коллективная подготовка, проведение и ана­лиз общешкольных событий воспитательной направленности? Как часто это делается? Какой процент школьников принимает в этом участие? Какой из эле­ментов КТД удается более всего? Какой - менее всего?

Ориентирована ли предметно-эстетическая среда образовательного учре­ждения (обустройство школьного двора, кабинетов, коридоров, рекреаций, цве­товое, световое и декоративное их оформление) на воспитание школьников?

В завершении осуществляемого вами проблемно-ориентированного ана­лиза состояния школьного воспитания вам предстоит лишь проранжировать для себя выявленные проблемы по степени их значимости: что необходимо решать в первую очередь, что - во вторую, а что - в третью... В итоге простран­ство ваших дальнейших действий более или менее определено. Пришла оче­редь принимать решения.




© 2010-2022