- Преподавателю
- Классному руководителю
- Направление в воспитательной работе
Направление в воспитательной работе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толмачёва С.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Концепция патриотического воспитания в общеобразовательных организациях ДНР.
Напомню, что такое патриотическое воспитание.
Это деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание охватывает.
охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.
Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов.
Чем же обусловлена актуальность разработки концепции патриотического воспитания
-
необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
-
отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу времени и являлась основой системы патриотического воспитания детей и молодежи ДНР;
-
поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
-
необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
-
потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Концепция является методологической основой для разработки программ и проектов по патриотическому воспитанию молодежи.
Реализация Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи позволит дать новый импульс духовному оздоровлению народа, начать процесс формирования в Республике единого гражданского общества.
Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР
-
патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу;
-
стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг;
-
соблюдать свои конституционные права и обязанности;
-
обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества;
-
достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие его задачи:
-
информационно-мировоззренческая подготовка молодежи;
-
ценностное отношение к социально значимым идеям и ценностям, связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
-
воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;
-
утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
-
формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
-
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
-
уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
-
формирование желания учиться и самосовершенствоваться;
-
формирование моральной психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
-
повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой деятельности;
-
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
-
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;
-
создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни.
.Какой можно из всего выше сказанного сделать вывод.
Все указанные цели и задачи подчинены главному - обеспечению на ближайший период жизни новых поколений Донецкой Народной Республики роста уровня значимости патриотизма у всех слоев населения.
Давайте рассмотрим основные направления в патриотическом воспитании школьников.
-
военно-патриотическое,
-
гражданско-патриотическое,
-
духовно-нравственное,
-
историко-патриотическое (краеведческое),
-
культурно-патриотическое,
* спортивно-патриотическое
Военно-патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:
государственное - базируется на обеспечении государством системы военно-патриотического воспитания;
социальное - основывается на изучении норм морали, их соблюдении. Ориентировано на осознание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициям народа;
военное - предусматривает изучение военной истории, битв славянского войска, основных образцов техники и вооружения Вооруженных Сил ДНР, приобретение начальных навыков использования их, повышение физической подготовки в интересах защиты Отечества;
психолого-педагогическое - основывается на изучении психологических особенностей молодежи, их учете в процессе подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по обобщению и распространению передового опыта военно-патриотического воспитания, совершенствовании форм и направлений этой деятельности;
правовое - предполагает формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой правовой культуры.
Методы военно-патриотического воспитания.
убеждение - формирование уверенности в общественной полезности деятельности по подготовке к защите Отечества;
стимулирование - реализуется в различных формах поощрения и соревнованиях;
личный пример - деятельность педагога, воспитателя, который должен быть образцом для молодежи;
самоподготовка - процесс активного формирования и самосовершенствования молодого человека;
военно-патриотическое воспитание осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов, экскурсий в музеи воинских частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам боевой славы, поисковой работы, участия в работе клубов и кружков военно-патриотического направления.
Гражданско-патриотическое воспитание основано на
-
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения;
-
массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями;
-
утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины, к традициям;
-
формирование ведущих интегративных качеств личности;
-
воспитание уважения, толерантного отношения и интереса к представителям разных народностей;
-
воспитание активной гражданской позиции.
Основные направления духовно-нравственного воспитания
-
создание воспитывающей духовно-нравственной среды в общеобразовательных организациях;
-
стимулирование здорового образа жизни;
-
организация коллективной творческой деятельности детей и учащейся молодежи;
-
корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого учащегося, стимулирование его самопознания и самовоспитания;
-
дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания, воспитание духовности, трудолюбия;
-
организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности;
-
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся, организация профориентационной работы;
-
укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных воспитательных мероприятий.
Историко-патриотическое воспитание сосредотачивает усилия на познании
Исторических корней и осознании:
-
неповторимости Отечества и его судьбы,
-
гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Оно предполагает изучение:
-
многовековой истории Отечества,
-
места и роли родного края в мировом процессе,
-
в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии,
-
также проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса,
-
широкое освещение деятельности известных исторических личностей - выходцев из Донбасса,
-
археологические экспедиции и исторический туризм,
-
развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.
Культурно-патриотическое воспитание предполагает
изучение истории и культуры Отечества;
-
деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории ДНР;
-
формирование гражданского мировоззрения.
В результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и развиваются:
-
разносторонняя эмоционально-чувственная сфера,
-
высокое патриотическое сознание и чувство верности своему Отечеству,
-
готовность к выполнению гражданского и служебного долга,
-
нравственные идеалы,
-
культура личности и эстетическое отношение к действительности,
-
гражданское мировоззрение,
-
высокие морально-патриотические качества.
Спортивно-патриотическое воспитание предполагает
расширение общественных представлений о роли физического воспитания, распространение норм здорового образа жизни, усиление противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых путей укрепления здоровья граждан ДНР.
19.ПОЭТОМУ!Важной составляющей системы патриотического воспитания является работа классного руководителя как с учащимися, так и родителями:
* На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно
стать обучение родителей воспитания законопослушного гражданина.
* В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям; отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Обеспечение информационной поддержки патриотического воспитания в ДНР возможно посредством
-
активного использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб, ведомственных СМИ и т.д.) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
-
расширения социальной рекламы в средствах массовой информации, (на бигбордах, стендах и т.д.);
-
издания книг, брошюр, буклетов, газет, пособий и иных печатных изданий по вопросам патриотического воспитания в ДНР;
-
участия в выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного фонда;
-
изготовления художественных и документальных кинофильмов, видеофильмов, слайд- шоу о ДНР;
-
проведения ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о ДНР, научно-практических конференций, круглых столов;
-
увеличения присутствия информации о патриотическом воспитании в глобальной сети «Интернет», активного использования возможностей блогосферы, форумов, живых журналов, социальных сетей, размещения короткометражных роликов о патриотическом воспитании на различных информационных порталах, видеоблогах и т.д.;
-
создания во всех структурах общеобразовательных организациях ДНР музеев, комнат боевой славы, стендов патриотического воспитания; создания во всех структурах учебных учреждений ДНР музеев, комнат боевой славы, стендов патриотического воспитания;
-
проведения и участия в региональных и местных массовых акциях по патриотическому воспитанию, включая авиаперелеты, авто и велопробеги, пешие переходы;
-
проведения военно-патриотических игр и соревнований;
-
учреждения в ДНР памятных дат;
-
создания тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы и т.д.
Пути реализации Концепции
-
Разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи.
-
Активизация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в сфере патриотического воспитания молодого поколения.
-
Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями.
-
4. Усиление роли семьи в процессе патриотического воспитания детей и молодежи.
. В результате внедрения Концепции ожидается:
* утверждение патриотизма и патриотического самосознания молодежи,
-
формирование у молодежи характерных черт патриота: активная поддержка и развитие государственности, соблюдение Конституции ДНР;
-
бережное отношение к богатствам родной природы, к родной культуре, языку, традициям, уважение к исторической памяти;
-
повышение заинтересованности молодежи относительно государственной службы и службы в армии ДНР, ее готовности к защите Родины;
-
сохранение стабильности в обществе, социальном и экономическом развитии страны, укрепление ее обороноспособности и безопасности;
-
создание эффективной воспитательной системы патриотического воспитания молодежи;
-
социально-экономический подъем, укрепление правовой и
политической мощи государства, обеспечение
обороноспособности и безопасности страны, достижение
социальной стабильности в обществе, преодоление причин
социальных, этнических, региональных и иных конфликтов.
Прежде чем мы с вами посмотрим презентацию, которую по праву можно отнести к категории патриотическое воспитание школьников, мне хотелось бы своё выступление закончить словами Макаренко