Разработка занятия в школьном музее на тему «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы

Актуальность темы очевидна, так как воспитание любви к своей Родине, желание узнать её и готовность к деятельности на благо окружающих людей,  как предпосылки к деятельности на благо Родины. Особенно необходимы в наше время, когда в силу изменившейся ситуации социального развития резко увеличилось число детей с агрессивными проявлениями, а стремление к самосовершенствованию и проявлению собственной индивидуальности выражается у многих детей в форме противопоставления себя другим. Не желание вник...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бориспольская начальная общеобразовательная школа»



«Ознакомление дошкольников

с бытом и предметами утвари русской избы»

Автор: Сакова Валентина Ивановна












Актуальность темы очевидна, так как воспитание любви к своей Родине, желание узнать её и готовность к деятельности на благо окружающих людей, как предпосылки к деятельности на благо Родины. Особенно необходимы в наше время, когда в силу изменившейся ситуации социального развития резко увеличилось число детей с агрессивными проявлениями, а стремление к самосовершенствованию и проявлению собственной индивидуальности выражается у многих детей в форме противопоставления себя другим. Не желание вникнуть в проблему другого человека, не умение понять и принять другое мнение, другую культуру.
Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу - одна из главных задач ФГТ в области «Социализация».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с историей быта своего народа.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно-образовательная деятельность. Важно, чтобы она повышали детскую мыслительную активность. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться, как личность.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель непосредственно-образовательной деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»: продолжать знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта. Закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

  • Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.

  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель, в русском народном костюме - хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
- Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка - ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня «Пряха».

Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

  • Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

  • Хорошо прядёшься - весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Воспитатель (после просмотра презентации):
- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые.

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)

Кто сказал - частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю -
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею - чашки
От грязнули Машки.

Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок -
Целый день он на печи
Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Разработка занятия в школьном музее на тему «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).

- Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…

Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник... (самовар).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).

Разработка занятия в школьном музее на тему «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы

Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?



Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки - красного, листики - зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое - для подковы, красное - для яблок и зеленое - для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже знаете.
Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой - то раскатать и сделать длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).



Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.



Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)



- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!



© 2010-2022