Духовно-нравственное воспитание детей: интеграция семьи и школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ:

ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Голубятникова Т.П.,

учитель истории и обществознания,

МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Губкина

Куприянова С.А.,

учитель истории и обществознания,

МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Губкина



In the article the issues of spiritually-moral education of children of school age is invited to consider the integration efforts of families, schools, churches, the state, as basic social institutions of society.

Key words: spiritually-moral education, educational ideal, aims and objectives of education, values, social institutions

Одной из самых важных проблем, которую должно решить современное общество, является проблема преодоления кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Происходящие в нашей стране социально-экономические и политические изменения привели к тому, что российское государство лишилось официальной идеологии, общественно-духовных и нравственных идеалов, были утрачены такие ценности как честь, дружба, любовь, семья, патриотизм, долг.

Чем можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека? Доктор педагогических наук Н.Д.Никандров считает: "Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности."[1,3]

Таким образом, перед обществом стоит задача формирования новой системы ценностей, взамен разрушенной в девяностые годы прошлого столетия. Кто должен принимать участие в этом важном и сложном процессе? На наш взгляд, это семья, школа, церковь, государство. Причем необходимым является сотрудничество этих важных социальных институтов. Системный подход предполагает одновременное включение духовно-нравственного компонента в воспитательную деятельность семьи, учреждений образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо", формирует нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Поэтому значение семьи исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищенной не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.

Как известно, воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участниками которого являются воспитательно-образовательные учреждения и организации. Именно школа, с опытными педагогами должна стать тем координационным центром, который сумеет руководить сложным процессом воспитания подрастающего поколения.

В семейных отношениях между родителями и детьми связующим звеном выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Подавляющее большинство родителей такими знаниями не обладают, поэтому задача школы помочь родителям в приобретении этих знаний. Наиболее доступные, на наш взгляд, следующие формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы, лектории для родителей, которые должны проводить педагоги совместно с психологами, священниками, врачами, проведение совместных мероприятий, наглядные виды работ (выставки детских работ и работ родителей, информационные стенды для родителей), совместные походы, экскурсии, проектные работы. Доброй традицией стали конкурсы, направленные на воспитание патриотизма, проводимые по трем номинациям:

«На благо Отечества» (формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи); «Мы разные, но мы вместе» (формирование умений жить в многокультурном обществе); «Ценности, которым нет цены» (воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей и молодежи). Кроме того, взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества[2, 5].

В развитии традиций патриотического, нравственного воспитания большая роль принадлежит педагогам, преподающим предметы гуманитарного цикла, поэтому важно эффективно использовать воспитательный потенциал таких предметов как обществознание, история, православная культура, литература. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки и просчеты [3]. Формирование гражданской общероссийской идентичности возможно при использовании нетрадиционных формы работы, создании ситуаций, анализ которых поможет ребятам определить истинные ценности, их значение для общества и лично для себя, при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

Большую помощь семье в воспитании детей и подготовке их к семейной жизни оказывает предмет обществознание. Так, новая программа по обществознанию Л.H. Боголюбова, предусматривает проведение уроков, которые посвящены семье, формированию представления о семье как об основной ячейке общества, показывается ее значимость, роль каждого члена семьи в ее благополучии. Знакомит ребят с понятиями: семейный бюджет, семейное хозяйство и т.д. Создание проекта по теме «Бюджет семьи» способствует формированию представления у детей об ограниченности ресурсов семьи, их рациональном использовании, а сотрудничество с родителями способствует формированию навыков совместной деятельности.

Использование православно-христианских принципов любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества поможет преодолеть современный кризис культуры, науки, образования, кризис внутреннего мира человека. Как нельзя лучше для этого подходят встречи со священнослужителями, совместные православные праздники, выставки, изучение жизни святых, посещение храмов, проведение исследовательской работы по изучению богатого духовного наследия Белгородчины.

Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения имеют нравственные качества учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в жизни, его отношение к ученикам, коллегам. Поэтому первоочередной задачей для педагога является соответствие тем качествам, которые он воспитывает в своих учениках.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства, ведь духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Литература

  1. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. М.: Педагогика, 2008, - 53 с.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков A. М., Тишков B. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:Просвещение, 2009, - 26 с.

  3. минобрнауки.рф/документы/3483/файл/2325/13.07.01

Проект_Историко-культурного_стандарта.pdf

© 2010-2022