Сообщение для методического объединения классных руководителей Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы

Данное сообщение предназначено в помощь классным руководителям, которые стремятся создать дружный, терпимый друг к другу коллектив учащихся. Материал подобран и составлен на основе современных публикаций педагогической литературы. В сообщение включены рекомендации практикующих психологов и педагогов по формированию толерантности в классном коллективе, приемы индивидуальной и групповой работы.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида г.Саратова»

410012, г.Саратов, ул.Гоголя, 42, тел/факс 73-40-34




Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы.



Сообщение для методического объединения классных руководителей

Неврюевой Я. В.














2013г


Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают пра­вом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс). Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9 класс) - постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов ра­боты по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией дея­тельности детей в классе, использованием произведений художественной литера­туры и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспу­тов, дебатов). Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспи­тательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.


Вводное упражнение «Знакомство».

Все участники становятся в круг. Ведущий называет своё имя и имя любого участника и кидает ему мяч. Задача участника - поймать мяч, поблагодарить кинувшего (например, «Спасибо, Сергей»), затем назвать своё имя и , бросив мяч, назвать имя того, кто должен его поймать. После того как мяч побывает у всех участников, он возвращается к ведущему.

Упражнение «Моя ассоциация» (для закрепления понятия «толерантность»).

Ведущий называет слово, а учащиеся должны найти связь между ним и понятием о толерантности. Например, Книга. - Книга учит нас пониманию, миру, добру, как и толерантность. Радуга - Радуга имеет разные оттенки, так и толерантность имеет разные определения; или так и все люди разные, но вместе создают прекрасное разнообразие.

Упражнение - энергизатор «Едем в автобусе».

Цель игры - создание положительной атмосферы в классе и провести диагностику на предпочтения и взаимодействие учащихся в классе.

Все сидят на стульях, расположенных по кругу, и лишь один стул пустой. Тот, кто находится слева от пустого стула, начинает игру. Он пересаживается на свободный стул со словами: «А я еду». Участник, рядом с которым освободилось место, занимает его со словами: «А я рядом». Следующий - занимает освободившийся стул со словами: «А я с …» (называет имя того, с кем бы хотел сидеть, например, с Машей). Тот, кого пригласили, пересаживается на свободный стул. Игра повторяется.


1. Прием «Обнаружение противоречий»

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак -монада, в ко­тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселен­ная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал. Значения, открывающиеся при осмыслении мона­ды, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формиро­вания толерантного сознания учащихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холо­да, дня без ночи, жизни без смерти... Учитель может по­просить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок..


Упражнение «Таблица антиподов»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положи­тельные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость (при условии, если это индивидуальная беседа).

2. Прием «Коррекция позиций»

Обтекаемость формы символа единства и цветового рисунка внутри него говорят о тен­денции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Приме­ров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предате­лем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и нега­тивные качества человека.


Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пыта­ются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применимы. На­пример, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственно­му принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отно­шению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3- Прием «Акцент на лучшее»

Вновь обращение к образу символа единства. Темное пятно - на светлом фоне и свет­лое пятно - на темном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться прини­мать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хо­рошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять при­чину твоих поступков».



Упражнение «Камушек в ботинке»

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «ка­мушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).


Упражнение «Жемчужина в раковине»

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему при­сущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребен­ку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизи­рующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превос­ходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек счи­тает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Упражнение «Превращение символа»

Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе символа единства. Что происходит с рисунком-символом, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рису­нок символа для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, моти­вов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и ок­ружающих нас людей, тем интереснее жить.


Упражнение «Идеальный образ себя»

Учитель просит ребенка нарисовать свой многоцветный символу, состоящий из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хо­рошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индиви­дуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по от­ношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безус­ловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогиче­ских приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Ка­ждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использу­ет те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Используемая литература:


  1. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя

Л.В. Байбородова yspu.yar.ru


  1. Воспитание толерантности у младших школьников

Луценко Марина Евгеньевна, учитель начальных классов


  1. Приемы индивидуальной и групповой работы по воспитанию толерантности

irost45.ru/files/f7c3cd7aaaf90e7c6ffcda53d49c0f24.doc


  1. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы

Гейвандова Б. И.pravo.vuz-chursin.ru/?d=420


© 2010-2022