СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС

В СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ О  РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС,  ГОВОРИТСЯ О СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ . ИМЕННО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  К ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СОДКРЖАНИЯ  В ДАННОМ КУРСЕ  ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ  ЗАЛОЖЕННАЯ ВО ФГОС  ИДЕЯ ОРГАНИЧНОГОСЛИЯНИЯ  ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ , РАЗВИТИЯ И  ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ  В ОДНО ЦЕЛОЕ РЕЧЬ ИДЕТ  ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  В РАМКАХ  ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ГДЕ  ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ , Р...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качеева А .Г. МБОУ «СОШ№59»г.Барнаула.

Создание условий для личностного развития школьников и становления у них комплекса метапредметных действий, предусмотренных ФГОС.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Одним из ведущих подходов в период обучения грамоте является системно-деятельностный подход к организации обучения. Системно-деятельностный подход - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи. этим особенностям формы деятельности.

Системно -деятельностный подход в период обучения грамоте проявляется в следующем:

-появление у детей интереса к первой учебной книге , желание с ее помощью учиться , приобретать знания и умения ,осознание новой социальной роли ученика,

- зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения,

-формирование любознательности , а для ее удовлетворения - стремления хорошо научиться читать, узнать мир книг и войти в него,

-возникновения интереса к фактам языка и, как следствие ,- к самому языку и его дальнейшему изучению,- ориентация на соблюдение морально-этических норм , на проявление доброго отношения к людям , уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам .

В период обучения грамоте заложено начало формировании я у школьников метапредметных учебных действий :

Регулятивных

- выполнение различных учебных действий , использование при этом различных способов помощи, оценивание правильности выполнения действий другими, контроль и оценивание своих действий,

Познавательных

- понимание информации , представленной в . разных формах, втом числе изобразительной , модельной , сравнение информации , представленной разными способами , перевод информации , принятой в изобразительной и модельной формах в словесную,

Коммуникативных

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками , осуществлять совместную деятельность , осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению.

Поэтому в период обучения грамоте решаются задачи как разностороннего развития и воспитания ребенка , так и формирование у него не только читательских, но и лингвистических умений.

Системно -деятельностный подход проявляется в следующем:

- приобретение знаний о языке, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными , познавательными или учебными мотивами.,

-учащиеся ставят учебную задачу , обеспечивая ее принятие и активные действия по решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение , классификация, делаются умозаключения , выводы , обобщения , которые представляются в словесной , схематичной , модельной форме.

- все предметные умения формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний , но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. Огромное значение уделяется проведению рассуждений , построению алгоритмов и памяток.

Системно-деятельностный подход проявляется в освоении языковых и речевых понятий , закономерностей , правил и формирование соответствующих умений проходит по определенным этапам:

От мотивации и постановки учебной задачи к ее решению , осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний , к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная во ФГОС идея органичного слияния процессов обучения , развития и воспитания школьников в одно целое .

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. - 2007.- №4.

  2. Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.

  3. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. - 2008.- №10.

© 2010-2022