Формирование мотивации и социальной ответственности у детей и подростков за свое здоровье

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















«Формирование мотивации и

социальной ответственности

у детей и подростков за свое здоровье»





Автор-составитель:

Гусакова Евгения Николаевна,

заместитель директора

по воспитательной работе



















Содержание



Введение……………………………………………………………………………

стр. 3-4

Основная часть

Глава I. Законы возрастного развития детей и их учет в воспитании культуры здоровья ………………………………….................................................................

Глава II. Мотивационные основы воспитания культуры здоровья…...…………

Структура выбора эффективных форм работы по здоровьесбережению в разных возрастных группах……………………………………………………….



стр. 5-6

стр. 6-10


стр.10-11

Заключение и выводы……………………………………………………………..

стр. 12

Литература…………………………………………………………………………

стр.13




































Введение



Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко



Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество…


В.И.Андреев, чл.-кор. Российской Академии образования, д-р пед. Наук, профессор


Охрану здоровья детей можно считать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Общество и государство предъявляет системе образования социальный заказ на здоровую личность. Одним из актуальных аспектов формирования здоровой личности ребенка является здоровьесберегающее воспитание, которое можно рассматривать как органическую часть всего педагогического процесса.

Здоровьесберегающее воспитание - это воспитание соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих. Это гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, высокое сознание, развитое мышление, моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности, сформированная система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания - это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал.

Известно, что наряду с приобретенными навыками культуры поведения существуют врожденные, генетически детерминированные мотивации. Следовательно, педагогам для успешной работы чрезвычайно важно иметь четкое представление о природных мотивациях детей разных возрастных периодов.

Актуальность и научный интерес к теме работы бесспорны, так как в литературе практически нет сведений о структурной и методической организации работы педагогов по здоровьесбережению с учетом природных мотиваций детей различных возрастных групп.

Целью данного исследования является анализ эффективности учета генетически детерминированных мотиваций детей и подростков разных возрастных групп в работе по формированию культуры здоровья. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;

изучить целесообразность использования тех или иных форм работы для каждой возрастной группы обучающихся.

Объектом исследования является здоровьесбергающая деятельность в гимназии. Предметом исследования являются условия, позволяющие эффективно влиять на формирование мотивации и социальной ответственности у детей и подростков за свое здоровье.

Гипотеза - если учет генетически детерминированных мотиваций детей разных возрастных групп дает дополнительный импульс в воспитании у детей культуры здоровья, то можно достичь образовательно-социальных эффектов в области здоровьесбережения.

Практическая ценность работы заключается в описании одного из подходов к проблеме здоровьесберегающего воспитания.

Используемые методы: анализ литературных источников по теме исследования; анализ эффективности различных форм работы, используемых службой здоровья гимназии в разных возрастных группах детей.

Глава I. Законы возрастного развития детей и их учет в воспитании культуры здоровья

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства человека есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.

Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущий вид деятельности ребенка определяет развитие его познавательных процессов. Ведущий тип общения определяет формирование основных черт личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Когда мы говорим о ведущей деятельности или о ведущем виде общения, об их значении для развития ребенка в тот или иной период его жизни, то это не означает, что только данные виды общения и деятельности фактически ведут за собой развитие. Правильнее было бы говорить о системе взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм общения. Если расположить различные виды деятельности и общения детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими в процессе возрастного развития детей, то получится следующий ряд:

1. Эмоционально-непосредственное общение - общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2. Предметно-манипулятивная деятельность - деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.

3. Сюжетно-ролевая игра - сочетание игровой деятельности с общением имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет. В этом возрасте у детей слабо развито мышление, поэтому только в конкретной игре ребенок очень быстро усваивает определенный, воспитывающий вид поведения, который будет в дальнейшем определять его морально-нравственный и культурный уровень. Занятия по здоровьесбережению необходимо строить с элементами игры. При этом они должны дополняться красочными рисунками.

4. Учебно-познавательная деятельность - сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет. В этом возрасте у детей уже развито образное мышление, поэтому на занятиях по сохранению и укреплению здоровья педагогам можно рекомендовать использование различных видов искусства. Сами занятия по здоровьесбережению могут сочетаться с обучением тому или иному виду деятельности (спорту, хореографии, музыке и т.д.)

5. Профессионально-личностное общение - сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. Акцент в работе по здоровьесбережению - на детей этого же возраста и более старших детей, по принципу «равный обучает равного».

6. Морально-личностное общение - общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от четырнадцати-пятнадцати до шестнадцати-семнадцати лет. Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым - так можно характеризовать сексуально мотивированное здоровьесберегающее поведение.

Утверждение подобной возрастной последовательности смены ведущих видов деятельности и общения не означает, что при переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые. Это означает, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная, качественная перестройка каждого вида деятельности и общения. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется иерархия в качестве ведущих.

Глава II. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания.

Младший школьный возраст - дети от 7 до 10 лет.

Главная мотивация в вопросах сохранения собственного здоровья детей этого возраста - подчинение этнокультурным требованиям. Если они видят пример значимых взрослых (прежде всего, своих пап и мам), видят, что они придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, то дети копируют эти поведенческие реакции, они еще не совсем осознанно, но соглашаются с поведением взрослых.

Что влияет на формирование мотивации сохранения собственного здоровья:

  • образ жизни родителей;

( родители - главный и основной пример для детей от 7 до 10 лет);

  • образ жизни самого педагога;

(если педагог обучает культуре поведения, питания, ношения одежды, говорит о вреде курения, алкоголя и т.п., а сам в это время небрежно одет, отмечает, что опоздал на обед, а в перерыве между занятиями курит - никаких положительных поведенческих реакций и мотиваций у ребенка не вырабатывается, напротив, дети, видя негативный пример взрослых, подражая им, будут вести себя соответственно)

В этом возрасте развито образное мышление, поэтому на занятиях по сохранению и укреплению здоровья целесообразно использовать различные виды искусства

(художественно-прикладное и изобразительное искусство, музыкальное искусство).

Какие формы работы целесообразно использовать для формирования мотивации здоровьесбережения у детей этого возраста:

  • конкурсы рисунков, слоганов, закладок для книг;

  • классные часы общения с привлечением родителей;

  • дни здоровья «Мама, папа, я - спортивная семья»;

  • вовлечение в работу кружков и секций;

  • праздники здоровья.

  • дни витаминных салатов, соков, спелых арбузов.

10-14 лет

В глазах ребенка переоценивается фигура взрослого. Он еще значим для ребенка, но уже не воспринимается без критики. В этом возрасте примером для подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все, как один». Все поступки ребенка в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если ребенок в этом возрасте попадает в компанию курящих, - как правило, он будет курить, с пьющими - пить или употреблять наркотики. Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы детей.

Педагогу и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми.

Педагогам в своей воспитательной работе по «конструированию» здоровья (в этом возрасте) стоит ставить акцент на детей этого же возраста (сверстников) и более старших детей.

С этой целью интересно показать опыт гимназии. Так, под руководством Службы здоровья в 2003 году в гимназии образован детский координационный центр «ЗДРАВГИМН» - добровольное объединение гимназистов, поддерживающих здоровый образ жизни.

Организуя работу с позиции «на равных», лучше зная изнутри подростковую среду, ее потребности и проблемы (по данным исследований, 90% учащихся нашей гимназии, у которых возникают проблемы, идут за советом к своим друзьям, сверстникам) они способны быстрее установить контакт со своими ровесниками, сделать работу по профилактике более живой, творческой и эффективной.

Волонтеры «Здравгимна» участвуют в разных видах классной и общегимназической деятельности:

С целью пропаганды среди ребят употребления витаминизированной пищи в гимназии ежегодно проводится декада «АРБУЗНИК».

В рамках «Арбузника» волонтерами «Здравгимна» проводятся следующие мероприятия:

  • выпуск гимназической газеты «Здоровье» на тему «Здоровое питание»;

  • оформление классных уголков здоровья по теме «Здоровое питание»;

  • конкурс - выставка рекламных слоганов «Правильное питание - залог здоровья!»

С целью профилактики саморазрушающего поведения, вредных привычек -

традиционный месячник профилактики вредных привычек, наркомании и ВИЧ-инфекции.

В рамках месячника проводятся следующие мероприятия:

  • Выпуск гимназической газета «Здоровье» на тему: «Профилактика вредных привычек, наркомании и ВИЧ-инфекции».

  • В классных комнатах 1-11 классов оформляются классные уголки здоровья по данной проблеме.

  • Во всех классах проводятся часы общения с использованием видеоматериалов лекций по профилактике употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.

  • Акция «Скажи - НЕТ!»

(члены детского КЦ «Здравгимн» распространяют информационные листовки о вреде употребления подростками сигарет, алкоголя, наркотиков).

  • Акция «Гимназия без курения!» (запись в «Книгу протеста»)

Конкурс агитбригад, пропагандирующих ЗОЖ

Конкурс классных аптечек

Конкурс «Самый зеленый класс»

Конкурс «Физкультминутка на каждом уроке»

«Веселые переменки» - занятия с младшими школьниками. Физическими упражнениями, играми, танцами;

«Дежурство по здоровью». Детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;

Обучающие исследования (по методике «тихая дискуссия») на различные темы здоровья, представляющие собой незаконченные предложения, которые дети должны дописать. Например: «Я никогда не буду курить, потому что…» или «Правильный режим дня - это…»; «Чтобы быть здоровым, нельзя…» и т.д.

Акция «Тяжелый портфель». Волонтеры «Здравгимн» творчески подходят к проблеме исследования веса портфелей и сумок гимназистов. Учащиеся начальной школы весело встречают «гномов - здоровячков», которые с удовольствием рассказывают о школьных сумках.

В своей работе волонтеры активно сотрудничают с гимназическим пресс-центром «ЮНСМИ». В практику вошли радиопередачи, спецвыпуски школьной газеты «Позиция»,

Просмотр видеофильмов с записями наших акций, конкурсов родителями и гостями гимназии, т.к. их трансляция проводится в холле 1 этажа.

15-17лет

Здоровьесберегающие мотивации более разнообразны.

Поведение детей этого возраста еще определяется микросоциумом (например, друзей и т.д.), но они уже более самостоятельны в выборе решений. Дети данной возрастной группы четко понимают, что здоровому человеку легче получить более элитное образование и сделать карьеру.

В этом возрасте у детей мотивацией здоровьесбережения становятся карьерные устремления.

На занятиях по здоровьесбережению педагогам необходимо разъяснять детям, что здоровый человек может получить хорошее образование как в нашей стране, так и за рубежом. Известно, что наиболее престижные фирмы в качестве стандарта успеха в работе или при приеме на работу отдают предпочтение людям, ведущим здоровый образ жизни и обладающим крепким здоровьем.

Какие формы работы целесообразно использовать для формирования мотивации здоровьесбережения у этого возрастной группы:

  • Круглые столы (с приглашением успешных людей в различных областях деятельности);

  • Диспуты «Как выглядит успешный человек?»

  • Классные часы общения «Здоровье - путь к успеху»;

Большое место в жизни молодых людей отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым - так можно характеризовать здоровьесберегающее поведение от 15 до 20 лет.

В этот период педагогам занимающимся вопросами сохранения здоровья и учитывающим в своей работе природные мотивационные установки, можно с успехом развивать темы гармоничного физического развития (силы, выносливости, гигиены, эстетики одежды, медицинские аспекты). В этот период будут гармонично и естественно восприниматься такие темы, как нравственность и здоровье, духовное здоровье. Например, вопросы, имеют ли возможность молодые люди, употребляющие наркотики получить социально значимую профессию, и т.п.

Структура выбора эффективных форм работы

по воспитанию культуры здоровья в разных возрастных группах

Возрастные группы

7-10

10-14

15-17

Ведущий вид деятельности

Учебно-познавательная деятельность

Личностное общение

Морально-личностное общение

Здоровьесберегающая мотивация

Подчинение этнокультурным требованиям. Подражание значимым взрослым.

Подражание сверстникам

Карьерные устремления. Взаимоотношения в системе «ты и я»



Формы работы

Конкурсы рисунков, слоганов, закладок для книг;

классные часы общения с привлечением родителей;

дни здоровья «Мама, папа, я - спортивная семья»;

вовлечение в работу кружков и секций;

праздники здоровья.

дни витаминных салатов, соков, спелых арбузов.


Выпуск гимназической газеты;

Оформление классных уголков здоровья;

Конкурс - выставка рекламных слоганов;

Месячник профилактики вредных привычек, наркомании и ВИЧ-инфекции;

Акция «Скажи - НЕТ!»;

(члены детского КЦ «Здравгимн» распространяют информационные листовки о вреде употребления подростками сигарет, алкоголя, наркотиков).

Акция «Гимназия без курения!» (запись в «Книгу протеста»)

Конкурс агитбригад, пропагандирующих ЗОЖ

Конкурс классных аптечек

Конкурс «Самый зеленый класс»

Конкурс «Физкультминутка на каждом уроке»

«Веселые переменки» - занятия с младшими школьниками. Физическими упражнениями, играми, танцами;

«Дежурство по здоровью». Детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;

Обучающие исследования (по методике «тихая дискуссия»);

Акция «Тяжелый портфель».

Круглые столы (с приглашением успешных людей в различных областях деятельности);

Диспуты «Как выглядит успешный человек?»

Классные часы общения «Здоровье - путь к успеху»;

«Чтобы быть любимым - нужно быть здоровым»



Заключение и выводы

Следует помнить, что каждый взрослый человек - «родом из детства». Всю свою жизнь он реализует тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который был заложен и сформирован в детском возрасте. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет вести здоровы образ жизни. Для этого необходимо создание стойкой мотивации на здоровье.

А главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни - это грамотно выстроенная система воспитания соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

- физической - управление движением;

- физиологической - управление процессами в теле;

- психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;

- интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Классическая гимназия №1 им. В.Г. Белинского на протяжении последнего десятилетия серьезно занимается проблемой здоровья учащихся. Система работы, выстроенная в соответствии с учетом законов возрастного развития принесла свои результаты. А именно:

  • сравнительно малое количество учащихся курит;

  • сохраняется тенденция к увеличению количества здоровых детей;

  • наблюдается тенденция снижения заболеваемости «школьными болезнями»

  • сохраняется тенденция к уменьшению количества случаев травматизма;

  • повышается мотивация учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья.



Литература

Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань, 2000;

Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., 1991;

Белов В.И. Психология здоровья.СПб., 1997;

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М.,2000;

Кудрявцева Л.И. Валеологическое воспитание детей младшего школьного возраста // Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в системе дополнительного образования. Оренбург,2000;

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Под. Общ. Ред. Н.В.Сократова. М.:ТЦ Сфера,2005;

Феофанов В.Н. Мотивация детей на здоровый образ жизни// Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников. Оренбург,2001.




© 2010-2022